« В этой песне вся душа»
Цели урока:
1) Раскрыть своеобразие песен.
2) Показать народные песни как жанр фольклора.
3) Способствовать воспитанию любви к Отечеству, желанию изучать творчество родного края.
Задачи:
Формирование у учащихся первоначальных представлений о песне; выработка умения применять полученные знания на уроке и в жизни
Воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; умение слушать учебный материал; чувство доброжелательного отношения к одноклассникам.
Настолько песня хороша,
прозрачно-родниковая,
что хочет хмурая душа,
чтоб песнь взлетела снова.
Настолько песня хороша,
добра, смела, сурова,
что хочет эту песнь душа
запомнить слово в слово.
В.Казанцев.
Ведущий:
Наша русская культура уходит корнями в глубокую древность.
Особый пласт в русском фольклоре составляют народные песни, исполнявшиеся обычно сказателями, странниками; создавались самыми разнообразными людьми в минуты, когда душевные переживания требовали выражение в словах и мелодии.
Незаписаннные песни передавались от одного исполнителя к другому, от одного поколения
к другим, при этом изменяясь.
1-ый ученик:
Сейчас редко услышишь русскую народную песню, ее чистоту, как родниковая вода, и негромкую, как затаенный вздох, мелодию.
А было время, когда жизнь человека от рождения до смерти сопровождалась песней.
Ведущий:
Н.А.Добролюбов писал: "Еще в колыбели дети убаюкивались
песнями, подрастая, сами выучивались напевать…
Собиралась зимой молодежь на посиделки, и здесь раздавались
песни. Приходила весна, выходили поселяне встречать ее. Ехал крестьянин пахать землю, но облегчил труд своей песней.
Собирался молодец жениться, его сватанье, девичник, свадьба — все это непременно оглашалось песнями, готовыми на этот случай.
Умирал человек - над ним раздавались похоронные, печальные песни."
2-ой ученик:
Истоки русской народной песни уходят в седую древность.
Уже в начале первого тысячелетия нашей эры греческие, римские и арабские историки с восторгом писали славянские песни, а самих славян называли песнелюбцами.
3-ий ученик:
Из глубины веков песня донесла нам память о людях, их жизни, переживаниях.
Ведущий:
Единичные записи лирических песен начались еще в 17 веке и дошли до нас в различных рукописных сборниках.
Настоящая история собирания песен относится к 18 веку, а серьезное изучение народной лирики - к 19 веку.
Возникает интерес к народной песне и у русских композиторов, многие из которых либо сами записывали фольклор, либо сами обрабатывали народные мелодии ( Лядов, Чайковский, Римский-Корсаков, Глинка ).
Чайковский, например, при написании 4-ой симфонии за основу взял народную песню
"Во поле береза стояла".
4-ый ученик:
Русская народная песня - произведение прежде всего коллективное.
В доме, на улице, в лесу; во время работы и на отдыхе; в радости и в горе песня могла петься для себя и про себя.Чаще всего исполнялась хором.
5-ый ученик:
Чтобы петь песню хором, не надобно было обладать каким-то особым талантом.
Собирался хор либо по очереди у кого-то дома, либо там, где дом был просторный; пели для самих себя, занимаясь работой (прядением, шитьем,вышиванием ).
_____Звучит народная песня "То не ветер ветку клонит…" ____
Ведущий:
Русские народные песни делятся на исторические и лирические.
А лирические песни бывают обрядовые и необрядовые.
Исторические песни возникли в период борьбы с татарским игом, как отклик на события общественной и военной истории.
В исторической песне речь идет о каком-нибудь реальном событии. Легко мы узнаем адресатов песен о Ермаке и Степане Разине, о Суворове и Кутузове и др.
Русская историческая песня - это своеобразная летопись, история народа, рассказанная самим народом.
______Звучит песня "По Дону гуляет"______
1-ый ученик:
Русские песни делятся на обрядовые и необрядовые.
Обрядовые связаны с каким-то обрядом.
____исполняет группа ребят Звучат веснянки,"Масленица" .
2-ой ученик:
Самая совершенная форма обрядовой поэзии- русская свадьба.
Песни и причитания относились к первой части и проникнуты грустью: невеста прощается с близкими и домом.
За свадебным столом песни веселые и радостные.
______Звучит песня "Кто у нас хороший"______
( исполняет ученица Д.)
3-ий ученик:
В песнях бытовых все обыкновенно."Сказка-сладка, песня- быль".
В ней говорится о тяготах жизни, о разлуке, о замужестве, о судьбе солдата.
Песни распределялись по месту исполнения: беседные (вечериночные, посиделочные),
застольные, уличные;
по характеру напева: протяжные и частые.
4-ый ученик:
Протяжные песни глубже и разнообразнее отразили основные стороны семейного быта крестьянской семьи.
Счастливая и несчастливая любовь, благополучный и
неблагополучный брак.
_______Песня"У церкви стояла карета"______
5-ый ученик:
В сельских игрищах молодые люди от души веселились, плясали, выражали радость.
Сами по себе хороводы — зрелище исключительной красоты и музыкальной гармонии.
_______Песня "Улица" ( исполняет группа ребят).________
6-ой ученик:
Основной формой движения хоровода является движение по солнцу, то есть влево по кругу. Кроме круга хоровод мог идти "улицей", т.е. прямой линией,"змейкой".
_______Звучит песня"Улица-2" ( исполняет группа ребят).
Ведущий:
С конца 17 века в обиход города и деревни начали проникать песни, сочиненные грамотными людьми, позднее поэтами.
В русский фольклор прочно вошли произведения Пушкина, Лермонтова, Некрасова. Иногда авторский текст жил без изменения, но чаще он изменялся, сокращался и приспосабливался для пения.
7-ой ученик:
Народные песни конца 19 начала 20 в.в. — произведения авторские, созданные выходцами из городских низов. У песни нового времени своя эстетика. Почти всегда любовь кончается трагически.
_______Песня «На Муромской дорожке»_________
8-ой ученик:
Трудно себе представить, сколько поколений русских людей отразили в песне свои чувства, переживания, мечты.
Ведущий:
Говоря о народной русской песне , нельзя забывать о том, что мы живем в богатой республике, имя которой ХАКАСИЯ.
Богатой не только животным и растительным миром, но богатой творчеством.
И если в русском фольклоре наиболее развитый жанр — народная лирическая песня,
то в хакасском — тахпах.
1-ый ученик:
Хакасы — один из самых древних коренных народов Южной Сибири, живущие в Хакасско — Минусинской котловине и на прилегающих к ней подножиях Саянских гор. За более чем
2 тысячи лет предки и сами хакасы создали самобытный и богатый фольклор с его разнообразными жанрами , среди них песни ( ырлар, сарыннар ), обрядовая поэзия (киб1рлернен, тахпах-тар, сурыныстар), колыбельные песни ( пала абыдып сарначан сарыннар).
2-ой ученик:
Лирическая песня хакасского народа — тахпах дает полную и разностороннюю картину жизни народа, его быта и нравов.
Как самостоятельный жанр фольклора, тахпах сформировался к 18 в. и просуществовал до начала 20 в. без существенных изменений.
3-ий ученик:
Лирический герой тахпаха — простой труженик, охотник, скотовод, влюбленный юноша или девушка, певец — тахпахчи.
1-ый ученик:
Первым собирателем тахпахов ( ыров ) становится Н.Ф.Катанов.
10 февраля 1890 года он записал первые две песни:
Что же делать,
Если не петь песни?
Надо жить,
Напевая лишь песни!
Что же делать,
Если не веселиться?
Надо жить,
Лишь веселясь!
2-ой ученик:
А 19 и 21 февраля 1890 г. Н.Ф.Катанов записывает еще 3 песни:
Девица пела:
Был у меня друг,
Имеющий белые волосы!
Голова у него
Теперь состарилась!
3-ий ученик: Юноша отвечал ей:
В вечер седины
Волос, заплетенных в косы,
Когда бы то ни было,
Я не выпущу из рук!
В вечер старости
Волосами, свешивающимися с висков,
Я буду играть — играть,
Забавляясь ими!
4-ый ученик:
Хакасский тахпах и сегодня — живая изменяющаяся форма. Под звуки хомыса и чатхана певец исполняет современные тахпахи, которые, как и ранее, создаются как стихотворный ответ на песню — вопрос и складывается мгновенно, без подготовки. Искусство владения тахпахом — это искусство импровизации. Конечно, новое время рождает новые песни.
5-ый ученик:
Но по–прежнему главными темами остается тема родной природы, семейной жизни, любви –
в них выражается душа народа, его чувства и идеалы.
Запряженного коня моего
Упряжка никогда не развяжется.
Зазноба моя нежная
Заветной любви верна останется.
Озеро покинувшая уточка,
Озеро вспомнив, вернется обратно.
Одевшая мне на палец кольцо девушка
Обнимет и поцелует.
Ведущий:
Образный строй тахпаха носит более конкретный характер, более реалистичен, что связано с условиями жизни хакасского народа, его большей близостью к миру природы.
В то же время хакасский тахпах и русскую народную песню сближают общность тематики и близость нравственных идеалов — тех первооснов жизни, которыми определяется смысл
человеческого бытия.
Пройдя долгий путь, песня несет в себе не отдельное, случайное,а мгновенное, опыт народа.
В ней печать поколений, дыхание, трепет миллионов сердец.
Народная песня — душа нации.
В ней наша история и наши вековые традиции.
___________ звучит народная песня._______________
Список используемой литературы:
1. Уроки литературы № 4- 2001. Приложение к журналу «Литература в школе»
2. Лазутин С.Г. Поэтика русского фольклора. М; Высшая школа, 1989.
3. Лазутин С.Г. Русские народные лирические песни,частушки и пословицы. М., 1990
4. Поиск- Абакан 2002 № 2
5. Энциклопедия для детей, т.5, ч.1. М., 1995
« В этой песне вся душа»
Цели урока:
1) Раскрыть своеобразие песен.
2) Показать народные песни как жанр фольклора.
3) Способствовать воспитанию любви к Отечеству, желанию изучать творчество родного края.
Задачи:
Формирование у учащихся первоначальных представлений о песне; выработка умения применять полученные знания на уроке и в жизни
Воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; умение слушать учебный материал; чувство доброжелательного отношения к одноклассникам.
Настолько песня хороша,
прозрачно-родниковая,
что хочет хмурая душа,
чтоб песнь взлетела снова.
Настолько песня хороша,
добра, смела, сурова,
что хочет эту песнь душа
запомнить слово в слово.
В.Казанцев.
Ведущий:
Наша русская культура уходит корнями в глубокую древность.
Особый пласт в русском фольклоре составляют народные песни, исполнявшиеся обычно сказателями, странниками; создавались самыми разнообразными людьми в минуты, когда душевные переживания требовали выражение в словах и мелодии.
Незаписаннные песни передавались от одного исполнителя к другому, от одного поколения
к другим, при этом изменяясь.
1-ый ученик:
Сейчас редко услышишь русскую народную песню, ее чистоту, как родниковая вода, и негромкую, как затаенный вздох, мелодию.
А было время, когда жизнь человека от рождения до смерти сопровождалась песней.
Ведущий:
Н.А.Добролюбов писал: "Еще в колыбели дети убаюкивались
песнями, подрастая, сами выучивались напевать…
Собиралась зимой молодежь на посиделки, и здесь раздавались
песни. Приходила весна, выходили поселяне встречать ее. Ехал крестьянин пахать землю, но облегчил труд своей песней.
Собирался молодец жениться, его сватанье, девичник, свадьба — все это непременно оглашалось песнями, готовыми на этот случай.
Умирал человек - над ним раздавались похоронные, печальные песни."
2-ой ученик:
Истоки русской народной песни уходят в седую древность.
Уже в начале первого тысячелетия нашей эры греческие, римские и арабские историки с восторгом писали славянские песни, а самих славян называли песнелюбцами.
3-ий ученик:
Из глубины веков песня донесла нам память о людях, их жизни, переживаниях.
Ведущий:
Единичные записи лирических песен начались еще в 17 веке и дошли до нас в различных рукописных сборниках.
Настоящая история собирания песен относится к 18 веку, а серьезное изучение народной лирики - к 19 веку.
Возникает интерес к народной песне и у русских композиторов, многие из которых либо сами записывали фольклор, либо сами обрабатывали народные мелодии ( Лядов, Чайковский, Римский-Корсаков, Глинка ).
Чайковский, например, при написании 4-ой симфонии за основу взял народную песню
"Во поле береза стояла".
4-ый ученик:
Русская народная песня - произведение прежде всего коллективное.
В доме, на улице, в лесу; во время работы и на отдыхе; в радости и в горе песня могла петься для себя и про себя.Чаще всего исполнялась хором.
5-ый ученик:
Чтобы петь песню хором, не надобно было обладать каким-то особым талантом.
Собирался хор либо по очереди у кого-то дома, либо там, где дом был просторный; пели для самих себя, занимаясь работой (прядением, шитьем,вышиванием ).
_____Звучит народная песня "То не ветер ветку клонит…" ____
Ведущий:
Русские народные песни делятся на исторические и лирические.
А лирические песни бывают обрядовые и необрядовые.
Исторические песни возникли в период борьбы с татарским игом, как отклик на события общественной и военной истории.
В исторической песне речь идет о каком-нибудь реальном событии. Легко мы узнаем адресатов песен о Ермаке и Степане Разине, о Суворове и Кутузове и др.
Русская историческая песня - это своеобразная летопись, история народа, рассказанная самим народом.
______Звучит песня "По Дону гуляет"______
1-ый ученик:
Русские песни делятся на обрядовые и необрядовые.
Обрядовые связаны с каким-то обрядом.
____исполняет группа ребят Звучат веснянки,"Масленица" .
2-ой ученик:
Самая совершенная форма обрядовой поэзии- русская свадьба.
Песни и причитания относились к первой части и проникнуты грустью: невеста прощается с близкими и домом.
За свадебным столом песни веселые и радостные.
______Звучит песня "Кто у нас хороший"______
( исполняет ученица Д.)
3-ий ученик:
В песнях бытовых все обыкновенно."Сказка-сладка, песня- быль".
В ней говорится о тяготах жизни, о разлуке, о замужестве, о судьбе солдата.
Песни распределялись по месту исполнения: беседные (вечериночные, посиделочные),
застольные, уличные;
по характеру напева: протяжные и частые.
4-ый ученик:
Протяжные песни глубже и разнообразнее отразили основные стороны семейного быта крестьянской семьи.
Счастливая и несчастливая любовь, благополучный и
неблагополучный брак.
_______Песня"У церкви стояла карета"______
5-ый ученик:
В сельских игрищах молодые люди от души веселились, плясали, выражали радость.
Сами по себе хороводы — зрелище исключительной красоты и музыкальной гармонии.
_______Песня "Улица" ( исполняет группа ребят).________
6-ой ученик:
Основной формой движения хоровода является движение по солнцу, то есть влево по кругу. Кроме круга хоровод мог идти "улицей", т.е. прямой линией,"змейкой".
_______Звучит песня"Улица-2" ( исполняет группа ребят).
Ведущий:
С конца 17 века в обиход города и деревни начали проникать песни, сочиненные грамотными людьми, позднее поэтами.
В русский фольклор прочно вошли произведения Пушкина, Лермонтова, Некрасова. Иногда авторский текст жил без изменения, но чаще он изменялся, сокращался и приспосабливался для пения.
7-ой ученик:
Народные песни конца 19 начала 20 в.в. — произведения авторские, созданные выходцами из городских низов. У песни нового времени своя эстетика. Почти всегда любовь кончается трагически.
_______Песня «На Муромской дорожке»_________
8-ой ученик:
Трудно себе представить, сколько поколений русских людей отразили в песне свои чувства, переживания, мечты.
Ведущий:
Говоря о народной русской песне , нельзя забывать о том, что мы живем в богатой республике, имя которой ХАКАСИЯ.
Богатой не только животным и растительным миром, но богатой творчеством.
И если в русском фольклоре наиболее развитый жанр — народная лирическая песня,
то в хакасском — тахпах.
1-ый ученик:
Хакасы — один из самых древних коренных народов Южной Сибири, живущие в Хакасско — Минусинской котловине и на прилегающих к ней подножиях Саянских гор. За более чем
2 тысячи лет предки и сами хакасы создали самобытный и богатый фольклор с его разнообразными жанрами , среди них песни ( ырлар, сарыннар ), обрядовая поэзия (киб1рлернен, тахпах-тар, сурыныстар), колыбельные песни ( пала абыдып сарначан сарыннар).
2-ой ученик:
Лирическая песня хакасского народа — тахпах дает полную и разностороннюю картину жизни народа, его быта и нравов.
Как самостоятельный жанр фольклора, тахпах сформировался к 18 в. и просуществовал до начала 20 в. без существенных изменений.
3-ий ученик:
Лирический герой тахпаха — простой труженик, охотник, скотовод, влюбленный юноша или девушка, певец — тахпахчи.
1-ый ученик:
Первым собирателем тахпахов ( ыров ) становится Н.Ф.Катанов.
10 февраля 1890 года он записал первые две песни:
Что же делать,
Если не петь песни?
Надо жить,
Напевая лишь песни!
Что же делать,
Если не веселиться?
Надо жить,
Лишь веселясь!
2-ой ученик:
А 19 и 21 февраля 1890 г. Н.Ф.Катанов записывает еще 3 песни:
Девица пела:
Был у меня друг,
Имеющий белые волосы!
Голова у него
Теперь состарилась!
3-ий ученик: Юноша отвечал ей:
В вечер седины
Волос, заплетенных в косы,
Когда бы то ни было,
Я не выпущу из рук!
В вечер старости
Волосами, свешивающимися с висков,
Я буду играть — играть,
Забавляясь ими!
4-ый ученик:
Хакасский тахпах и сегодня — живая изменяющаяся форма. Под звуки хомыса и чатхана певец исполняет современные тахпахи, которые, как и ранее, создаются как стихотворный ответ на песню — вопрос и складывается мгновенно, без подготовки. Искусство владения тахпахом — это искусство импровизации. Конечно, новое время рождает новые песни.
5-ый ученик:
Но по–прежнему главными темами остается тема родной природы, семейной жизни, любви –
в них выражается душа народа, его чувства и идеалы.
Запряженного коня моего
Упряжка никогда не развяжется.
Зазноба моя нежная
Заветной любви верна останется.
Озеро покинувшая уточка,
Озеро вспомнив, вернется обратно.
Одевшая мне на палец кольцо девушка
Обнимет и поцелует.
Ведущ