Россия,Иркутская область,г.Братск
МБОУ "Лицей №1"
Учитель русского языка и литературы
Людкевич Наталья Николаевна
Цели: познакомить детей с новым литературным жанром;
содействовать развитию у учащихся умения выделять главное в
изучаемом материале.
Вопросы, на которые учащиеся должны ответить в начале урока :
- Что такое «стихотворения в прозе»?
- Сочетаются ли стихотворения с прозой?
- Возможно ли вообще такое сочетание?
Во второй главе романа в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин» (строфа 13) мы читаем характеристику Онегина и Ленского:
Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лёд и пламень
Не столь различны меж собой…
Как мы видим, стихи и проза столь несовместимы, что послужили поэту примером для определения двух резко отличающихся друг от друга человеческих натур.
А так ли это на самом деле? Действительно, до Ивана Сергеевича Тургенева, да и при нём между стихами и прозой проходила решительная черта, суровая жанровая граница. Старая школьная теория словесности обязывала строго следить за чистотой литературного вида, рода, жанра. Иван Сергеевич Тургенев создал совершенно новый литературный жанр, естественно сочетающий в себе раскованное движение прозы с ритмической дисциплиной стиха, — стихотворения в прозе.
Вопрос учащимся:
- А до Тургенева в каких литературных произведениях вы могли уже встретиться с лирически окрашенной прозой?
( Н.В.Гоголь : «Тарас Бульба», «Страшная месть», «Мёртвые души»)
Что же послужило толчком для написания подобного родя произведений?
П.Л.Лавров. Из статьи «И.С.Тургенев и развитие русского общества».
Общее настроение Ивана Сергеевича в эти годы становилось всё мрачнее. С 1878 года он начал свои «Стихотворения в прозе», серию, проникнутую возвращающимся и усиливающимся чувством нравственного одиночества, мучительною мыслью о старости, о близкой смерти. Настали темные, тяжелые дни», когда он говорил себе: «Уйди в себя, в свои воспоминания… Но будь осторожен… не гляди вперед, бедный старик!» («Старик», июль 1878). Настоящее вызвало мысль: «Я один, один, как всегда» («Голубь», май 1879). Воспоминания раздражали его воображение представлением о том, «как хороши, как свежи были розы»… как теперь ему «холодно» и как «все они умерли… умерли» («Как хороши» и т.д. сент. 1879). А впереди грозная старуха судьба гнала его к могиле, которая сама «плывёт, ползёт» к нему («Старуха», февраль 1878).
( нездоровье, болезнь, старческая жизнь, тяготение к молодости, одиночество, страх перед смертью…)
И.С. Тургенев создал целую книгу стихотворений в прозе, выразительно обозначив их характерные черты. Рассмотрим одно из них.
«КАК ХОРОШИ, КАК СВЕЖИ БЫЛИ РОЗЫ…» (1879)
Где-то, когда-то, давно-давно тому назад, я прочел одно стихотворение. Оно скоро позабылось мною… но первый стих остался у меня в памяти:
Как хороши, как свежи были розы… |
Теперь зима; мороз запушил стекла окон; в темной комнате горит одна свеча. Я сижу, забившись в угол; а в голове всё звенит да звенит:
Как хороши, как свежи были розы… |
И вижу я себя перед низким окном загородного русского дома. Летний вечер тихо тает и переходит в ночь, в теплом воздухе пахнет резедой и липой; а на окне, опершись на выпрямленную руку и склонив голову к плечу, сидит девушка — и безмолвно и пристально смотрит на небо, как бы выжидая появления первых звезд. Как простодушно-вдохновенны задумчивые глаза, как трогательно-невинны раскрытые, вопрошающие губы, как ровно дышит еще не вполне расцветшая, еще ничем не взволнованная грудь, как чист и нежен облик юного лица! Я не дерзаю заговорить с нею — но как она мне дорога, как бьется мое сердце!
Как хороши, как свежи были розы… |
А в комнате всё темней да темней… Нагоревшая свеча трещит, беглые тени колеблются на низком потолке, мороз скрыпит и злится за стеною — и чудится скучный, старческий шёпот…
Как хороши, как свежи были розы… |
Встают передо мною другие образы… Слышится веселый шум семейной деревенской жизни. Две русые головки, прислонясь друг к дружке, бойко смотрят на меня своими светлыми глазками, алые щеки трепещут сдержанным смехом, руки ласково сплелись, вперебивку звучат молодые, добрые голоса; а немного подальше, в глубине уютной комнаты, другие, тоже молодые руки бегают, путаясь пальцами, по клавишам старенького пианино — и ланнеровский вальс не может заглушить воркотню патриархального самовара…
Как хороши, как свежи были розы… |
Свеча меркнет и гаснет… Кто это кашляет там так хрипло и глухо? Свернувшись в калачик, жмется и вздрагивает у ног моих старый пес, мой единственный товарищ… Мне холодно… Я зябну… И все они умерли… умерли…
Как хороши, как свежи были розы… |
Выявляем вместе с учащимися следующее:
2абзац: 3 абзац:
1). зима, мороз холодно; 1). лето, тепло;
2). комната , угол, сужающееся 2). дом, окно, расширенное
пространство; пространство: небо, звёзды;
3). один, загнанный в угол… 3). он же и девушка…
1-ый абзац (вступление)
Скрепа А связывает абзацы 2,4,6
Скрепа И связывает абзацы 3,5
Он был намного старше Тургенева , участвовал в войне с Наполеоном,
владел огромным состоянием и был весьма известным и вполне
профессиональным литератором.
Розы как символ прошедшего счастья, радости, всего того, что так дорого было
автору.
Отмечаем лиризм, воссоздающий душевный строй, настроение автора, автобиографичность и рассказ от первого лица, носящий исповедальный характер.
Огромную роль в стихотворении играет ритм, мелодичность. Предложить учащимся прочитать стихотворение под музыку (например, И.- С. Бах, Сицилиана (Siciliano) — Соната BWV 1031 (труба,орган).