Ольга Николаевна
Должность:Редактор
Группа:Команда портала
Страна:
Регион:не указан
ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ
  • Мацаренко Т.Н.
  • Научный сотрудник, кандидат педагогических наук
  • ФГАОУ ДПО «Центр реализации государственной образовательной политики и информационных технологий»
  • г. Москва, Россия
Скачать файл: terapiya.doc
Посмотреть онлайн файл:

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ

METHODS OF DANCE THERAPY IN ADDITIONAL EDUCATION

FOR CHILDREN AND ADULTS

Мацаренко Татьяна Николаевна / Matsarenko Tatiana Hikolaevna

научный сотрудник ФГАОУ ДПО ЦРГОП и ИТ, кандидат педагогических наук

e-mail: e-rus@mail.ru

руководитель сообщества "Танец. Тренинг. Танцтерапия"

https://vk.com/public175207542

Аннотация: в статье рассматривается значение хореографии в воспитании личности, подходы и методики применения танцевальной терапии, традиционные принципы работы тренинговых групп, художественная особенность джазового танца , танца-модерн.

Annotation: the article discusses the importance of choreography in the education of the individual, approaches and methods of using dance therapy, traditional principles of training groups, artistic feature of jazz dance, modern dance.

Ключевые слова: хореография, танцевальная терапия, педагог-хореограф педагогическая среда, дополнительное образование.

Keywords: choreography, dance therapy, dance teacher, pedagogical environment, additional education.

В разные периоды развития общества хореографии придавалось огромное значение в разностороннем совершенствовании и воспитании личности человека. Ученые в своих исследованиях признают хореографию средством формирования и гармонизации личности занимающихся (И.Адо, A.И.Арнольдов, Б.Бегак, И.Ф.Гончаров, Б.К.Григорович, Т.Б.Нарская, и др.), подчеркивают, что эффективность произвольных движений проявляется в формировании эстетической культуры личности (Л.С.Выготский, Ю.И.Громов, А.Б.Есин, П.Блазер, А.Хекелманн и др.) [1]. Хореография рассматривалась как часть общеобразовательного процесса (В.Геращенко, Е.Савченко, B.И.Уральская и др.); как практическая эстетическая деятельность (Е.В.Николаев, А.М.Месессер и др.); определялась средством формирования психики человека (Ю.М.Лотман, A.И.Воронина, С.В.Филатов и др.) оказывала оздоровительное воздействие на организм занимающихся (А.Н.Брусницына, Т.Васильева, C.А.Егорова, C.B.Казначеев, М.В.Левин и др.). На современном этапе развития общества хореография общепризнанна и как танцевальная - терапия для повышения самооценки, коррекции психического и физического состояния [2]. Основоположницами танцевальной терапии, разработанной в США во время Второй мировой войны стали четыре профессиональные танцовщицы и педагоги-хореографы танца модерн Мэриан Чейз (Marian Chase), Лилиан Эспенак (Liljan Espenak), Труди Шуп (Trudi Schoop) и Мари Уайтхауз (Mary Whitehouse). Их главная и объединяющая идея о том, что танец – дорога для раскрытия чувств, баланс между душой и телом.

Современная танцевальная терапия имеет различные подходы и методики применения: эвритмия, искусство движения с музыкой и речью Рудолфа Штейнера [6], Пять Танцев в вольном стиле Габриэллы Рота - 5 ритмов, открывающихся человеку на пути танца:

Поток (Flowing) — ритм, который учит текучести и грации, плавные, мягкие, округлые, движения “женской” энергии;

Стаккато (Staccato) — ритм, который учит определенности, законченности и четкости, резкие, сильные, отрывистые, “мужские” движения;

Хаос (Chaos) — ритм как поиск формы для творческого воплощения, хаотические движения, неконтролируемые, непредсказуемые;

Лиричность (Lyrical) — ритм как синтез и интеграция, тонкие, изящные, повторяющиеся движения, “полет бабочки” или “падающего листа”;

Неподвижность (Stillness) — ритм созерцания и умиротворения, движение из неподвижности, наблюдение за первичными импульсами движения, “пульсирующая статуя”.

Проведенное исследование применения танцевальной терапии в центрах дополнительного образования детей и взрослых показало, что педагоги-хореографы, работающие во Всероссийском центре художественного творчества, Танцевальном центре «Грандбалет", Государственном лингвистическом центре "Надежда", Московском доме самодеятельного творчества, МОУ ДОД Центре эстетического воспитания создают атмосферу художественно - творческого поиска при подборе нужной хореографической методики, используя различные подходы танцевальных техник, методику применения танцевально-хореографических упражнений формирования осанки, укрепления и растяжки мышц, выражения значимых чувств посредством движения, повышения жизненного тонуса занимающихся [3].

Констатирующий эксперимент, проведенный среди 100 действующих педагогов-хореографов с целью выявить какие используют техники и подходы танцевальной терапии на хореографических занятиях, показал, что 41,7% педагогов-хореографов делают опору на «Basic Dance» (основной танец) — экстернализация тех внутренних чувств, которые не могут быть выражены в осмысленной речи, но передаются в ритмическом, символическом действии; 29,8% используют гуманструктуральную танцтерапию в форме групповой медитации, спонтанного одиночного танца посреди группы, пантомимического танца с музыкой (барабанами) или без музыки.

На занятиях используются традиционные принципы работы тренинговых групп:

  • добровольности участия;
  • «здесь и теперь»;
  • конфиденциальности;
  • открытого выражения чувств;
  • активности.

Танцевальную терапию в целях личностного роста и самосовершенствования используют 15,6% респондентов [4]. В данном случае танец становится способом узнавания себя, своих особых индивидуальных качеств, возможностью вывести неосознаваемые истории своего тела на свет осознания, самовыражением и взаимодействием с другими людьми [5]. Основными выразительными средствами танца являются гармоничные движения и позы, пластическая выразительность и мимика, динамика, темп и ритм движения, пространственный рисунок, композиция (творческое построение под музыку отдельных элементов и соединений). 12,9 % педагогов-хореографов используют на занятиях модерн и джаз танец. Особенность модерна во многом заключается в том, что весь танец формируется на основе естественных двигательных возможностей тела и дыхания. Художественная особенность джазового танца - совершенная свобода движений всего тела, воплощение эмоций исполнителя, танец ощущений, а не формы или идеи, как это происходит в танце-модерн. Занятия модерном и джаз-танцем позволяет выработать необходимые для исполнителя качества: координацию, чувства ритма, свободу тела. Развиваясь в течение последних лет, эти танцевальные техники определили форму урока и методику преподавания в дополнительном образовании детей и взрослых.

Использование методов танцевальной терапии способствует обогащению педагогической среды, стимулирует интерес занимающихся к восприятию и проявлению культуры танца, характеризуют постоянное желание вносить различные изменения и совершенствования в свою педагогическую деятельность - это простор для размышлений о содержании занятий, об условиях преподавания, о своих возможностях.

Материалы для проведения занятий по хореографии, методики XXI века, современные УТП, сценарии проведения уроков, танцевально-игровые тренинги, описание движений выпущены в современных пособиях Савостьянов А.И. Мацаренко Т.Н. "Пластические тренинги саморазвития и самосовершенствования", Мацаренко Т.Н. "Методика и организация хореографической деятельности дошкольников и младших школьников", Савостьянов А.И. Мацаренко Т.Н. "Психологические тренинги самооздоровления, самосозидания, самоорганизации и самоопределения", Мацаренко Т.Н. "Танцевальная терапия как средство универсальной технологии преподавания хореографии в дополнительном образовании детей" и др. С пособиями можно ознакомится в сообществе "Танец. Тренинг. Танцтерапия" https://vk.com/public175207542

Литература

  1. Гренлюнд, Э.Танцевальная терапия / Н.Ю. Оганесян, — СПб.: Речь, 2011, 288 с.
  2. Козлов В.В, Гиршон А.Е, Веремеенко Н.И. Интегративная танцевально-двигательная терапия: Монография Изд. 2-е, расшир., доп.Издательство: Речь, 2010 г 286 стр.
  3. Мацаренко Т.Н. Особенности саморазвития педагога-хореографа системы дополнительного образования детей/ Проблемы современной науки и образования / Problems of modern science and education. Научно-методический журнал. ISSN 2304-2338. 2013. № 3 (17). C. 149-151.
  4. Мацаренко Т.Н. Профориентация артиста балета после завершения сценической карьеры в системе дополнительного образования детей/ Литературно-критический, историко-теоретический иллюстрированный журнал "Балет" №3 (174) май-июнь 2012 год, Москва, С. 26-27
  5. Мацаренко Т.Н. Танцевальная терапия как средство универсальной технологии преподавания хореографии.- М. Издательство Перо, 2015.-68 с.
  6. Штейнер Р. Лечебная эвритмия. Издательство Товарищество научных изданий МКМ. 2008 г. 192 стр.
Наши услуги



Мир учителя © 2014–. Политика конфиденциальности