Россия, Ставропольский край, г. Ставрополь
ФГКОУ «Ставропольское президентское кадетское училище»
Преподаватель изобразительного искусства
Бузовская Е.А
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Способность к творчеству является специфичной особенностью человека, которая дает возможность не только использовать действительность, но и видоизменять ее. Чем выше уровень развития способностей человека, тем больше возможностей открывается для его творческой деятельности. Образ, созданный детьми в результате творческой деятельности, нельзя отождествлять с художественным образом, созданным взрослым, так как глубокого обобщения они сделать не могут. Созданные ими образы обладают большей или меньшей выразительностью, зависящей от степени общего развития способностей и приобретенных навыков.
Изучение искусства в системе дополнительного образования призвано сформировать у воспитанников художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественно-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной художественной культуры. Вклад образовательной области «Искусство» в развитие личности заключается в развитии эстетического восприятия мира, в воспитании художественного вкуса, потребности в общении с прекрасным в жизни и в искусстве, в обеспечении определенного уровня эрудиции в сфере изобразительного искусства, в сознательном выборе видов художественно-творческой деятельности, в которых подросток может проявить свою индивидуальность, реализовать творческие способности.
Содержание программы направлено на приоритетное развитие художественно-творческих способностей учащихся при эмоционально-ценностном отношении к окружающему миру и искусству. Отечественное (русское, национальное) и зарубежное искусство раскрывается перед кадетами как эмоционально-духовный опыт общения человека с миром, как один из способов мышления, познания действительности и творческой деятельности. В данной программе выделяются такие закономерности изобразительных (пластических) искусств, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Постижение основ языка художественной выразительности выступает не как самоцель, а как средство создания художественного образа и передачи эмоционального отношения человека к миру.
Цель программы: способствовать формированию у воспитанников опыта художественно-творческой деятельности, способности к эстетическому освоению мира в процессе приобщения к общечеловеческим ценностям, запечатленным в произведениях изобразительного искусства, приобретению изобразительных умений и навыков в художественной деятельности, воспитанию эмоционально-нравственного отношения к миру и осознания себя в этом мире.
Задачи программы:
Обучающие:
Развивающие:
Воспитательные:
Программа предусматривает формирование у кадет общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для дополнительного образования являются:
1. Познавательная деятельность — использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, моделирования и др.); определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого; умение разделять процессы на этапы; выделение характерных причинно-следственных связей; сравнение, сопоставление, классификация по одному или нескольким предложенным основаниям; творческое решение учебных и практических задач: умение искать оригинальное решение; самостоятельное выполнение различных художественно-творческих работ, участие в проектной деятельности;
2. Информационно-коммуникативная деятельность: адекватное восприятие художественных произведений и способность передавать его содержание в соответствии с целью учебного задания; умение вступать в общение с произведением искусства и друг с другом по поводу искусства, участвовать в диалоге; выбор и использование адекватных выразительных средств языка и знаковых систем; использование различных источников информации;
3. Рефлексивная деятельность: оценивание своих учебных достижений и эмоционального состояния; осознанное определение сферы своих интересов и возможностей; владение умениями совместной деятельности и оценивание своей деятельности с точки зрения эстетических ценностей.
Разработка серии занятий по изобразительному искусству: «Методика обучения живописи пейзажа воспитанников 10-12 лет».
Преподаватель: Бузовская Е.А.
Класс: 5-6.
Конспект занятия №1 .
Тема: «Дуб и тополь осенью».
Цель: сформировать у учащихся 10-12лет понятие об основных законах композиции: контраст и композиционный центр в изображении пейзажа в технике гуашь.
Задачи:
Оборудование для воспитанников: альбомный лист, простой карандаш, ластик, цветные карандаши или акварель (гуашь), кисти, баночка с водой, палитра, салфетки.
Зрительный ряд: пейзажные произведения П.-П. Рубенса, Т. Руссо, Н. Пуссен и др.
Ход урока:
Здравствуйте, кадеты. Давайте поприветствуем друг друга. Проверьте, готовы ли вы к уроку изобразительного искусства, все ли принадлежности у вас с собой. Молодцы. Все готовы. Мы можем начать работу.
Сегодня мы с вами познакомимся с основными понятиями, которые составляют законы композиции. Одним из основных в композиции является понятие композиционного центра.
Композиционный центр- та часть живописного произведения, которая выражает главную мысль (идею) содержания. Построение живописного произведения — это нахождение конструктивных пластических связей второстепенных частей и деталей, выявляющих и подчеркивающих композиционный центр. Композиционный центр выделяется местоположением на изобразительной плоскости, освещенностью, цветотональными контрастами, масштабом и другими изобразительными средствами. Композиционный центр присутствует во всех видах пластических искусств.
Н.Н. Волков так охарактеризовывает композиционный центр: «Это главное действие, главные предметы (в натюрморте), цель пространственного хода или собирающее цветовой строй главное пятно в пейзаже».
Центр композиции не всегда изобразительно заполнен, он может оставаться пустым или быть смещен относительно центра картины. Компонуя произведение живописи, и размещая определенным образом композиционный центр, художник практически режиссирует процесс восприятия произведения живописи.
Центр композиции выделяется так же и с помощью контрастного по отношению к фону пятна.
Контраст (франц. contraste) — один из формообразующих элементов в живописи и графике. Символика контраста часто используется для передачи определенного, мировоззренческого содержания. Контрасты разделяют на две группы — ахроматические (светотеневые) и хроматические (цветовые).
Рассматриваем вместе с воспитанниками пример классического идеального пейзажа в его героическом виде, создателем которого является Никола Пуссен и его цикл пейзажей «Времена года», олицетворяющих периоды земного человеческого существования.
Иной предстает природа на полотнах мастеров барокко. В отличие от классицизма они стремятся передать динамику окружающего мира, бурную жизнь стихии. «Пейзаж с радугой» П.-П. Рубенса передает мощь и красоту Земли, утверждает радость бытия.
В середине XIX в. Начинает развиваться новое художественное направление - реализм. Реализм в пейзаже проявился уже в работах художников барбизонской школы. В отличие от поклонников идеального классического пейзажа барбизонцев привлекала их родная природа. В Катине Т. Руссо «Вид в окрестностях Гранвиля» ландшафт не поражает чем-то необычным, скорее будничность, непритязательность, привлекли художника. «Дерево, которое шумит, и вереск, который растет, для меня великая история», - писал Руссо. Барбизонцы провозглашали самодостаточность природы, не нуждающейся в улучшении и привнесении в нее каких-либо идей.
Каждая из вышеперечисленных взглядов на такой жанр как пейзаж имели место в истории искусства. Вам, ребята, предстоит самим выразить свое отношение к нему через изображение дуба и рябины осенью.
В процессе самостоятельной работы воспитанников, оказываю индивидуальную и общегрупповую помощь, чтобы избежать ошибок в выборе формата, точки зрения, центра композиции. Отмечаю качество, интересный замысел и творческий подход.
4. Рефлексия.
Спрашиваю кадет, с какими понятиями из законов композиции мы сегодня познакомились, и что это такое? (Правильно: центр композиции и контраст). Поощряю правильные ответы.
5.Домашнее задание.
В качестве домашнего задания я предлагаю вам сделать несколько набросков с натуры элементов пейзажа: дома, деревья, кустарники и т.д.
Конспект занятия №2.
Тема: «Мое любимое время года».
Цель: констатировать наличный уровень композиционных умений и навыков в изображении пейзажа у учащихся 10-12 лет.
Задачи:
Оборудование для воспитанников : альбомный лист, простой карандаш, ластик, цветные карандаши или акварель (гуашь), кисти, баночка с водой, палитра, салфетки.
Зрительный ряд: пейзажные рисунки И.И. Шишкина, А.К. Саврасова, Ю.И. Пименова, В.А. Фаворского.
Ход урока:
Здравствуйте, ребята. Давайте поприветствуем друг друга. Проверьте, готовы ли вы к уроку изобразительного искусства, все ли принадлежности у вас с собой. Молодцы. Все готовы. Мы можем начать работу.
Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с таким жанром живописи, как пейзаж.
Пейзаж (фр. - местность, родина) — жанр изобразительного искусства, предметом которого является изображение природы, вида местности, ландшафта. Пейзаж — традиционный жанр станковой и живописи и графики. В зависимости от пейзажного мотива можно выделить сельский, городской (в том числе городской архитектурный - ведута), индустриальный пейзаж. Особую область составляет изображение морской стихии — марина.
Вам, ребята предстоит сегодня стать художниками-пейзажистами и создать по замыслу свой собственный, неповторимый пейзаж.
2. Самостоятельная работа учащихся.
В процессе самостоятельной работы учащихся отмечаем тех ребят, у которых работа по замыслу вызвала затруднения.
4. Домашнее задание.
В качестве домашнего задания предлагаю ребятам сделать несколько зарисовок с натуры любимых уголков природы (пейзажных мотивов).
Конспект занятия №3.
Тема: «Береза и рябина осенью».
Цель: сформировать у воспитанников 10-12лет понятие об основных законах композиции: точка зрения и линия горизонта, колорит, ритм в изображении пейзажа в технике гуашь.
Задачи:
Оборудование для воспитанников: альбомный лист, простой карандаш, ластик, цветные карандаши или акварель (гуашь), кисти, баночка с водой, палитра, салфетки.
Зрительный ряд: пейзажные произведения П.-П. Рубенса, Т. Руссо, Н. Пуссена, К. Коровина и др.
Ход урока:
Здравствуйте, кадеты. Проверьте, готовы ли вы к уроку изобразительного искусства, все ли принадлежности у вас с собой. Молодцы. Все готовы. Мы можем начать работу.
Сегодня мы с вами откроем мир пейзажа с новой стороны. В пейзаже художники видели возможность воплощения огромного пространства человеческой души. Всей гаммы переживаний и духовной сущности человека. Чтобы ярче, убедительнее и правдоподобнее передать свои чувства и впечатления еще в эпоху Возрождения возникло понятие перспектива.
Именно в эпоху родились понятия точка зрения и линия горизонта Чтобы лучше понять суть понятии точка зрения, я предлагаю детям положить на вытянутые вперед руки любой предмет, например книгу. Таким образом, учащийся становится центром перспективной системы изображения. Именно на уровне глаз каждого из воспитанников пройдет линия горизонта. На линии горизонта книга выглядит простым прямоугольником. Если изменить точку зрения на книгу, т.е. поднять ее вверх или опустить вниз, то можно увидеть книгу по-разному. Предметы целиком расположенные выше уровня глаз, окажутся выше линии горизонта, и будут видны лишь их нижние грани. Предметы, высота которых достигает уровня глаз наблюдателя, находятся ниже линии горизонта, поэтому видны их верхние грани (рассматриваем вместе с ребятами соответствующие живописные произведения художников-пейзажистов).
В живописи, графике, скульптуре, декоративно прикладном искусстве ритм присутствует как одно из важнейших выразительных средств композиции. Он не только участвует в построении изображения, но и зачастую придает содержанию определенную эмоциональность.
Ритм — это чередование каких-либо элементов в определенной последовательности. Ритм может быть задан линиями, пятнами света, тени, цвета. Используют чередование одинаковых элементов композиции, например фигур людей, их рук и ног. В результате ритм может строиться на контрастах объемов.
Ритм является одним из средств передачи движения на плоскости. Это связано с особенностью нашего зрения. Взгляд, переходя от одного изобразительно элемента к другому, ему подобному, сам как бы участвует в движении.
Правило передачи движения. Объект на картине будет выглядеть движущимся при следующих условиях:
- если на картине используется одна или несколько диагональных линий, направлений движений;
- если оставить свободное пространство перед движущимся объектом;
- если выбрать определенный момент движения, который наиболее ярко отражает его характер, является его кульминацией.
Правило передачи статики:
- если на картине отсутствуют диагональные направления;
- если объекты изображены в спокойных (статичных) позах, нет кульминации действия;
- если композиция является симметричной, уравновешенной или построена на основе простых геометрических схем (треугольник, круг, овал, квадрат, прямоугольник).
Чтобы достичь целостности композиции, необходимо соблюдать принцип колористического единства, то есть подчинения живописного произведения определенной согласованности цветов.
Колорит (от лат. Color - цвет) общая эстетическая оценка цветовых качеств произведения искусства, характер взаимосвязи всех цветовых элементов произведения, его цветовой строй. Главное достоинство колорита — богатство и согласованность цветов. Колорит — важнейший компонент художественного образа. Он одно из средств художественной выразительности в живописи и цветной графике. Он помогает художнику передать настроение: грустное, тревожное, спокойное и др. Колорит бывает теплым и холодным, светлым и темным (рассматриваем соответствующие художественные произведения). Чувство колорита - очень ценный дар. Выдающимися русскими художниками-колористами были И. Репин, В. Суриков, К. Коровин, М. Врубель, Ф. Малявин, В. Борисов-Мусатов и др.
3.Самостоятельная работа воспитанников:
А теперь вы можете самостоятельно попробовать определить точку зрения, линию горизонта, выстроить колорит живописного произведения в работе и натуры.
В процессе самостоятельной работы воспитанников наводящими вопросами, советом и с использованием словесного рисования помогаю ребятам выбрать точку зрения, формат и колорит. Отмечаю и поощряю живописные качества и творческие находки в использовании законов композиции.
5. Рефлексия.
Спрашиваю кадет, с какими понятиями организации живописного произведения они познакомились и что они обозначают. Правильно: точка зрения, линия горизонта, целостность композиции, колорит, колористическое единство.
Предлагаю воспитанникам сделать мини-выставку их работ. Вместе мы отмечаем удачные моменты, ошибки и пути их исправления.
Благодарю кадет за продуктивную работу, самостоятельность и творческую активность.
Предлагаю воспитанникам сделать 2-3 зарисовки пейзажей с передачей плановости.
Конспект занятия №4.
Тема: «Осенний пейзаж».
Цель: формировать у воспитанников 10-12лет навыки владения таким живописными материалами как гуашь
Задачи:
- Обучающие: обучить способам использования такого живописного материала как гуашь;
- Развивающие: развивать у воспитанников умения практической работы живописными материалами, используя различные художественные приемы и средства выразительности;
- Воспитательные: воспитывать эмоциональную отзывчивости к красоте окружающего мира.
Оборудование для воспитанников: альбомный лист, простой карандаш, ластик, цветные карандаши или акварель (гуашь), кисти, баночка с водой, палитра, салфетки.
Зрительный ряд: пейзажные произведения П.-П. Рубенса, Т. Руссо, Н. Пуссен и др.
Ход урока:
Здравствуйте, кадеты. Проверьте, готовы ли вы к уроку изобразительного искусства, все ли принадлежности у вас с собой. Молодцы. Все готовы. Мы можем начать работу.
На сегодняшнем вы познакомитесь со свойствами такого живописного материала, как гуашь, его выразительными возможностями в изображении вашего любимого времени года. Умение работать в технике гуашь пригодится и в создании собственных творческих работ, и в оформительской деятельности, а так же владение навыками работы данным материалом необходимы, чтобы научиться в дальнейшем писать масляными красками.
Гуашь — непрозрачна (корпусная, кроющая) краска, которая разводится водой. Произведения искусства, выполненные в этой технике, носят названия «гуашь». Необходимо знать, что при высыхании этой краски цвета несколько высветляется (выбеливается из-за примеси белил), что должен учитывать живописец в процессе рисования. Гуашевые краски предполагают возможность исправления ошибок, стоит лишь положить неудачного места другой цвет.
В живописи клеевыми красками применяют следующие приемы:
- размывка — прием, когда одна кисть должна быть сильно пропитана краской, а другая — чистой водой. Сначала наносят мазок кистью с краской, а затем по нему проводят кистью с водой, чтобы размыть цвет от темного к светлому (показываю этот прием на листе формата А3);
- «вливание цвета в цвет» - это прием, когда на бумагу близко друг к другу несколько мазков жидко разведенных красок, и пока не высохли, размывают и соединяют их края кисточкой. Другой способ: берут несколько красок и накладывают мазки так, чтобы края одного немного заходили на другой, влажные краски смешиваются и вливаются одна в другую;
- для «растяжения цвета» берут насыщенный раствор какой-нибудь краски и, постепенно добавляя воду, добиваются плавный тональных переходов от темного к светлому.
Последовательность изображения пейзажа в технике гуашь такова:
1. - Выполнение рисунка композиции пейзажа. Рисунок кистью легкий и свободный, с использованием краски теплого или холодного цвета в зависимости от колорита картины.
Не забывайте, ребята, что осеннюю палитру составляют краски с теплым основным тоном, словно излучают цвет. Очень эффектно выглядят композиции, построенные на контрастах синего и оранжевого, желтого и фиолетового, красного и желтого; темные красно-коричневый, бордовый и фиолетовый цвета ярче и заметнее в сочетании со светлыми охристыми тонами. Основную цветовую гамму может дополнить зеленый цвет хвои, а для неба в пору золотой осени используют синий кобальт.
А сейчас вам необходимо выполнить рисунок в технике гуашь, применяя и варьируя различные живописные приемы и техники для достижения наилучшего результата.
В процессе самостоятельной работы воспитанников наводящими вопросами, советом и с использованием словесного рисования помогаю ребятам выбрать точку зрения, формат и колорит. Отмечаю и поощряю живописные качества и творческие находки в использовании живописных приемов.
5. Рефлексия.
Спрашиваю у воспитанников, с какими особенностями гуашевых красок они ознакомились, какие живописные приемы использовали в своих работах, и в чем их суть. Поощряю правильные ответы.
Предлагаю кадетам сделать мини-выставку их работ. Вместе мы отмечаем удачные моменты, ошибки и пути их исправления.
Предлагаю сделать 2-3 учебных эскиза пейзажей, применяя освоенные живописные приемы.
Конспект занятия №5.
Тема: «Белая береза под моим окном».
Цель: формировать у воспитанников 10-12лет навыки владения таким живописными материалами как гуашь.
Задачи:
-Обучающие: продолжать обучать воспитанников способам использования такого живописного материала как гуашь.
-Развивающие: развивать у воспитанников умения практической работы живописными материалами, используя различные художественные приемы и средства выразительности.
-Воспитательные: воспитание усидчивости, аккуратности, последовательности и методичности в работе с живописными материалами.
Оборудование для воспитанников: альбомный лист, простой карандаш, ластик, цветные карандаши или акварель (гуашь), кисти, баночка с водой, палитра, салфетки.
Зрительный ряд: пейзажные произведения П.-П. Рубенса, Т. Руссо, Н. Пуссен и др.
Ход урока:
Здравствуйте, кадеты. Проверьте, готовы ли вы к уроку изобразительного искусства, все ли принадлежности у вас с собой. Молодцы. Все готовы. Мы можем начать работу.
Чтобы наилучшим образом воплощать свои творческие задумки, необходимо в достаточной мере владеть живописными приемами. Сегодня, мы с закрепим технические умения использования такого живописного материала, как гуашь, вспомним приемы, которые можно применять для предания рисунку большей художественной выразительности.
А сейчас мы рассмотрим произведения художников, которые изображали зимние пейзажи. (Рассматриваем произведения И. Грабаря, Куинджи и т. д.). В этих пейзажах художники использовали приглушенную цветовую гамму, при этом обогатив ее различными красками (особенно изображение снега у Грабаря). Вам тоже предстоит в своих пейзажах воссоздать снежные просторы, занесенные снегом улочки. Заснеженные деревья и кустарники.
Не забывайте, ребята, что в вашем рисунке должен присутствовать центр композиции, присутствовать колористическое и ритмическое единство.
Спрашиваю у 2-3 кадет , что обозначают эти термины. Правильно: ритм — это чередование каких-либо элементов в определенной последовательности. Ритм может быть задан линиями, пятнами света, тени, цвета.
Колорит (от лат. Color - цвет) общая эстетическая оценка цветовых качеств произведения искусства, характер взаимосвязи всех цветовых элементов произведения, его цветовой строй.
Композиционный центр- та часть живописного произведения, которая выражает главную мысль (идею) содержания.
Контраст — это выделение цветом, светом или масштабом главного объекта или предмета.
Поощряю правильные ответы, помогаю не допустить ошибки воспитанников при помощи наводящих вопросов.
Кадеты самостоятельно выбирают содержание и формат своих работ.
В процессе работы я помогаю воспитанникам избежать ошибок, прибегая к таким педагогическим приемам как совет, педагогический рисунок, указание и наводящие вопросы.
4. Рефлексия.
Вместе с воспитанниками проводим мини-выставку. Отмечаем качество детских работ, творческие находки и аккуратность, выбор содержания и гармоничное сочетание законов композиции. Если ребята сделали в работах ошибки, намечем путь их исправления.
Предлагаю кадетам сделать несколько фотографий зимнего пейзажа родного города и его старинных уголков.
Конспект занятия № 6.
Тема: «Зимний пейзаж».
Цель: формировать у учащихся 10-12лет понятия о линейной и воздушной перспективе.
Задачи:
- Обучающие: Углубление знаний учащихся о перспективе, понимание перспективы как средства художественной выразительности;
- Развивающие: развивать образное видение и пространственное мышление, умения применять перспективу в практической деятельности кадет;
- Воспитательные: воспитывать эмоциональную отзывчивость к красоте родной природы.
Оборудование для воспитанников: альбомный лист, простой карандаш, ластик, цветные карандаши или акварель (гуашь), кисти, баночка с водой, палитра, салфетки.
Зрительный ряд: таблицы и наглядные пособия о правилах перспективы; репродукции П. дела Франческа «Городской пейзаж», М. Хоббеам «Дорога», М.Н. Воробьев «Итальянский пейзаж», «Аллея в Альбано», Ф.С. Щедрин «Веранда, обвитая виноградом», «Новый Рим», И.И. Шишкин «Рожь», «Полдень».
Ход урока:
1.Организационный момент.
Здравствуйте, кадеты. Проверьте, готовы ли вы к уроку изобразительного искусства, все ли принадлежности у вас с собой. Молодцы. Все готовы. Мы можем начать работу.
Правила линейной и воздушной перспективы — основа изобразительной грамоты.
Невозможно реалистично нарисовать тот или иной пейзаж, не зная каким законам подчиняется его изображение. Открытие этих загадочных правил произошло в искусстве эпохи Возрождения. Потребность в изображении глубины пространства возникает как ответ на повышенный интерес к изучению реального мира и человека в этом мире.
В переводе с латинского глагол, от которого происходит слово «перспектива», означает «ясно вижу». Перспектива позволяет художнику запечатлевать на картине любые объекты так, как мы их видим в натуре.
Перспектива — учение о способах передачи трехмерного пространства на плоскости изображения.
Учащиеся вспоминают и формулируют правила линейной перспективы через такие понятия как: точка зрения, линия горизонта, точка хода.
Линия горизонта — линия, отделяющая небо от земли; условно можно считать, что географический горизонт совпадает с перспективным. Перспективный горизонт делит все на предметы, видимые сверху, и видимые снизу. Линия перспективного горизонта всегда находится на уровне глаз. Линия горизонта бывает высокой и низкой, и очень важно понимать, что это средство выразительности.
Точка схода — это место пересечения на линии горизонта всех удаляющихся от нас горизонтальных параллельных линий.
Показываю примеры с центральной точкой схода (симметричное изображение), а так же с точкой схода, смещенной от центра. Симметричное изображение выглядит неподвижным, а смещение точки схода от центра придает изображению ощущение движения.
Раскидываясь в бесконечную даль, до самого горизонта, пространство наполно воздухом, хотя и прозрачным, но смягчающих очертания предметов, высветляющих их силуэты и меняющим цвет. Художники эпохи Возрождение разработали правила деления пространства на планы: ближний план — теплый и контрастный; средний - самый разработанный с мягкими тонами; дальний — светлый и обобщенный, там все сливается в воздушной дымке. Это способ передачи глубины пространства с помощью высветления и изменения цвета получил название воздушная перспектива.
4.Самостоятельная работа воспитанников.
Ребята, работая над зимним пейзажем необходимо помнить о правилах воздушной перспективы.
Удаляясь, предметы все больше погружаются в воздушную среду, теряя яркость и четкость очертаний. Окутанная воздухом даль по мере удаления голубеет. Теплые цвета выступают, кажутся ближе, а холодные — отступают.
Напоминаю, что ребятам предстоит изобразить зимний пейзаж , используя основные правила воздушной и линейной перспективы с ограниченной палитрой цветов, при этом не забывая о передаче плановости.
Ребята самостоятельно выбирают содержание и формат своих работ.
В процессе работы я помогаю ребятам избежать ошибок, прибегая к таким педагогическим приемам как совет, педагогический рисунок, указание и наводящие вопросы.
4. Рефлексия.
Спрашиваю кадет, с какими понятиями композиции они познакомились, какие вспомнили. Поощряю правильность ответов, помогаю исправить ошибки в устных ответах наводящими вопросами, делаю уточнения.
Вместе с воспитанниками проводим мини-выставку. Отмечаем качество детских работ, творческие находки и аккуратность, выбор содержания и гармоничное сочетание законов композиции. Если кадеты сделали в работах ошибки, намечаем путь их исправления.
Сделать несколько карандашных зарисовок зимнего пейзажа родного города и его старинных уголков.
Конспект занятия №7.
Тема: «Деревья в парке весной».
Цель: формировать у учащихся 10-12лет понятия о законах цветоведения, формировать представление об образных возможностях пейзажа.
Задачи:
- Образовательные: углубление знаний воспитанников о законах цветоведения, понимания цвета как средства художественной выразительности;
- Развивающие: развивать умения организовывать пространство с помощью тональных градаций ближних, средних и дальних тонов, а так же применения законов контраста и колористического единства;
-Воспитательные: воспитывать эмоционального отношения к родной природе при ее изображении.
Оборудование для воспитанников: альбомный лист, простой карандаш, ластик, цветные карандаши или акварель (гуашь), кисти, баночка с водой, палитра, салфетки.
Зрительный ряд: таблицы и наглядные пособия о законах цветоведения; репродукции И.И. Шишкина, Г.В. Сорока, А.К. Саврасова, И.И. Левитана, В.Д. Поленова.
Ход урока:
1.Организационный момент.
Здравствуйте, ребята. Давайте поприветствуем друг друга. Проверьте, готовы ли вы к уроку изобразительного искусства, все ли принадлежности у вас с собой. Молодцы. Все готовы. Мы можем начать работу.
Ребята, чтобы изобразить деревья в парке весной, надо знать особенности изображения деревьев, уметь передавать в рисунке те или иные характеристики древесной породы, их пропорции, строение. При этом знание конструктивной основы — взаимосвязь ствола и ветвей, особенности расположения листьев, положение плодов — поможет создать художественный образ. Даже деревья одной породы имеет свой характер и переживает молодость, зрелость и старость.
Удивительные рисунки создал художник И. Шишкин. Его деревья прорисованы с особой тщательностью, при этом каждый набросок пронизан огромной любовью к природе. (Рассматриваем репродукции других художников).
Пластические взаимоотношения деревьев во многом определяет характер пейзажного мотива. Не забывайте, что рисуя крону деревьев лиственных пород, необходимо передать ее объемность характер формы. При освещении сбоку дона половина дерева будет выглядеть гораздо светлее другой. При контражурном освежении объемность пропадает, зато четко выделяется силуэт. Длина тени, падающей от дерева, ее расположение также зависит от времени дня, положения над горизонтом солнца.
Последовательность рисования деревьев соответствует обычному порядку: от простого к сложному, от общего к частному и опять к общему.
Рекомендую выполнить как кратковременные наброски, так и длительные рисунки деревьев различных пород и отдельных ветвей, стволов, корней и уже затем приступить к созданию живописной композиции в технике гуашь. В ней вам необходимо передать колорит вашего пейзажа, выделить основные моменты с помощью цветотональных отношений.
4.Самостоятельная работа воспитанников.
Удаляясь, предметы все больше погружаются в воздушную среду, теряя яркость и четкость очертаний. Окутанная воздухом даль по мере удаления голубеет. Теплые цвета выступают, кажутся ближе, а холодные — отступают.
Напоминаю, что кадетам предстоит изобразить весенний пейзаж, используя основные правила цветоведения, при этом не забывая о передаче плановости.
Ребята самостоятельно выбирают содержание и формат своих работ.
В процессе работы я помогаю воспитанникам избежать ошибок, прибегая к таким педагогическим приемам как совет, педагогический рисунок, указание и наводящие вопросы.
4. Рефлексия.
Спрашиваю кадет, с какими понятиями композиции они познакомились, какие вспомнили. Поощряю правильность ответов, помогаю исправить ошибки в устных ответах наводящими вопросами, делаю уточнения.
Вместе с ребятами проводим мини-выставку. Отмечаем качество детских работ, творческие находки и аккуратность, выбор содержания и гармоничное сочетание законов композиции. Если кадеты сделали в работах ошибки, выясняем причины, намечем путь их исправления.
Ребята, я предлагаю сделать несколько карандашных зарисовок деревьев различных пород.
Конспект занятия № 8.
Тема: «Весенний пейзаж».
Цель: продолжать формировать у учащихся 10-12лет навыки работы живописными материалами, формировать представление об образных возможностях пейзажа.
Задачи:
-Образовательные: Формирование представлений о том, что пейзаж настроения является откликом на переживания автора;
- Развивающие: развивать у кадет живописные и композиционные навыки, а так же умения смотреть на мир глазами художника, видеть многообразие форм и красок окружающего мира, изменчивость состояния природы в течение суток;
- Воспитательные: воспитание наблюдательности, эмоционального отношения к родной природе при ее изображении.
Оборудование для воспитанников: альбомный лист, простой карандаш, ластик, цветные карандаши или акварель (гуашь), кисти, баночка с водой, палитра, салфетки.
Зрительный ряд: К. Моне «Впечатление», «Восход солнца», «Раннее утро», «Поле маков», А. Сислей «Сад Ошеде Монжерон», «Городок на Сене», П. Сезанн «Гора Сент-Виктуар», «Берега Марны», В. Ван Гог «Пшеничное поле и кипарисы», «Красные виноградники в Арле», И.И. Левитан «Март», «Большая вода», И.Э. Грабарь «Мартовский снег».
Ход урока:
1.Организационный момент.
Здравствуйте, ребята. Проверьте, готовы ли вы к уроку изобразительного искусства, все ли принадлежности у вас с собой. Молодцы. Все готовы. Мы можем начать работу.
Пейзаж как произведение искусства — это образ природы, в котором выражено отношение к ней человека, его настроения и чувств.
- Что мы видим за окном? (Ответы воспитанников).
- Как художник может передать состояние времени суток в пейзаже? (Ответы воспитанников).
-Какие приемы помогут живописцу? (Ответы воспитанников).
Художники, жившие задолго до нас, сохранили в произведениях искусства свои представления о мире, свое понимание красоты природы и человека. Каждый художник по-своему воплощает видимый мир в своих произведениях. И вы, ребята, научились видеть красоту там, где раньше не замечали.
Очень разнообразны взгляды художников на природу, способы выражения ими своего отношения к миру. Особенно много открытий в жанре пейзажа принес XIX век. Во второй его половине во Франции родилось новое направление в живописи — импрессионизм (от фр. «впечатление»). Живое впечатление для импрессионистов было самым главным завоеванием в живописи. Импрессионисты писали свои картины на пленере, передавая свои ощущения в полном объеме формы, как бы растворялись в вибрации света и воздуха. (Рассматриваем репродукции).
Вам предстоит передать свои ощущения от работы на открытом воздухе, не забывая при этом соблюдать законы композиции и цветоведения.
4.Самостоятельная работа учащихся.
Удаляясь, предметы все больше погружаются в воздушную среду, теряя яркость и четкость очертаний. Окутанная воздухом даль по мере удаления голубеет. Теплые цвета выступают, кажутся ближе, а холодные — отступают.
Напоминаю, что ребятам предстоит изобразить весенний пейзаж, используя основные правила цветоведения, при этом не забывая о передаче плановости.
Ребята самостоятельно выбирают содержание и формат своих работ.
В процессе работы я помогаю ребятам избежать ошибок, прибегая к таким педагогическим приемам как совет, педагогический рисунок, указание и наводящие вопросы.
4. Рефлексия.
Спрашиваю кадет, какие понятия композиции и цветоведения они использовали в своих работах. Поощряю грамотность их применения, помогаю исправить ошибки в устных ответах наводящими вопросами, делаю уточнения.
Вместе с воспитанниками проводим мини-выставку. Отмечаем качество детских работ, творческие находки и аккуратность, выбор содержания и гармоничное сочетание законов композиции. Если ребята сделали в работах ошибки, намечем путь их исправления.
Ребята, я предлагаю сделать несколько карандашных зарисовок пейзажей на состояние.
Конспект занятия № 9.
Тема: «Летний пейзаж».
Цель: продолжать формировать у учащихся 10-12лет навыки работы живописными материалами, формировать представление об образных возможностях пейзажа.
Задачи:
-Образовательные: Формирование представлений о том, что пейзаж настроения является откликом на переживания автора;
-Развивающие: развивать у воспитанников живописные и композиционные навыки, а так же умения применять перспективные закономерности построения отражения в воде;
-Воспитательные: воспитание эмоциональной отзывчивости к произведениям искусства в жанре пейзажа.
Оборудование для воспитанников: альбомный лист, простой карандаш, ластик, цветные карандаши или акварель (гуашь), кисти, баночка с водой, палитра, салфетки.
Зрительный ряд: репродукции картин И.К. Айвазовского, Н. К. Рериха, Куинджи, У. Тернера и д.р.
Ход урока:
1.Организационный момент.
Здравствуйте, ребята. Проверьте, готовы ли вы к уроку изобразительного искусства, все ли принадлежности у вас с собой. Молодцы. Все готовы. Мы можем начать работу.
Мы с вами на предыдущих занятиях научились с помощью законов воздушной и линейной перспективы создавать живописны работы.
- Вспомните, что вы изображали в своих рисунках? Были ли в них нарисованы водоемы? (Ответы воспитанников).
Знаете ли вы, что художники обладают одним секретом, который помогает им оставлять в истории живописи непревзойденные произведения с изображением воды. Сегодня мы познакомимся с особенностями изображение отражения в воде.
Свои перспективные закономерности имеют и отражения в воде. Как правило, длина отражения предмета в воде равна длине самого предмета. Отражение точно повторяет предмет, но в перевернутом виде. При построении отражений в воде необходимо помнить, что сначала надо обозначить (отложить вниз) толщину берега. А затем высоту предмета.
Вертикальные и горизонтальные остаются такими же в отражениях, а вот наклонные линии могут изменить свою длину. Интересно отметить, что отражения в воде показывают предметы такими, как они выглядят при наблюдении со стороны плоскости воды, то есть мы можем увидеть их нижнюю сторону. Если объект находится на некотором расстоянии от берега, то нужно мысленно продолжить водную гладь, до основания этого предмета, а затем выполнить обычные построения. Легко понять, что часть отражения будет скрыта берегом.
Лучше заметны отражения на спокойной глади воды, даже при легком ветерке целостность изображения разбивается на маленькие кусочки. Дробные отражения выглядят более длинными, так как прерываются вертикальными всплесками без отражений.
Знание законов перспективы помогут начинающему художнику при рисовании водной глади как с натуры, так и по воображению, помогут ему решать ряд практических задач в процессе творческой работы.
Так сегодня мы с вами рассмотрим ряд репродукций замечательных художников, которые изображали водную стихию и сами на их примере создадим творческие работы. 4.Самостоятельная работа учащихся.
Удаляясь, предметы все больше погружаются в воздушную среду, теряя яркость и четкость очертаний. Окутанная воздухом даль по мере удаления голубеет. Теплые цвета выступают, кажутся ближе, а холодные — отступают.
Напоминаю, что ребятам предстоит изобразить весенний пейзаж, используя основные правила цветоведения, при этом не забывая о передаче плановости.
Воспитанники самостоятельно выбирают содержание и формат своих работ.
В процессе работы я помогаю ребятам избежать ошибок, прибегая к таким педагогическим приемам как совет, педагогический рисунок, указание и наводящие вопросы.
4. Рефлексия.
Спрашиваю кадет, с какими композиционными особенностями построения отражения в воде они познакомились, как использовали в своих работах. Поощряю грамотность их применения, помогаю исправить ошибки в устных ответах наводящими вопросами, делаю уточнения.
Вместе с воспитанниками проводим мини-выставку. Отмечаем качество детских работ, творческие находки и аккуратность, выбор содержания и гармоничное сочетание законов композиции. Если кадеты сделали в работах ошибки, намечем путь их исправления.
Ребята, я предлагаю сделать несколько карандашных зарисовок пейзажей с четким делением на планы.
Конспект занятия №10.
Тема: «Мое любимое время года».
Цель: провести контроль качественных изменений в изобразительной деятельности учащихся 10-12лет в изображении пейзажа в технике гуашь.
Оборудование для воспитанников: альбомный лист, простой карандаш, ластик, цветные карандаши или акварель (гуашь), кисти, баночка с водой, палитра, салфетки.
Зрительный ряд: пейзажные произведения П.-П. Рубенса, Т. Руссо, Н. Пуссен и др.
Ход урока:
Здравствуйте, ребята. Давайте поприветствуем друг друга. Проверьте, готовы ли вы к уроку изобразительного искусства, все ли принадлежности у вас с собой. Молодцы. Все готовы. Мы можем начать работу.
Ребята, мы с вами познакомились с основными понятиями, которые составляют законы композиции и сегодня вам необходимо в творческих работах на практике применить свои знания, умения и навыки, полученные ранее.
В процессе самостоятельной работы воспитанников, провожу предварительный контроль эффективности нашей методики, что можно увидеть в работах учащихся, в выборе ими содержания, формата, точки зрения, центра композиции, колорита и соблюдении ритмического единства. Отмечаю качество, интересный замысел и творческий подход.
Самостоятельное обсуждение воспитанниками результатов творческой деятельности.
Список литературы:
Ревалд Д. Постимпрессионизм. От Ван Гога до Гогена/ Д.Ревалд; Пер. с англ. П.Мелковой; ред. М.А.Бессонова. — М.: Терра-Книжный клуб; Республика, 2002. — 464 с.
upodawi
[url=http://www.quickdirectory.biz/]http://www.quickdirectory.biz[/url] |
|
agoma
[url=http://www.quickdirectory.biz/]seo directory[/url] |
|
afuvolys
[url=http://www.quickdirectory.biz/]free directory[/url] |
|
ufufyvowi
[url=http://www.quickdirectory.biz/]free directory[/url] |
|
ytohyjam
[url=http://www.quickdirectory.biz/]free directory[/url] |
|
ynoxiref
[url=http://paydayloans24.click]emergency payday loans[/url] |
|
ipyhop
[url=http://bestpaydayloans24.club/blog/]cash advance ri[/url] |
|