Россия,Республика Калмыкия,Малодербетовский район,с.Плодовитое
МКОУ "Плодовитенская средняя общеобразовательная школа"
Учитель русского языка и литературы
Джалкуева Елена Каюмовна
Ценя прекрасное в прошлом, защищая его, мы тем самым как бы следуем завету А.С.Пушкина: «Уважение к минувшему — вот черта, отличающая образованность от дикости…». Эта цитата в полной мере раскрывает роль древнерусской литературы в современном образовании школьников.
«Памятники древнерусской литературы влияют на формирование наших первичных представлений о Древней Руси и об источниках познания отечественной культуры. Они действенно влияют вообще на становление в юные - школьные - годы нашего художественного вкуса, понятий о художественных ценностях, общеэстетических понятий о том, что такое совершенное произведение литературы, помогает усвоить, как важно для нас сегодня обращение и к очень давнему культурному наследию»1.
«Поразительно то, что уже в текстах 16в. обнаруживаем черты, типичные для великой русской классической литературы, и элементы мышления, как бы предвосхищающие наш современный ход мысли, историзм с редкостной широтой хронологического, а также и пространственно — географического диапазона, богатейшая, одновременно и очень конкретная и символически — утонченная ассоциативность, представление о «знаке» - исторически конкретном образе, являющемся в то же время и образом символом. В гениальном памятнике литературы 12 века «Слове о полку Игореве» видим уже и синтетическое восприятие и отображение во взаимосвязи человека и природы, лирического и эпического, то есть начало той линии развития великой литературы, которая восходит к «Войне и миру» Л. Толстого2. По мнению Толстого, великие тексты далекого прошлого открывают человеку новый мир, заставляют его «без знания… полюбить знание». «Каждый из этих книг в первый раз узнает всю прелесть эпоса в неподражаемой простоте и силе».
В связи с этим большую роль в формировании безграничного нравственного совершенствования человека играет учительная литература Древней Руси, которая подчинялась задачам нравоописания и нравоучения. «Ее этикет и «благовоспитанность» в жизни находятся в тесной взаимосвязи. Так, например, «Чтение о житии и о погублении Бориса и Глеба», изучаемое в школе, от начала и до конца пронизано обостренным чувством этикета. «Блаженный же пад поклонися отцю своему и облобыза честнеи нозе его, и пакы въстав, обуим выю его, целоваше со слезами » (Чтение о житии и о пагублении Бориса и Глеба). Таким образом, для учащихся открывается особый, национальный идеал красоты. Прежде всего, это красота духовная, внутренняя, красота христианской милосердной и любящей души.
Особенно важно, что в литературе Древней Руси нет места ненависти и презрению к другим народам (что обычно для многих других произведений средневековья); она воспитывает не только патриотизм, но говоря современным языком — и интернационализм.
«Устойчивые этикетные особенности слагаются в литературе в иероглифические знаки, в эмблемы. Эмблема близка к орнаменту. «Плетение словес», широко развившееся в русской литературе с конца 14 в., - это словесный орнамент. Можно графически изобразить повторяющиеся элементы «плетения словес», и мы получим орнамент, близкий к орнаменту рукописных заставок, - так называемой «плетенке»5.
Вот пример сравнительно простого «плетения» из входившей в состав летописей «Повести о приходе на Москву хана Темир Аксака». Автор нанизывает длинные ряды параллельных грамматических конструкций, синонимов — не в узкоязыковом, но шире — в логическом и смысловом плане. В Москву приходят вести о Темир Аксаке « како готовится воевати Русскую Землю и како похваляется ити к Москве, хотя взятии ея, и люди русскыя попленити, и места свята разорити, а веру христьяньскую искоренити, а хрестиян гонити, томити, мучити, пещи и жещи и мечи сещи…». Акцентируя свое внимание на подобных примерах, ученики впитывают чувство гармонии и единства литературы, готовясь к изучению торжественного, высокого слова М.В. Ломоносова, Г.Р. Державина, А.С. Пушкина и т.д.
«Важную роль также имеет изучение конкретного слова древнерусской литературы. Слово выступает здесь не только в своей звуковой сущности, но и в зрительном образе. Оно тоже в какой-то мере «вневременное».
Культурный горизонт мира непрерывно расширяется, а в современном обществе наблюдается падение нравов. Стремление перейти на западное восприятие мира рушит национальную систему мировоззрения, приводит к забытью традиций, опирающихся на духовность. Модное подражание Западу губительно для русского общества, а, следовательно, нуждается в «лечении» через историю. Благодаря ей единство мира становится все более и более ощутимым. Расстояния между культурами сокращаются, и все меньше остается места для национальной вражды. Это величайшая заслуга гуманитарных наук. Одна из насущных задач — ввести в круг чтения и понимания современного читателя памятники искусства слова Древней Руси, в великой и своеобразной культуре которой тесно переплетаются изобразительное искусство и литература, гуманистическая культура и материальная, широкие международные связи и резко выраженное национальное своеобразие. Если мы сохраним нашу культуру и все то, что способствует ее развитию, - библиотеки, музеи, школы, университеты, - если сохраним наш неиспорченный богатейший язык, литературу, искусство, то мы, безусловно, - великая нация. Поэтому-то так важно, чтобы школьный учитель был достоин своего предмета преподавания.