Ольга Николаевна
Должность:Редактор
Группа:Команда портала
Страна:
Регион:не указан
Индивидуальный подход к учащимся как основной принцип педагогики в дополнительном образовании.
  • Орёл В.А.
  • Преподаватель скрипки
  • КГКП "Восточно-Казахстанское училище искусств им. народных артистов братьев Абдуллиных"
  • г. Усть-Каменогорск, Восточно-Казахстанская область, Казахстан

Одно из важнейших направлений деятельности современного общества
- всестороннее развитие каждого конкретного ребенка. Индивидуальный
подход к ребенку является общепризнанным принципом воспитания, он
нацелен на укрепление положительных качеств и устранение недостатков,
требует от педагога большого терпения, умения разобраться в психических
особенностях каждого ребенка. Творческая деятельность и ребенка, и
педагога является одним из основных свойств индивидуального подхода.
Индивидуальный подход как важный принцип педагогики заключается
в управлении развитием человека, основанном на глубоком знании черт его
личности и условий жизни. Педагогика индивидуального подхода имеет в
виду не приспособление целей и основного содержания обучения и
воспитания к отдельному школьнику, а приспособление форм и методов
педагогического воздействия к индивидуальным особенностям с тем, чтобы
обеспечить запроектированный уровень развития личности. Индивидуальный
подход создает наиболее благоприятные возможности для развития
познавательных сил, активности, склонностей и дарований каждого ученика.
Проблемы индивидуального подхода к детям требовали решения с
давних времен. В ХХ веке А.С. Макаренко считал принцип индивидуального
подхода к детям очень важным. Решая ряд педагогических проблем, он
обосновал важнейшие положения индивидуального подхода к детям. Также
проблема индивидуального подхода к детям получила всестороннее развитие
в практическом опыте и педагогическом учении В.А. Сухомлинского. Он
считал, что путь изучения индивидуальных особенностей ребенка, нужно
начинать с его семьи, с необходимости педагогического просвещения его
родителей, так как в каждой семье свой уклад, свои традиции и сложные
взаимоотношения между ее членами. Проблема индивидуального подхода к
детям решается и в ХХI веке, но без знаний педагогом психологии она не
может быть решена успешно.
Научные основы индивидуального подхода к учащимся в процессе
обучения и воспитания были заложены К. Д. Ушинским в его работе
«Человек как предмет воспитания». Для того, чтобы всесторонне воспитать
человека утверждал он, его нужно узнать во всех отношениях.
Индивидуальный подход является одним из важных принципов обучения.
Как указывается в педагогическом словаре, реализация индивидуального
подхода в обучении позволяет учителю в результате всестороннего изучения
своих воспитанников создать представление о характере каждого из них, о
его интересах, способностях; о влиянии на него семьи и ближайшего
окружения; получить возможность объяснить поступок ребенка и отношение
к учебе в целом.

Различают следующие 2 вида индивидуального подхода: на основе
учета комплекса различных особенностей ученика и на основе учета какой-
либо отдельной особенности. Большинство авторов исходят из комплекса,
где доминирует уровень знаний, умений, навыков и познавательных
способностей.
Индивидуальный подход преследует следующие цели:
- Обучение - расширить знание учащихся, повысить уровень знаний, умений,
навыков на основе интересов и способностей.
- Развитие — формирование и развитие логического мышления, креативности.
- Воспитание — индивидуальное воспитание личности создает предпосылки
для развития интересов исходя из особенностей ребенка.
- Повышение мотивации и стремление познать мир.
Также в индивидуальном обучении определенную роль играют:
темперамент, интересы, склонности, способности, характер отношения к
учебной деятельности, взаимоотношения, настроение.
Предмет «Музыкальный инструмент скрипка» предполагает
проведение индивидуальных занятий (их основная форма — урок). Такой вид
обучения создает необходимые условия для наблюдения за учащимся с
целью всестороннего изучения и развития его способностей, личностных
качеств, позволяет дифференцировать объем и сложность задач. В
педагогической практике не встречаются одинаковые ученики: каждый
ученик требует применения индивидуальных методов педагогической
работы. Главным достоинством индивидуального и дифференцированного
обучения является то, что они позволяют полностью адаптировать
содержание, методы и темпы учебной деятельности ребенка к его
особенностям, следить за каждым его действием, за продвижением от
незнания к знанию, вносить вовремя необходимые коррекции в деятельность
ученика.
Важность правильного выбора репертуара в классе «скрипка» общепризнана.
Репертуар должен отвечать логике усвоения и освоения учащимся материала,
учитывать индивидуальные особенности конкретного ученика. При подборе
репертуара педагог обязан «вглядываться в лицо» ребенка, вслушиваться в
его реакцию, вопросы, замечания. Правильно составленный репертуар
развивает музыкальное мышление учащегося, побуждает его к творческим
поискам, развивает в ученике самостоятельность. А серый репертуар, не
соответствующий уровню музыкальных способностей и интеллекта ребенка,
снижает его стремление заниматься музыкой.

При работе над каждым музыкальным произведением воспитывается и
музыкальное мышление, техника учащегося; выучив музыкальное
произведение, он обогащает свой репертуар, и в этом отношении указанные
задачи тесно переплетаются.
Одной из основных форм планирования занятий в классе «Скрипки» является
составление индивидуальных планов для каждого ученика (c учетом его
возможностей) на каждое полугодие. В индивидуальный план включаются
разнохарактерные по форме и содержанию произведения русской,
зарубежной и современной музыки. В работе над репертуаром педагог
должен добиваться различной степени завершенности исполнения
музыкального произведения, учитывая, что некоторые из них должны быть
подготовлены для публичного исполнения, другие для показа в классе,
третьи — в порядке ознакомления. Все это обязательно фиксируется в
индивидуальном плане ученика.
Составление «индивидуальных планов» учащихся принадлежит к числу
ответственейших и серьезнейших сторон педагогической деятельности и
требует постоянной тщательной работы педагога над собой. Для
целесообразного выбора репертуара педагог не только должен уметь
наметить направления работы с учеником, не только постоянно обогащать
свои знания в области скрипичной литературы, но и научиться разбираться в
трудностях скрипичных произведений для того или иного уровня
продвинутости.
Индивидуальные планы работы, составляемые педагогом, должны опираться
на психолого-педагогическую характеристику учащегося, позволять видеть
перспективу развития каждого ребенка и служить своеобразным ориентиром
в совместной деятельности педагога и его воспитанника.
Итак, можно выделить следующие принципы подбора репертуара в классе
«Скрипка»:
1. Учет индивидуальных музыкальных способностей (музыкальный слух,
чувство ритма, музыкальная память и т.д.).
2. Учет индивидуальных психологических особенностей (внимание,
логическое мышление, реакция, темперамент и т.д.).
3. Репертуар должен быть соразмерен с возрастом ученика, т.е. следует
учитывать психолого-педагогические возрастные особенности ребенка
(психологические особенности познавательной сферы, ведущую
деятельность, соответствующие данному возрасту).
4. Выбранный репертуар должен соответствовать существующим
программным требованиям по отбору музыкального материала. Как

известно, программные требования (зачетов, экзаменов, академических
концертов) предусматривают общепринятый образец подбора произведений.
К ним относятся: произведения крупной формы, этюды, пьесы виртуозного
плана, пьесы кантиленного характера.
5. Выбранные произведения должны быть направлены как на формирование
художественно-интеллектуального уровня подготовки учащегося, так и на
развитие его исполнительской техники.
6. Выбранный репертуар должен отвечать критериям художественности и
увлекательности, педагогической целесообразности, учёта воспитательных
задач. Учебный музыкальный материал является главным носителем
содержания учебного познания, поэтому он должен обладать высокой
степенью содержательности, ёмкости, многогранности, художественной
значимости, а также объёмностью и многообразием.
7. Принципы значимости музыкального материала для личности
(познавательной, эстетической, практической), художественного
разнообразия репертуара, концентрической организации художественно-
технических задач, планирование самостоятельной деятельности учащихся.
8. Принцип системности. Подбирая музыкальный материал по принципу
постепенного усложнения, создаются условия для параллельного развития и
исполнительской техники учащегося, и его музыкального мышления.
В завершении хотелось бы отметить, что индивидуальный подход — один из
главных принципов педагогики. Проблема индивидуального подхода носит
творческий характер, но существуют основные моменты
дифференцированного подхода к детям:
- знание и понимание детей;
- любовь к детям;
- основательные теоретические знания;
- способность педагога размышлять и умение анализировать.
Дети всегда должны чувствовать поддержку педагога.

Список литературы:
Вопросы музыкальной педагогики — М. Музыка
Готсдинер А.Л. Музыкальная психология - М., 2011
Петрушин В. Музыкальная психология –М., 2008
Фейгин М.Е. Индивидуальность ученика и искусство педагога.
М.: Музыка 1975.
Халабузарь П.В., Попов В.С. Методика музыкального воспитания - М., 2010

Наши услуги



Мир учителя © 2014–. Политика конфиденциальности