Россия,Тульская область,г.Тула
МБОУСОШ №65
Учитель начальных классов
Кондрашова С.Ю.
Цель: познакомить детей с семейными реликвиями рода графов Толстых.
Оборудование: 1) слайды «Богородичные иконы рода графов Толстых»;
2) иконы Владимирской Божией Матери, Каплуновской Божией Матери;
3) вещи для интерьера русской избы: половики, вышитое полотенце, скатерть;
4) изображение окна;
5) берёзка, зелёный драп для полянки;
6) экран.
Ход праздника.
1.Оргмомент.
2.«Издавна Русь называли Домом Пресвятой Богородицы…»
В тихом безмолвии ночи
С образа, в грусти святой,
Божией Матери очи
Кротко следят за тобой.
К .Романов
Звучит музыка: Ф. Шуберт «AveMaria». На экране — Богородичные иконы. (Использовались слайды «Древнерусская иконопись из собрания Владимиро-Суздальского музея — заповедника».)
После показа.
Ведущий: «Издавна Русь называли Домом Пресвятой Богородицы… В часы испытаний Божья Мать всегда приходила на помощь православному русскому народу… Своё незримое присутствие на нашей земле Богородица являла через чудотворные иконы…
В каждом доме оберегали святой образок Божьей Матери…
Были Богородичные иконы и в Яснополянском доме Толстых… Не все сохранились до наших дней… Среди уцелевших — икона Божией Матери Владимирская. На обороте — короткая надпись: «Графу Льву»…»
3. Икона Божией Матери Владимирская.
Ведущий: « 900 лет назад ( в самом начале XII века) такую икону привёз в Киев один купец…»
Инсценировка.
Марья идёт с посошком, навстречу ей Дуняша.
Дуняша (кланяется): «День добрый, Марья».
Марья (кланяется): «День добрый, Дуняша».
Дуняша: «Куда ты путь держишь?»
Марья: «В Вышгород иду, в Девичий монастырь, на икону посмотреть, какую купец князю нашему из-за моря привёз».
Дуняша: «И я об этой иконе слышала. Рассказывают, написал её святой Лука ещё при жизни Богородицы на доске от того стола, за которым Иисус Христос со Своей Матерью пищу вкушал… А Богородица икону эту благословила».
Марья: «Долгое время икона находилась в городе Иерусалиме».
Дуняша: «Потом была перенесена в город Константинополь».
Марья: «Патриарх Константинопольский подарил икону киевскому князю Юрию Долгорукому… На корабле привезли её на нашу землю».
Дуняша: «Задержала я тебя, Марьюшка… А у тебя дорога дальняя… Ступай с Богом…»
Девочки уходят.
Ведущий: «Много народа пришло посмотреть на икону царьградскую…
… Сбросили священники с образа тряпицу (на экране — Владимирская икона Божией Матери), и ахнули люди, увидев прекрасный Лик Матери и глаза, полные сострадания, любви и надежды…»
Звучит тихая музыка: Альбинони «Молитва».
Не на троне — на Её руке,
Левой ручкой обнимая шею, –
Взор во взор, щекой припав к щеке,
Неотступно требует… Немею –
Нет ни сил, ни слов на языке…
А Она в тревоге и в печали
Через зыбь грядущего глядит
В мировые рдеющие дали…
М.Волошин «Владимирская Богоматерь»
Ведущий: «Милостивая… Милующая… Умиление…» — тихо шептали люди перед святым образом…
«Богоматерью Умиление» стали называть на Руси эту икону. (музыка затихает, слайд убирается)
…Часто молился перед этой чудной иконой князь Вышегородский — Андрей…
Но недолго пребывал чудесный образ в Вышгороде… Князь Андрей, покидая город, взял с собой икону, которую ценил больше всех своих сокровищ…
…Легко бежали кони, везя за собой повозку с чудотворной иконой… По дороге перед иконой служили молебны, и много чудес видели люди от неё.
Долго ли ехали, коротко ли… А стали приближаться они ко граду Владимиру. Жители города встретили князя с радостью и почётом.
Князь отправился дальше. Вдруг лошади встали. Попытались было запрячь новых лошадей, но и новые не могли сделать и шагу…
Князь Андрей опустился на колени перед чудотворной иконой, долго молился… И явилась ему сама Богородица, и открыла волю свою: чтобы икона её оставалась во Владимире… С этого времени и зовётся чудотворный образ Владимирской иконой Божией Матери…
На Руси икона эта прославилась спасением Москвы.
Жестокую и страшную весть принесла пограничная стража Московскому князю Василию Дмитриевичу…»
Инсценировка.
На троне сидит князь, рядом — воевода. Вбегает слуга.
Слуга: «Князь, князь! Беда! Тамерлан, Железный Хромец, с войском прошёл по Рязанским землям, разорил город Елец, движется к Москве!»
Воевода: «Уходить надо, князь, уводить народ из городов, спасать людей надо по дремучим лесам, иначе никому в живых не остаться!»
Князь: «Нет, хоть и силён Тамерлан, но войско своё я всё же поведу против него!»
Воевода: «Государь! Одно дело вести войско на смертный бой, а другое — на убой…»
Князь: «Не на убой поведу я его».
Воевода (зло): «Ну, нет у нас защиты против Тамерлана! Нет!»
Князь: «Как нет? (встаёт) Разве земля Русская не Дом Пресвятой Богородицы? А сама хозяйка Дома своего разве не защита? Удесятери, Владычица, силу войска моего… Дай защитить Дом Твой… Спаси землю Русскую!»
Уходят.
Ведущий: «Вскоре во все стороны Руси на быстрых конях поскакали гонцы… От дома к дому, от селения к селению летела весть о страшном нашествии…»
Инсценировка.
Звучит музыка: «Былинные наигрыши».
Инсценировка без слов: двое человек вяжут веники, один из сети выбирает рыбу, в избе девицы вышивают, одна девица подметает пол.
Колокольный звон.
Выбегают гонцы.
Первый гонец: «Эй, люди русские! Страшная беда пришла на землю нашу!»
К гонцу подходит рыбак и одна девица.
Второй гонец: «Бросайте работы свои и молитесь всем миром ко Пресвятой Богородице».
Ещё три человека бросают работу и подходят к гонцу.
Первый гонец: «И несите из Владимира образ Царицы Небесной в Москву!»
Девица откладывает вышивание, берёт Владимирскую икону Божией Матери и подходит к гонцу.
Дети читают стихотворение.
1 человек: « Колокольный звон
В небеса летит,»
2 человек: «Чистою росой
Сердце напоит».
3 человек: «В нём народа стон,»
4 человек: «Слёзы и мольба,»
5 человек: «Скорбно он стучит
В звёздные врата…»
Ведущий: «И с крестным ходом в Москву святую Владимирскую икону…
И повсюду люди бросали работу…
Со слезами и надеждой провожали они образ Божией Матери…
И поднималась в небесную высь молитва…»
Дети, передавая друг другу Владимирскую икону Божией Матери, читают молитву.
1 человек: «О, Всемилостивая Госпожа Богородица!» (передаёт икону)
2 человек: «Пред пречистым образом Твоим молим Тебя…» (передаёт икону)
3 человек: «…сохрани город наш и всю Землю Русскую от губительства…» (передаёт икону)
4 человек: « огня и меча…» (передаёт икону)
5 человек: « нашествий иноплемённых.» (передаёт икону)
6 человек: «Сохрани и спаси…» (передаёт икону ведущему)
Дети уходят.
Ведущий (держа Владимирскую икону в руках): «И Матерь Божия не оставила в беде людей своих…
Стройными рядами уходило в бескрайние степи войско Тамерлана… Тот, кто наводил страх на все народы, скакал прочь от русских земель…
С тех пор Владимирская икона оставалась в Москве…»
Ведущий ставит икону на стол под полотенце.
4. Икона Божией Матери Тихвинская.
Ведущий: «Верили русские люди: первая мать — Пресвятая Богородица… Верили и молили Её об исцелении детей своих…»
Звучит музыка: Альбинони «Молитва». Читается молитва за детей ко Пресвятой Богородице.
Матерь Божия, введи меня во образ Твоего Небесного материнства. Уврачуй душевные и телесные раны чада моего (имя)… Вручаю дитя мое всецело Господу моему Иисусу Христу и Твоему, Пречистая, Небесному Покровительству. Аминь.
Ведущий: «При болезнях детей прибегают к тихвинской иконе Божией Матери. Название иконе дал маленький русский город Тихвин. Здесь, более 600 лет назад (в 1388 году), явилась икона людям… С тех пор много чудес произошло от Её образа…»
Инсценировка.
В комнате на скамеечке сидит женщина и вяжет.
Стук в дверь.
Женщина: «Входите».
Входит мужичок.
Мужичок: «День добрый, хозяйка. Вот возьми деньги на масло для иконы своей чудотворной…»
Женщина: «Благодарствую. Кто прислал тебя?»
Мужичок: «Княжна… Внучка её маленькая болеет тяжело… Ходить не может».
Женщина: «Передай госпоже своей: всё сделаю, как велено… Бог даст, выздоровеет дитя…»
Уходят.
Ведущий: «Слуга ушёл… А женщина купила на присланные деньги масла, влила его в лампадку… Засветила… И свершилось чудо… Девочка стала ходить…
Икона Божией Матери Тихвинская принадлежала отцу Льва Николаевича Толстого — графу Николаю Ильичу…»
5.Икона Божией Матери Каплуновская.
Ведущий: «За много вёрст от Ясной Поляны стоит село Каплуново… В селе была церковь во имя Рождества Богородицы… Служил в ней священник Иоанн Уманов. Однажды пришли в село иконописцы».
Инсценировка.
Трое странников сидят под деревом. К ним подходит батюшка.
Батюшка: «День добрый, страннички».
Старик: «День добрый, батюшка».
Батюшка: «Чай, устали?»
1 странник: «Устали, батюшка. Издалека идём».
Батюшка: «А вы заходите в мой дом. Там и отдохнёте».
Странники встают, идут в дом, садятся на лавку.
Батюшка: «Откуда вы, страннички?»
2 странник: «Из самой Москвы первопрестольной…»
1 странник: «Не один год уж странствуем…»
2 странник: «Иконы пишем, а где и соборы расписываем…»
Старик: «Посмотри, батюшка, иконки наши».
Батюшка: «Хороши иконки… А эта особенно… На Казанскую похожа… Склонила Божья Мать голову ко Святому Младенцу…»
Старик: «Понравилась иконка, батюшка? Оставь её у себя… За встречу добрую…»
Батюшка: «Нет, страннички, не могу так икону оставить… Вот возьмите за неё 15 копеек».
Старик: «Благодарствуем, батюшка. Хорошо у тебя. Да нам дальше идти надо… Ждут нас…» Уходят.
Ведущий: « Священник поставил икону в своей комнате и долго перед ней молился… И день, и ночь перед иконой горела свеча… Однажды ночью, подойдя к иконе, Иоанн замер: из очей Божией Матери текли слёзы… Богородица плакала… В тот же день святой образ перенесли в храм… Но и в наши дни на иконе видима одна слеза…
Много ли времени прошло, мало ли… Опять на землю нашу враги пришли: шведский король Карл XII с войском своим пожаловал… Вот уж и до села Каплунова шведы дошли… Тут остановились… Король расположился в доме священника…»
Инсценировка.
На кресле сидит король, входит мужичок.
Король: «Ближе подойди к король Швеции Карл двенадцатый. (Мужичок подходит.) Как звать тебя?»
Мужичок: «Григорий».
Король: «Скажи мне, Григорий, где теперь ваш царь Пётр?»
Мужичок: «Слышно, что стоит с войском в Харькове».
Король: «А икона Богородицы в церковь стоит?»
Мужичок: «Нет её здесь… По царскому указу, священник с нею в Харькове, при армии.»
Король (встаёт): « Солдаты мой церковь и без иконы зажечь не могли, а где будет Она Сама, там нам очень ненадёжно будет…» Уходят.
Ведущий: «Правду сказал Григорий шведскому королю: Пётр I вызвал к русской армии священника Иоанна с Каплуновскою иконой Божией Матери.
Перед Полтавской битвой Каплуновскую икону носили перед полками… И сам царь молился перед иконой, просил Матерь Божию о победе».
А.С. Пушкин «Полтава»
И грянул бой, Полтавский бой!
Швед, русский — колет, рубит, режет.
Бой барабанный, клики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье, стон,
И смерть и ад со всех сторон.
Но близок, близок миг победы.
Ура! мы ломим; гнутся шведы.
О славный час! о славный вид!
Ещё напор — и враг бежит.
Ведущий: «Русские победили шведов… И Пётр I прислал обратно в Каплуново чудотворный образ Божией Матери… С благоговением и благодарностью…
До наших дней сохранилась Каплуновская икона в Яснополянском доме Толстых. На обороте надпись: «Митеньку благословила мать его крёстная Татьяна Александровна».
Митенька, Дмитрий — брат Льва Николаевича — очень дорожил этой иконой… Лев Николаевич вспоминал…
Мальчик читает отрывок из «Воспоминаний» Л.Н.Толстого.
Митенька заболел чахоткой, уехал в деревню, лечился в городах и слёг в Орле, где я в последний раз видел его… При мне, по его желанию, принесли чудотворную икону. Помню выражение его лица, когда он молился на неё…
Ведущий: «Тихо умирал Дмитрий… И дрожала слеза на щеке Божией Матери…»
Звучит музыка: Альбинони «Молитва». На экране — изображение Каплуновской иконы Божией Матери. Ведущий читает стихотворение неизвестного автора.
Однообразен тёмный цвет,
И дремлет краска вековая,
Но в этом греческом письме,
Но в этой простоте старинной
Есть тайна, внятная душе,
С приветом для мольбы невинной!
Родное что-то говорит
В чертах, по-видимому, хладных;
Святая милость их манит
Призванье песней безотрадных;
На сердце, сжатое тоской,
Они наводят умиленье,
Они шлют горестям покой
И укрощают дум волненье.
Музыка затихает, слайд меняется.
6. Икона Божией Матери Трёх радостей.
Ведущий: «В комнате Софьи Андреевны, жены Льва Николаевича Толстого, над кроватью висит маленький образок Святого Семейства (на экране– изображение иконы): Мария бережно держит на коленях Младенца Христа, а рядом стоит Иоанн Креститель…
Люди называют этот образ иконой Трёх радостей. И не случайно».
Слайд убирается.
Инсценировка.
Комната. Служанка Настя подметает пол. Барыня набрасывает на плечи шаль.
Настя: «Опять собираетесь, барыня? По церквам пойдёте икону чудесную искать?»
Барыня: «Опять искать пойду, Настенька».
Настя: «А что ищете — и сами не знаете. Долго так ходить-то будете?»
Барыня: «Пока икону не найду. Ты же знаешь горе моё: муж — в тюрьме. Оклеветали его … Сын в плену… Имение отобрали… Люди нам не помогли… А во сне мне голос был: отыскать икону Святого Семейства и помолиться перед нею… Может, сжалится Мать Божия над мужем и сыном моим…»
Настя: «Может, и сжалится».
Уходят.
Ведущий: «Бедная женщины нашла икону Святого Семейства… Помолилась… А вскоре получила три радостных известия: мужа оправдали, сына освободили из плена, имение вернули… После этого чуда и стали называть святой образ иконой Божией Матери Трёх радостей…
… Таким образком благословила Льва Николаевича тётушка его, Татьяна Александровна Ёргольская. Толстой уезжал на войну — и тётушка просила, чтобы иконка эта всю жизнь всегда сопровождала Льва Николаевича… Сохраняла его… Оберегала…
И Лев Николаевич не расставался с иконкой много лет… Верил… А когда потерял веру в неё, отдал святой образок своей жене…»
Т.Шорыгина «Старинная икона»
Есть у меня старинная икона.
Среди разрухи, войн и переделов
Она каким-то чудом уцелела.
Никто не заносил над ней топор,
Святые лики пощадил костёр,
Она не тлела в сырости, в пыли.
Её любили, чтили, берегли.
Её скрывали от недобрых глаз,
Глухой ночной порой, в уединенье,
Вставали перед нею на колени,
Семью от многих бедствий образ спас.
Он и теперь и в окладе золотом
Теплом и светом наполняет дом.
7. Иконы рода графов Толстых…
Звучит тихая музыка: Ф.Шуберт «AveMaria».
Ведущий: «Яснополянский дом Толстых… Маленькая комната на втором этаже… В шкафу, за стеклом, святые лики (показ слайдов)
Владимирской Божией Матери…
Тихвинской Божией Матери…
Каплуновской Божией Матери…»
Библиография.
1.Волошин М. А. Избранные стихотворения / Сост. А.В.Лаврова. — М.: Сов. Россия, 1988. — С. 329-331.
2.Земная жизнь Пресвятой Богородицы / Сост. С.Снессорева. — Ярославль, 1997.
3.Комарова Т.В. Семейные реликвии рода графов Толстых. — Тула: Изд. дом «Ясная Поляна», 2000.
4.Лев Толстой и Ясная Поляна: Фотокнига. — М.: «Прогресс», 1981.
5.Любимов Л. Д. Искусство Древней Руси. — М.: «Просвещение», 1996.
6.Православные молитвы. — Кострома, 2002.
7.Пресвятая Богородица / Сост. И.Панкеев. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001.
8.Пушкин А.С. Избранные сочинения. — М., 1992.
9.Россия — Дом Пресвятыя Богородицы / Православная беседа, 1993г., №2. — С. 38.
10.С нами Бог, 1996г., №3. — С.7.
11.Толстой Л.Н. Воспоминания.
12.Толстой С.М. Толстой и Толстые: Очерки из истории рода. — М.: «Сов.Россия», 1990.
13.Чудотворные иконы Матери Божией.
Аудиокассета: И. Литвак «Сказание о Владимирской иконе Богородицы».– Храм св. Георгия Победоносца в Старых Лучниках.