Харламова Анна Валерьевна
Должность:учитель фортепиано, концертмейстер, музыкальный руководитель
Группа:Посетители
Страна:Казахстан
Регион:Казахстан
«Концертмейстер в классе скрипки в условиях дополнительного образования»

«Концертмейстер в классе скрипки в условиях дополнительного образования»

Харламова А.В., Курилина О.И.

КГКП «Восточно-Казахстанское училище им. народных артистов братьев Абдуллиных» УО ВКО

На сегодняшний день методика обучения на отделении дополнительного образования основывается на таких принципах обучения, при которых значительное внимание должно быть направлено на художественную сторону воспитания начинающего музыканта. Согласно этим принципам, с первых уроков идет приобщение ребенка к искусству, к пониманию музыкальной речи, ее смысла и строения, работе над качеством ее звучания. Слуховое воспитание ученика осуществляется на доступном и интересном материале, но художественная сфера кантиленных произведений как нельзя лучше подходит для решения данных задач.

Работа над лирическими миниатюрами благотворно сказывается на развитии музыкальности, исполнительской инициативы ученика. Благодаря открыто проявляющимся в музыкальном языке различным элементам образности, пьесы доступны для разучивания и быстрее запоминаются. А взаимосвязь солиста и концертмейстера интенсивно влияет на овладение многообразными звуковыми красками и на развитие навыков ансамблевой игры в целом. Так как в мелодике многих лирических произведений очень яркая кульминация и выразительная линия мелодического развития в процессе работы, совершенствуется мелодический слух. Именно в пьесах спокойных, требующих неторопливого движения уделяется особое внимание качеству звучания и самому процессу. С начальных уроков идет работа над культурой звука, показываются художественные, технические, тембровые возможности инструментов звучащих в ансамбле. Главная задача — это качество звука, слуховой контроль и внимание. Для того чтобы добиться глубокого, нежного, теплого, проникновенного звучания скрипки необходимо уделять внимание постановке рук, свободе движений при звукоизвлечении, давлению смычка на струны, «весу» руки.

Добившись выразительного звучания отдельных фраз, надо объединить их в целое предложение, которое следует выстроить по форме, увязывая ее с динамическим развитием. При этом необходимо учитывать кульминацию в динамическом развитии всего произведения. Соблюдение фразировки и динамики будет способствовать достижению более крупного плана в рамках целого предложения, в то же время сохраняя собственное дыхание каждой фразы. При этом уровень звучания должен быть таким, чтобы можно было ощутить равную глубину в звучании партии и солиста и концертмейстера. Аккомпанемент — опора мелодии, он поддерживает ее гармонически и ритмически, следуя за развитием мелодической линии, способствует усилению звучности и удерживанию ее уровня в кульминационных местах, а также ослаблению звучания в концах фраз. Здесь большую роль играет профессионализм концертмейстера. В процессе игры мелодия и аккомпанемент меняются местами. К тем задачам, о которых уже шла речь, добавляется еще одна не менее важная: умение вовремя перестроится, чтобы к моменту смены партий быть готовым установить должное соотношение звучания мелодии и сопровождения в новых регистрах.

Последний этап заключается в совершенствовании исполнения в целом. В этой работе пытаемся сглаживать шероховатости, смягчаем «углы», которые неизбежны на первых порах. Внимание пытаемся переключать на более крупный план, в который должны органично войти все детали. При этом значительную роль играет эмоциональная сторона исполнения.

Рассмотренные нами принципы и приемы работы над кантиленными пьесами, естественно, не исчерпывают все их художественное многообразие. И все же мы попытались в нашей работе раскрыть основные: художественно-звуковая специфика освоения кантиленой музыки, выразительное интонирование мелодии, гибкость темпо-ритмической и динамической выразительности, развитие слуховых навыков. Хочется подчеркнуть основные условия успешности работы. Это: осмысленность занятий, сосредоточенность внимания; умение слушать свою игру, слуховое представление конкретной звуковой цели, правильное определение основных трудностей. Осознание первоочередных задач и путей их разрешения, постоянный контроль за качеством звучания.

Концертмейстер в классе скрипки дополнительного образования в современных условиях — важная составляющая процесса реализации личностно-ориентированной модели обучения и системного подхода к формированию базовых основ скрипичного исполнительства. Он играет большую роль в приобщении учащихся к академической музыке, музицированию и творческому поиску. В ходе индивидуальных занятий концертмейстер способствует развитию у обучающихся художественного вкуса, обеспечивает профессиональное исполнение музыкального материала на концертах, прививает обучающимся навыки ансамблевой игры.

Литература:

1. Звукоизвлечение на скрипке. Гордеева Валентина Владимировна, преподаватель по классу скрипки

[фестиваль «Открытый урок»] // Сайт - URL: http://festival.1september.ru/articles/613578/

2. Анна Благая. [О скрипке, музыке, путешествиях…] // Сайт - http://blagaya.ru/skripka/violin_azbuka/kantilena/

Наши услуги



Мир учителя © 2014–. Политика конфиденциальности