Редактор
Должность:Редактор
Группа:Мир учителя
Страна:Россия
Регион:Санкт-Петербург
Рабочая программа по внеурочной деятельности учащихся «Наши руки не для скуки» ( папье-маше) для учащихся 2-4 классов.
Россия,Владимирская область,Александровский район,пос.Балакирево
МБОУ СОШ №36
Учитель начальных классов
Горшкова Е.Ю.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая программа кружка «Наши руки не для скуки» разработана в условиях реализации ФГОС нового поколения. В основу разработки программы положены следующие документы:

  • Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников
  • Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов общего поколения
  • федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Минобрнауки России от 26.10.2009 № 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования").

Программа «Наши руки не для скуки» относится к образовательной области «Технология», является модифицированной и дополняет школьную программу в сфере освоения практических видов деятельности. Настоящая программа разработана на основе федеральной типовой программы по «Технологии» 1 - 4 кл. Министерства образования РФ (под редакцией Н.И. Роговцевой, Н.В. Богдановой, Н.В. Добромысловой) .

Искусство папье-маше уходит своими корнями в японскую («харико», VII век) и китайскую цивилизацию. Считается, что они первыми заметили, что из целлюлозной пульпы, шедшей на изготовление бумажных листов, можно было при желании формировать разнообразные фигурки. В Европу эта технология была завезена в XVIII –XIX веках, где получила название метода папье-маше, в переводе с французского языка — «жеваная бумага».

В России папье-маше стало массово использоваться в XVIII –XIX веках для формовки декоративных предметов: ларцов, архитектурных деталей, масок, дешевых подражаний резьбе по дереву, игрушек и т.д.

Применение папье-маше для изготовления различных предметов обихода дает простор фантазии, нестандартному мышлению, то есть оказывает влияние на развитие и формирование творческих навыков. Наличие множества методов для изготовления массы папье-маше от очень простых, до сложных с применением специальных химикалий, дает возможность обучать этому искусству детей в возрасте от 7 до 14 лет.

Данный вид декоративно-прикладного искусства приносит пользу для психического развития детей. Также папье-маше можно рассматривать как один из методов сбрасывания напряжения, как способ снятия агрессии и внутренней нестабильности, как для детей, так и для взрослых. Папье-маше отлично развивает мелкую моторику рук, поэтому его можно рекомендовать для занятий в школах. Занимаясь папье-маше, ребенок осваивает новые и необходимые в дальнейшем жизни способы работы с инструментами, а также овладевает различными видами художественной деятельности — рисованием, аппликацией, навык моделирования. Дети, освоившие технику папье-маше, знакомятся с различными формами предметов, что способствует развитию пространственного мышления и наиболее точного восприятия предметов. Также папье-маше развивает детей и является одним из способов реализации творческого потенциала. Нельзя не отметить положительное влияние папье-маше на развитие таких личностных качеств, как аккуратность, терпеливость, сосредоточенность. Овладевая техникой папье-маше, ребенок учится контролировать свои эмоции, таким образом, данный вид прикладного искусства влияет и на эмоционально-волевую сферу развития личности. Очень важным является то, что на занятиях дети не только осваивают технику папье-маше, но и используют изготовленные игрушки для сюжетно-ролевых и подвижных игр. А ролевая игра, являясь источником развития ребенка, помогает детям лучше освоиться в окружающей действительности с помощью воспроизведения и моделирования. Таким образом, папье-маше — как вид прикладного искусства является способом психологической разгрузки; влияет на развитие творческого воображения и мышления; способствует развитию целостного восприятия форм, цвета предметов; способствует концентрации внимания и развивает зрительную память. Так же папье-маше влияет на развитие эмоционально-волевой сферы личности, формируя ряд положительных личностных качеств. С помощью занятий по папье-маше развивается умение ставить перед собой цель и достигать желаемого результата, в свою очередь, развивая и мотивационную сферу. Поэтому можно сказать, что папье-маше в целом способствует гармоничному развитию личности детей и имеет большое психологическое и педагогическое значение.

Цель данной программы состоит в воспитании и развитии у детей художественно-эстетических начал, поддержка и формирование творческих навыков посредством обучения работы различными методами папье-маше.

Задачи, с помощью которых реализуется цель данной программы, определены следующими рамками:

образовательные:

üПознакомить детей с историей появления искусства папье-маше, и различными методами работы в этой технике;

üНаучить доступным для быта приемам изготовления массы папье-маше;

üСформировать у воспитанников навыки конструирования и разработки моделей, изготовление чертежей будущих изделий;

üОбучить детей работе в технике папье-маше по образцам, рисункам, чертежам, используя собственное воображение;

üОбучить детей окраске изделий из папье-маше;

ü научить пользоваться инструментами и приспособлениями, которыми обрабатываются материалы, используемые в работе;

üнаучить организации рабочего места и технике безопасности на нем;

воспитательные:

ü- формировать умения работать в коллективе, выполнять коллективные задания;

ü- формировать умения передавать знания другим;

ü- оказать помощь в формировании личностных качеств: честность, доброта, уверенность в себе, коммуникабельность, умение доводить дело до конца;

üвоспитывать в детях любовь к родной стране, ее природе и людям;

развивающие:

ü- развивать познавательные способности;

ü- развивать интеллектуальные способности;

ü- развивать творческую и трудовую активность;

ü- развивать стремление к самостоятельной деятельности;

социальные:

ü- воспитывать умение делать выбор и нести за него ответственность;

ü- учить адаптироваться к окружающей жизни; умению определять свои отношения с другими людьми;

ü- формировать здоровый образ жизни;

ü- оказать помощь в формировании жизненных ценностей.

Программа кружка «Наши руки не для скуки» реализует художественно-эстетическое направление. Разрабатывая настоящую программу я определила следующие основные идеи:

Воспитание и обучение в кружке осуществляется "естественным путем", в процессе творческой работы.

Участие преподавателя в создании поделок и композиций осуществляется "сквозь" ребенка, т.е. ученик получает от педагога ту информацию, те примеры, которые необходимы ему для осуществления собственного замысла и собственных, соответствующих возрасту, представлений о мире.

Одно из условий освоения программы - стиль общения педагога с детьми на основе личностно-ориентированной модели.

Программа предполагает соединение игры, труда и обучения в единое целое, что обеспечивает единое решение познавательных, практических и игровых задач (при ведущем значении последних). Занятия проводятся в игровой форме, в их основе лежат творческая деятельность, т.е. создание оригинальных творческих работ.

Все поделки функциональны: ими можно играть, их можно использовать в быту, их можно подарить друзьям и родным.

На третьем году обучения включены театрализованные постановки с изготовленным театральным реквизитом (куклы, маски, декорации).

Особое внимание уделяется созданию в детском коллективе доброжелательной творческой обстановки, что способствует выявлению индивидуальности каждого.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Программа «Наши руки не для скуки», рассчитана на детей в возрасте от 7 до 10 лет. Общее количество часов в год- 34 часа. Учебные занятия групповые, проводятся 1 раз в неделю по 1 часу (2кл - 1час -35мин; 3,4 кл. — 1час — 40 мин). Программа реализуется в условиях подгруппы класса в составе 10-15 человек. Набор в группу осуществляется на добровольной основе. Обучение планируется на 3 учебных года и включает в себя теоретическую часть и практическую работу.

В программе соблюдается принцип преемственности - от простого к сложному.

Принцип последовательного усложнения различных техник работы с папье-маше как в целом по курсу, так и от раздела к разделу.

Виды практической деятельности и последовательность практических работ определяются возрастными особенностями учащихся и построены на основе постепенного увеличения степени технологической сложности изготавливаемых изделий и с учетом возможности проявления учащимися творческой инициативы и самостоятельности.

Теоретическая часть даётся в форме бесед с просмотром иллюстративного материала и подкрепляется практическим освоением темы.

Теория включает в себя рассказы, беседы, лекционный материал, самостоятельную работу со специальной учебной литературой, которые знакомят детей с историей папье-маше, игрушек, кукольных театров; раскрывают различные области применений изделий в технике папье-маше; дают представление о мастерских и творчестве художников, работающих над созданием игрушек и сувениров из папье-маше.

Теоретическая часть занятий решает вопросы художественно-эстетического воспитания детей через разделы: «История сувенира», «История и виды прикладного творчества в России», «Прикладное творчество стран мира».

Практические занятия включают в себя индивидуальные и коллективные формы работы, благодаря которым дети учатся решать трудовые проблемы сообща, сотрудничать в труде.

В процессе практической составляющей программы учащиеся учатся работать, используя образцы и эскизы, личный пример учителя, постепенно накапливая практический опыт в изготовлении поделок от простых (изготовление плоских предметов, простейшим методом маширования) до сложных объемных изделий применением различных методов изготовления массы папье-маше.

В проведении занятий используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества. Некоторые задания требуют объединения детей в подгруппы.

Ключевые понятия программы:

Папье-маше –(франц. papier-mâché, от papier — "бумага" и mâcher — "жевать, рвать") — материал и название техники изготовления различных изделий из бумажной массы. Существуют две основные разновидности такой техники. В первой небольшими кусками тонкой бумаги оклеивают модельдеревянную либо из глины или пластилина. После многих слоев проклеенной бумаги, повторяющих профиль модели, полученную форму просушивают, затем разрезают, чтобы вынуть модель, снова склеивают, тонируют, расписывают. Таким способом изготавливают театральные и карнавальные маски, куклы. Другой способ заключается в приготовлении пластичной массы из размельченной бумаги или картона с добавлением воды, клея, гипса или мела с глиной. Из такой массы формуют или прессуют в форму различные изделия — рельефные орнаменты, муляжи, шкатулки, ларцы. Изделия из папье-маше шлифуют и полируют, покрывают лаком. В этом случае они являются более дешевым заменителем дерева. В русских народных художественных промыслах шкатулки из папье-маше стали использовать для лаковой миниатюрной росписи.

Бумажная масса — пластичная масса из размельченной бумаги или картона с добавлением воды, клея, гипса или мела с глиной.

Технология круглых форм – изготовление модели на круглых формах.

Лепка на каркасе –изготовление модели, используя каркас из проволоки, картона и т.д.

Декорирование –в широком значении слова, всякое художественное украшение предмета или помещения.

Маширование – наклеивание бумаги слоями.

Гжель –один из самых известных народных художественных промыслов России. В 19веке Гжель прославилась своим фаянсом и фарфором. С этого времени преобладает роспись синим кобальтом по белому.

Хохломская роспись - отличается характерным сочетанием золотого цвета с черным. красным, зеленым, иногда коричневым и оранжевым. Изображение растений, ягод, плодов, птиц и рыб образуют прихотливый узорный орнамент.

Жостово – это декоративная живопись на металлических подносах.

Дымковская игрушка – это декоративная глиняная скульптура высотой до 25 см. Роспись производится по обожженному в печи изделию темперными красками, применяется позолота. Изображаются всадники, дамы, кавалеры, сказочные персонажи, животные, бытовые сценки.

Композиция (лат. compositio — "составление, сочетание, приведение в порядок, соединение, приготовление") — основная категория художественного творчества. Процесс художественного творчества, складывающийся из отдельных, качественно своеобразных этапов.

Пальчиковый театр — представляет собой набор фигурок-персонажей, которые нужно надевать на отдельные пальцы. Обычно это всем известные герои русских народных сказок или просто куколки, звери и предметы для инсценировки увлекательных историй.

Марионетка – разновидность управляемой театральной куклы, которую кукловод приводит в движение при помощи нитей или металлического прута. Появление марионетки принято относить к XVI веку.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Для реализации программы по курсу "Наши руки не для скуки" необходимы следующие материально - технические условия: кабинет с большим рабочим столом и полками вдоль стен, стульями; наборы бумаги для занятий; клей, ножницы, карандаши, ручки, циркули, линейки.

Необходимы методические условия: набор моделей по основным темам курса; шаблоны; выкройки-развертки; таблицы (мимика человеческого лица, строение фигуры животных, птиц, форма глаз, рта, носика, клюва); схемы человеческой фигуры разного возраста; эскизы фигурок животных, птиц, различных предметов в технике папье-маше; тематическая литература.

Для проведения занятий необходимы следующие инструменты и материалы:

- режущие инструменты:

- ножницы среднего размера, маникюрные ножницы с закруглёнными лезвиями,

- канцелярский нож

- линейки

- клеи:

- клестер

- прозрачный, бумажный скотч

- клей ПВА

- краски:

- акварельные

- гуашь

- белила

- прочие приспособления:

- компостер, циркуль, карандаш, ластик

- доска для резанья бумаги

- бумага и картон различных сортов и цветов

- ткань

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

За три года обучения в кружке учащиеся должны:

знать:

- правила техники безопасности на занятии ручным трудом

- историю возникновения папье-маше

- знать и различать народные промыслы России

- традиции и опыт работы народных умельцев и использовать полученные знания в работе

- технологию изготовления бумажной массы

- досконально знать технологию изготовления работ в технике папье-маше

- пропорции лица, фигуры человека

- процесс лепки объёмных моделей скульптурным или комбинированным способами

уметь:

- создавать конкретные пластические образы комбинированным и скульптурным способами, свободно сочетать различные приёмы

- лепить фигуру человека, передавая пропорции и движения

- использовать в лепке из бумажной массы проволочный, бумажный каркас

- планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел

- изготавливать объёмные декоративные работы

- умело пользоваться теоретическими знаниями в изготовлении работ в технике папье-маше

- проявлять творчество в создании изделий

- передавать выразительные формы реального предмета в лепке с натуры, по памяти и представлению

- самостоятельно искать способы дополнения и декорирования образа

- самостоятельно расписывать готовое изделие

- работать индивидуально, выполнять собственную работу с учётом коллективного замысла

- организовывать своё рабочее место

КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ

Уровень приобретенных знаний, умений и навыков учащихся выявляется путем анализа и самоанализа работ на городских выставках декоративно-прикладного творчества, отчетных выставках, открытых занятиях, массовых праздничных мероприятиях, ярмарках-продажах. Критериями успешности является результативность участия в городских, областных тематических конкурсах.

Контроль знаний определяется следующими формами:

- устный опрос

- один вопрос - четыре ответа, выбрать нужный

- поставить в соответствие термины и их содержание

- вставить пропущенное ключевое слово

- опрос "по цепочке"

- обнаружение ошибок (фактических и логических) и их исправление

- повторение последней фразы и оценка ее корректности

- продолжение ответа, прерванного в произвольном месте

- маршрутная карта

- кроссворды

- тесты

Контроль направлен на проверку планируемых результатов обучения, тех знаний и умений, которые учащиеся должны усвоить в рамках данной темы (раздела или курса), а также уровня усвоения этих знаний и умений.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(первый год обучения)

Тема занятия

Количество часов

теория

практика

всего

Вводное занятие. Техника безопасности. Из истории возникновения

папье-маше.

1

-

1

Что нам пригодится? Что у нас получится? Технология подготовки массы папье-маше и работы с ней.

0,5

0,5

1

Освоение технологии круглых форм

8

Папье-маше из Японии и Китая. «Солнышко» из воздушного шарика.

0,2

0,8

1

Завершение работы. Художественная роспись изделия.

-

1

1

Папье-маше из Европы и России. «Груша» из лампочки.

1

Завершение работы. Художественная роспись изделия.

-

1

1

Правила хранения папье-маше. «Пингвиненок» из лампочки.

0,2

0,8

1

Завершение работы. Художественная роспись изделия.

-

1

1

Возможности применения папье-маше. «Летучая мышь», «Кошка» (по выбору) из воздушного шарика.

0,2

0,8

1

Завершение работы. Художественная роспись изделия.

-

1

1

Освоение технологии лепки из бумажной массы

12

Приготовление бумажной массы. Бусы.

-

1

1

Завершение работы. Художественная роспись изделия.

-

1

1

Фото рамки.

-

1

1

Завершение работы. Художественная роспись изделия.

-

1

1

Кроличья семейка.

0,2

0,8

1

Завершение работы. Художественная роспись изделия.

-

1

1

Составление композиции «Кроличья семейка на полянке»

-

1

1

Подводный мир. «Рыбки»

0,2

0,8

1

Завершение работы. Художественная роспись изделия.

-

1

1

Подводный мир. «Морская звезда»

-

1

1

Завершение работы. Художественная роспись изделия.

-

1

1

Составление композиции «Подводный мир»

-

1

1

Освоение технологии плоских форм

8

Приёмы маширования. Блюдце.

0,2

0,8

1

Синие цветы Гжели. Художественная роспись изделия.

0,2

0,8

1

Чашка.

-

1

1

Художественная роспись в стиле гжель.

-

1

1

Золотая Хохлома. Вазочка под конфеты.

0,2

0,8

1

Завершение работы. Роспись в стиле «Хохлома»

-

1

1

«Букеты из Жостова». Тарелка.

0,2

0,8

1

Завершение работы. Художественная роспись в стиле «Жостова»

-

1

1

Подготовка помещения и изделий к выставке.

-

1

1

Итоговая выставка.

1

-

1

Дидактическая игра «Кто? Что? Из чего? Откуда? Чем?».

1

-

1

Заключительное занятие.

1

-

1

ИТОГО:

34

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

  1. ВВЕДЕНИЕ.

Набор детей в кружок. Планы кружка на предстоящий год. Правила поведения в кружке. Оборудование учебного кабинета. Организация учебного процесса и рабочего места. Знакомство с основными используемыми инструментами. Правила безопасного обращения с острыми инструментами. Правила использования материалов, необходимых для работы. Содержание в порядке рабочего места. Инструктаж по технике пожарной безопасности. Правила эвакуации при пожаре. История возникновения папье-маше.

  1. ЧТО НАМ ПРИГОДИТСЯ? ЧТО У НАС ПОЛУЧИТСЯ? ТЕХНОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ МАССЫ ПАПЬЕ-МАШЕ И РАБОТЫ С НИМ.

Материалы и инструменты для работы с папье-маше. Подготовка бумажной массы. Виды клеевой массы для папье-маше, рецепты приготовления клейстера из муки. Подбор макета или форм для изделий из папье-маше.

  1. ПАПЬЕ-МАШЕ ИЗ ЯПОНИИ И КИТАЯ. «СОЛНЫШКО» ИЗ ВОЗДУШНОГО ШАРИКА.

История возникновения и применения. Исторические сведения о появлении игрушек из папье-маше, применение игрушек, виды и назначение игрушек и сувениров. Просмотр презентации. Изготовление «Солнышка» с использованием воздушного шарика. Создание формы модели путём оклеивания каркаса бумажной лентой.

  1. ЗАВЕРШЕНИЕ РАБОТЫ. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ РОСПИСЬ ИЗДЕЛИЯ.

Сравнение акварельных красок и гуаши. Изобразительные свойства гуаши. Порядок росписи. Роспись изделия.

  1. ПАПЬЕ-МАШЕ ИЗ ЕВРОПЫ И РОССИИ. «ГРУША» ИЗ ЛАМПОЧКИ.

История возникновения и применения. Исторические сведения о появление игрушек из папье-маше, применение игрушек, виды и назначение игрушек и сувениров. Просмотр презентации. Изготовление «Груши» с помощью лампочки. Создание формы модели путём оклеивания каркаса бумажной лентой.

  1. ЗАВЕРШЕНИЕ РАБОТЫ. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ РОСПИСЬ ИЗДЕЛИЯ.

Цвет. Знакомство с цветовым кругом (родственные, родственно-контрастные и контрастные цвета). Примеры контрастов и родственных цветов в природе и в обиходе. Три основных цвета. Эффект тёплых и холодных цветов, их эмоциональный характер. Цветовое решение в работе. Основные и дополнительные цвета. Роль эскиза в творческой деятельности. Основные композиционные схемы.

Дополнение модели элементами других материалов для создания выразительности.

  1. ПРАВИЛА ХРАНЕНИЯ ПАПЬЕ-МАШЕ. «ПИНГВИНЁНОК» ИЗ ЛАМПОЧКИ.

Сохранение изделий из папье-маше от сыворотки, ударов. Необходимые требования аккуратного отношения. Сохранения заготовленной впрок массы папье-маше в полиэтиленовых пакетах. Изготовление «Пингвиненка» с помощью лампочки. Создание формы модели путём оклеивания каркаса бумажной лентой.

  1. ЗАВЕРШЕНИЕ РАБОТЫ. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ РОСПИСЬ ИЗДЕЛИЯ.

Порядок росписи. Роспись изделия. Дополнение модели элементами других материалов для создания выразительности. Покрытие изделия лаком.

  1. ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ПАПЬЕ-МАШЕ. « ЛЕТУЧАЯ МЫШЬ», «КОШКА» по выбору.

Просмотр презентации о возможностях применения папье-маше. Рассматривание и анализ образцов. Определение размеров, цветовой формы модели. Изготовление по выбору.

  1. ЗАВЕРШЕНИЕ РАБОТЫ. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ РОСПИСЬ ИЗДЕЛИЯ.

Окрашивание модели. Дополнение модели элементами других материалов для создания выразительности.

  1. ПРИГОТОВЛЕНИЕ БУМАЖНОЙ МАССЫ. БУСЫ.

Способы приготовления бумажной массы для папье-маше. Способы лепки. Показ образцов последовательного выполнения работы (техника исполнения), готовых изделий. Рассматривание и анализ образцов. Изготовление бус разной формы.

  1. ЗАВЕРШЕНИЕ РАБОТЫ. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ РОСПИСЬ ИЗДЕЛИЯ. Порядок росписи. Роспись изделия. Способы оформления и декорирования образа. Дополнение модели элементами других материалов. Покрытие лаком.

  1. ФОТОРАМКИ.

Способы изготовления фоторамок (внутреннее и внешнее маширование). Показ образцов последовательного выполнения работы (техника исполнения), готовых изделий. Рассматривание и анализ образцов. Изготовление рамок разной формы.

  1. ЗАВЕРШЕНИЕ РАБОТЫ. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ РОСПИСЬ ИЗДЕЛИЯ.

Основы композиции (правилами построения и распределения рисунка). Способы оформления и декорирования изделия. Связь украшения (декора) с формой и назначением предмета. Выбор модели (предметы округлой или плоской формы). Разработка эскиза в карандаше (построение композиции, подбор символов и орнаментов). Определение размеров, цветовой гаммы изделия.

  1. «КРОЛИЧЬЯ СЕМЕЙКА»

Скульптура. Лепка, как вид изобразительного творчества. Основные способы лепки.

Основные особенности строения тела животного (птицы). Лепка разных животных на основе одной обобщённой формы. Разнообразие образов на основе одной модели. Способы оформления и декорирования образа. Скрепление деталей. Правила работы с бумажной массой. Способы оформления и декорирования образа. Приёмы лепки.

  1. ЗАВЕРШЕНИЕ РАБОТЫ. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ РОСПИСЬ ИЗДЕЛИЯ.

Связь украшения (декора) с формой и назначением предмета. Подбор цвета в соответствии с эмоциональным содержанием образов (радостный, печальный). Определение размеров, цветовой гаммы модели.

  1. СОСТАВЛЕНИЕ КОМПОЗИЦИИ «КРОЛИЧЬЯ СЕМЕЙКА НА ПОЛЯНКЕ»

Дополнение моделей элементами других материалов для создания выразительности.

  1. ПОДВОДНЫЙ МИР. «РЫБКИ»

Анализ формы, пропорций и конструкции предмета. Лепка модели.


Наши услуги



Мир учителя © 2014–. Политика конфиденциальности