link858 link859 link860 link861 link862 link863 link864 link865 link866 link867 link868 link869 link870 link871 link872 link873 link874 link875 link876 link877 link878 link879 link880 link881 link882 link883 link884 link885 link886 link887 link888 link889 link890 link891 link892 link893 link894 link895 link896 link897 link898 link899 link900 link901 link902 link903 link904 link905 link906 link907 link908 link909 link910 link911 link912 link913 link914 link915 link916 link917 link918 link919 link920 link921 link922 link923 link924 link925 link926 link927 link928 link929 link930 link931 link932 link933 link934 link935 link936 link937 link938 link939 link940 link941 link942 link943 link944 link945 link946 link947 link948 link949 link950 link951 link952 link953 link954 link955 link956 link957 link958 link959 link960 link961 link962 link963 link964 link965 link966 link967 link968 link969 link970 link971 link972 link973 link974 link975 link976 link977 link978 link979 link980 link981 link982 link983 link984 link985 link986 link987 link988 link989 link990 link991 link992 link993 link994 link995 link996 link997 link998 link999 link1000
Наталья Абаева
Должность:преподаватель
Группа:Посетители
Страна:Россия
Регион:Московская область, Рузский район, п. Дорохово
Методическая разработка "Многообразие методических, нотных и интернет-технологий, помогающих современному преподавателю фортепиано на начальных этапах обучения игры на инструменте."

Музыкальное образование получаемое ребенком в ДМШ или ДШИ по определению нацелено на личностно-ориентированный подход. В этом аспекте преподаватели различных индивидуальных дисциплин находятся в преимущественно лучшем положении, чем преподаватели групповых занятий.

Суть парадигмы личностно - ориентированного образования выражается в пяти основных положениях:
Первое положение касается представлений о сущности и назначении образования. Образование -это, прежде всего, становление человека, обретение им себя, своего образа: неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала. Образовать человека -значит помочь ему стать субъектом культуры, научить жизнетворчеству.
Второе положение определяет отношение педагога к ребёнку и его позицию в образовательном процессе. Цель личностно -ориентированного образования не сформировать и даже не воспитать, а найти, поддержать, развить человека в человеке и заложить в нём механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самовоспитания.
Третье положение связано с определением человекообразующих функций образования. Важнейшая из них - гуманитарная, суть которой состоит в сохранении и восстановлении экологии человека: его телесного и духовного здоровья, смысла жизни, личной свободы, нравственности.
Четвёртое положение касается содержания образования. Прежде всего, это направленность на удовлетворение экзистенциальных потребностей человека, т. е. потребностей его бытия, личного существования: свободы и свободного выбора себя, своего мировоззрения, действий, поступков, позиции, самостоятельности и личной ответственности. Чтобы обрести себя, индивидууму нужно выбрать и выстроить собственный мир ценностей, войти в мир знаний, овладеть творческими способами решения научных и жизненных проблем, открыть рефлексивный мир собственного «я» и научиться управлять им.
Пятое положение касается педагогических технологий. Идея заключается в переходе от монолога к диалогу, от социального контроля к развитию, от управления к самоуправлению. Основная задача педагога - общение, взаимопонимание с учениками, их «освобождение» для творчества.

Успешность занятий и применение целесообразно различных образовательных технологий неразрывно связаны с личностью преподавателя, его профессионализмом и педагогическими способностями.

Конструктивные педагогические способности состоят в особой чувствительности к тому, как построить предстоящее занятие, встречу, урок во времени и пространстве, чтобы продвинуться на пути к искомому конечному результату: с чего начать, какую систему заданий-задач предложить, как организовать их выполнение, как провести оценивание.
Коммуникативные педагогические способности проявляются в специфической чувствительности педагога к способам установления с учащимися и развития педагогически целесообразных взаимоотношений на основе завоевания у них авторитета и доверия и обеспечиваются:
• способностью к идентификации, т. е. отождествлению себя с учащимися;
• чувствительностью к индивидуальным особенностям учащихся (их интересам, склонностям, способностям);
• хорошей интуицией, которая является важной характеристикой творческого мышления, проявляемой в антиципации, т. е. в предвосхищении искомого педагогического результата, уже при выборе стратегий воздействия;
• способностью к внушению.
Организаторские педагогические способности состоят в особой чувствительности педагога:
• к продуктивным-непродуктивным способам организации взаимодействия учащихся с объектами деятельности и познания в учебное и вне учебное время;
• продуктивным-непродуктивным способам организации взаимодействия учащихся в группах и коллективах;
• продуктивным-непродуктивным способам обучения учащихся самоорганизации;
• продуктивным-непродуктивным способам организации собственного взаимодействия с учащимися;
• продуктивным-непродуктивным способам самоорганизации собственной деятельности и поведения.
В зависимости от уровня развития всех вышеописанных способностей, содержания профессионального опыта, темперамента, характера и направленности личности педагога формируется индивидуальный стиль педагогической деятельности.
Преподаватель может использовать всю широту предшествовавшего педагогического опыта, опираясь на традиционные педагогические школы и, несомненно, прибегать к современным технологиям как компьютерным, так и психолого-педагогическим используя широко игровые технологии, сказко-терапию, здоровьесберегающие технологии (устраивая физкульт-минутки и используя пальчиковые игры и т.д.).

Много появилось нового, но все наши приемы базируются на классических, старых постулатах и мы не можем не согласиться с высказыванием одного из великих педагогов, чьи произведения играли, и будут играть наши ученики:

«Я всегда находил, что с учениками целесообразнее всего обходиться приветливо, весело, не выказывая нетерпения, но в то же время быть твёрдым; я стремился все необходимые и полезные им сведения излагать ясно и интересно, никогда чрезмерно не перегружать учащихся и делать занимательным даже самое скучное; благодаря этому мне удавалось добиться послушания и внимательности даже у самых разнородных учеников — и с мягким характером, и бойких, упрямых». (К. Черни).Музыкальная педагогика-искусство, требующее от людей посвятивших себя этой профессии, большой любви и ненеподдельного интереса к своему делу. Преподаватель игры на любом инструменте должен прежде всего учить музыке, разъяснять и растолковывать её смысл, музыкальный язык, музыкальные краски. Не заниматься аустой зубрежкой и "технарством".

Хочется обратиться к некоторым пособиям появившимся недавно, как нотным, так и электронным, чтоб увидеть все разнообразие предлагаемого материала.

Начиная работу с малышами я разыскивала сборники, которые могли бы мне пригодиться, расширить фантазию, заинтересовать ребенка.Один из таких сборников - Е. А. Королевой «Музыка в сказках, стихах и картинках». Сборник очень содержательный, с яркими картинками, множеством стихов и хорошо знакомых музыкальных попевок, пьесок, загадок и различных заданий. Сборник начинается с до нотного периода и вводит в нотную грамоту традиционным путем, но очень постепенно. (слайд 3,4).

Здесь есть простор и фантазии ученика - задания сочинить или досочинить пьески. Есть и игры (слайд 5).

Очень заинтересовала меня книга украинского педагога, к сожалению, рано ушедшей из жизни — Иванчиковой Ольги Сергеевны. Хотя — это сборник более подходящий преподавателям теоретикам, тем не менее, оригинальность мышления автора, интересные находки, богатая психолого-педагогическая база заставит заинтересоваться им преподавателей различных направлений. (слайды 6,7,8,9)

Задача преподавателя — развивать не только технические и игровые навыки, но в первую очередь- слуховые. Поэтому мне кажется не лишним обращаться к различным сборникам по сольфеджио, которых тоже появилось великое множество и черпать из них интересный материал.

Один из таких сборников «Игровое сольфеджио» Л.Н. Алексеевой, предназначенный для детей от 3 лет.

Л.Н. Алексеева следует в до нотном сольфеджио традиции опережающего развития слуха, в нем преобладает образно-ассоциативное постижение музыкального языка над понятийным.

Пальчиковые игры, которые развивают у детей речь, необходимы и для нас — пианистов (слайд 10).

Есть в этом сборнике и раскраски помогающие выучить песенку (слайд 11), есть и хорошее нотное приложение.

Если искать ноты для самых маленьких, то неплохо обратить внимание на сборник Г.П. Ларионовой «Я учу нотную грамоту». В нем с помощью забавной сказки о приключениях ноток и других нотных знаков ребенок легко и с удовольствием выучит ноты. (слайд 12,13).

Для учеников от 6-7 лет очень хорошими сборниками будут пять фортепианных альбомов «Большая музыка –маленькому музыканту» Т. Юдовиной - Гальпериной под редакцией О. Геталовой.

Ученики и класса фортепиано и гитаристы на уроках общего фортепиано с интересом разучивают эти пьесы. Многие произведения они слышали на уроках музыки в общеобразовательной школе или по телевизору и им очень нравится возможность самим сыграть эту музыку. Переложения очень удобные простые, особенно в первых альбомах. Конечно, они не подменят обязательных произведений, которые проходятся по программе, но очень хорошо разнообразят фортепианный репертуар. (слайд 14) .

Для молодых и не только молодых преподавателей просто необходимо иметь настольной книгой монографию Т. Юдовиной–Гальпериной «За роялем без слез». В ней охвачен большой спектр проблем, с которыми встречается каждый педагог и даны пути решения этих проблем. Особо ценно, что эта книга — живая, все в ней из опыта работы, и она просто дышит любовью к ученикам и глубоким профессионализмом. Недаром Сборники

Т. Юдовиной-Гальпериной и её методика известны и популярны не только в нашей стране, но и за рубежом.

Все новые сборники и методические инновации направлены на развитие музыкального образования, восприятия музыки в возможно более раннем возрасте. Ведь чем раньше происходит формирование музыкальных способностей- тем лучше. Правда, мы не можем предполагать — кто из наших учеников станет впоследствии выдающимся музыкантом, преподавателем или просто любителем музыки. Но мы должны помнить, что одно из самых возвышенных удовольствий для каждого любителя музыки — это домашнее музицирование. Сейчас мы опять возвращаемся к более классическому музыкальному образованию вводя предпрофессиональные программы соответствовать требованиям которых сможет не каждый ребенок. Но, хорошо, что для детей, которые придут к нам в школы, чтоб просто получить музыкальное образование «для себя» мы можем вводить «общеразвивающие» программы в рамках которых мы сможем играть с ребенком просто его любимы пьесы, легкие переложения, эстрадную музыку и ученик получит больше позитива и удовольствия от музыкальных занятий.

Во всем мире хорошо известны фортепианные сборники

«42 классических произведения в легком переложении для фортепиано» АлланаСмолла и «Легкие классические пьесы для фортепиано» под редакцией Джеймса Бастьена.Благодаря облегченному переложению маленькие музыканты получают возможность познакомиться с произведениями Баха, Бетховена, Брамса, Шуберта, Шумана, Шопена, Грига, Дворжака, Моцарта, Чайковского, Рахманинова, а также с регтаймами, блюзами, шедеврами эстрады. Так же и сборники Юдовиной-Гольпериной кладезь хороших, легких переложений для любителей музыки.

Помимо многочисленных бумажных сборников и пособий в большом объеме появились различные компьютерные программы и игры, помогающие в обучении детей разного возраста.

Одну из них программу «Профессор музыки» я активно использую при обучении детей нотной грамоте.

Её можно использовать онлайн, конечно, при наличии в классе компьютера и интернета. Игра является вспомогательной, когда дети находятся на этапе выучивания нот и служит для них проверкой знаний. (слайд 15).

Есть для самых маленьких «Цветомузыкальная обучающая компьютерная программа PianoRainbow v.3.1» . Она будет подходить для домашних занятий и в виде развлекательного варианта, построена на цвето-музыкальных ассоциациях и привлекательна для ребенка. (слайд 16)

Широко разрекласмирована программа "Софт Моцарт".Она не дешева и требует наличия компьютера и цифрового пианино, или синтезатора. Программа является комплексом обучающих музыкальных игр-тренажеров для интерактивной пары из компьютера и синтезатора. Это своего рода цифровые "веселые нотки". Программа разработана хелен Хайнериз из США.Занимаясь по данной методике, даже маленькие дети без труда осваивают нотную грамоту и начинают играть на инструменте. С первых занятий ребенок играет двумя руками без "нудных" упражнений и гамм. Эта программа подходит для занятий с детьми от 2-3 лет. В программе применяется инновационный способ записи нот, понятный для самых маленьуих детей. Знятия по рпограмме помогают ребенку с плохим слухом развить свои музыкальные способности. (слайды 17-20)

Компьютерных игр и программ великое множество, но, как мне кажется, они так и останутся чем-то развлекательным. Для серьезных профессиональных занятий все равно необходим только хороший преподаватель и наличие инструмента. Все компьютерные новинки могут лишь привлечь ребенка, внести разнообразие в обучение, что немаловажно. Никто не отменял планомерной и кропотливой, целенаправленной работы за инструментом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеев А. Д. Методика обучения игре на фортепиано. - М., «Музыка», 1978.

2. Артоболевская А.Д. Первая встреча с музыкой. - М., «Советский композитор», 1986.

3. Милич Б. Маленькому пианисту. - Киев, «Муз. Украина», 1989.

4. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. - М., «Музыка», 1982.

5. Хереско Л. Музыкальные картинки. - Л., «Советский композитор», 1988.

6. Т. Б. Юдовина-Гольперина «За роялем без слез»-Издательство «Композитор» Санкт-Петербург 1990г

7. Т.Б. Юдовина - Гольперина «Большая музыка — маленькому музыканту» - Издательство «Композитор» Санкт-Петербург 1990г

8. О.С. Иванчикова «Нетрадиционные методы музыкального воспитания» методическое пособие - Симферополь 2005 г.

9. Л.Н. Алексеева «Игровое сольфеджио для малышей» -Московская консерватория — детям 1994г

10. Е.А. Королева «Музыка в сказках стихах и картинках»- Москва «Просвещение» 1994г

11. Г.П. Ларионова «Я учу нотную грамоту» Санкт-Петербург издательский дом Нева 2002г

Интернет- ресурсы

http://www.softmozart.com/

http://www.professor-muzyki-2.virartech.ru/

http://www.softoban.com

Наши услуги



Мир учителя © 2014–. Политика конфиденциальности