Россия,Белгородская область,г.Белгород
МБУДО "Ровесник"
Педагог дополнительного образования
Юнченко С.Ф.
Цель:
1. Знакомство с культурами народов мира.
2. Развитие эстетического вкуса путем проигрывания танцевальных этюдов.
Задачи:
1. Развитие эстетического вкуса путем танцевальных этюдов;
2. Расширение творческого кругозора;
3. Интернациональное воспитание, привитие любви к культурному наследию;
4. Вызвать интерес к изучению хореографической культуры.
Ход занятия:
Организационный момент
Педагог-хореограф: Сегодня мы с вами совершим путешествие по странам мира: Россия, Эстония, Молдавия, Украина. У каждого народа свои обычаи и традиции, которые переходят из поколения в поколение и отображаются в хореографическом искусстве.
Основная часть
Русский танец
Первым из народных танцев, которые мы сегодня посетим, будет русский.
Движения русского танца отражают эстетический вкус русского народа.
Самой простой формой русских танцев являются хороводы — неотъемлемая составная часть весенних и летних больших праздников. Руководитель объясняет, как нужно сделать: исполнитель плывет, «как пава», корпус подтянут, движения плавные, спокойные, придающие впечатления широты и величия. Только изредка корпус может слегка наклоняться. Все нюансы движений подчеркивают эмоциональное содержание танца.
Описание движений:
Переменный шаг
Музыкальный размер 2/4. Исходное положение: ноги в третьей позиции, правая впереди.
Затакт. Слегка присесть на левой ноге, одновременно правую перевести вперед и, вытянув ее перед собой, слегка поднять над полом.
На «раз» - поднимаясь с приседания на левой ноге, шаг правой ногой с носка вперед.
На «и» небольшой шаг левой ногой вперед.
На «два» шаг правой ногой вперед, как на «раз».
На «и» слегка присесть на правой ноге, одновременно левую перевести вперед и слегка поднять, как на затакт.
Движение повторить с левой ноги.
Притоп
Музыкальный размер 2/4. Исходное положение: ноги в шестой позиции. Исполняется на один такт музыки.
На «раз» - ударить правой ногой об пол.
На «и» - ударить левой ногой об пол.
На «два» - ударить правой ногой об пол.
На «и» - пауза.
Движение продолжить с левой ноги.
Припадание в повороте
Музыкальный размер 2/4. Исходное положение: ноги в третьей позиции, правая впереди.
Затакт. Правую ногу слегка поднять над полом и вынести вправо.
На «раз» - шаг правой ногой вправо, опуская ступню на пол и поворачиваясь вправо на 90 градусов. Колени слегка согнуть. Тяжесть корпуса перенести на правую ногу, левую отделить от пола и подтянуть ступней сзади щиколотки правой ногой.
На «и» левую ногу опустить на полупальцы сзади правой; тяжесть корпуса перенести на левую ногу, правую слегка отделить от пола.
На два — повторить движение, исполняющееся на «раз», продолжая поворачиваться.
На «и» - повторить движение, исполняющееся на затакт.
Таким образом, танцующие поворачиваются вправо или влево, в зависимость от того, с какой ноги начинается движение.
Молдавский танец
Наиболее распространен в народе и ярче всего выражает национальные черты. Его характер задорный, стремительный, жизнерадостный танец.
Например «Молдавеняска».
Молдавские народные танцы строятся на широких, быстрых движениях, искрятся радостью, весельем, им свойственны яркие тона и краски, стремительный ритм.
Основной шаг «Молдавеняски»
Музыкальный размер 2/4. Исходное положение: ноги в третьей позиции, правая впереди. Исполнится на двух тактах музыки.
1-й такт. На «раз» - слегка выворотный боковой шаг правой ноги вправо на всю ступню. Одновременно левую ногу, вытянутую в колене и подъеме, поднять не высоко вперед накрест правой. Корпус слегка наклонить в левую сторону, голову повернуть на право.
На «и» - пауза.
На «два» - слегка выворотный боковой шаг левой ноги в лево на всю ступню. Правую ногу поднять не высоко вперед накрест левой. Корпус слегка наклонить в правую сторону, голову повернуть на лево.
На «и» - пауза.
2-й такт. На «раз» - широкий, слегка выворотный шаг правой ногой в право на всю ступню, чуть приседая на нее. Корпус и голову резко наклонить вперед.
На «и» - левую ногу, согнутую в колени, поставить выворотно на полупальцы сзади правой ноги, колено направить в лево. Корпус и голова в предыдущем положении.
На «два-и» - повторить движение, исполняющееся на «раз -и».
Движения исполняют с правой ноги, продвигаясь в право или с левой ноги, продвигаясь в лево.
Боковой шаг и прыжок
Музыкальный размер 2/4. Исходное положение: ноги в третьей позиции, правая впереди. Исполняется на восьми тактов музыки.
1-й такт. На «раз» - шаг правой ногой вправо (с легким прыжком).
На «два» - левую ногу поставить на полупальцы сзади правой.
2-4 такты. Повторить движение первого такта.
5-й такт. На «раз» - шаг на место правой ноги.
На «два» - подпрыгнуть на правой ноге, левую, согнуть в колене, поднять вперед не высоко над полом.
6-й такт. На «раз» - шаг месте левой ногой.
На «два» - подпрыгнуть на левой ноге, правую, согнутую в колене, поднять вперед не высоко над полом.
7-й такт. На «раз» - присесть на обеих ногах (обе ступни вместе в шестой позиции).
На «два» - легко подпрыгнуть вверх, слегка сгибая ноги в коленях, направленных вперед.
8-й такт. На «раз» - плавно опуститься на пол, колени слегка согнуть.
На «два» - вытянуть колени обеих ног.
Если движение исполняют влево, первый шаг начинают с левой ноги.
Шаг подбиванием ноги
Музыкальный размер 2/4. Исходное положение: ноги в третьей позиции, правая впереди. Исполняется на один такт музыки.
На «раз» - вытянутую правую ногу поднять не высоко над полом поставить впереди левой на полупальцы, подбивая ее. Одновременно левую ногу вынести назад не высоко над полом.
На «два» - левую ногу поставить сзади правой в третью позицию, но временно правую ногу вынести резко вперед. Исполняя это движение, танцующие продвигаются вперед.
Продвигаясь влево, движение исполняют с левой ноги.
Эстонский танец
В народе Эстонии бытовали песни и танцы, связанные с различными обрядами.
К числу наиболее популярных эстонских народных танцев относятся «Йоксу-Полька» - живой, веселый, легкий танец, основанный на подскоках, поворотах с подскоками и легком беге, о чем говорит и само название танца, происходящее от слова «йокс» - бег.
По характеру исполнения эстонские танцы иногда степенные, иногда более оживленные, но всегда спокойные.
Прыжки в сочетании с бегом
Музыкальный размер 2/4. Исходное положение: ноги в шестой позиции. Исполняется на четыре такта музыки.
1-й такт. На «раз» - шаг правой ногой вперед на всю ступню. Колено слегка согнуть.
На «два» - левую ногу, скользнув по полу подушечкой ступни или каблуком, поднять вперед, согнув ее в колене, направленным вперед. Подъем свободный.
На «три» - проскользнуть вперед с левой ступней правой ноги, колено слегка согнуть. Левая нога в предыдущем положении.
2-й такт. На «раз», «два», «три» - повторить движение первого такта, но с другой ноги.
3-4-й такты. Шесть легкий беговых шагов вперед в шестой позиции на низких полупальцах (шаг на каждую четверть такта).
Шаг вперед с покачиванием
Музыкальный размер 2/4. Исходное положение: ноги в шестой позиции.
На «раз» - шаг правой ногой на всю ступню вперед — вправо. Левую ногу поднять вперед накрест правой.
На «два» - левую ногу поднять еще выше, правая — в том же положении. Корпус слегка наклонить влево.
На «три» - левую ногу медленно опустить, готовясь к следующему шагу влево.
Движение продолжить с другой ноги. Исполняют его плавно, с продвижением вперед. Руки, свободные в локтях, переводят из стороны в сторону.
Полька на подскоках
Музыкальный размер 2/4. Исходное положение: ноги в шестой позиции.
Затакт. Небольшой подскок на полупальцах левой ноги. Правую ногу, свободную в колене и подъеме, поднять не высоко вперед.
На «раз» - небольшой шаг правой ногой вперед на низкие полупальцы.
На «и» - левую ногу приставить на полупальцы к середине ступни правой ноги.
На «два» - небольшой шаг правой ногой вперед на полупальцы.
На «и» - большая пауза, и на вторую шестнадцатую снова повторить движение с другой ноги, как на затакте.
Движение исполняется пружинисто.
Украинский танец
Украинский танец, так же как и другие виды народного творчества развивался на протяжении всей истории украинского народа, обогащаясь новым содержанием и своеобразными выразительными средствами.
Одной из старейших художественных форм народного искусства являются хороводы.
Одним из самых древних жанров являются бытовые танцы, берущие свое начало в хороводах. Бытовые танцы являются основой украинской народной хореографии.
К жанру бытовых танцев принадлежат: топак, метелица и многие другие. Эстонские танцы сопровождаются движениями различными по характеру и эмоционально-эстетическому содержанию.
Простой (залетный) ход
Музыкальный размер 2/4. Исходное положение: ноги в первой позиции. Исполняется на один такт музыки.
Затакт. Отделить от пола правую ногу.
На «раз» - небольшой шаг правой ногой вперед с носка на всю ступню.
На «и» - шаг левой ногой вперед.
На «два-и» - повторить движение, исполняющееся на «раз-и».
Движение повторить с другой ноги.
Бегунец
Музыкальный размер 2/4. Исходное положение: ноги в шестой позиции.
Затакт. Слегка присесть на левой ноге. Правую ногу, свободную в колене, невысоко поднять, вынести вперед и исполнить широкий стремительный шаг правой ногой вперед, как бы пролетая в длину.
На «раз» - правую ногу опустить на всю ступню, колено слегка согнуть, носок направить вперед по ходу движения. Левую ногу, свободную в колене, вынести вперед, слегка приподнимая.
На «и» - небольшой стремительный шаг левой ногой вперед на низкие полупальцы.
На «два» - небольшой стремительный шаг правой ногой вперед на низкие полупальцы. Левую ногу быстро, как бы рывком, поднять не высоко вперед; колени свободные, подъем вытянут, носок направлен вперед по ходу движения.
На «и» - широкий стремительный шаг левой ногой, как на затакт.
Так же исполнить движение с другой ноги.
Голубец
Музыкальный размер 2/4. Исходное положение: ноги в шестой позиции. Исполняется на ½ такта музыки.
Затакт. Правую ногу вынести вправо.
На «раз» - скользящим прыжком на левой ноге вправо (как бы догоняя правую ногу) ударить в воздухе каблуками обеих ног, ступни параллельные.
На «и» - после удара правую ногу снова отвести вправо, левую опустить на пол и т.д.
Голубец часто сочетается с притопами или исполняется один за другим.
Заключительный этап
Хореограф обращается к участникам с целью дать обратную связь о том, что сегодня они возьмут для себя и как это связано с эстетикой.
Комментарии к занятию «Путешествие по танцам стран мира»
Комментарии к уроку: результативность этого урока несомненна. Средства хореографии могут оказывать на детей неограниченное воздействие. Правильно ориентированный, нацеленный на ребенка урок, вызывает неподдельный интерес, отклик в каждом ребенке. Эмоционально насыщенный материал оставляет глубокий отпечаток в душе ребенка, который в будущем станет основой становления эстетического вкуса, идеала, отношения, переживания а со временем эстетические чувства к искусству отложат свой отпечаток и на отношение к жизни, действительности.