link8568 link8569 link8570 link8571 link8572 link8573 link8574 link8575 link8576 link8577 link8578 link8579 link8580 link8581 link8582 link8583 link8584 link8585 link8586 link8587 link8588 link8589 link8590 link8591 link8592 link8593 link8594 link8595 link8596 link8597 link8598 link8599 link8600 link8601 link8602 link8603 link8604 link8605 link8606 link8607 link8608 link8609 link8610 link8611 link8612 link8613 link8614 link8615 link8616 link8617 link8618 link8619 link8620 link8621 link8622 link8623 link8624 link8625 link8626 link8627 link8628 link8629 link8630 link8631 link8632 link8633 link8634 link8635 link8636 link8637 link8638 link8639 link8640 link8641 link8642 link8643 link8644 link8645 link8646 link8647 link8648 link8649 link8650 link8651 link8652 link8653 link8654 link8655 link8656 link8657 link8658 link8659 link8660 link8661 link8662 link8663 link8664 link8665 link8666 link8667 link8668 link8669 link8670 link8671 link8672 link8673 link8674 link8675 link8676 link8677 link8678 link8679 link8680 link8681 link8682 link8683 link8684 link8685 link8686 link8687 link8688 link8689 link8690 link8691 link8692 link8693 link8694 link8695 link8696 link8697 link8698 link8699 link8700 link8701 link8702 link8703
Ольга Николаевна
Должность:Редактор
Группа:Команда портала
Страна:
Регион:не указан
Развитие творческого потенциала молодых исполнителей посредством ансамблевого музицирования
  • Л. Н. Землянская, Г. А. Сайфулина
  • Преподаватели фортепиано
  • КГКП «Восточно-Казахстанское училище искусств имени народных артистов братьев Абдуллиных»
  • г. Усть-Каменогорск, Восточно-Казахстанская область, Казахстан
Долгая история развития фортепиано привела к тому, что оно
стало, практически, единственным сольным инструментом, способным
передать музыкальное произведение во всей полноте и цельности.
Мелодия, бас, гармонические фигурации, полифония могут быть
воспроизведены на рояле одновременно. Рояль стал самодостаточным
«королем» всех музыкальных инструментов.
Такая особенность фортепиано «обрекает» пианистов на
индивидуализм и одиночество в творчестве. Духовые, казахские и
русские народные, ударные, струнные инструменты — все
объединяются в обязательном порядке в оркестры и ансамбли, а так же,
им нужны другие музыканты для аккомпанемента сопровождения.
Пианистам так же хочется поучаствовать в коллективном
творчестве, и они играют фортепианные ансамбли и дуэты. Кроме того,
играющему пианисту необходим навык концертмейстерской работы и
ансамблевого исполнительства.
Существует два вида ансамблевого исполнительства –
четырехручный дуэт и ансамбль пианистов на двух фортепиано.
Исполнительские особенности этих жанров имеют кардинальные
различия, которые касаются как принципиальных стилевых основ, так
и репертуарных особенностей исполняемой музыки.
Произведения для двух фортепиано тяготеют к виртуозности и
соперничеству двух партий, а близкое соседство пианистов за одной
клавиатурой — к внутреннему единству и сопереживанию.
Поскольку, начальное образование пианиста представляет собой
сольную игру, участие в ансамбле для него представляет собой
определенные трудности. Эта проблема в музыкальной школе решается
на уроках посредством игры в ансамбле ученика и преподавателя.
Навык игры в фортепианном ансамбле решает проблему расширения
кругозора учащихся, активизирует их интерес к познанию новой
музыки, не только фортепианной.
19 столетие знаменует собой развитие жанра фортепианного
дуэта, так как возможности молоточкового фортепиано, с его
расширенным диапазоном, способностью к постепенному усилению
или уменьшению звучности, добавочным резонатором педали открыли

для исполнителей и композиторов широкий творческий репертуарный
простор.
Демократичность и доступность жанра фортепианного дуэта
способствовали широкому распространению традиций домашнего
музицирования. Четырехручные переложения симфонических,
вокальных, камерных произведений и оригинальные пьесы,
рассчитанные на средний и слабый пианистический уровень, были
доступны многим любителям. Игра в четыре руки развивала у
взрослых и детей ансамблевые навыки и навык читки с листа.
Играя переложения, массы любителей и профессионалов
знакомились с сочинениями самых различных жанров: симфоний,
камерно-инструментальных ансамблей Моцарта, Гайдна, Бетховена,
Мендельсона, Шумана, Брамса, Чайковского и других авторов. Музыку
для фортепианного ансамбля писали почти все композиторы 19 века.
Оркестровые тенденции, заложенные в природе фортепиано,
побуждали композиторов инструментовать как свои, так и чужие
четырехручные произведения, причем, эти переложения становились
более известными, чем оригиналы.
Бурный взлет популярности жанра фортепианного ансамбля в 19
веке сменился стремительным спадом интереса к нему уже в 20 веке.
Этому способствовали крепнувшие антиромантические тенденции,
изменение образа жизни, мышления и интересов потенциальных
исполнителей.
Повсеместное распространение средств массовой информации,
усовершенствование звукозаписи ослабило актуальность
познавательной и просветительской функций фортепианного ансамбля,
какими они были в 19 столетии.
Новый подъем популярности ансамблевого музицирования
возник в связи с ростом интереса к искусству барокко. Возникновение
камерных коллективов — оркестров, хоров, ансамблей, явило собой
возрождение камерности музыкального искусства. Концертная жизнь
переместилась с больших стадионов и концертных залов в небольшие
пространства музеев, картинных галерей и камерных помещений.
Жанр фортепианного дуэта стал на этом фоне эмблемой камерного
музицирования.
Успешное ансамблевое исполнительство требует ряд
специфических навыков и способностей, отличный от сольной игры.
Это - быстрая ориентация в нотном тексте и навык качественной читки
с листа. Умелый, активный зрительный охват текста, не разбирая ноту
за нотой, дает возможность сразу понять структуру произведения, его
художественную идею, темпы, характер и направленность образного
развития. В этом заключается залог полноценного профессионального
формирования музыканта и ансамблиста.
Умение разделить фактуру произведения на гармонические и
мелодические комплексы, ощутить характерность, присущую

различным композиторским стилям, специфику средств, используемых
композитором, помогает при быстрой читке с листа. Эти
исполнительские навыки наиболее полно развиваются и формируются
как раз при работе над фортепианными ансамблями, дуэтами.
Так же при работе в ансамбле, при быстрой читке с листа,
пианист привыкает к определенному расположению нот на нотном
стане и рефлекторно ощущает их на клавиатуре. Внешняя форма
аккордов, фигураций и других структур, часто встречающихся в
фортепианных ансамблях, вырабатывают моментальную реакцию
мышечного аппарата — руки пианиста рефлекторно принимают форму
нужной фигурации (трезвучие, секстаккорд, квартсекстаккорд,
доминантсептаккорд, «альбертиевы» басы и т. д.)
При разборе нотного текста, прочтении его с должным
качеством, необходим полный охват фактуры и ритмической
структуры каждого произведения или фрагмента. Поэтому, игра в
ансамбле формирует необходимый навык охвата ритмической
структуры, то есть, последовательности разных ритмических
фигураций, пауз, синкоп.
Музыкальный педагог в повседневной работе с каждым учеником
проходит сразу несколько произведений различных стилей, фактур,
характеров. Поэтому, он не может обойтись без развития у своих
воспитанников навыков чтения с листа, умения анализировать
специфику незнакомого текста. Чтение с листа не должно
рассматриваться как второстепенная задача — это органическая
составляющая часть общего музыкально-исполнительского
потенциала, как учащихся, так и их педагогов.
Игра в ансамбле расширяет рамки охвата музыкального текста –
они более широкие, чем у сольного пианиста. Необходимость разбора
не только своей партии, анализа и понимания того, что происходит в
музыке партнера по ансамблю, координация движений, слуховой
контроль, ритмическая стабильность, гармонический слух во многом
отличаются от ощущений пианиста-солиста. Пианист сольного
исполнения играет напамять заранее выученное произведение и следит
только за своей клавиатурой, контролирует только свои эмоции, ритм и
динамику. Пианист - ансамблист играет «на ощупь», его глаза
прикованы к нотному тексту, слух воспринимает «мешающие» звуки
второй партии. Такое объемное раздвоение восприятия музыки
является одной из проблем исполнения в ансамбле.
Выработка автоматизма необходима для того, чтобы освободить
себя от забот чисто технического плана и переключить внимание на
задачи динамического, художественного, ансамблевого баланса. В
соблюдении единой художественной и исполнительской трактовок
обеих партий ансамбля фактор волнении играет так же важнейшую
роль. Игра в ансамбле повышает ответственность исполнителя за
стабильность и художественную точность своей игры во много раз.

Фактор внезапности, сопровождающий ансамблиста на сцене,
должен иметь ряд защитных реакций. Готовность выйти с
минимальными потерями из тех неожиданностей, которые могут
возникнуть на концерте, является одной из главных качеств пианиста-
ансамблиста.
Выход исполнителя — ансамблиста на концертную эстраду
предполагает перемещение в особое состояние, отличное от рабочего,
репетиционного. Непривычные условия: акустика концертного зала,
освещение, новые инструменты, необходимость скрывать и бороться с
волнением, ответственность перед слушателями и своим партнером,
требуют специальной тренировки, координации звукового баланса и
заинтересованного компетентного консультанта на репетициях, чтобы
иметь реальную художественную картину своего выступления.
Роль ансамблевого музицирования в учебно-педагогическом
процессе трудно переоценить. Игра в 4 руки дисциплинирует ритмику,
учит считать паузы, «пустые» такты, формирует навык вступать во
время, совершенствует умение читать с листа, вырабатывает
технические приемы, необходимые для игры в любом ансамбле.
Искусство игры в 4 руки — есть искусство вести диалог с партнером,
понимать партнера, во время подавать реплики и во время уступать,
сохраняя единство и стиль общей беседы.
Игра в 4 руки является наиболее доступным и демократичным
средством для развития творческого потенциала и становления
мастерства молодого исполнителя.
Список литературы.

1. Баренбойм Л. А. Музыкальная педагогика и исполнительство,
«Музыка», 1974г.
2. Рабинович Д. Портреты пианистов, «Советский композитор»,
1970г.
3. Мартинсен К. А. Индивидуальная фортепианная техника,
«Музыка»,1966г.
4. Третьякова Л. С. С. В. Рахманинов, «Знание», Москва, 1973г.
5. Зильберквит М. Рождение фортепиано, «Детская литература»,
1984г.
6. Ильина Т. А. Педагогика, «Просвещение»,1984г.
Наши услуги



Мир учителя © 2014–. Политика конфиденциальности