Овчинникова Мария Леонидовна
Должность:учитель музыки и МХК
Группа:Посетители
Страна:Россия
Регион:Нижний Новгород
Открытый урок по МХК "Трепетное дыхание жизни"

Овчинникова М.Л.

МБОУ «Школа №156 им. Б.И. Рябцева»

Разработка учебного занятия.

Тема:«Трепетное дыхание жизни»: импрессионизм в живописи, скульптуре, музыке

Тип урока: Изучение нового материала.

Класс: 11

Проблема: Выявить черты импрессионизма как художественного

направления в разных видах искусства

Цель урока: Изучение особенностей импрессионизма в живописи, скульптуре и музыке.

Ожидаемые результаты:

предметные

- знание определения понятий «импрессионизм», «импрессионистическое видение мира»;

- владение понятиями «художественный метод», «стиль», «направление»;

- умение определять общие черты импрессионизма в произведениях живописи, скульптуры, музыки;

- знание основных представителей импрессионизма в разных видах искусства;

- понимание единства эстетического освоения мира;

- анализ произведения живописи и скульптуры.

личностные

- проявление заинтересованности к разным видам искусства;

- развитие творческого воображения и ассоциативного мышления;

- воспитание эстетического вкуса.

метапредметные

- умение находить взаимосвязь в языке разных видов искусств;

- умение самостоятельно получать знания;

- умение находить, систематизировать, преобразовывать информацию из разных источников;

- умение аргументировать свою точку зрения;

- умение выражать свое отношение к произведения искусства.

Технологии:

Проектная деятельность - активизирует познавательную деятельность учащихся, развитие самостоятельного мышления. (см. Приложение 3)

Коммуникативная технология - умение общаться и работать в группах, умение представить себя, вести диалог, задавать вопросы, спорить, отстаивать свое мнение.

Рефлексивная технология - написание синквейна способствует развитию творческих способностей и обобщению материала; умение сделать выводы по уже изученному материалу.

Методы и приемы: метод проектов, составление ассоциативных рядов, кластер, синквейн, ролевая игра.

Дидактические материалы:

1. Репродукции картин художников-импрессионистов (К. Моне, Э.Мане, А. Сислей, О. Ренуар, Э.Дега и т.д.).

2. Записи музыкальных произведений К. Дебюсси «Образы», «Отражения в воде», «Лунный свет», М. Равель «Болеро».

3. Мультимедийные презентации.

4. Электронные учебники «Импрессионизм», «Мировая художественная культура», «Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства».

Ход урока

1. Организационный момент

2. Стадия вызова

Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце

И синий кругозор.

Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце

И выси гор.

Я в этот мир пришел, чтоб видеть море

И пышный цвет долин.

Я заключил миры в едином взоре.

Я властелин…

К.Д. Бальмонт

Демонстрируется зрительный ряд репродукций картин художников-импрессионистов (Презентация 1) под музыку К. Дебюсси (прелюдии). Задание к просмотренному ряду: На листочке записать ассоциацию (одно существительное) от просмотренных репродукций.

Не случайно мы начали именно с этого задания. Сегодня мы познакомимся с таким направлением в искусстве, как импрессионизм, название которого в переводе с французского - «впечатление». (Слайд 1. Репродукция картины К. Моне «Впечатление. Восход солнца») и попробуем ответить на вопрос, что объединяет прослушанную нами музыку с живописью и скульптурой ипрессионизма.

3. Стадия осмысления.

На прошлом уроке вы получили групповое домашнее задание. (Слайд 2)

1 группа — «журналисты» должны были подготовить репортаж с выставки 1874 г. в Париже, где зародилось это направление.

2 группа — «искусствоведы». Их задача — познакомиться нас с основными представителями импрессионизма в живописи и скульптуре.

3 группа — «критики». Изучив своеобразие творческой манеры художников, должны были подготовить вопросы для «искусствоведов»

4 группа — «музыковеды». Эта группа собирала информацию о композиторах-импрессионистах.

Выступление «журналистов» сопровождается мультимедийной презентацией (Презентация 3).

15 апреля 1874 года в ателье Надара в доме №35 на бульваре Капуцинок открылась выставка "Анонимного общества живописцев, скульпторов и граверов", которую теперь все знают как "Первую выставку импрессионистов". Хотя самого термина "импрессионизм" тогда не существовало. Им мы обязаны именно этой выставке. Те, кого впоследствии назовут основоположенниками импрессионизма, тогда составляли более или менее сплоченную группу, называемую "батиньольцами" (художники собирались в кафе Гербуа по улице Батиньоль, впоследствии бульвар Клиши - этот адрес можно считать одним из мест, где зародился импрессионизм).

Каждый участник выставки должен был заплатить по 60 франков, что давало ему право выставить две картины. Однако реально это правило не соблюдалось - за эту сумму каждый выставлял столько картин, сколько хотел. В результате на выставке было выставлено 163 работы (Дега выставил 11 работ, Моризо - 9, Ренуар - 8, Моне - 5).

Часы работы выставки сначала определили с 10 утра до 6 вечера и затем с 8 до 10 вечера, очевидно для того, чтобы выставку могли посетить работающие днем люди. Плату за вход установили в 1 франк. Кроме того был напечатан каталог стоимостью 50 сантимов. Выставка открылась 15 апреля 1874 года, за две недели до открытия Салона, а закрылась 15 мая.

Несмотря на гибкий график, выставка особой популярности не приобрела. В первый день ее посетило 175 человек, в последний день - всего 54; по вечерам приходило в среднем 15 человек. За все время выставку посетило около 3500 человек. Причем большинство из них приходили на выставку лишь для того, чтобы посмеяться над, как они полагали, самонадеянными невеждами, возомнившими себя открывателями нового направления в искусстве.

Эта выставка не была в полной мере импрессионистической. Во-первых, среди 30 ее участников было несколько имен, которые мало что говорят большинству любителей. Были среди участников выставки и художники, напротив, известнейшие, почитаемые импрессионистами как учителя, но тем не менее никогда не примыкавшие к батиньольцам. Например: Эжен Буден и Камиль Коро. В то же время, один из лидеров батиньольцев Эдуард Мане не принимал участия в этой выставке, как впрочем и во всех последующих выставках импрессионистов. Во-вторых, даже среди тех, кого сегодня считают подлинными импрессионистами, не было необходимой сплоченности и единства художественных принципов. Дега, например, всегда придавал большое значение содержанию и ясному представлению о форме и практически не признавал работы на пленэре. Сезанн не всегда строго следовал принципам реализма. Недаром его причисляют к постимпрессионистической школе.

Тем не менее значение этой выставки трудно переоценить. Выставка впервые открыто объявила о существовании оппозиции официальному салонному искусству. Кроме того этой выставке мы обязаны самим термином "импрессионизм" возникшим с "легкой руки" критика журнала "Шаривари" Луи Леруа. Эта статья называлась «Выставка импрессионистов». Она была написана в форме диалога между автором и господином Жозефом Винсентом — художником-пейзажистом.

Учитель: Поблагодарим группу за ответ.

- Как правило, все новое вызывает противоречивые суждения. Так произошло и с импрессионистами. Критики говорили, что «от этих картин встали бы на дыбы лошади», «люди у них похожи на трупы в морге», а иногда вообще дело доходило до абсурда: «Вчера арестовали беднягу, который, выйдя с этой выставки, начал кусать прохожих…» Почему возникли такие суждения? Ответ достаточно прост — импрессионисты пренебрегали всеми правилами, воспетыми академистами.

А сейчас я вам расскажу о характерных особенностях импрессионизма, и по ходу моего рассказа мы будем заполнять кластер. Любое произведение искусства имеет форму и содержание. Содержательная сторона отвечает на вопрос — что изображено? А формальная — как это сделано? Это единство и положим в основу кластера (см. Приложение 4)

Эта новая живопись казалась современникам, в особенности критикам, сумбурной, случайной и небрежной. Они не поняли и не почувствовали в полной мере, что импрессионисты обновили саму технику живописи, используя масляные краски совсем по-другому, чем это делали их учителя и предшественники. Они не смешивали краски на палитре, а накладывали друг на друга отдельными мазками на холсте, искусно подбирая тона, семь красок спектра плюс белый. Цвета смешиваются сами в глазах у зрителя.

Прекрасное мгновенье в восприятии природы и человека составляло основу живописи импрессионистов, и художник вслед за своим впечатлением определял сюжет, композицию и технику исполнения. Запечатлеть на холсте то, что в данный момент видит и чувствует художник, составляло особенность импрессионистической живописи. Воспитанные на других образцах, современники, в большинстве своём не понимали и не принимали импрессионистов, которые отказались от возвышенных классических и романтических сюжетов и писали только то, что видели и остро переживали. А видели и переживали они то, что видели и переживали люди в своей будничной жизни. Отсюда и глубокий демократизм живописи импрессионистов, так ярко выделяющий их в истории всего мирового изобразительного искусства.

В 1870–1880-е годы формируется пейзаж французского импрессионизма: К. Моне, К. Писсарро, А. Сислей выработали последовательную систему пленэра, создавали в своих картинах ощущение сверкающего солнечного света, богатства красок природы, растворения форм в вибрации света и воздуха.

Разложение сложных цветов на чистые составляющие, цветные тени, рефлексы и валёры породили беспримерно светлую, трепетную живопись импрессионизма. Главный герой — свет, сюжет — движение воздуха.

Понятие импрессионизм применяется также к скульптуре 1880–1910-х годов, обладающей некоторыми импрессионистическими чертами — стремлением к передаче мгновенного движения, текучестью и мягкостью формы, пластической эскизностью (произведения О. Родена, бронзовые статуэтки Дега и др.).

Прослушав информацию об импрессионизме, продолжите заполнение вашего листка с ассоциациями — запишите два прилагательных.

А теперь прослушаем группу «искусствоведов». (Выступление сопровождается презентацией (см. Презентация 3).

После прослушивания продолжается заполнение ассоциаций, вызванных просмотром картин импрессионистов (необходимо подобрать 3 глагола).

Но импрессионизм проявил себя не только в живописи и скульптуре, но и в музыке. Об этом нам расскажет группа «музыковедов» (выступление сопровождается презентацией) (см. Презентация 4)

Музыкальный импрессионизм (фр. impressionnisme, от фр. impression — впечатление) — музыкальное направление, аналогичное импрессионизму в живописи и параллельное символизму в литературе, сложившееся во Франции в последнюю четверть XIX века — начале XX века, прежде всего в творчестве Эрика Сати, Клода Дебюсси и Мориса Равеля. Точкой отсчёта «импрессионизма» в музыке можно считать 1886-1887 год, когда в Париже были опубликованы первые импрессионистические опусы Эрика Сати («Сильвия», «Ангелы» и «Три сарабанды») — и как следствие, пять лет спустя, получившие резонанс в профессиональной среде первые произведения Клода Дебюсси в новом стиле (прежде всего, «Послеполуденный отдых фавна»).

Импрессионисты создавали произведения искусства утончённые и одновременно ясные по выразительным средствам, эмоционально сдержанные, бесконфликтные и строгие (чистые) по стилю. При этом сильно изменилась и трактовка музыкальных жанров. В области симфонической и фортепианной музыки создавались главным образом программные миниатюры, сюитные циклы (возвращение к рококо), в которых преобладало красочно-жанровое или пейзажное начало.

Значительно богаче стало гармоническое и тембровое окрашивание тем. Импрессионистская гармония характеризуется резким повышением колористического, самодовлеющего компонента звука. Это развитие происходило под воздействием множества внешних влияний, в том числе: французского музыкального фольклора и новых для западной Европы конца XIX века систем музыкального построения, таких как русская музыка, григорианский хорал, церковная полифония раннего Возрождения, музыка стран Востока (именно под влиянием впечатлений от очередной Всемирной выставки 1889 года были написаны знаменитые «Гноссиены» Сати), негритянских спиричуэлс США и др. Это проявилось, в частности, в использовании натуральных и искусственных ладов, элементов модальной гармонии, «неправильных» параллельных аккордов и т. п.

Инструментовка импрессионистов характеризуется уменьшением размеров классического оркестра, прозрачностью и тембровым контрастом, разделением групп инструментов, тонкой детальной проработкой фактуры и активным использованием чистых тембров как солирующих инструментов, так и целых однородных групп. В камерной музыке любимое тембровое сочетание Сати и Дебюсси, почти символическое для импрессионизма — это арфа и флейта. (Прослушивание музыкальных фрагментов).

- Как вы думаете, что объединяет музыку с живописными произведениями художников-импрессионистов? (Стремление передать мимолетные впечатления, фрагментарность, неожиданность в выборе сюжета, новые средства выразительности, противоречивость общественного мнения в восприятии искусства и т.д.)

4. Рефлексия.

- Несмотря на то, что мы прослушали достаточно исчерпывающие сообщения о художниках и музыкантах, многие вопросы остались открытыми. Группа «критиков», познакомившись дома с творчеством импрессионистов, подготовила вопросы для блиц-турнира для 3 других групп.

1. Почему на первой выставке художников окрестили импрессионистами?

Это название придумал критик Луи Леруа в качестве издевки, насмешки. Он использовал название картины "Впечатление. Восход солнца", что от слова "импрессион" в переводе с французского означает "впечатление". Впоследствии ироничное имя закрепилось за художниками и очень быстро потеряло свой первоначальный смысл.

2. Почему именно "впечатление", что под этим подразумевалось?

Передать не само явление жизни, а впечатление от него (то, что осталось у человека в памяти, в воображении). Чтобы сохранить свежесть впечатления, художнику надо работать очень быстро. Особенно большое внимание уделяется первому, мимолетному впечатлению от натуры.

3. Чем же, по-вашему, отличается метод живописи импрессионистов от предыдущего?

В первую очередь художники вышли из мастерских на природу, открытый воздух (пленэр). Это дало нам возможность наблюдать объекты в привычной для них среде при естественном освещении. Здесь исчезают четкие контуры, цвет постоянно меняется, можно изобразить лишь мгновенно возникшее впечатление о цвете и форме предмета. Пленэр заставлял работать быстро, что привело нас к новой технике письма: легкими мазками, прозрачными и вибрирующими, как сама воздушная среда. Краски не смешивались, а накладывались в виде отдельных мазков разной формы и в разном направлении, при этом их смешивал глаз при рассмотрении произведения. Поэтому работы импрессионистов лучше смотреть не вблизи, а с небольшого расстояния.

4. Возникновению нового направления в искусстве всегда что-то предшествует, есть причины. Как вы это обоснуете?

Прежде всего, это меняется само общество, сознание людей, их мировоззрение. Появление новых достижений в области науки и искусства. Изменению технике письма предшествовало изобретение масляных красок в тюбиках и открытие квантовой теории света. Краски в тюбиках дали возможность работать на пленэре. Квантовая же теория света, по которой белый цвет состоит из семи основных цветов, легла в основу новой живописной техники (отдельными мазками чистых цветов).

В XIX веке произошел переворот в науке, были сделаны великие открытия в физике, химии, математике, биологии, психологии. Открытия ученых свидетельствовали об одном: все в мире существует в непрерывном движении, изменении. "Остановок" в природе нет, поэтому настоящая правда жизни - это её движение, изменение, развитие. Ученые утверждали, что не всегда человек может познать мир только разумом. Иногда чувства более верный способ познания, чем рассудок.

5. Какова тематика работ Дега?

Дега работал параллельно сразу над несколькими темами: прачки, танцовщицы, музыканты, женщины за туалетом. Предпочитал изображать современную городскую жизнь - улицы, кафе, оперу, театральные представления, скачки. Он писал серии картин с балеринами, посещая танцклассы в Опере. Наблюдая за балеринами, не только на сцене, но и в гримерных, танцклассах, в короткие минуты отдыха я увидел их тяжелейший труд. Дега интересовал балет, но не его зрелище и театральность. Он не искал в балете той соблазнительной грациозности. Его интересовали абсурдные, неожиданные ракурсы. Дега выхватывал из театральной жизни отдельные, острые, динамичные моменты и останавливал их на миг в движении.

6. Картины импрессионистов наполнены светом и воздухом. Как им это удается?

Импрессионисты «любят изображать на своих картинах всевозможные текучести». Пар, дым, облака, световые пятна словно оживают, они перестают быть бесплотной физической средой.

Ответьте на вопрос одним предложением и запишите его на листочке с ассоциациями - "В чем же сущность импрессионизма?"

Давайте еще раз вернемся к полотнам импрессионистам и проверим, насколько хорошо вы прочувствовали манеру художников. Выполним тест на соответствие (см. Приложение 4). Назовите авторов этих работ.

5. Подведение итогов.

О том, что мир един, знали ещё древние греки, а до них - древние египтяне. Но к тому времени, когда родились будущие импрессионисты, все об этом давно уже забыли. А художники снова это увидели. Так, может, импрессионизм для того и появился, чтобы всем напомнить, что каждый человек - не сам по себе, не "парус одинокий", а пребывает в "слиянности" со всем миром и окружён светом?

Сами импрессионисты считали, что призваны были обновить живопись-живопись, которая изображала только прошлое и не дружила с настоящим, живопись, которая перестала быть искусством, потому что художники просто копировали друг друга. Ренуар говорил, например, что просто настала пора писать более светлыми красками, и, если бы это не начали делать он и его друзья, нашлись бы другие живописцы.

Но прошло уже очень много времени, перемены в живописи давно свершились, импрессионизм, казалось бы, сослужил свою службу, а о нем продолжают писать книжки "для всех". И пусть далеко не каждый видел картины художников из кафе Гербуа, слово "импрессионисты" всё равно на слуху.

Это потому, что главное у них не то, как они писали картины, а то, как они смотрели на мир. Они изображали предметы в их "слиянности, окруженные светом", как говорил Сислей, потому что в их видении всё, что только в мире существует: кувшинки и соборы, бульвары и балерины, - составляет одно целое. Передавая на своих картинах мир в движении, импрессионисты словно чувствовали, как вращается земной шар вместе со всем, что на нем есть. Полотна, написанные в импрессионистском стиле, никогда не вызывают ощущения одиночества. Полотна импрессионистов напоминают о том, что мир, несмотря ни на что, прекрасен, надо только уметь это увидеть. Прекрасны и, стало быть,"достойны рисунка" все вещи и явления этого прекрасного мира, в том числе и мы с вами.

И, наконец, я попрошу вас заполнить листочек с ассоциациями до конца — подобрать слово-синоним понятию «импрессионизм». А теперь давайте зачитаем синквейны (см. Приложение 5)

Сегодня вы сами почувствовали, что значит быть импрессионистами: в синквейне, который у нас сложился к концу урока, отразилось ваше впечатление от произведений импрессионистов. Обозначив определенные черты явления, вы проникли в самую его сущность — и вам приоткрылась тайна притягательности импрессионистов, состоящая в особом мироощущении — «радости бытия», стремлении «видеть Солнце, и синий кругозор…»

Домашнее задание: 1. Составить каталог картин импрессионистов, находящихся в собрании коллекций Эрмитажа, Музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Нижегородского государственного художественного музея.

2. Назовите имена русских художников-импрессионистов. В каких жанрах они работали? Проведите параллели с французскими художниками.

Приложение 3

Технологическая карта проекта

«Трепетное дыхание жизни».

Импрессионизм в живописи, скульптуре, музыке

Руководитель проекта — Овчинникова М.Л.

Класс — 11

Форма выполнения — комбинированный

Цель: изучение особенностей импрессионизма

Интегрируемые предметы: МХК, изобразительное искусство, музыка, литература, информатика.

Продолжительность проекта- 1 месяц

Прогнозируемые результаты: изучив особенности импрессионистической поэтики в разных видах искусства, выявить общие закономерности направления и причины непонимания произведений искусства современниками импрессионистов.

Обсуждение в классе

Определение общего направления проекта — исследование особенностей импрессионизма в разных видах искусства

Определение отдельных составляющих проекта:

- изучение зарождения импрессионизма;

- знакомство с творчеством художников-импрессионистов;

- знакомство с творчеством композиторов-импрессионистов;

- подготовка вопросовна понимание эстетики импрессионизма.

Распределение ролей:

- «журналисты»

- «искусствоведы»

- «музыковеды»

- «критики»

Определение формы конечного продукта проекта:

доклады с мультимедийной презентацией, для группы «критиков» составление вопросов для «блиц-опроса»

Наши услуги



Мир учителя © 2014–. Политика конфиденциальности