Сфера образования является первоочередным приоритетом социально - экономического развития страны, именно качество образования предопределяет долгосрочную конкурентоспособность любого государства. В Послании Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева к народу Казахстана отмечается необходимость принятия мер по осуществлению модернизации системы образования, а именно:
- внедрение в процесс обучения современных методик и технологий;
- усиление воспитательного компонента в процессе обучения.
«Патриотизм, нормы морали и нравственности, межнациональное согласие и толерантность, физическое и духовное развитие, законопослушание. Эти ценности должны прививаться во всех учебных заведениях, независимо от формы собственности». [1]
Как известно, в школьные годы закладываются основы личности человека, формируются его интересы, увлечения. В силу своих специфических особенностей и возможностей музыкальное искусство способно оказать огромное воздействие на духовный мир ребенка, на его художественно — эстетическое формирование.
Важную роль в этом процессе выполняет внешкольные учебные учреждения дополнительного образования, в частности детские музыкальные школы.
Главная задача преподавателя детской музыкальной школы — музыкальное воспитание учащихся, включающее широкий спектр их интеллектуальной деятельности: развитие музыкальных и творческих способностей, приобщение к шедеврам отечественной и мировой музыкальной культуры, расширение музыкального кругозора, воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, способности наслаждаться красотой музыки и жизни, эмоционально откликаться на музыкальное произведение.
В известной статье «Десять причин, по которым ребенок должен заниматься музыкой» доктор психологии и искусствоведения Дина Кирнарская анализирует все аспекты влияния музыкального образования на дальнейшую жизнь человека, в детстве обучавшегося в музыкальной школе.
Это воспитание воли и дисциплины (заниматься на инструменте надо регулярно, без перерывов зимой и летом, в будни и праздники, это и развитие математических способностей, ведь юный музыкант учится пространственно мыслить, как Цезарь, делая несколько дел одновременно: читает две строчки нотного текста, координируя работу обеих рук, попадая на нужные клавиши, не теряя при этом заданного темпа и выполняя все штрихи и динамические оттенки. Играющий манипулирует абстрактными звуковыми фигурами, запоминая нотный текст, в котором так же, как в словесной речи есть фразы и предложения, запятые и точки, вопросы и восклицания.
Играющие и поющие лучше говорят и пишут, легче запоминают иностранные слова, у них развиты коммуникативные и артистические навыки.
Умение выступать публично, не теряться, оказавшись в центре внимания, эти навыки, приобретенные в детстве остаются с человеком на всю жизнь.
Большинство успешных людей в любой области занимались в детстве музыкой (хотя бы недолго, и даже без особого рвения).
ДМШ выполняет две задачи:
1. Дает общее музыкальное образование школьникам, воспитывая нашу будущую слушательскую аудиторию в филармонических залах.
2. Выявляет особо одаренных детей и ориентирует их на дальнейшее продолжение обучение в музыкальном училище.
В музыкальных школах представлены разноуровневые учебные программы — как профессионально — ориентированные, так и направленные на общее эстетическое развитие, выполняющие культурно — просветительскую и культурно–досуговую функции.
Отсутствие в сфере дополнительного музыкального образования единых образовательных стандартов, с которыми традиционно принято соотносить достигнутый каждым учащимся уровень обученности, предполагает и иные принципы определения результативности обучения детей, занимающихся по дополнительным программам. Оптимальной сегодня здесь является «система контроля, предполагающая отслеживание образовательных результатов ребенка по отношению к нему самому, то есть не сравнение ребенка с другими детьми, а выявление его собственных учебных и личностных достижений в процессе обучения». [2, с 18]
С древних времен музыка привлекалась для воспитания подрастающих поколений. Ее значение определялось общими задачами воспитания, которые выдвигала каждая эпоха по отношению к детям тех или иных обществ, классов сословий или групп.
Так, в Древней Индии существовали воззрения, согласно которым музыка и музыкальное воспитание способствуют достижению благочестия, богатства. Были выработаны требования к музыке, призванной воздействовать на людей определенного возраста. Так, для детей считалась полезной веселая музыка в быстром темпе, для юношества — в среднем, для людей зрелого возраста — в медленном, спокойного и торжественного характера.
В музыкальных трактах стран Дальнего Востока утверждалось, что музыкальное воспитание призвано привести в равновесие добродетели, развивать в людях человечность, справедливость, предусмотрительность и искренность.
Вопросы музыкального воспитания в Древнем Китае находились в ведении государства. Значительное место занимали они в этическом учении древне-китайского философа Конфуция. Он подчинял музыку строгой регламентации, распространяя на Музыкальное воспитание государственно-политическую точку зрения, запрещал исполнять музыку, преследующую иную цель, чем воспитание нравственности.
В античной этике одним из элементов демократической системы воспитания была музыка, использовавшаяся как средство гармонического развития личности. Вопросам Музыкального воспитания в Древней Греции уделялось исключительное внимание: в Аркадии все граждане до 30 лет должны были обучаться пению и инструментальной музыке: в Спарте, Фивах и Афинах — учиться игре на авлосе, участвовать в хоре (это считалось священным долгом). Музыкальное воспитание с Старте носило ярко выраженный военно-прикладной характер. «В самих спартанских песнях было что-то воспламеняющее мужество, возбуздавшее энтузиазм и призывавшее на подвиги…» [3]
Издревле музыка занимала особое место в развитии человека. Древнегреческий философ Платон образование делил на две категории — музыку и гимнастику. Он считал, что будущим воинам нужно дать двоякое воспитание — мусическое и гимнастическое. «Первое — для души, второе — для тела. При этом воспитание души следует начинать раньше воспитания тела. Гимнастика и музыка, действуя вместе, должны привести к гармонии человека с самим собою. Они должны сделать так, чтобы развитие сил телесных и духовных шли рука об руку, а в душе произошло соединение силы и мягкости характера, мужества и доброй нравственности.
Гимнастика должна приучить человека к простому и строгому образу жизни. Музыка же должна развить в человеке чувство прекрасного и любовь к нему, а также нравственную зрелость… » [3]
Общество, войдя в третье тысячелетие, столкнулось с серьезной ситуацией, когда духовные и нравственные начала в воспитании человека оказались потесненными урбанистическими «идеалами»: потребительским отношение молодого поколения к жизни, ориентиром на развлекательность и «информационное накопительство». В сложившейся ситуации, страдают, прежде всего, дети, теряя связь с семьей, природой, истоками своей культуры. Сегодняшний школьник современного бурного меняющегося мира совсем иной, чем был раньше. Он опережает своих предшественников в физическом развитии, но увы, отстает в духовно-нравственном плане. К тому же, новые условия современной жизни не способствуют духовному здоровью детей. Необходимы духовно-нравственные акценты в массовом музыкальном образовании.
Музыка, как известно, самая сильная среди искусств по своему прямому и непосредственному воздействию на психику человека.
Американские ученые физик Г.Шоу и психолог Ф. Раушер основываясь на экспериментах, проведенных ими в Калифорнийском университете в 1997 году объявили, что обучение игре на рояле и пению положительно действует на механизм памяти и эмоциональной реакции.
Музыка успокаивает и приводит в ярость, внушает тревогу или надежду на перемены к лучшему, пробуждает воспоминания и будит желания. Она воздействует не только на психику и воображение, но и на все физиологические процессы в организме. Выяснилось также, что с помощью музыки можно стимулировать работу отдельных элементов мозга, которые контролируют деятельность иммунной, сердечно-сосудистой системы и других внутренних органов.
Классические музыкальные произведения повышают изобретательность, развивают способность к математике и игре в шахматы. Дон Кэмпбел утверждает в своих книгах, что музыка Моцарта не только улучшает память и работу мозга, но и помогает лечить различные психические и соматические заболевания.
Число людей, которые узнав об «эффекте Моцарта», хотят испробовать целебную силу музыки на себе и своих детях постоянно растет.
Музыка способна творить чудеса, восстанавливая гармонию внутри человека, примиряя его с внешним миром.
ДМШ и школы искусств ведут совместную работу с общеобразовательной школой, помогая организации внеклассных мероприятий.
Учащиеся музыкальных школ помогут оформить праздник, посвященный Дню учителя и встречу ветеранов труда на День пожилого человека, исполнят патриотические песни на Дне Республики и организуют дискотеку на Новогодние праздники, примут участие на встрече с воинами - афганцами и подготовят музыкальные сюрпризы для учителей и родителей на праздник 8 Марта, и не возможно представить День Победы без песен военных лет, исполняемых вместе с ветеранами ВОВ.
Музыка является неотъемлемой частью духовно-нравственного развития детей, воспитания поликультурной личности в современном обществе.
Список использованной литературы.
1. Назарбаев Н.А. Послание народу Казахстана «Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана» Казахстанская правда 28.01.2012г.
2. Железнова Л., Результативность образовательной деятельности в сфере дополнительного образования, - Библиотека педагога — практика, приложение к журналу Внешкольник, 2010г., №3
3. Б.К. Байназаров, К.М. Нурмагамбетова. Из исрории музыкального воспитания // Педагогика и искусство. — 2014. - №3. — с. 3 — 8.
4. Дина Кирнарская «Десять причин, по которым ребенок должен заниматься музыкой».
obrazold.volganet.ru
wsyakayawsyachina.narod.ru библиотека разных статей