Ольга Николаевна
Должность:Редактор
Группа:Команда портала
Страна:
Регион:не указан
Сюжетно-ролевая игра как средство развития детей дошкольного возраста

Россия, Республика Хакасия, г. Абакан

МБДОУ Д/с "Огонек"

Воспитатель

Бурковская Елена Витальевна

Сюжетно-ролевая игра как средство развития детей дошкольного возраста

Мир взрослых влияет на мир детей и наоборот. Игра выступает в роли своеобразного мостика от мира детей к миру взрослых, где всё переплетено и взаимосвязано. Через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, игра является основой творческого развития ребёнка, развития умения соотнесения творческих навыков и реальной жизни. В игре находят выражение основные потребности ребенка-дошкольника. Значительные суждения об игре принадлежат Ушинскому и Сикорскому. К.Д. Ушинский подчеркивал ее значение для общего развития души, для развития личности и ее моральной стороны. И.А. Сикорский отмечал роль игры в умственном развитии и умственном воспитании. Детские игры - это школа мышления, а творчество и фантазия, проявляющиеся в них, не что иное, как фазы эволюции мыслительного процесса. Ученый призывал содействовать ребенку в играх, что может чрезвычайно облегчить трудности умственного развития. Если игра правильно организована, она, по мнению Сикорского, представляет большой интерес для ребенка, дает толчок процессам вспоминания и воспроизведения целого потока мыслей и образов. Ребёнок рождается, не умея говорить, в процессе своего развития он должен овладеть языком, на котором говорят окружающие его взрослые, научиться пользоваться раньше устной, а затем письменной речью.

Это очень сложная задача. Ребёнку приходится за немногие годы усвоить всё богатство языка, которое создавалось народом в течение тысячелетий. На втором году жизни резко возрастает способность ребенка к подражанию речи взрослых, интенсивно развивается понимание речи, активная речь. К концу второго года жизни речь малыша хотя и становится основным средством общения, однако она еще далека от совершенства: бедность словарного запаса, частое употребление облегченных слов («бай-бай» вместо спать): усвоение лишь тех названий предметов, игрушек, с которыми он постоянно имеет отношение, действует во время игры; отсутствие правильных грамматических связей между словами; нечеткое произнесение отдельных слов; отсутствие многих звуков.

В младшем дошкольном возрасте потребность ребенка третьего года жизни в общении со взрослыми и сверстниками возрастает. В разговоре с взрослыми малыш начинает понимать простые вопросы: «Где зайка?», «Куда ты положил машину?» Интерес к окружающим предметам побуждает его обращаться к взрослым с вопросами: «Что это?», «Зачем?», «Куда?», «Когда?» и т. п.

Игра - вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе.

Игра - один из видов человеческой деятельности. Как сложное и интересное явление, она привлекает внимание людей разных профессий.

Игра - самовыражение человека, способ его совершенствования.

Игра имеет огромное значение для воспитания и развития личности.

Для детей игра, которую принято называть «спутником детства», составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность, тесно переплетается с трудом и учением. В игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. Игра выступает как важное средство воспитания. Сюжетно-ролевая игра - это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. В чем же ее особенность? Характеризуя ее, С. Л. Рубинштейн подчеркнул, что эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребенка со взрослыми. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество.

Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребенка, - это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.

Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей.

Сюжет игры - это ряд событий, которые объединены жизненно мотивированными связями. В сюжете раскрывается содержание игры - характер тех действий и отношений, которыми связаны участники событий. В создании образа особенно велика роль слова. Слово помогает ребенку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнеров, согласовать с ними свои действия.

Дети очень любят играть. На площадке, на улице, во дворе всегда можно увидеть ребятишек, которые скачут на конях, сделанных из палок, пускают в ручейках бумажные кораблики, пекут пироги из песка или строят крепости. Игра не пустая забава. Она необходима для счастья детей, для их здоровья и правильного развития.

Игра радует детей, делает их весёлыми, жизнерадостными. Играя, они много двигаются: прыгают, бегают, что — то сооружают из кубиков. Благодаря этому дети растут здоровыми, сильными, ловкими. Игра развивает сообразительность, фантазию. Играя вместе, дети приучаются жить дружно, уступать друг другу, приходить на помощь товарищу.

Перед каждым воспитателем детского сада стоит задача — создать дружный организованный коллектив, научить детей играть. Поэтому я поставила перед собой задачу воспитывать это чувство у детей с первых дней пребывания в детском саду и решила использовать для этой цели сюжетно-ролевые игры. С первых моих наблюдений за играми я выяснила, как дети проявляют себя в них. Мои наблюдения помогли мне наметить конкретные пути работы с каждым ребёнком. Перед собой я поставила следующие задачи:

• научить ребёнка играть,

• содействовать объединению детей в игре;

• тактично руководить выбором игры,

• приучать детей соблюдать во время игры правила,

• воспитывать чувство доброжелательности, взаимопомощи.

Работу по развитию сюжетно-ролевых игр осуществляю в двух направлениях:

• Создание необходимой игровой среды

• Непосредственное руководство играми детей.

Большое место отводила показу действий с теми или иными игрушками. Например, чтобы привлечь внимание детей я начинала играть с куклой, объединив при этом несколько сюжетов, доступных пониманию детей: «варю кашу», «кормлю куклу», «укладываю куклу спать, спев колыбельную». Дети внимательно наблюдали за моими действиями. Я продолжала игру, а затем передавала куклу детям, словесно направляла дальнейший ход событий. Очень важно, чтобы к куклам, мишкам дети относились как к живым существам, ласковозаботливо. Если кто-то из ребят бросит куклу на пол, обращаю внимание на то, что ей очень больно, холодно, неприятно лежать, она хочет, чтобы её приласкали, пожалели, поиграли с ней. Малыши быстро реагируют на эти слова. Для того чтобы игра развивалась необходимо дать детям знания об окружающем, способствовать развитию воображения. С этой целью проводила дидактические игры «Оденем куклу на прогулку», «Постираем кукле платье», «Купание куклы» и т. д. Постоянно приходится наблюдать за играми малышей, чтобы вовремя заметить момент, когда игра заходит в тупик. Природа игры показывает, что её основная жизненная функция заключается в установлении возможно более тесных связей ребёнка и общества. В игре ребёнок живёт не только как член узкого семейного коллектива, но и как член общества, устанавливая связи с широкими сферами его жизни. Чем активнее жизнь ребёнка в игре, тем глубже его проникновение в социальную сущность деятельности и отношений взрослых людей. Лишить ребёнка возможности играть — это значит лишить его возможности жить в широкой сфере общественных отношений и нанести ущерб процессу формирования его личности. Сюжетно-ролевая игра почти всегда предполагает участие нескольких детей, поэтому она является важнейшим фактором социального развития ребенка. Игра часто включает элементы совместного планирования и кооперации. Игра обеспечивает практику разрешения конфликтов. Дети могут спорить и огорчаться, но они привыкают иметь дело с интересами других. По мере того, как им приходится материалами и снаряжением, у них развивается эмпатийное отношение к людям. Одновременно они начинают понимать, что играть и заниматься со сверстниками интересно и приятно. Свободная сюжетная игра — самая привлекательная для детей дошкольного возраста деятельность. Её привлекательность объясняется тем, что в игре ребёнок испытывает внутренне субъективное ощущение свободы, подвластности ему вещей, действий, отношений — всего того, что в практической продуктивной деятельности оказывает сопротивление, даётся с трудом. Это состояние внутренней свободы связано со спецификой сюжетной игры - действием в воображаемой, условной ситуации. Сюжетная игра не требует от ребёнка реального, ощутимого продукта, в ней всё условно, всё «как будто», «понарошку».

Все эти «возможности» сюжетной игры расширяют практический мир дошкольника и обеспечивают ему внутренний эмоциональный комфорт. Это происходит благодаря тому, что в игре ребёнок воссоздаёт интересующие его сферы жизни с помощью условных действий. Сначала это действия с игрушками, замещающими настоящие вещи, а затем - изобразительные, речевые и воображаемые действия(совершаемые во внутреннем плане, в «уме»).

Игра имеет значение не только для умственного развития ребёнка, но и для развития его личности: принимая на себя в игре различные роли, воссоздавая поступки людей, ребёнок проникается их чувствами и целями,

сопереживает им, начинает ориентироваться между людьми.

Большое влияние оказывает игра и на развитие у детей способности взаимодействовать с другими людьми: во-первых, воссоздавая в игре взаимодействие взрослых, ребёнок осваивает правила этого взаимодействия, во-вторых, в совместной игре со сверстниками он приобретает опыт взаимопонимания, учится пояснять свои действия и намерения, согласовывать их с другими людьми.

Однако свои развивающие функции игра выполняет в полной мере, если с возрастом она всё более усложняется, и не только по своему тематическому содержанию.

Список использованной литературы

  1. Журнал ДОШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ №4/2010 стр. 81-85
  2. Аникеев, Н.П. Воспитание игрой. - М.: Просвещение, 1987 - 150 с.
  3. . Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. - 1966. - N 6.
  4. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1991. - .
  5. Хрестоматия по психологии / Сост. В.В. Мироненко; Под ред. А.В. Петровского. - М.: Просвещение, 1987. - 446 с.93 с.
Наши услуги



Мир учителя © 2014–. Политика конфиденциальности