Стилистические особенности исполнения произведений русских композиторов
- Горбунова Ольга Ивановна
- Преподаватель фортепиано
- ГБПОУ «Тольяттинский музыкальный колледж им. Р.К Щедрина»
- г. Тольятти, Россия
В музыкальной эстетике категория стиля появилась в конце 16 века в связи с
дифференциацией содержания профессиональной музыки и возникшей необходимостью
различать содержание произведений и способы его выражения.
В 16-17 веке под музыкальным стилем подразумевали характеристику жанра и
национальных школ.
В 18 веке — более широкое значение — музыкальный стиль исторического периода.
В 19 веке — более узкое значение, указывающее на индивидуальную манеру письма.
В 20 веке — о музыкальном стиле говорят и по отношению к периоду творчества того
или иного автора, а также — применительно к отдельным произведениям.
Формирование в России национальной школы светского музыкального искусства
относится к последним десятилетием 18 века.
Именно в эти годы начинается период собирания музыкального фольклора.
На темы народных песен создается много вариационных циклов.
В 18 веке в жанре вариаций писали: В.С.Калинников, И.Е.Хандожкин, Л.С.Гурилев.
В это время осуществлялся переход от классического принципа варьирования к
романтическому.
Если на Западе в конце 18 века и в начале 19 века наблюдался расцвет фортепианной
сонаты, то в русской музыке того времени этот жанр не получил значительного развития.
Больше других к нему проявил интерес Д.С.Бортнянский. Его сонаты — это превосходные
образцы русского музыкального классицизма.
Во II половине 19 века фортепиано становится обычным инструментом дворянского
дома. В связи с развитием романтизма в России усилился интерес к лирическим
сочинениям различных жанров.
Наиболее ярким и самобытным было творчество М.И.Глинки. Новаторство
сказалось в использовании подголосочной полифонии, в таком виде не применявшееся его
предшественниками. Автор тонко воспроизводит манеру русского народного пения –
чередование одноголосных запевов с хоровым многоголосием и вводит дополняющие
голоса, являющиеся вариантами основного напева.
Вариационные циклы Глинки лишены аморфности, они стройны и лаконичны (5-6
вариаций). В процессе варьирования тем Глинка более глубоко раскрывает их содержание
и наряду с этим переосмысливает его.
Глинка сочетает принцип «распевания» темы, свойственное оркестровым
произведениям и хору, он придает ей иную, более насыщенную тембровую окраску,
использует полифонические приемы близкие русскому народному многоголосию.
М.П.Мусоргский продолжал традиции Глинки.
Особенно значительна роль Мусоргского в разработке монументально-эпической
фактуры. Он создал новые замечательные образы «портретной» и жанровой звукописи
(«Картинки с выставки»).
В русской фортепианной музыке 70-80х годов 19 века особенное место принадлежит
творчеству П.И.Чайковского.
Фортепианный стиль Чайковского имеет явно выраженный национальный облик.
Помимо мелодического, ладо-гармонического, полифонического и ритмического
своеобразия, они отличаются мастерской имитацией русских народных инструментов:
тягучих «разводов» - гармоники, поэтичных свирельных наигрышей, гусельных
переборов, «бряцаний» балалайки и перезвонов бубенцов.
В сочинениях камерного плана композитор использует фактуру, богатую деталями и
требующую тонкости исполнения. В виртуозных сочинениях Чайковский обычно
применяет аккордовую и октавную технику.
Развитие мелоса в сочинениях Чайковского основано на двух принципах:
1) Последовательное распевание мелодии путем более насыщенного ее изложения
(на октаву ниже, движение октавами: «Времена года»:«На тройке», «Осенняя песня»,
«Песня жаворонка»)
2) Полифоническое обогащение ткани, насыщение ее «поющими голосами»,
дополнительными линиями.( «Баркарола» из «Времен года»).
В произведениях Чайковского перед интерпретатором возникают разнообразные
художественные и технические задачи.
Важнейшая — воплощение лирико-поэтического содержания композитора.
Искренность чувства легко подменяется чувствительностью, эмоциональный подъем
– ухарским пылом, простота — скольжением по поверхности душевных переживаний. И
редко кто умеет передать лирические страницы Чайковского во всей их обаятельности и
безыскусственности.
С.В.Рахманинов принадлежит к числу крупнейших композиторов рубежа 19-20 в.
Его музыка обладает мелодическим и подголосочно-полифоническим богатством,
идущим от русской народной песенности и особенностей знаменного распева (мелодика
знаменного распева основана на обиходном звукоряде, отличается плавностью,
уравновешенностью волнообразных линий).
Одна из отличительных черт музыкального стиля Рахманинова — органическое
сочетание широты и свободы мелодического дыхания с упругим и энергичным ритмом.
Для гармонического языка его музыки характерно многообразное претворение
колокольных звучаний. Небольшие попевки, построенные на поступенных ходах с
интонационными и ритмическими варьированиями мотивов — особенность творческого
почерка композитора (Прелюдии ор 23, ор 32).
Музыка А.А.Скрябина отразила дух своего времени. В ней соединились волевой
порыв, напряженная экспрессия, героическое ликование, особая полетность, утонченная
«одухотворенная» лирика.
В творчестве Скрябина своеобразно сочетаются 1) позднеромантические традиции,
2) явления импрессионизма (тонкий звуковой колорит), 3) символизма, 4)
экспрессионизма.
Интонационно-стиллистические приметы, связывающие Скрябина с Чайковским –
поступенность мелодических линий с характерными романтическими слабыми
окончаниями фраз и мотивов.
Выдержанность общего эмоционального состояния, однотипность фактуры
характерны для скрябинских прелюдий. Сама по себе повторяемость ритмических пластов
в композиции, столь свойственная жанру прелюдии неожиданно смыкается с новейшими
литературно-художественными исканиями, образующими стиль модерн.
Скрябин миниатюрист уже в ранних произведениях проявляет склонность к
фиксации «мгновений». В отличие от классиков импрессионизма его более привлекают не
впечатления, идущие извне, но, как правило, мгновения чувства.
Скрябин в прелюдиях сторонится пейзажности. Даже усиливая звенящие русские
краски в диатонических пьесах, композитор словно бы растворяет формы и цвет в
солнечных лучах.
В прелюдиях много прозрения в будущее зрелого стиля художника. Это и обилие
хроматизмов, возникающих из заполнения мелодического движения ,и движения
аккордовой вертикали альтерированными неаккордовыми звуками, проходящими
задержаниями ( Прелюдия ор.17№6).
Н.К.Метнер — творец фортепианной музыки. Все музыкальное мышление Метнера
имеет глубокие корни, проникнутые интенсивными переживаниями, знанием
классического и романтического искусства.
Один из излюбленных жанров в фортепианном творчестве Метнера — его «Сказки»,
оригинальный и новый благодаря программно-поэтическому содержанию, хотя и не
указанному, но угадываемому.
Метнер считал важнейшим элементом музыки — мелодию, как композитор и как
пианист он посвящал ей главное свое внимание. Он стремится к созданию простых,
естественных мелодий.
Идеал Метнера — возрождение к жизни нестареющих общих норм классического
искусства. Чувство тоски по прекрасному рождает главный тон всей музыки Метнера –
тон элегический («Соната-воспоминание»).
В основе стиля Метнера лежит строгая конструктивная логика и особое внимание к
ясной расчлененности формы. Особое внимание к кадансу, к отчетливым завершениям и
крупных и мелких разделов формы.
В сфере гармоний — осложнение движения: уплотнение аккордов задержаниями,
прибавленными неаккордовыми звуками или полифоническими линиями, что образует
почти сплошь насыщенную ткань (Элегия ор.59№1 такты 4,7).
Повышенная интенсивность свойственна для метнеровской ритмики, изобилующей
активными импульсами и усложненной множеством характерных деталей («Соната-
сказка» с-moll).
Для фактуры большую роль играет сплетение линий отдельных голосов — их
собственная динамика и их конфликтные скрещивания по вертикали. Речь идет о
полимелодике, которая сближает между собой Метнера, Скрябина и Рахманинова, а так
же содержательностью и связью с широким кругом художественных традиций.
Список литературы.
Ф.Д.Алексеев «История фортепианного искусства». «Планета музыки», 2017г.
Д.Житомирский «Статьи и воспоминания».Москва «Советский композитор», 1981г.
С.С.Скребков «Статьи и воспоминания». Москва «Советский композитор», 1979г.
О.И.Соколова «С.В.Рахманинов». Москва «Музыка», 1984г.
И.Ф.Бэлза «А.Н.Скрябин». Москва «Музыка», 1987г.
В.В.Рубцов «А.Н.Скрябин». Москва «Музыка», 1989г.
Г.Г.Нейгауз «Воспоминания, письма». Москва «Советский композитор», 1983г.
Н.К.Метнер. «Статьи, воспоминания, материалы». Москва «Советский композитор»,
1981г