link3475 link3476 link3477 link3478 link3479 link3480 link3481 link3482 link3483 link3484 link3485 link3486 link3487 link3488 link3489 link3490 link3491 link3492 link3493 link3494 link3495 link3496 link3497 link3498 link3499 link3500 link3501 link3502 link3503 link3504 link3505 link3506 link3507 link3508 link3509 link3510 link3511 link3512 link3513 link3514 link3515 link3516 link3517 link3518 link3519 link3520 link3521 link3522 link3523 link3524 link3525 link3526 link3527 link3528 link3529 link3530 link3531 link3532 link3533 link3534 link3535 link3536 link3537 link3538 link3539 link3540 link3541 link3542 link3543 link3544 link3545 link3546 link3547 link3548 link3549 link3550 link3551 link3552 link3553 link3554 link3555 link3556 link3557 link3558 link3559 link3560 link3561 link3562 link3563 link3564 link3565 link3566 link3567 link3568 link3569 link3570 link3571 link3572 link3573 link3574 link3575 link3576 link3577 link3578 link3579 link3580 link3581 link3582 link3583 link3584 link3585 link3586 link3587 link3588 link3589 link3590 link3591 link3592 link3593 link3594 link3595 link3596 link3597 link3598 link3599 link3600 link3601 link3602 link3603 link3604 link3605 link3606 link3607 link3608 link3609 link3610 link3611 link3612 link3613
Колесникова Татьяна Викторовна
Должность:не указана
Группа:Посетители
Страна:Казахстан
Регион:ВКО
Развитие музыкально — творческого воображения учащихся младшего школьного возраста в классе специального фортепиано посредством игровых методов.

Развитие музыкально — творческого воображения учащихся младшего школьного возраста в классе специального фортепиано посредством игровых методов.

Ребенок приходит в музыкальную школу только с тем, чем наградила его природа — его слух, чувство ритма, память, это то, что уже с рождения в той или иной степени присуще нам всем, и, несмотря на вмешательства со стороны, эти природные данные развиваются, в какой-то мере больше, или меньше. А вот каждому ли из нас дано прочувствовать эмоциональную сторону музыки, каждому ли дано музыкальное чутье от природы? Цельюобучения детей в ДМШявляется не только воспитание талантливых музыкантов-исполнителей и подготовка их к дальнейшей профессиональной деятельности, но и воспитание музыканта-любителя способного самостоятельно заниматься сочинением музыки, творческим музицированием,который после окончания музыкальной школы сможет применить полученные знания и умения на практике. Важное значение имеет воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке и здесь главную роль играет воображение, которое дает нам возможность как бы «увидеть» происходящее, а вместе с тем сопереживать и радоваться, «проживать» сюжет музыкального произведения. Воображение – это способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими. Дети младшего школьного возраста наиболее восприимчивы, они любознательны и активны, а их фантазия порой безгранична! Именно в это время важно обратить внимание на развитие воображения.

Ни для кого не секрет, что человек с развитым воображением - интересный эмоциональный собеседник с богатым внутренним миром. Зачастую человеку с богатым воображением проще найти выход из запутанных ситуаций; чем бы ни занимались такие люди, они всегда добиваются бόльших высот.

Вот здесь на помощь и приходят занятия в музыкальной школе. Обучение игре на фортепиано — процесс сложный и многогранный, который включает в себя не только развитие пианистических навыков. Развивая через музыку воображение, творческое мышление - развивается и сама личность ученика.А игры, как на уроках специального фортепиано, так и во внеурочной деятельности активизируют способность детей самостоятельно мыслить.

Вот одна из игр, которую я использую в своей практике. Это что-то вроде музыкальных друдлов. Друдлы - это игра-головоломка, придуманная американцем Роджером Пирсом. (Друдлы — незаконченная картинка (каракули), которую можно по-разному интерпретировать).

Ребенку выдается 3 карточки, с изображением непонятных каракуль:

рис1. рис2. рис3.

Но непонятные они могут быть нам, взрослым, поскольку очень часто мы сначала прибегаем к разуму; а ребенок видит, например зубы волка, радугу с отражением или забавные уши зайца. Вариантов может быть множество. После этого проигрывается один из музыкальных отрывков, например: Р.Шуман «Музыкальный момент» №3 f-moll. И в коллективном обсуждении ребенок рассказывает, какая из картинок, на его взгляд, наиболее соответствует музыке. Здесь начинается самое интересное — кто-то слышит стаккато и его воображение рисует прыгающую лягушку (картинка №1); а кто-то слышит доброжелательный минор и в этой же картинке видит лес. А в картинке № 3 можно увидеть прыгающего зайчика или мячик с пупырышками, который куда-то катится. И это лишь только малая часть того, что может нарисовать детское воображение. Главное - как можно более подробно разобрать и обсудить образы, которые возникли. Очень часто впоследствии рождается сказка.

Музыка тесно связана со всеми видами искусства, в том числе и с литературой. И роль сказки в музыке очень велика. Недаром такие великие композиторы как Н. Римский-Корсаков, М. Глинка, С. Прокофьев обращались к теме сказок. Мы используем сказку как основу сюжета музыкального произведения, и неважно будет эта сказка собственного сочинения или же сказка великого литератора.

Как я уже писала игры на уроках специального фортепиано и во внеурочной деятельности активизируют способность детей самостоятельно мыслить. Уже давно доказано, что воображение очень тесно связано с другими психическими процессами - мышлением, памятью, вниманием, восприятием; которые помогают нам в процессе учебной деятельности.

Еще одна из игр, которая пользуется популярностью у начинающих пианистов «Зоопарк». В этой игре помимо того что ребенок знакомится или закрепляет понятие «регистр», очень активно работает память и воображение.

Можно зачитать стихотворение С. Маршака «Где обедал воробей?»:


- Где обедал, воробей?
- В зоопарке у зверей.

Пообедал я сперва
За решеткою у льва.

Подкрепился у лисицы.
У моржа попил водицы.

Ел морковку у слона.
С журавлем поел пшена.

Погостил у носорога,
Отрубей поел немного.

Побывал я на пиру
У хвостатых кенгуру.

Был на праздничном обеде
У мохнатого медведя.

А зубастый крокодил
Чуть меня не проглотил.


В процессе чтения ребенок показывает на клавиатуре в различных регистрах животных: лисицу, слона, медведя, воробья и т.д. Это может быть обычное бряканье, но при этом оно может быть медленным в басу (медведь), или же звонким наверху (воробей). В этой игре ребенок играет роли на определенный сюжет. Через сюжетно-ролевые игры происходит вживание ребенка в художественный образ.

Одним из примеров проблемно-моделирующей игры может быть сочинение песен. Например: песня про ежика.

Известна половина песни, и даны слова ко второй половине, досочинить мелодию ребенок должен самостоятельно.

Мой опыт работы показывает, что при подобном построении учебной деятельности мы не только развиваем воображение детей, но и даем возможность отдохнуть от нот и игры на инструменте, которая, как нам известно, требует большой сосредоточенности. А как говорят психологи: лучший отдых — это смена деятельности.

Делая подобные пятиминутки, уроки проходят «на одном дыхании», что особенно привлекает малышей, ведь они приходят не учиться, а играть.

Музыкальность - эмоциональная отзывчивость на музыку - вещь необъяснимая, как и сама человеческая природа. Часто от родителей можно услышать: «У нас в семье все без слуха и голоса, видимо «Медведь по ушам прошел», наверное, у нас не получится ничего». Но при правильном построении урока, ребенок делает большие успехи, даже не имея слуха.

София: родители привели в музыкальную школу в подготовительный класс в 5 лет. Трудно давалась выучка текста наизусть. Начали каждый урок играть в музыкальные друдлы, слушать музыку, придумывать сюжетную линию пьес, рисовать рисунки на прослушанные пьесы. Сейчас София с легкостью справляется с произведениями второго класса, несмотря на то, что ей всего 6 лет. Готовимся к конкурсу.

Мансур 6 лет: на начальных этапах обучения игре на фортепиано любил играть в «Зоопарк», показывать зверей в разных регистрах. Сейчас с особым интересом играет пьесы с «говорящими названиями». С легкостью показывает различные динамические оттенки.

«Я в детстве очень хотела ходить в музыкальную школу и играть на фортепиано, но мама и тетя вынесли вердикт - слуха нет категорически. Было очень обидно, хотя сейчас понимаю - я была не безнадежна», - одно из сообщений на форуме, где родители рассуждают о способностях своих чад. Пронеся через годы свою любовь к музыке, такие люди уже взрослые приходят в музыкальную школу, учатся играть уже вместе со своими детьми. Сожалеют о том, что так поздно прикоснулись к прекрасному. Их душа полна музыки, они не все могут чисто интонировать, но они находят в музыке ту эмоциональную подпитку, необходимую им все эти годы.

Да, безусловно, кто-то хорошо слышит, но не поет, а кто-то поет, но ничего не слышит. И как бы это не было, это всегда прекрасно. Прекрасно то, что в душе живет музыка, прекрасно то, что человек выражает эмоции, прекрасно то, что чувствует. А как говорил один критик, а точнее Белинский Виссарион Григорьевич: «Жить, значит чувствовать».

Наши услуги



Мир учителя © 2014–. Политика конфиденциальности