link4309 link4310 link4311 link4312 link4313 link4314 link4315 link4316 link4317 link4318 link4319 link4320 link4321 link4322 link4323 link4324 link4325 link4326 link4327 link4328 link4329 link4330 link4331 link4332 link4333 link4334 link4335 link4336 link4337 link4338 link4339 link4340 link4341 link4342 link4343 link4344 link4345 link4346 link4347 link4348 link4349 link4350 link4351 link4352 link4353 link4354 link4355 link4356 link4357 link4358 link4359 link4360 link4361 link4362 link4363 link4364 link4365 link4366 link4367 link4368 link4369 link4370 link4371 link4372 link4373 link4374 link4375 link4376 link4377 link4378 link4379 link4380 link4381 link4382 link4383 link4384 link4385 link4386 link4387 link4388 link4389 link4390 link4391 link4392 link4393 link4394 link4395 link4396 link4397 link4398 link4399 link4400 link4401 link4402 link4403 link4404 link4405 link4406 link4407 link4408 link4409 link4410 link4411 link4412 link4413 link4414 link4415 link4416 link4417 link4418 link4419 link4420 link4421 link4422 link4423 link4424 link4425 link4426 link4427 link4428 link4429 link4430 link4431 link4432 link4433 link4434 link4435 link4436 link4437 link4438 link4439 link4440 link4441 link4442 link4443 link4444 link4445 link4446 link4447
Джалкуева Елена Каюмовна
Должность:не указана
Группа:Посетители
Страна:Россия
Регион:не указан
Статья "Роль древнерусской литературы в образовании современных школьников"

Роль древнерусской литературы в образовании современных школьников

Джалкуева Елена Каюмовна, учитель русского языка и литературы

Ценя прекрасное в прошлом, защищая его, мы тем самым как бы следуем завету А.С.Пушкина: «Уважение к минувшему — вот черта, отличающая образованность от дикости…». Эта цитата в полной мере раскрывает роль древнерусской литературы в современном образовании школьников.

«Памятники древнерусской литературы влияют на формирование наших первичных представлений о Древней Руси и об источниках познания отечественной культуры. Они действенно влияют вообще на становление в юные - школьные - годы нашего художественного вкуса, понятий о художественных ценностях, общеэстетических понятий о том, что такое совершенное произведение литературы, помогает усвоить, как важно для нас сегодня обращение и к очень давнему культурному наследию»1.

«Поразительно то, что уже в текстах 16в. обнаруживаем черты, типичные для великой русской классической литературы, и элементы мышления, как бы предвосхищающие наш современный ход мысли, историзм с редкостной широтой хронологического, а также и пространственно — географического диапазона, богатейшая, одновременно и очень конкретная и символически — утонченная ассоциативность, представление о «знаке» - исторически конкретном образе, являющемся в то же время и образом символом. В гениальном памятнике литературы 12 века «Слове о полку Игореве» видим уже и синтетическое восприятие и отображение во взаимосвязи человека и природы, лирического и эпического, то есть начало той линии развития великой литературы, которая восходит к «Войне и миру» Л. Толстого2. По мнению Толстого, великие тексты далекого прошлого открывают человеку новый мир, заставляют его «без знания… полюбить знание». «Каждый из этих книг в первый раз узнает всю прелесть эпоса в неподражаемой простоте и силе».

В связи с этим большую роль в формировании безграничного нравственного совершенствования человека играет учительная литература Древней Руси, которая подчинялась задачам нравоописания и нравоучения. «Ее этикет и «благовоспитанность» в жизни находятся в тесной взаимосвязи. Так, например, «Чтение о житии и о погублении Бориса и Глеба», изучаемое в школе, от начала и до конца пронизано обостренным чувством этикета. «Блаженный же пад поклонися отцю своему и облобыза честнеи нозе его, и пакы въстав, обуим выю его, целоваше со слезами » (Чтение о житии и о пагублении Бориса и Глеба). Таким образом, для учащихся открывается особый, национальный идеал красоты. Прежде всего, это красота духовная, внутренняя, красота христианской милосердной и любящей души.

Особенно важно, что в литературе Древней Руси нет места ненависти и презрению к другим народам (что обычно для многих других произведений средневековья); она воспитывает не только патриотизм, но говоря современным языком — и интернационализм.

«Устойчивые этикетные особенности слагаются в литературе в иероглифические знаки, в эмблемы. Эмблема близка к орнаменту. «Плетение словес», широко развившееся в русской литературе с конца 14 в., - это словесный орнамент. Можно графически изобразить повторяющиеся элементы «плетения словес», и мы получим орнамент, близкий к орнаменту рукописных заставок, - так называемой «плетенке»5.

Вот пример сравнительно простого «плетения» из входившей в состав летописей «Повести о приходе на Москву хана Темир Аксака». Автор нанизывает длинные ряды параллельных грамматических конструкций, синонимов — не в узкоязыковом, но шире — в логическом и смысловом плане. В Москву приходят вести о Темир Аксаке « како готовится воевати Русскую Землю и како похваляется ити к Москве, хотя взятии ея, и люди русскыя попленити, и места свята разорити, а веру христьяньскую искоренити, а хрестиян гонити, томити, мучити, пещи и жещи и мечи сещи…». Акцентируя свое внимание на подобных примерах, ученики впитывают чувство гармонии и единства литературы, готовясь к изучению торжественного, высокого слова М.В. Ломоносова, Г.Р. Державина, А.С. Пушкина и т.д.

«Важную роль также имеет изучение конкретного слова древнерусской литературы. Слово выступает здесь не только в своей звуковой сущности, но и в зрительном образе. Оно тоже в какой-то мере «вневременное».

Культурный горизонт мира непрерывно расширяется, а в современном обществе наблюдается падение нравов. Стремление перейти на западное восприятие мира рушит национальную систему мировоззрения, приводит к забытью традиций, опирающихся на духовность. Модное подражание Западу губительно для русского общества, а, следовательно, нуждается в «лечении» через историю. Благодаря ей единство мира становится все более и более ощутимым. Расстояния между культурами сокращаются, и все меньше остается места для национальной вражды. Это величайшая заслуга гуманитарных наук. Одна из насущных задач — ввести в круг чтения и понимания современного читателя памятники искусства слова Древней Руси, в великой и своеобразной культуре которой тесно переплетаются изобразительное искусство и литература, гуманистическая культура и материальная, широкие международные связи и резко выраженное национальное своеобразие. Если мы сохраним нашу культуру и все то, что способствует ее развитию, - библиотеки, музеи, школы, университеты, - если сохраним наш неиспорченный богатейший язык, литературу, искусство, то мы, безусловно, - великая нация. Поэтому-то так важно, чтобы школьный учитель был достоин своего предмета преподавания.

Наши услуги



Мир учителя © 2014–. Политика конфиденциальности