link13761 link13762 link13763 link13764 link13765 link13766 link13767 link13768 link13769 link13770 link13771 link13772 link13773 link13774 link13775 link13776 link13777 link13778 link13779 link13780 link13781 link13782 link13783 link13784 link13785 link13786 link13787 link13788 link13789 link13790 link13791 link13792 link13793 link13794 link13795 link13796 link13797 link13798 link13799 link13800 link13801 link13802 link13803 link13804 link13805 link13806 link13807 link13808 link13809 link13810 link13811 link13812 link13813 link13814 link13815 link13816 link13817 link13818 link13819 link13820 link13821 link13822 link13823 link13824 link13825 link13826 link13827 link13828 link13829 link13830 link13831 link13832 link13833 link13834 link13835 link13836 link13837 link13838 link13839 link13840 link13841 link13842 link13843 link13844 link13845 link13846 link13847 link13848 link13849 link13850 link13851 link13852 link13853 link13854 link13855 link13856 link13857 link13858 link13859 link13860 link13861 link13862 link13863 link13864 link13865 link13866 link13867 link13868 link13869 link13870 link13871 link13872 link13873 link13874 link13875 link13876 link13877 link13878 link13879 link13880 link13881 link13882 link13883 link13884 link13885 link13886 link13887 link13888 link13889 link13890 link13891 link13892 link13893 link13894 link13895 link13896 link13897 link13898 link13899
Колесникова Татьяна Викторовна
Должность:не указана
Группа:Посетители
Страна:Казахстан
Регион:ВКО
Статья: "Развитие музыкально — творческого воображения учащихся младшего школьного возраста в классе специального фортепиано посредством игровых методов".

Развитие музыкально — творческого воображения учащихся младшего школьного возраста в классе специального фортепиано посредством игровых методов.

Ребенок приходит в музыкальную школу только с тем, чем наградила его природа — его слух, чувство ритма, память, это то, что уже с рождения в той или иной степени присуще нам всем, и, несмотря на вмешательства со стороны, эти природные данные развиваются, в какой-то мере больше, или меньше. А вот каждому ли из нас дано прочувствовать эмоциональную сторону музыки, каждому ли дано музыкальное чутье от природы? Цельюобучения детей в ДМШявляется не только воспитание талантливых музыкантов-исполнителей и подготовка их к дальнейшей профессиональной деятельности, но и воспитание музыканта-любителя способного самостоятельно заниматься сочинением музыки, творческим музицированием,который после окончания музыкальной школы сможет применить полученные знания и умения на практике. Важное значение имеет воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке и здесь главную роль играет воображение, которое дает нам возможность как бы «увидеть» происходящее, а вместе с тем сопереживать и радоваться, «проживать» сюжет музыкального произведения. Воображение – это способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими. Дети младшего школьного возраста наиболее восприимчивы, они любознательны и активны, а их фантазия порой безгранична! Именно в это время важно обратить внимание на развитие воображения.

Ни для кого не секрет, что человек с развитым воображением - интересный эмоциональный собеседник с богатым внутренним миром. Зачастую человеку с богатым воображением проще найти выход из запутанных ситуаций; чем бы ни занимались такие люди, они всегда добиваются бόльших высот.

Вот здесь на помощь и приходят занятия в музыкальной школе. Обучение игре на фортепиано — процесс сложный и многогранный, который включает в себя не только развитие пианистических навыков. Развивая через музыку воображение, творческое мышление - развивается и сама личность ученика.А игры, как на уроках специального фортепиано, так и во внеурочной деятельности активизируют способность детей самостоятельно мыслить.

Вот одна из игр, которую я использую в своей практике. Это что-то вроде музыкальных друдлов. Друдлы - это игра-головоломка, придуманная американцем Роджером Пирсом. (Друдлы — незаконченная картинка (каракули), которую можно по-разному интерпретировать).

Ребенку выдается 3 карточки, с изображением непонятных каракуль:

1. 2. 3.

Но непонятные они могут быть нам, взрослым, поскольку очень часто мы сначала прибегаем к разуму; а ребенок видит, например зубы волка, радугу с отражением или забавные уши зайца. Вариантов может быть множество. После этого проигрывается один из музыкальных отрывков, например: Р.Шуман «Музыкальный момент» №3 f-moll. И в коллективном обсуждении ребенок рассказывает, какая из картинок, на его взгляд, наиболее соответствует музыке. Здесь начинается самое интересное — кто-то слышит стаккато и его воображение рисует прыгающую лягушку (картинка №1); а кто-то слышит доброжелательный минор и в этой же картинке видит лес. А в картинке № 3 можно увидеть прыгающего зайчика или мячик с пупырышками, который куда-то катится. И это лишь только малая часть того, что может нарисовать детское воображение. Главное - как можно более подробно разобрать и обсудить образы, которые возникли. Очень часто впоследствии рождается сказка.

Музыка тесно связана со всеми видами искусства, в том числе и с литературой. И роль сказки в музыке очень велика. Недаром такие великие композиторы как Н. Римский-Корсаков, М. Глинка, С. Прокофьев обращались к теме сказок. Мы используем сказку как основу сюжета музыкального произведения, и неважно будет эта сказка собственного сочинения или же сказка великого литератора.

Как я уже писала игры на уроках специального фортепиано и во внеурочной деятельности активизируют способность детей самостоятельно мыслить. Уже давно доказано, что воображение очень тесно связано с другими психическими процессами - мышлением, памятью, вниманием, восприятием; которые помогают нам в процессе учебной деятельности.

Еще одна из игр, которая пользуется популярностью у начинающих пианистов «Зоопарк». В этой игре помимо того что ребенок знакомится или закрепляет понятие «регистр», очень активно работает память и воображение.

Можно зачитать стихотворение С. Маршака «Где обедал воробей?»:


- Где обедал, воробей?
- В зоопарке у зверей.

Пообедал я сперва
За решеткою у льва.

Подкрепился у лисицы.
У моржа попил водицы.

Ел морковку у слона.
С журавлем поел пшена.

Погостил у носорога,
Отрубей поел немного.

Побывал я на пиру
У хвостатых кенгуру.

Был на праздничном обеде
У мохнатого медведя.

А зубастый крокодил
Чуть меня не проглотил.


В процессе чтения ребенок показывает на клавиатуре в различных регистрах животных: лисицу, слона, медведя, воробья и т.д. Это может быть обычное бряканье, но при этом оно может быть медленным в басу (медведь), или же звонким наверху (воробей). В этой игре ребенок играет роли на определенный сюжет. Через сюжетно-ролевые игры происходит вживание ребенка в художественный образ.

Одним из примеров проблемно-моделирующей игры может быть сочинение песен. Например песня про ёжика:

Известна половина песни, и даны слова ко второй половине, досочинить мелодию ребенок должен самостоятельно.

Мой опыт работы показывает, что при подобном построении учебной деятельности мы не только развиваем воображение детей, но и даем возможность отдохнуть от нот и игры на инструменте, которая, как нам известно, требует большой сосредоточенности. А как говорят психологи: лучший отдых — это смена деятельности.

Делая подобные пятиминутки, уроки проходят «на одном дыхании», что особенно привлекает малышей, ведь они приходят не учиться, а играть.

Музыкальность - эмоциональная отзывчивость на музыку - вещь необъяснимая, как и сама человеческая природа. Часто от родителей можно услышать: «У нас в семье все без слуха и голоса, видимо «Медведь по ушам прошел», наверное, у нас не получится ничего». Но при правильном построении урока, ребенок делает большие успехи, даже не имея слуха.

София: родители привели в музыкальную школу в подготовительный класс в 5 лет. Трудно давалась выучка текста наизусть. Начали каждый урок играть в музыкальные друдлы, слушать музыку, придумывать сюжетную линию пьес, рисовать рисунки на прослушанные пьесы. Сейчас София с легкостью справляется с произведениями второго класса, несмотря на то, что ей всего 6 лет. Готовимся к конкурсу.

Мансур 6 лет: на начальных этапах обучения игре на фортепиано любил играть в «Зоопарк», показывать зверей в разных регистрах. Сейчас с особым интересом играет пьесы с «говорящими названиями». С легкостью показывает различные динамические оттенки.

«Я в детстве очень хотела ходить в музыкальную школу и играть на фортепиано, но мама и тетя вынесли вердикт - слуха нет категорически. Было очень обидно, хотя сейчас понимаю - я была не безнадежна», - одно из сообщений на форуме, где родители рассуждают о способностях своих чад. Пронеся через годы свою любовь к музыке, такие люди уже взрослые приходят в музыкальную школу, учатся играть уже вместе со своими детьми. Сожалеют о том, что так поздно прикоснулись к прекрасному. Их душа полна музыки, они не все могут чисто интонировать, но они находят в музыке ту эмоциональную подпитку, необходимую им все эти годы.

Да, безусловно, кто-то хорошо слышит, но не поет, а кто-то поет, но ничего не слышит. И как бы это не было, это всегда прекрасно. Прекрасно то, что в душе живет музыка, прекрасно то, что человек выражает эмоции, прекрасно то, что чувствует. А как говорил один критик, а точнее Белинский Виссарион Григорьевич: «Жить, значит чувствовать».

Наши услуги



Мир учителя © 2014–. Политика конфиденциальности