Тимур Благодарный
Должность:Администратор
Группа:Мир учителя
Страна:Страны СНГ
Регион:не указан
23.12.2012
0
6389
0

Использование дидактических игр в начальных классах

 

Морозова Елена Юрьевна
учитель начальных классов
школа-гимназия №1
Казахстан, Акмолинская область, город Щучинск

Использование дидактических игр в начальных классах

В настоящее время существует целый ряд способов повышения заинтересованности учащихся в освоении школьных дисциплин. Весьма эффективным, на мой взгляд, является дидактическая игра.

Дидактическая игра по своей сути – сложное, многогранное явление. Она может выступать в качестве метода обучения, потому что выполняет следующие функции:

обучающую (способствует формированию мировоззрения, теоретических знаний и практических умений, расширения кругозора, навыков самообразования и т. д.),

развивающую (происходит развитие мышления, активности, памяти, способности выражать свои мысли, а также развития познавательного интереса),

воспитывающую (воспитание коллективизма, доброжелательного и уважительного отношения к партнерам и оппонентам по игре),

мотивационную (побуждение к применению полученных знаний, умений, проявление инициативы, самостоятельности, коллективного сотрудничества).

Посредством дидактических игр у учителя появляется возможность контроля и диагностики хода и результата учебного процесса, а так же внесение в него необходимых изменений, т.е. игра в данном случае выполняет контрольно-коррекционную функцию.

Дидактическая игра может являться и формой обучения, так как она имеет свою структуру организации, выражающуюся в виде согласованной деятельности учителя и учащихся.

Дидактическая игра – это и средство обучения, потому что она является источником получения знаний, формирования умений. Она позволяет пробуждать и поддерживать познавательные интересы учащихся, улучшить наглядность учебного материала

Дидактическая игра применима ко всем типам урока, кроме того, учитель имеет неограниченный выбор при определении темы урока, на котором будет проводиться игра (однако, необходимо определить, выгодно ли тратить достаточно много времени и сил на подготовку дидактической игры по теме, имеющей прикладной характер и не играющей большой роли при изучении курса).

Подбор заданий может быть произведен учителем самостоятельно или совместно с учащимися (например, они могут готовить задания для команды соперников). Следует отметить, что отобранные задачи, практические и творческие задания и упражнения должны быть: занимательными (по форме, содержанию, сюжету и пр.), они должны развивать логическое и образное мышление, смекалку, сообразительность.

В игре практически снимается такое ограничение свободы деятельности, как моральная ответственность за совершенную ошибку. Благодаря атмосфере взаимного доверия, взаимопонимания и сотрудничества создается благоприятная почва для развития самосознания, целенаправленной коррекции поведения учащихся учителем, формирования у них правильной ориентации в системе духовных ценностей. Кроме того, пространственно-временная особенности дидактической игры позволяет придать учебно-игровой деятельности динамичный и насыщенный характер, позволяет увидеть взаимосвязь и взаимообусловленность действий всех участников игры, создает возможность при совершении неверных, ошибочных ходов, снова повторить их, но уже в скорректированном виде.

Самое главное – дидактическая задача в дидактической игре скрыта от учащегося, а его внимание обращено на выполнение игровых действий. Задача обучения им не осознается. Все это делает игру особой формой обучения, благодаря которой дети чаще всего непреднамеренно усваивают знания, умения, навыки. Причем взаимоотношения между учащимися и педагогом определяются не учебной ситуацией, а игрой.

Игра – творчество, игра – труд.

В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредоточиваться, мыслить самостоятельно, развивать внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, учащиеся не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Так, например, при изучении тем по математике  можно в работе использовать кроссворды:

 

 

2–3-й классы

 

По горизонтали: 3. Период в 100 лет. 4. Результат сложения. 6. Четырехугольник, у которого все углы прямые. 8. Что получится, если к разности прибавить вычитаемое? 9. Результат вычитания.

По вертикали: 1. Прямоугольник, у которого все стороны равны. 2. Промежуток времени, равный 60 минутам. 4. Что получится, если из суммы вычесть слагаемое. 5. Прибор для измерения длины предметов. 7. Промежуток времени, равный 12 месяцам.

Ответы

По горизонтали: 3. Век. 4. Сумма. 6. Прямоугольник. 8. Уменьшаемое. 9. Разность.
По вертикали: 1. Квадрат. 2. Час. 4. Слагаемое. 5. Линейка. 7. Год.

4-й класс

 

По горизонтали: 2. Математическое действие. 3. Какое математическое действие нужно выполнить, чтобы найти произведение? 5. Промежуток времени в 24 часа. 8. Число, которое умножается на другое. 10. Результат деления. 11. Единица измерения объема жидкости.

По вертикали: 1. Математическое действие. 3. Равенство с одним неизвестным. 4. Сумма длин всех сторон. 6. Прибор для построения окружности. 7. Произведение длины на ширину прямоугольника. 9. Единица длины.

Ответы

По горизонтали: 2. Сложение. 3. Умножение. 5. Сутки. 8. Множитель. 10. Частное. 11. Литр. По вертикали: 1. Деление. 3. Уравнение. 4. Периметр. 6. Циркуль. 7. Площадь. 9. Метр.

ИГРА НА УРОКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА

Ответ: волк.

Ребус для второго участник

 

Ответ: Валя.

Ребус для третьего участника

 

Ответ: ворона.

Ребус для всех присутствующих детей (для зрителей)

 

Ответ: семья.

Скороговорки

Ведущий раздает участникам карточки со скороговорками. Каждый ученик должен прочитать ее очень быстро пять раз.

Испекла Иришка
Куклам по коврижке.
Нравятся коврижки
Гришке и Маришке.

Наши руки были в мыле –
Мы посуду сами мыли,
Мы посуду мыли сами,
Помогали нашей маме.

Огорченная сорока
Возвращается с урока:
Весь урок болтала с сойкой
И домой вернулась с двойкой..

Накладные волосы. (Парик)
2. Пакет для письма. (Конверт)
3. Устройство для запирания дверей. (Замок)
4. Что больше весит: 1 кг железа или 1 кг ваты? (Одинаково)
5. Кто пишет книги? (Писатель)
6. Перерыв между уроками. (Перемена)
7. Место, где приготавливают и продают лекарства. (Аптека)
8. Что было "завтра", а будет "вчера"? (Сегодня)
9. Из какой травы в сказке вязали одежду для лебедей? (Из крапивы)
10. Кто собирает яблоки спиной? (Еж)
11. Какая ягода бывает черной, красной, белой? (Смородина)
12. Самая большая в мире птица. (Страус)
13. Что теряет лось каждую зиму? (Рога)
14. Сколько ног у паука? (Восемь)
15. Имя мальчика, который стал козленочком. (Иванушка)
16. Какой снег тает быстрее – грязный или чистый? (Грязный)
17. У какой птицы самый длинный язык? (У дятла – 15 см)
18. Кто кукует у кукушки – самка или самец? (Самец)
19. Как называется сосновый лес? (Бор)
20. Что можно увидеть с закрытыми глазами? (Сон)
21. Холодное кушанье из кваса. (Окрошка)
22. Где раки зимуют? (Под водой, под корягами)
23. Посетитель библиотеки. (Читатель)
24. Загородный дом для летнего отдыха. (Дача)
25. Детеныш собаки. (Щенок)
26. Растет ли дерево зимой? (Нет)
27. Как называют слова, имеющие один и тот же корень? (Однокоренные)
28. Что ест зимой жаба? (Ничего, спит)
29. Птенцы какой птицы не знают своей матери? (Кукушки)
30. Самое глубокое в мире озеро. (Байкал)
31. Прибор для измерения температуры. (Термометр)
32. Столица нашей родины. (Москва)
33. Прибор для определения сторон горизонта. (Компас)
34. Слепой кот, спутник Лисы Алисы. (Базилио)
35. Повторяющаяся часть песни. (Припев)
36. Торжественный день в честь или память кого-либо, чего-либо. (Праздник)
37. Президент России. (В.В. Путин)
38. Сколько всего нот? (Семь)
39. У кого уши на ногах? (У кузнечика)
40. Куда зайцу удобнее бежать: с горы или в гору? (В гору)
41. Как называется праздник проводов русской зимы? (Масленица)
42. Одна сторона листа бумаги в книге или тетради. (Страница)
43. Без какого атрибута не бывает Нового года? (Без елки)
44. Школьный стол. (Парта)
45. Приспособление для ловли зверей. (Капкан)
46. Вобла – это рыба или овощ? (Рыба)
47. В них играют все дети. (Игрушки)
48. Предмет, которым ворочают дрова в печке. (Кочерга)
49. Кто был обманут в стране Дураков? (Буратино)
50. Семеро друзей Белоснежки. (Гномы)
51. Комната на корабле. (Каюта)
52. Вареные в воде фрукты. (Компот)
53. Что сбежало от Федоры? (Посуда)
54. Первая буква алфавита. (А)
55. Ящик для ручек и карандашей. (Пенал)
56. Первый месяц зимы. (Декабрь)
57. Сумка школьника. (Портфель)
58. В кого превратился гадкий утенок? (В лебедя)
59. Кто из обитателей болота стал женой царевича? (Лягушка)
60. Мама ягненка. (Овца)
61. Пингвин – птица или нет? (Птица)
62. Из чего готовят манную крупу? (Из пшеницы)
63. Сколько ног у жука? (Шесть)
64. Самая высокая трава. (Бамбук)

"Скажи правильно"

Он – кот, а она...

Кошка.

Он – осел, а она...

Ослица.

Она – оса, а он...

Оса.

Она – стрекоза, а он...

Стрекоза.

Она – муха, а он...

 Муха.

Он – бобер, а она...

Бобер.

 Глухарь

 

рысь

 тетерев

енот

 Глухарь

 

лось

 свиристель

журавль

"Загадки-шутки"

У. Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело.
Д. Нос.
У. Не цветы, а вянут, не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые.
Д. Уши.
У. Он в голове у легкомысленного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчезает; на него бросают слова и деньги те, кто их не ценит.
Д. Ветер.
У. Его проглатывают, когда человек очень молчалив, или держат за зубами, пытаясь сохранить секрет.
Д. Язык.

Тематические кроссворды

.

Армия

 

По горизонтали:

1. Противодействие нападению противника.
3. Человек, который отличился храбростью на войне.
6. Все сухопутные войска государства.
7. Начальник, командующий военным подразделением.
10. Рядовой Военно-морского флота.
11. Стремительное нападение на неприятеля.
12. Рядовой военнослужащий.

По вертикали:

1. Лицо командного состава армии и флота.
2. Высший военный чин на флоте.
3. Высший военный армейский чин.
4. Боевой успех в сражении с противником.
5. Синоним слова «летчик».
7. Большое морское судно.
8. Самое младшее солдатское звание.
9. Приветствие выстрелами в честь победы над врагом.

 

Ответы

По горизонтали: 1. Оборона. 3. Герой. 6. Армия. 7. Командир. 10. Матрос. 11. Атака. 12. Солдат.
По вертикали: 1. Офицер. 2. Адмирал. 3. Генерал. 4. Победа. 5. Пилот. 7. Корабль. 8. Рядовой. 9. Салют.

Растения

 

По горизонтали:

2. Круглое, румяное, сочное и сладкое, обладаю кожицей хрусткою и гладкою.
6. Кустарник с душистыми белыми и сиреневыми (лиловыми) цветками-соцветиями.
7. Вырастают ростки в стебельки и стволы, а на них – листочки, плоды и цветочки.
8. В поле дружною стеною – золотые усачи.Из них осенью пекутся золотые калачи.

По вертикали:

1. Как на поле, на кургане
Стоит курочка с серьгами.

3. Стоит Алена –
Платок зеленый,
Тонкий стан,
Белый сарафан.

4. Что за дерево стоит!
Ветра нет, а лист дрожит.

5. Стоит дерево кудряво,
Круглы гроздья разметало,
Горят яркой красотой,
Кормят птиц зимой.

Ответы

По горизонтали: 2. Яблоко. 6. Сирень. 7. Растения. 8. Пшеница.
По вертикали: 1. Овес. 3. Береза. 4. Осина. 5. Рябина.

 

Путешественник

 

По горизонтали:

6. Синоним слова «турист».
7. Воздушный вид транспорта.
8. Здание железнодорожной станции.
9. Дорога с твердым покрытием, соединяющая различные населенные пункты.
10. Документ, дающий право на поездку в транспорте.

По вертикали:

1. Предмет, в который складывают вещи для удобной перевозки.
2. Сторона света.
3. Транспортное средство, которое может находиться в пользовании семьи.
4. Коллективная поездка или прогулка с научно-образовательной целью.
5. Упакованные пассажирские вещи.
6. Человек, совершающий поездку в транспорте.
8. Часть поезда, в которой едут пассажиры.

 

Ответы

По горизонтали: 6. Путешественник. 7. Самолет. 8. Вокзал. 9. Шоссе. 10. Билет.
По вертикали: 1. Чемодан. 2. Север. 3. Автомобиль. 4. Экскурсия. 5. Багаж. 6. Пассажир. 8. Вагон.

Транспорт и машины

 

По горизонтали:

2. По асфальту едет дом,
И народу много в нем.
А над крышей дома – вожжи.
Ехать он без них не может.

5. Дом по улице идет,
На работу всех везет.
Не на курьих тонких ножках,
А в резиновых сапожках.

6. Спозаранку за окошком
Стук, звон и кутерьма!
По прямым стальным дорожкам
Ходят красные дома.

7. Он идет, волну сечет,
Из трубы зерно течет.

По вертикали:

1. Распустила алый хвост,
Улетела в стаю звезд,
Наш народ придумал эту
Межпланетную...

2. Едет конь стальной, рычит,
Сзади плуги волочит.

3. Смело в небе проплывает,
Обгоняя птиц полет.
Человек им управляет.
Что же это?..

4. Чтобы я тебя повез,
Мне не нужно есть овес,
Накорми меня бензином,
На копыта дай резины,
И, поднявши вихрем пыль,
Побежит...

Ответы

По горизонтали: 2. Троллейбус. 5. Автобус. 6. Трамвай. 7. Комбайн.
По вертикали: 1. Ракета. 2. Трактор. 3. Самолет. 4. Автомобиль.

 

1-й класс

Кроссворд 1

Подберите слова из словарика и запишите их в тетрадь.

 

Ответы:

Лопата, погода, комната, железо, родина, ребята, яблоко, пальто, ученик, машина, вокзал.

Кроссворд 2

Произвольно подберите слова, чтобы получилось выделенное слово (слова записать в тетрадь).

 

Ответы:

Огурец, город, заяц, корова, адрес, ворона, улица, теперь.

Кроссворд 3

Правильно закончите стихотворные строки, прочитайте слово в выделенных клетках. (Слова записать в тетрадь.)

 

1.  Каждый день по многу раз
Входим мы в знакомый ... .

2.  Я в кроссворде слово спрятал.
Что за слово, а, ... ?

3.  Поможем, если у кого-то
Не получается ... .

4.  Сидела на скамеечке
Маленькая ... .

5.  Коля Котиков не знал,
Где лежит его ... .

6.  С парты не забудь убрать
И учебник, и ... .

7.  Открываем ...
Начинается январь.

8.  Снова в школу я пришел,
Это очень ... .

Ответы:

1. Класс. 2. Ребята. 3. Работа. 4. Девочка. 5. Пенал. 6. Тетрадь. 7. Календарь. 8. Хорошо.

В выделенных клетках – слово «карандаш».


По вертикали: 1. Ракета. 2. Трактор. 3. Самолет. 4. Автомобиль.

 

"Имена прилагательные и глаголы"

Грамматические кроссворды

Найдите в каждом из приведенных в 1-й группе предложений одно подходящее имя прилагательное и впишите его в горизонтальный ряд фигуры 1. Из каждого предложения 2-й группы найдите глагол и впишите его в горизонтальный ряд фигуры 2. В выделенных вертикальных рядах каждой сетки вы прочтете оценку результата вашей работы.

Группа 1

1. Наступят дни весенние,
Теплом растопит солнышко,
Как воск, снега пушистые.

(Н.Некрасов)

2. Тропа – единственный путь через тайгу.

3. Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет лед...

(А.Пушкин)

4. Нарядили елку
В новый наряд,
На ее иголках
Блестки горят.

5. У ястреба клюв острый, загнутый вниз.

 

 

 

 

Ответы: 1. Весенние. 2. Единственный. 3. Радостный. 4. Новый. 5. Острый.

Ключевое слово: верно.

 

Группа 2

1. Еловые шишки,
Cосновые шишки...
Веселых зверей
Мастерят ребятишки.

(З.Александрова).

2. Майский праздник – День Победы
Отмечает вся страна.

3. Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит.

(А.Пушкин)

4. На космическом корабле "Восток" Юрий Алексеевич Гагарин 12 апреля 1961 года открыл путь в космос.

5. Скучен день до вечера,
Коли делать нечего. (Пословица)

6. Тише едешь – дальше будешь. (Пословица)

7. Кошка больно царапает своими когтями.

Ответы: 1. Мастерят. 2.Отмечает. 3. Лежит. 4. Открыл. 5. Делать. 6. Едешь. 7. Царапает.

Ключевое слово: молодец.

Игры с именем существительным

Игры, игры-путешествия, игры-экскурсии, игры-спектакли – вот далеко не полный перечень того, что позволяет сделать урок интересным, доступным, понятным, помогает повысить активность детей, усвоить знания, снять напряжение. Ирина ЗАЙЦЕВА из п. Эльдикан Усть-Майского р-на Республики Саха стремится сделать каждый урок занимательным, интересным, увлекательным с помощью игровых упражнений. После таких уроков у детей надолго остаются в памяти каждое разобранное на уроке слово, последовательность выполненных операций, правила, способы проверки слов.

I. Игры для закрепления понятия имя существительное

Игра "Найди имя существительное"

Цель. Закрепление понятия "имя существительное", умения отличать его от сходных с ним глагольных форм.

Содержание игры. В игре принимают участие 3 команды по 4 человека. На доске записаны в 3 столбика по 4 пары предложений со сходными по форме существительными и глаголами. Задача каждого игрока – рассмотреть одну пару предложений и определить, какое из сходных слов является существительным. Существительное подчеркивается, а сверху надписывается буква c. Класс оценивает работу команд.

Материал для игры:

Рой пчел кружится над липой.
Рой яму поглубже.
Вода перестала течь.
В лодке открылась течь.
Не плачь из-за пустяков.
Послышался плач ребенка.
Медведь в лесу, не зная правил,
Однажды мотоциклом правил.

Игра "Запиши одним словом"

Цель. Закрепление понятия "имя существительное", развитие умения обобщать.

Содержание игры. В игре участвует весь класс. Учитель называет группы слов, предлагает заменить каждую группу одним словом и записать это слово в тетради. Выигрывает тот, кто правильно запишет все 10 слов.

Материал для игры:

1) тополь, клен, береза, ель;
2) волк, лиса, заяц, медведь;
3) сорока, воробей, ворона, аист;
4) брусника, черника, земляника;
5) футболист, хоккеист, волейболист;
6) шкаф, парта, стол, стул;
7) молоко, хлеб, сахар, мясо;
8) костюм, пальто, кофта, платье;
9) ботинки, сапоги, валенки, туфли;
10) кукла, мяч, юла, барабан.

Игра "Образуй имя существительное"

Цель. Закрепление понятия "имя существительное".

Содержание игры. В игре принимают участие 3 команды по 5 человек. На доске записаны в 3 столбика прилагательные по 5 в каждом. Задача команд: образовать от каждого прилагательного имя существительное и записать его справа от прилагательного. Каждый игрок образует и записывает одно существительное. Побеждает команда, которая правильно и быстрее других выполнит задание.

Материал для игры:

храбрый –   смелый –   веселый –
сильный –   добрый –   ленивый –
гордый –   болтливый –   умный –
мудрый –   богатый –   бедный –
грубый –   хвастливый –   крепкий –

Игра "Кто больше?"

Цель. Закрепление понятия "имя существительное"; повторение состава слова.

Содержание игры. В игре участвует весь класс. Задача игроков: за отведенное время (3–5 мин) записать как можно больше существительных, состоящих из одного корня (бак, бык, бок, вар, винт, воз, гусь, гвоздь, гром и т.д.). По сигналу учителя дети начинают и заканчивают запись, после чего выясняется, кто записал наибольшее число слов.

II. Игры для закрепления навыка определения рода имен существительных

Игра "Подбери пару"

Цель. Формирование понятия о роде имен существительных, расширение и активизация словаря учащихся.

Содержание игры. В игре принимают участие 3 команды по 5 человек. На доске записаны в 3 столбика существительные мужского рода, обозначающие людей и животных. Каждый игрок должен подобрать к одному существительному мужского рода парное существительное женского рода и записать его справа. Класс оценивает работу команд.

Материал для игры:

отец –   мужчина –   бык –
дедушка –   дядя –   козел –
сын –   ткач –   баран –
брат –   сосед –   кот –
внук –   мальчик –   волк –

Игра "Угадай слово"

Цель. Формирование понятия о роде имен существительных, умения узнавать род по окончанию.

Содержание игры. Играют 3 команды по 3 человека. На доске записаны в 3 столбика существительные мужского рода, женского рода и среднего рода, в которых пропущены все буквы, кроме начальной и конечной. Каждый игрок должен угадать, какого рода это слово, вставить пропущенные буквы и сверху указать одной буквой род. Класс оценивает работу команд.

Материал для игры:

п _ _ _ а
м _ _ _ о
б _ _ _ н

в _ _ _ к
б _ _ _ а
в _ _ _ о

б _ _ _ т
з _ _ _ о
м _ _ _ а

Возможные ответы:

1) палка, полка; масло, место; барон, батон и др.;
2) венок, возок; булка, банка; ведро, весло;
3) букет, билет; зерно, звено; мышка, миска.

Игра "Кто больше?"

Цель. Закрепление понятия о роде имен существительных, развитие наблюдательности учащихся.

Содержание игры. В игре участвует весь класс. Задача учащихся: записать как можно больше существительных женского рода, мужского рода и среднего ро-да – названий предметов, которые находятся в классе. Игру можно повторить, предложив детям подобрать по большой сюжетной картине и записать как можно больше существительных, распределив их в 3 столбика.

III. Игры для закрепления умения определения числа имен существительных

Игра "Эстафета"

Цель. Закрепление умения изменять существительные по числам, правописания слов с разделительным ь.

Содержание игры. Играет весь класс по вариантам. Каждый вариант получает карточку с существительными в единственном числе. Задача учащихся записать справа данное существительное во множественном числе. Каждый ученик записывает одно слово и передает карточку сидящему сзади. Последний ученик в варианте возвращает карточку учителю. Учитель проверяет работу и определяет победителей.

Материал для игры:

звено
полоз
крыло
сук
стул
ком

перо
полено
друг
прут
клок
кол

прут
брат
клин
ком
лист
колос

сук
клок
стул
клин
крыло
сын

брат
друг
колос
перо
прут
звено

лист
полено
ком
полоз
кол
сук

Игра "Поединок знатоков"

Цель. Закрепление умения изменять существительные по числам.

Содержание игры. Соревнуются два ученика. Один из них получает карточку с существительными в единственном числе, другой – с существительными во множественном числе. Поединок ведется устно. Первый читает существительное в единственном числе, а второй изменяет число и называет это же существительное во множественном числе. Затем второй читает существительные во множественном числе, а первый игрок должен произнести их в единственном числе. Класс оценивает работу игроков.

Материал для игры:

1) утенок, кот, мышонок, тополь, щенок, улей, рог, пень, зеркало, сосед;
2) цыплята, стулья, края, поленья, сны, поросята, перья, жеребята, дни, звенья.

IV. Игры для закрепления знания падежей имен существительных

Игра "Кто быстрее?"

Цель. Закрепление знания падежей.

Содержание игры. В игре принимает участие весь класс. На доске дается текст стихотворения:

Дорожка

Дорожка домой
Мне мила с детских лет.
Дорожки знакомой
Красивее нет.
И если б зашел я
Не знаю куда,
Дорожку домой
Отыскал бы всегда.
На этой дорожке
И в трудные дни
Я пел бы без устали
Песни свои.

Учитель предлагает детям определить падежи слова дорожка и указать, каких падежей не хватает в этом стихотворении. Побеждает тот, кто первым правильно укажет недостающие падежи.

Игра "Эстафета"

Цель. Закрепление знания падежей.

Содержание игры. В игре участвует весь класс, разбитый на 3 команды (по рядам). Каждый ряд получает карточку со словосочетаниями по числу учащихся. Каждый ученик должен письменно определить падеж одного существительного и передать карточку соседу или сидящему сзади. Последний в ряду возвращает карточку учителю.

Материал для игры:

Растет на дереве, сидит за партой, поднялся в воздух, встретил брата, подарил товарищу, шли по дороге, поставил на стол, закрыл кран, зашел к другу, вышел за город, горжусь Родиной, мечтаю о походе, жил за рекой, любовался природой.

Игра "Сосчитай правильно"

Цель. Закрепление знания родительного падежа существительных, навыков правильного образования сочетаний числительных с существительными.

Содержание игры. На доске записаны названия предметов: яблоко, место, озеро, носок, солдат, простыня, килограмм, оладьи, цапля, туфля, щенок, гусенок, полотенце, блюдце, лимон. Соревнуются три команды по 5 человек. Задача каждого игрока – правильно сосчитать один из названных предметов от 1 до 8: одно яблоко, два яблока, три яблока и т.д. Побеждает команда, допустившая меньшее число ошибок.

V. Буква ь после шипящих на конце существительных

Игра "Кто больше?

Цель. Закрепление навыка правописания ь на конце существительных после шипящих.

Содержание игры. Играет весь класс. Задача учащихся: подобрать и записать за три минуты как можно больше существительных мужского рода – названий животных с шипящим на конце (вариант 1). По сигналу учителя дети начинают и заканчивают работу. Побеждает тот, кто правильно записал больше существительных мужского рода с шипящим на конце (еж, уж, стриж, чиж, грач, ерш, лещ, сыч и др.).

Вариант 2. Кто больше подберет и запишет существительных мужского рода с шипящим на конце, обозначающих людей (сторож, врач, силач, ткач, скрипач, трубач и др.).

Вариант 3. Кто больше подберет существительных мужского рода с шипящим на конце, обозначающих неживые предметы (плащ, чертеж, камыш, калач, гараж, шалаш, плач, смерч и др.).

Вариант 4. Кто больше подберет существительных женского рода с шипящей на конце (ночь, дочь, печь, рожь, помощь, тушь, дрожь, вещь, тишь и др.).

Игра "Поймай свое слово"

Цель. Закрепление навыка правописания ь на конце существительных после шипящих.

Содержание игры. В игре участвует весь класс в составе двух команд: команды девочек и команды мальчиков. Учитель диктует слова вперемешку: существительные мужского и женского рода с шипящими на конце. Девочки записывают существительные женского рода, а мальчики – существительные мужского рода. Побеждает команда, допустившая меньше ошибок.

Материал для игры:

плащ, стриж, ночь, тишь, лещ, помощь, грач, гараж, рожь, печь, ткач, трубач, речь, чиж, мышь, вещь, шалаш, тушь, дрожь.

Игра "Четвертое – лишнее"

Содержание игры. Играют 4 человека. Учитель читает каждому 4 слова с шипящим на конце. Игрок должен найти лишнее слово и объяснить причину.

1) мышь, тишь, ерш, тушь;
2) плащ, плющ, помощь, лещ;
3) луч, дочь, меч, грач;
4) рожь, чиж, нож, стриж.

Дидактическая игра – не самоцель на уроке, а средство обучения и воспитания. Игру не нужно путать с забавой, не следует рассматривать ее как деятельность, доставляющую удовольствие ради удовольствия. Она является ценным средством воспитания умственной активности детей, стимулирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу

 познания. В игре дети тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

По мере “вхождения” детей в новую для них деятельность – учебную – значение дидактических игр как способа обучения снижается, в то время как игровые приемы по-прежнему используются педагогом. Они нужны для привлечения внимания детей, снятия у них напряжения. Самое главное заключается в том, чтобы игра органически сочеталась с серьезным, напряженным трудом, чтобы игра не отвлекала от учения, а, наоборот, способствовала бы интенсификации умственной работы.

Таким образом, дидактическая игра – это игра только для ребенка. Для взрослого она – способ обучения. В дидактической игре усвоение знаний выступает как побочный эффект.

Цель дидактических игр – облегчить переход к учебе.

Дидактические игры очень хорошо уживаются с “серьезным” учением. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.

В 1 классе можно использовать следующие игры:

 Особенности использования дидактических игр при объяснении нового материала

 

Игра ценна только в том случае, когда она содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний учащихся. Дидактические игры и игровые упражнения стимулируют общение между учениками и преподавателем, отдельными учениками, поскольку в процессе проведения этих игр взаимоотношения  между детьми начинают носить более непринуждённый и эмоциональный характер.

Практика показывает, что занимательный материал применяется на разных этапах усвоения знаний: на этапах объяснения нового материала, его закрепления, повторения, контроля. Использование дидактических игр оправдано только тогда, когда они тесно связаны с темой урока, органически сочетаются с учебным материалом, соответствующим дидактическим целям урока.[1]

В практике начальной школы имеется опыт использования игр на этапе повторения и закрепления изученного материала и крайне редко применяются игры для получения новых знаний.

При объяснении нового материала необходимо использовать такие игры,  которые содержат существенные признаки изучаемой темы. Также в ней должны быть заложены практические действия детей с группами предметов или рисунков.

При изучении раздела “Нумерация чисел первого десятка” используются прежде всего такие игры, с помощью которых дети осознают приёмы образования каждого последующего и предыдущего числа. На этом этапе можно применить игру

 “Составим поезд”:

Дидактическая цель: ознакомить детей с приёмом образования чисел путём прибавления единицы к предыдущему числу и вычитания единицы из последующего числа.

Содержание игры: учитель вызывает к доске поочерёдно учеников. Каждый из них выполняет роль вагона, называет свой номер. Например, первый вызванный ученик говорит: “Я первый вагон”. Второй ученик, выполняя роль второго вагона, цепляется к первому вагону (кладёт руку на плечо ученика, стоящего впереди). Называет свой порядковый номер, остальные составляют пример: “Один да один, получится два”. Затем цепляется третий вагон,  и все дети по сигналу составляют пример на сложение: “Два да один – это три”. Потом вагоны (ученики) отцепляются по одному. а класс составляет примеры вида: “Три без одного – это два. Два без одного – это один”[2].

На основе использования игры “Составим поезд” учащимся предлагают считать число вагонов слева направо и справа налево и подводят их к выводу: считать числа можно в одном направлении, но при этом важно не пропустить ни одного предмета и не сосчитать его дважды.

Также при знакомстве детей с приёмом образования чисел можно использовать игру

 “Живой уголок”.

Дидактическая цель: ознакомление детей с приёмом образования чисел при одновременном закреплении пространственной ориентации, понятий “больше”, “меньше”.

Средства обучения: изучение животных.

Содержание игры: учитель говорит: “В нашем живом уголке живут кролики: серый и белый, кролики грызут морковь. Сколько кроликов грызут морковь? (два, ответ фиксируется показом цифры 2). Назовите, какие кролики грызут морковь? (серый и белый). К ним прибежал ещё один кролик. Что изменилось? (кроликов стало больше) Сколько кроликов теперь едят морковь? (три, ответ фиксируется показом цифры 3) Перечисли их (один белый и ещё один белый, и ещё один серый, всего три). Каких кроликов больше, белых или серых? (белых) Почему их больше? (их два, а два это один и один). Почему 2>1? (два идёт при счёте после числа 1). Аналогично можно рассматривать образование последующих чисел.[3]

При изучении нумерации в пределах десяти необходимо довести до понимания детей, что последнее названное при счёте число обозначает общее количество всей группы предметов. С этой целью следует проводить игры “Лучший счётчик”, “Хлопки”. С помощью этих игр дети устанавливают соответствие между числом и цифрой.

“Лучший счётчик”

Содержание игры: учитель на магнитном моделеграфе по секторам соответственно размещает от 1 до 10 рисунков. Открывая каждый сектор поочерёдно, учитель предлагает детям сосчитать число рисунков и показать нужную цифру. Сосчитавший первый называется лучшим счётчиком. Затем учитель показывает цифры вразбивку, а ученики – соответствующее число рисунков в секторах круга. В итоге игры учитель открывает 2 сектора, предлагает сравнить число рисунков в них и определить, где предметов меньше и на сколько.

“Хлопки”

Содержание игры: учитель на магнитном моделеграфе размещает по секторам от 1 до 10 рисунков. Открывая по очереди сектор за сектором, предлагает сосчитать число рисунков и по его сигналу похлопать столько же раз, сколько открыто рисунков, и показать нужную цифру. (учитель задаёт ритм хлопков).

Изучая числа первого десятка, важно сравнивать каждое предыдущее число с последующим и наоборот. Для этого предназначены игры  “Лучший счётчик”,

 “Число и цифру знаю я”.

 

Содержание игры: учитель на магнитном моделеграфе поочередно открывает сектор за сектором, дети считают число цифр в каждом из них и показывают учителю соответствующую карточку с цифрой, а затем сравнивают число цифр в двух соседних секторах магнитного моделеграфа.

Работа над составом числа начинается в разделе “Нумерация чисел первого десятка”. Состав чисел от одного до пяти дети в этот период должны знать на память, состав чисел 6-10 можно рассматривать на наглядной основе, на следующем этапе дети знакомятся с составом чисел  на основе сложения по памяти. На третьем этапе дети воспроизводят состав чисел на основе выявленной закономерности: числа, стоящие на одинаковых местах (слева и справа) в числовом ряду, составляет в сумме последнее число в этом ряду.

В этот период большую помощь учащимся в изучении состава чисел окажет игра

 “Числа, бегущие навстречу друг другу”:

Дидактическая цель: знакомство с составом числа 10.

Содержание игры: учитель предлагает детям записать в тетрадь числа от 1 до 10 по порядку и дугами показать два числа, которые бегут навстречу друг другу, образуя в сумме число 10. Затем просит записать примеры на сложение с этими числами. Например:

0  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

0 + 10 = 10                10 + 0 = 10

1 +  9  = 10                   9 + 1 =10

Учитель спрашивает: “Что интересного вы заметили при составлении примеров? Дети отвечают, что числа, стоящие на одинаковых местах справа и слева в числовом ряду, составляют в сумме число 10”.

При изучении нумерации чисел в пределах 20 можно выделить 4 этапа:

1. Образование чисел путём прибавления единицы к предыдущему числу и вычитание единицы из последующего числа. Игра “Составим поезд”.

2.  Образование чисел из десятков и единиц. Здесь можно предложить игру “Математическая эстафета”.

3.  Анализ состава чисел в пределах 20. Можно использовать игру “Узнай, сколько палочек в другой руке” (описание игры в п.3).

4.  Письменная нумерация чисел в пределах 20. На этом этапе можно предложить игру “Стук-стук” (описание игры в п.3).

 

“Математическая эстафета”

Дидактическая цель: ознакомление с образованием чисел из десятка и единиц.

Средства обучения: 10 кругов и 10 треугольников из приложенных к учебнику математики  для подготовительного класса.

Содержание игры: учитель делит класс на 3 команды по рядам и проводит игру-соревнование. Первый ученик из первой команды иллюстрирует число с помощью кругов и треугольников, второй из этой же команды называет цифрой обозначенное число, третий – его состав, четвёртый показывает число на карточках.

Аналогичные упражнения выполняют из второй и третьей команд. Победит та команда, которая не допустит ни одной ошибки или допустит меньшее их число.

При изучении нумерации чисел в пределах 100 задача состоит в том, чтобы научить считать и записывать числа.

Установлению связи между устной и письменной нумерацией поможет известная игра

“Молчанка”.

Содержание игры: учитель иллюстрирует на абаке или карточках двузначные числа, а учащиеся обозначают их с помощью разрезных цифр и показывают их молча учителю или записывают в тетради.

Для глубокого осознания принципа поместного значения цифр используются иллюстративные (с помощью цифр) рассказы “Спор цифр” и “Как запутался Серёжа?”.

“Как запутался Серёжа?”

Серёжа научился писать числа в пределах сотни. Однажды вечером отец положил перед Серёжей на стол 4 палочки слева и один десяток связанных палочек справа и предложил мальчику написать, сколько палочек всего. Серёжа написал число 41. Правильно ли написал число Серёжа? Как он рассуждал?

“Спор цифр”.

Однажды цифры поспорили с нулём и стали его дразнить: Ты хотя тоже цифра, но ровнехонько ничего не значишь! Вот ученик возьмёт цифру 2 и поставит два кубика, а возьмёт тебя и ничего не поставит.

               - Правда, правда, ни-че-го – сказала пятёрка.

               - Ни-че-воч-ка, ни-че-воч-ка, - затараторили цифры.

- Глупые вы, ничего не понимаете, - сказал ноль, - Вот единица. Я  встану рядом с тобой справа. Чем ты теперь стала? Отвечай!

Ноль встал справа рядом с единицей, и она стала … (десяткой).

- Вот я стану рядом с тобой справа, пятерка, что ты будешь обозначать? Отвечай! – Ноль встал справа рядом с пятёркой, и стала она … (пятью десятками, 50)

Ноль становится рядом справа с каждой цифрой и требовал ответить, чем она стала.

- Я  увеличиваю каждую из вас, а вы меня ничевочкой называли. Неблагодарные! Подумайте хорошенько, и вы поймёте, что я для вас значу. Когда вас нет, я вас всегда заменяю. Можете ли вы написать ответ в таких примерах: 5–5=… , 7-7=…? А ну-ка, попробуйте! Никого из вас нельзя здесь поставить.

Задумались цифры и перестали дразнить ноль. Но цифрам всё же захотелось поспорить, и они затеяли спор между собой.

- Я  больше всех значу, - заявила девятка, - я не какая-то единица.

Единица засмеялась, подскочила к девятке слева и закричала:

- Кто теперь больше, ты или я? Отвечай! (получилось 19)

- Я  десяток, а ты только девять; десять ведь больше девяти. Что, молчишь?

Подбежала семёрка, прогнала единицу и сама стала слева. Получилось (79).

- Я  семь десятков, 70, понимаешь?

Так все цифры становились рядом с девяткой и все оказывались больше неё. Удивилась девятка, смутилась…

Учитель спрашивает:

- Правильно ли спорят цифры? Какой вывод можно сделать?

- Девятка больше всех, когда цифры живут отдельно. Когда они становятся рядом друг с другом, дело меняется. Самое главное – это место цифр в числе. На первом месте справа пишутся единицы, на втором справа – десятки.

Цифры поняли и с тех пор перестали спорить, кто из них больше.

Примечание: на уроке инсценировку “Спор цифр” может прочитать учитель или ученик, а во внеклассной работе её можно и драматизировать: за автора читает учитель, один ученик становится нулём, девять детей изображают цифры. В этой игре дети усваивают зависимость значения цифры от занимаемого его места.

Приведённые примеры далеко не исчерпывают всего разнообразия игр. Учитель может придумывать свои игры, используя местный материал, учитывая индивидуально-психологические особенности своих детей.

При написании курсовой работы использовался материал, накопленный при работе в подготовительном классе “А” школы 121, на уроках математики  в классе проводились различные дидактические игры. Например, на уроке по теме “Состав числа 5” проводилась дидактическая игра

 “Подарки Петрушки”:

Дидактическая цель: ознакомить с составом числа 5.

Средства обучения: иллюстрации Петрушки, Незнайки и Веселого Карандаша; воздушные шары, вырезанные из цветного картона.

Содержание игры: учитель сообщает, что на урок в гости пришёл Петрушка с воздушными шарами и с ним пришли его друзья. Незнайка и Весёлый Карандаш (на доску крепятся иллюстрации с изображением сказочных героев). Петрушка решил подарить шары Незнайке и Весёлому Карандашу. Как он может подарить их?

Дети перечисляют возможные варианты состава числа пять и иллюстрируют у доски и после записывают в тетрадь. В конце игры наиболее активные дети поощряются.

При изучении темы состав числа 10 была проведена игра

 

 “Украсим ёлку игрушками”:

Дидактическая цель: знакомство с составом числа 10.

Средства обучения: рисунок ёлки; маленькие иллюстрации ёлочек для учащихся.

Содержание игры: учитель сообщает, что скоро Новый год. И все будут наряжать ёлку. И нам с вами тоже надо нарядить ёлку. Наша ёлка – математическая. На доску вывешивается плакат с ёлкой. На верхушке  - звезда с числом 10.  Но не все ветки украшены игрушками, надо повесить ещё недостающие шарики так, чтобы на каждом ярусе  сумма чисел была равна 10. Дети выходят к доске и наряжают ёлку. Учитель должен поощрять слабых детей.

Данные дидактические игры помогли учащимся осмысленно усвоить состав числа. Дети чувствовали себя свободно, непринуждённо, с интересом участвовали в играх.



 Скачать материал (89 страниц)

ispolzovanie-didakticheskih-igr-v-nachalnyh-klassah.doc [902,5 Kb] (cкачиваний: 94)

 

 

 


Комментарии пользователей /0/
Комментариев нет...
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Наши услуги



Мы в соц. сетях

    Персональные сообщения