Россия, Алтайский край, г. Славгород
МБОУ "СОШ №13"
Учитель русского языка и литературы
Карасёва В.И.
Литературно-музыкальная композиция, посвященная 195-летию со дня рождения великого русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева.
Цель:
Ввести учащихся в атмосферу жизни и творчества писателя, раскрыть «сердечный смысл» тургеневских произведений. Становление понятия о красоте, лиричности, напевности изысканной прозы и стихотворных текстов писателя. Развитие умения слушать классические произведения.
Оборудование и оформление:
На сцене журнальный столик для двух ведущих старшеклассников — юноши и девушки. На столике подсвечник со свечами, рукописи, книги.
В глубине сцены справа журнальный столик с подсвечником, колодой карт, парой белых бальных перчаток, два стула. На сцене висит большой портрет Тургенева и название литературной композиции — всё это будет изображать гостиную, в которой будут происходить сценки. Слева на сцене импровизированный березовый лесок, там будут проходить сцены «на улице».
По бокам сцены на синем занавесе — иллюстрации к произведениям писателя, виды «дворянского гнезда», картины природы и т.д.
Звучит романс «Утро туманное» муз. В.Абаза, сл. И.С.Тургенева (Копылов Артем)
Ведущий 1: Добрый день, дорогие друзья. Прозвучал романс «Утро туманное». Автором слов является Иван Сергеевич Тургенев, великий русский писатель, в этом году исполняется 95 лет со дня его рождения. Мы приглашаем вас в нашу литературную гостиную, чтобы окунуться в атмосферу жизни и творчества писателя, понять «сердечный смысл» тургеневских произведений.
Ведущий 2: Служению своей стране, своему народу была посвящена каждая строка творческого наследия И.С.Тургенева.
На его книгах воспитывались поколения лучших людей нашей страны.
Прошло немало лет с тургеневского времени, но по-прежнему жива благодарность великому писателю, который во всем мире прославил высоту духа русского народа и красоту родной земли.
Ведущий 3: Иван Сергеевич Тургенев родился 28 октября 1818 года в городе Орле. Его родители — Сергей Николаевич Тургенев и Варвара Петровна Лутовинова. Отец Тургенева служил в Елизаветинском кирасирском полку, квартировавшем в Орле. Выйдя в отставку в чине полковника, он поселился в имении своей жены, селе Спасском — Лутовинове.
Ведущий 4: «Вырос я в классиках… В нашей комнате стояли запыленные шкафы: там хранились груды книг 70-х годов, в темно-бурых переплетах, кверху ногами, боком, плашмя, связанных бечевками, покрытых пылью… Целый день я перелистывал мою книжку и лег спать с целым миром смутных образов в голове…»
Ведущий 1: «Росту он (Тургенев) был почти огромного, широкоплечий; глаза глубокие, задумчивые, темно- серые; волосы были у него тогда темные, густые, как помнится, несколько курчавые, с небольшой проседью; улыбка обворожительная… Руки… красивые… большие мужские руки. Ему было тогда с небольшим 30 лет».
Ведущий 2: А ведь мало кто знает, что начинал Тургенев свое творчество как поэт. Быть может, у Тургенева не было крупного поэтического дарования, да и сам он многие годы спустя говорил, что испытывает чувство стыда при упоминании своей поэтической деятельности, поэтому сам немало способствовал своему забвению как поэта.
Ведущая 3: Это суровое пренебрежение к своей поэзии решительно несправедливо. Под некоторыми небольшими его стихотворениями и под отдельными местами его поэм не отказался бы поставить свое имя ни один из прославленных поэтов.
Ученик читает стихотворение «Моя молитва».
Молю тебя мой Бог! Когда
Моими робкими очами
Я встречу черные глаза
И, осененная кудрями,
К моей груди приляжет грудь,
О, дай мне силу оттолкнуть
От себя прочь очарованье.
Молю — да жгучее лобзанье
Поэта уст не осквернит
И гордый дух мой победит
Любви мятежной заклинанье.
Ведущий 4: Лучше всего Ивану Сергеевичу удались картины природы: тут уже ясно чувствуется та щемящая, меланхолическая поэзия, которая составляет главную красоту тургеневского пейзажа.
Ученик читает стихотворение «Деревня».
Люблю я вечером к деревне подъезжать,
Над старой церковью глазами провожать
Ворон играющую стаю;
Среди больших полей, заповедных лугов,
На тихих берегах заливов и прудов,
Люблю прислушиваться к лаю
Собак недремлющих, мычанью тяжких стад,
Люблю заброшенный и запустелый сад
И лип незыблемые тени;
Не дрогнет воздуха стеклянная волна;
Стоишь и слушаешь — и грудь упоена
Блаженством безмятежной лени…
Ведущий 1: В 1852 году выходит отдельным изданием знаменитое его произведение «Записки охотника». В центре книги — изображение духовного облика крепостного крестьянина, протест против крепостничества.
Ведущий 2: В «Записках охотника» в русской прозе звучит тема самоценности, нравственности и значительности людей из народа.
Сценка. Ночное (из рассказа «Бежин луг»)
Ведущий 3: Тургенев неспроста верил в судьбу, в роковое стечение обстоятельств, которые однажды набегают на человека и круто меняют все. 1843 год в писательской и человеческой судьбе Тургенева действительно оказался роковым: это был год начала его литературного успеха, год знакомства с Белинским и одновременно — встречи с 22-летней певицей Полиной Виардо - Гарсиа, выступавшей осенью в Петербурге в составе Итальянской оперы.
Ведущий 4: Говорили, что родом она испанка, дочь и ученица знаменитого в Европе тенора Гарсиа, выходца из цыганского квартала Севильи. Имя свое Полина получила по крестной матери — княжне Прасковье Андреевне Голицыной. Никто не знал, что России она будет обязана своей славой и своим успехом, что Россию она назовет «вторым Отечеством». В Москве Полина Виардо исполняла русские романсы, и особенно успешно «Соловья» Алябьева.
Звучит «Соловей» Алябьева (грамзапись) / слайды Тургенев и Полина Виардо
Ведущий 1: И мало кто мог подумать тогда, что молодой писатель, ставший вскоре великим русским писателем, одним из популярнейших не только в России, но и в Европе, сохранит горячую привязанность к замужней женщине, последует за ней за границу, где, в конце концов, проведет большую часть своей жизни и лишь наездами будет бывать на родине. В одном из своих писем Тургенев сравнил себя с птицей, которая два раза в год совершает перелет: весной отправляется в русскую деревню, а осенью возвращается в Париж, к ней… Знакомство с Виардо продлится всю жизнь, превратившись в одну из величайших историй любви в мире…
Ведущий 2: Полина Виардо была яркой звездой на театральном небосклоне, но, подобно многим другим, могла бы погаснуть и забыться навсегда, если бы не Тургенев, четыре десятилетия жизни которого до последнего смертного часа были отданы Полине Виардо.
Ведущий 3: Что же заставило Тургенева заковать себя на всю жизнь любовью к замужней женщине, стать другом ее мужа, быть рыцарем бескорыстным в этой любви и дружбе? Ум и воля, влюбленность в искусство, внутреннее изящество — вот что покорило его в Полине Виардо. Она была первым ценителем его рассказов, повестей, романов. Именно она вдохновляла Тургенева на создание великолепных лирических произведений.
Звучит романс «Утро туманное» (только музыка к романсу)
Появляется Полина, танцует с Тургеневым. По окончании вальса Тургенев сажает Полину за столик.
Тургенев (стоит на сцене): С той минуты, как я увидел ее в первый раз, я принадлежал ей весь. Я уже не мог жить нигде, где она не жила, я оторвался разом от всего мне дорогого, от самой родины, и пустился вслед за этой женщиной… (Склоняется над столиком, пишет)
Полина (перебирает письма): Эти письма… Сколько их было… «Всё моё существо устремлено к Вам как воронка. Помнится, я от Вас слышал это сравнение и не могу им не воспользоваться, оно слишком точно подходит ко мне…» (Берет у Тургенева следующее письмо) «О, мой горячо любимый друг! Постоянно день и ночь я думаю о Вас, и с какой бесконечной любовью! Не могу не сказать, как сильно стремлюсь я к Вам, и как всю ночь напролет вижу Вас во сне. И я теперь уже не могу больше работать, так как все мои помыслы постоянно вьются возле Вас и Ваш дорогой образ заставляет все прочие растаять как снег…»
(Раздается музыка известного русского романса, Тургенев целует певице руку и уводит ее за кулисы)
Ведущий 4: Способность глубоко любить Тургенев считал одним из важнейших качеств человека и многих своих героев подвергал испытанию любовью. Он живет интересами, радостями и горестями семьи Виардо. Но это, по его выражению, жизнь на краешке чужого гнезда».
Звучит русский романс «Глядя на луч пурпурного заката» муз. И.Козлова, сл. А. Оппель. ( Копылов Артем)
Ведущий 1: Долгие годы Тургенев проводит вдали от родины. «Что ни говори, на чужбине точно вывихнутый, — жалуется он в письмах. — Осужден на цыганскую жизнь и не свить мне, видно, гнезда нигде и никогда!»
Танец «Цыганочка»
Ведущий 2: Знание русской жизни и притом знание не книжное, а опытное, вынесенное из действительности, очищенное и осмысленное силой таланта и размышления сказывается во всех произведениях Тургенева.
Ведущий 3: «Дело было в августе месяце 1860 года, - когда мне пришла в голову первая мысль «Отцов и детей»… В основание главной фигуры, Базарова, легла одна поразившая меня личность молодого провинциального врача… В этом замечательном человеке — на мои глаза — то едва народившееся, еще бродившее начало, которое потом получило название нигилизма».
Ведущий 4: «Отцы и дети» — едва ли не самая шумная и скандальная книга в русской литературе. Авдотья Панаева, известная писательница, очень не любившая Тургенева, писала: «Я не запомню, чтобы какое-нибудь литературное произведение наделало столько шуму и возбудило столько разговоров, как повесть Тургенева «Отцы и дети».
Ведущий 1: «Странные судьбы отцов и детей! Что Тургенев вывел Базарова не для того, чтобы погладить по головке, — это ясно; что он хотел что-то сделать в пользу отцов, и это тоже ясно. Но в соприкосновении с такими жалкими отцами, как Кирсановы, крутой Базаров увлек Тургенева, и вместо того, чтобы посечь сына, он выпорол отцов!» - писал А.Герцен.
Сцена из романа «Отцы и дети».
(Звучит фонограмма «Лунной сонаты» Бетховена)
Ведущий 2: Тема «лишнего человека» занимает ведущее место во многих произведениях Тургенева. Это «Постоялый двор», «Дневник лишнего человека», «Переписка». Само понятие «лишний человек» было введено в литературу Тургеневым.
Ведущий 3: Значение образов «лишних людей» подчеркивал Щедрин «…вы в своих произведениях создали тип лишнего человека. А в нем ведь сама русская жизнь отразилась. Лишний человек — это наше больное место. Ведь он нас думать заставляет».
Ведущий 4: Мотив трагичности человеческого существования усиливается в произведениях Тургенева. Писатель развивает мысль о трагичности любви, о нравственном долге, забвение которого приводит человека к возмездию.
Ведущий 1: В романе «Дворянское гнездо» мысли Тургенева о своенравии и капризах любви приобретают философскую направленность. Он утверждает обусловленность человеческого счастья достойным исполнением нравственного долга. И эта связана мысль прежде всего с образами главных героев - Лаврецкого и Лизы Калитиной. Образ Лизы Калитиной - один из самых поэтичных образов русской литературы.
Сцена из романа «Дворянское гнездо»
Ведущий 2: Популярность Тургенева-писателя выросла многократно. В России его воспринимают как живого классика. Последние годы жизни писателя были озарены радостным сознанием того, что Россия высоко ценит его литературные заслуги.
Ведущий 3: Он часто мечтал вернуться в Россию, но, к сожалению, неизлечимый недуг не давал возможности отправиться в такое далекое путешествие. Но как Иван Сергеевич страдал, что не может увидеть любимых мест!
(За столиком в гостиной сидит Тургенев и пишет письма, одновременно произнося вслух написанное)
Тургенев: О мой сад, о заросшие дорожки возле мелкого пруда! О песчаное местечко под дряхлой плотиной, где я ловил пескарей и гольцов! И вы, высокие березы, с длинными висячими ветками, я посылаю вам последнее прости! Расставаясь с жизнью я к вам одним простираю руки. Я бы хотел еще раз надышаться горькой свежестью полыни, сладким запахом сжатой гречихи на полях моей родины; я бы хотел еще раз услышать издали скромное треньканье надтреснутого колокола в приходской нашей церкви; еще раз полежать в прохладной тени под дубовым кустом на скате знакомого оврага; еще раз проводить глазами подвижный след ветра, темной струею бегущего по золотой траве нашего луга…
Ведущий 4: Сбывались его давние предчувствия. 30 мая 1882 года Тургенев писал своему другу Полонскому, отъезжавшему в гостеприимное Спасское…
Тургенев: Когда вы будете в Спасском, поклонитесь от меня дому, саду, моему молодому дубу, родине поклонитесь, которую я уже вероятно никогда не увижу…
Ведущий 1: Однако в июле наступило облегчение, Тургенев чувствовал себя намного лучше, мог понемногу ходить, спускаться в сад, спокойно спать по ночам… Появилась надежда поехать в Россию.
Звучит классическая музыка «Полонез Огинского»
Ведущий 2: И вместе с надеждой пришли и желание работать, и воспоминания. Воскресала в памяти жизнь живая и сложная, а в ней, как в капле воды, отражались суровые исторические судьбы России — далекой, милой и горькой Родины.
Ведущий 3: Тургенев — один из тончайших певцов первой любви во всей мировой литературе. Он создал очаровательные женские образы, вошедшие в золотой фонд русской литературы под романтическим названием «тургеневских девушек»: самоотверженных, искренних, решительных, не боящихся любить…
Ведущий 4: Как же случилось, что признанный миром певец женской любви умирает на чужбине, в одиночестве, так и не свив для себя теплого гнезда?
Ведущий 1: Почему жизнь оторвала его от родных берегов и прибила к чужому берегу, к чужой стране, к чужой семье?
Ведущий 2: Кто виноват в этом, он сам, или исторические обстоятельства? Вероятно и то, и другое… Иван Сергеевич верил в судьбу, но по-своему, без фатализма.
Тургенев сидит за столиком . Вновь зазвучала классическая музыка.
Тургенев: У каждого человека своя судьба! Как облака сперва слагаются из паров земли, восстают из недр ее, потом отдаляются, отчуждаются от нее и несут ей, наконец, благодать или гибель, так около каждого из нас же самих образуется… род стихии, которая потом разрушительно или спасительно действует на нас же. (Встает, обращается к зрителям). Эту-то стихию я называю судьбой… Другими словами и говоря просто: каждый делает свою судьбу и каждого она делает… (садится за столик)
Ведущий 3: Тургеневу оставалось жить совсем недолго, но он был по-своему счастлив — рядом с ним была его Полина, которой он диктовал последние рассказы и письма. 3-го сентября 1883 года Тургенев скончался. Согласно завещанию он был похоронен в России, и в последний путь на родину его провожала дочь Полины — Клаудиа Виардо. А как завещание, он оставил вот эти стихи:
Ученик читает стихотворение «Милый друг».
Милый друг, когда я буду
Умирать — вот мой приказ:
Всех моих писаний груду
Истреби ты в тот же час!
Окружи меня цветами,
Солнце в комнату пусти –
За закрытыми дверями
Музыкантов помести.
Запрети им плач печальный!
Пусть, как будто в час пиров,
Резко взвизгнет вальс нахальный
Под ударами смычков!
Слухом гаснущим внимая
Замираниям струны,
Сам замру я, засыпая..
И, предсмертной тишины
Не смутив напрасным стоном,
Перейду я в мир иной,
Убаюкан легким звоном
Легкой радости земной!
Ведущий 4: Его похоронили в Петербурге в некрополе Александро-Невской лавры при огромном стечении людей. Россия хоронила своего великого писателя со всеми почестями, достойными его таланта.
На сцене появляется Полина Виардо
Полина: На долгих 40 лет жизнь русского писателя Тургенева переплелась с жизнью французской певицы Полины Виардо… Многие годы жизни он провел во Франции. Он назвал имение Куртавнель — имение Виардо — колыбелью своей славы. Самые русские «Записки охотника» написаны во Франции. Пятая часть всех произведений Тургенева написана там же, под крылом Виардо. Именно любовь рождала вдохновение…
(Садится за столик, за которым уже сидит Тургенев)
Ведущий 1: После смерти Тургенева Полина Виардо прожила 27 лет. Она по-прежнему вела активный образ жизни, много ездила, давала уроки музыки. Только с того трагического дня все оставшиеся годы она не снимала траура и писала письма на листках с траурной лентой в уголке.
Ведущий 2: Так закончилась долгая любовь двух гениальных личностей — великого русского писателя и знаменитой французской певицы. Тургенев и Полина Виардо пронесли это нежное чувство через всю свою жизнь. Оно помогало им жить и творить.
Ведущий 3: После смерти Полины Виардо на её столике нашли рукопись Ивана Сергеевича Тургенева, которая называлась «Тургенев. Жизнь для искусства». Рассказывают, что речь в ней шла о том, как эти два любящих друг друга человека все свои мысли, чувства, страдания, скитания мятущихся душ переплавляли в искусство… Роман пропал. Весь 20 век пытались найти его в странах Европы. И не только Европы. Но пока безуспешно…
Тишина. Потом раздается «Лунная соната» и все актеры вместе С Тургеневым и Полиной Виардо выходят на сцену Все по очереди зачитывают заключительное стихотворение в прозе Тургенева «Когда меня не будет…») Или 1 ученик ?
Когда меня не будет, когда все, что было мною, рассыплется прахом, — о ты, мой единственный друг, о ты, которую я любил так глубоко и так нежно, ты, которая наверно переживешь меня, — не ходи на мою могилу… Тебе там делать нечего.
Не забывай меня… но и не вспоминай обо мне среди ежедневных забот, удовольствий и нужд… Я не хочу мешать твоей жизни, не хочу затруднять ее спокойное течение.
Но в часы уединения, когда найдет на тебя та застенчивая и беспричинная грусть, столь знакомая добрым сердцам, возьми одну из наших любимых книг и отыщи в ней те страницы, те строки, те слова, от которых, бывало, — помнишь? — у нас обоих разом выступали сладкие и безмолвные слезы.
Прочти, закрой глаза и протяни мне руку… Отсутствующему другу протяни руку твою.
Я не буду в состоянии пожать ее моей рукой — она будет лежать неподвижно под землею… но мне теперь отрадно думать, что, быть может, ты на твоей руке почувствуешь легкое прикосновение.
И образ мой предстанет тебе — и из-под закрытых век твоих глаз польются слезы, подобные тем слезам, которые мы, умиленные Красотою, проливали некогда с тобою вдвоем, о ты, мой единственный друг, о ты, которую я любил так глубоко и так нежно!