УПРАВЛЕНИЕ ПО ОБРАЗОВАНИЮ И НАУКЕ АДМИНИСТРАЦИИ г. СОЧИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ «РАДУГА» г. СОЧИ
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор ЦДОдД «Радуга»г.Сочи
___________________Шубина Н.В.
Протокол педагогического совета
от «___»_______________г. №___
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Арлекин»
наименование объединения
театральное искусство
наименование учебной дисциплины
5 лет
срок реализации программы
авторская
вид программы
7-17 лет
возраст воспитанников
Педагог дополнительного образования
Даниленко Светлана Васильевна
Сочи — 2006г.
1. Пояснительная записка
Если бы смысл театра был только в развлекательном зрелище, быть может, и не стоило бы класть в него столько труда. Но театр есть искусство отражать жизнь.
Станиславский.
Театр, как вид творчества, для детей является не только формой досуга, еще одним способом развлечься, но и помогает им лучше понять самих себя, заставляет задуматься о природе человеческого опыта, становится школой нравственного и эстетического воспитания. Именно обращение к театральному искусству дает возможность ребенку почувствовать себя свободнее и взглянуть на мир другими глазами. Преодолевая рамки пространства и времени, сочетая возможности нескольких видов искусств — музыки, живописи, танца, литературы и актерской игры, театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка.
Занятия сценическим творчеством развивают сферу чувств, пробуждают соучастие, сопереживание — качества, столь необходимые в наше время. Театр способен раскрыть перед ребенком всю глубину мироздания и почувствовать себя полноценной и самоценной личностью в современном мире.
Сегодня, когда общество направлено на повышение социального престижа, интеллекта и научных знаний, где педагогическая установка в первую очередь преследует развитие мышления, необходимо поддерживать в детях умение восхищаться и удивляться, видеть новое и видеть по-новому хорошо знакомое, расширять свои интересы.
Занятия в коллективе способствуют развитию воображения, наблюдательности, находчивости, отзывчивости, развитию речи, развитию творческих способностей.
Работа над пьесами и выступления перед зрителями воспитывают желание приносить радость людям, воспитывают чувство ответственности за общее дело.
Актуальность программы заключается в ее ориентации на личность воспитанника, в предоставлении права каждому воспитаннику освоить через роль в спектакле тот или иной материал, который соответствует его индивидуальным способностям.
Новое в программе.
«Тот кто, обращаясь к старому, способен открывать новое, достоин быть учителем» (Конфуций)
Существенное отличие данной программы от ранее выпущенных состоит в дифференциации учебного материала в зависимости от возраста и способностей воспитанника.
Вариативны и сроки обучения по программе, которые зависят от степени художественной одаренности ребенка.
Особое внимание уделено подготовительному и начальному периоду обучения, как наиболее важному и трудному в учебном процессе.
Важным разделом в программе является формирование воспитательной среды коллектива.
Воспитательная работа неотъемлема от учебного процесса, является его составной частью.
Отличительная особенность данной программы состоит в более детальной и тщательной работе по всем видам деятельности, составляющих основу театра. Предметная специализация, на которой строится обучение по данной программе, по этапный, разноуровневый характер освоения программы, обуславливает и изменения количества учебных часов и характер требований к усвоению содержанию программы.
В тоже время программа носит системный характер и включает в себя комплекс знаний, умений и навыков, освоив которые воспитанники приобретают опыт творческой деятельности, позволяющий им либо продолжить свое образование в учебных заведениях соответствующего профиля, либо использовать полученную подготовку в сфере досуга.
Таким образом, данная программа обеспечивает создание условий для социального, профессионального, культурного самоопределения, а так же для творческой самореализации личности каждого участника коллектива и содействует укреплению психического и физического здоровья детей.
Межпредметные связи.
Приобщение детей и подростков к миру прекрасного, развитию общей культуры личности средствами театрального искусства, невозможно в отрыве от общеобразовательной школы.
Воспитанники студии при работе над спектаклем, применяя на практике школьные знания, осознают их важность и жизненную необходимость, видя плоды своего труда.
По уровню культуры поведения ребенка ясно виден уровень внутри школьной культуры. И наоборот, обучающиеся на театральном отделении школы искусств резко контрастируют (в лучшую сторону) на фоне остальных учащихся общеобразовательной школы.
Потому как воспитанник разбирает литературный материал пьесы, виден уровень преподавания русского языка и литературы.
Если воспитанник быстро и естественно входит в исторический пласт пьесы: быт, костюм, нравы, поведенческие стереотипы, сразу виден высокий уровень преподавания истории.
Школьная физическая подготовка является фундаментом физической и пластической подготовки будущего актера.
Навыки, приобретенные на уроках труда, помогают быстрее освоить работу по изготовлению декораций, бутафории, механики кукол, шитья костюмов.
Навыки, полученные на уроках изобразительного искусства в школе, дают основные знания о цвете, композиции, рисунке, развивают творческую фантазию, что является основой для создания эскизов кукол и декораций спектакля.
На уроках физики обучающиеся получают начальные знания по механике, кинематике, электротехнике. В дальнейшем, используя их при создании различной театральной машинерии и освещения спектакля.
Уроки химии дают знание и умение безопасного применения хим. препаратов для создания зрелищных, но самое главное совершенно безопасных эффектов (дым, туман, вспышки.)
Математика (геометрия) даёт в руки воспитанников инструмент, помогающий выстраивать перспективу сценического пространства и изготавливать декорации.
При все расширяющемся охвате детей театральным искусством, лишь небольшая часть воспитанников сможет избрать профессию актера. Тем не менее задача подготовки воспитанников по данной программе чрезвычайно важна.
Студия призвана подготавливать наиболее одаренных учащихся для поступления в театральные ВУЗы, колледжи культуры, педагогические колледжи.
Цель программы.
Мир ребенка - это мир игры и наша цель через игру формировать и развивать гармоничную творческую личность. Тем самым развивать и удовлетворять их духовные и творческие потребности, создавать условия для интеллектуального и художественного развития культурного и грамотного человека с помощью театра.
Задачи программы.
Образовательные:
Всестороннее обучение театральному искусству е . Введение в культуру и историю театра различных народов. Обучение выразительности в пластике поведения. Овладение обучающимися умениями и навыками художественной деятельности, обеспечивающими самореализацию личности (через работу над ролью).
Программа построена на принципах реалистического театра, школы переживания, системы Станиславского, фантастического реализма Вахтангова, театральной эстетике Брехта.
Воспитывающие:
Приобщение обучаемого, в процессе совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, к общечеловеческим ценностям и воспитания личностной культуры.
Развивающие:
Развитие внимания, памяти, фантазии и воображения, чувства ритма, чувства пространства и времени, чувства слова, познавательной мотивации, способностей обучаемого ко всем сторонам театрального творчества.
Оздоравливающие:
Создание системы профилактики и коррекции здоровья детей путем обучения методикам: работы над дыханием, сцен. движения, анимации.
Занятия по данной программе способствуют так же решению проблем, связанных со здоровьем воспитанников –главной ценностью педагога, ребенка, родителей – т.е. приобщает к здоровому образу жизни.
Особенности программы.
Тип - дополнительная образовательная программа театральной студии ЦДОдД «Радуга» г. Сочи
Вид - авторизированная образовательная программа
Направление: художественно-эстетическое воспитание.
Классификация:
а) специализированная.
б) программа, развивающая художественную одаренность.
в) разновозрастная от 7 до 17 лет.
г) учрежденческая
д) по срокам реализации 5 лет.
Организационно-педагогические основы обучения.
Условия набора.
Мир театра огромен и разнообразен. Каждый может «найти себя» в нем.
Театр раскроет свои тайны будущим актерам, режиссерам, костюмерам, гримерам и т. д. Поэтому в театральную студию принимаются все желающие, а отбор происходит позже, естественным путем ( случайные люди в театре не задерживаются).
Режим занятий.
Основной формой учебно-воспитательного процесса являются занятия продолжительностью 45 минут.
Занятия проводятся как групповые так и индивидуальные.
Группы разновозрастные (что диктуется составом действующих лиц в пьесе и способностями воспитанников).
Процесс обучения по программе строится по расширяющейся спирали с непременным совершенствованием, повышением качественного уровня и изменения пропорций при распределении предлагаемого учебного материала.
Абсолютно обязательным для всех без исключения является изучение: актерского мастерства и сценической речи в спектакле. Все это строится на основе методики преподавания в профессиональных учебных заведениях с необходимыми переработками, обусловленными ограниченностью учебного времени, разнородностью природных данных воспитанников, а так же различием целей и задач заложенных в основе той или иной постановки.
Практически все группы подключаются к освоению репертуара студии.
Подбор репертуара имеет одну существенную отличительную особенность - это работа над постановками, в которых используются различные приемы (от перчаточной куклы до планшетной и работы живым планом), что требует высокого мастерства , сценической культуры, знания и владения техникой.
Все это требует повышенного уровня профессионализма исполнителей.
И овладеть этими навыками должны обычные дети, не обладающие идеальными актерскими данными. Необходимо добиваться этого различными методами (они приведены в программах и приложениях). Исключается лишь «метод натаскивания», кроме того научиться «сразу и всему» (специфика любительских коллективов), так же заставляет искать новые способы преподавания.
От успехов, достигнутых ребенком в этом роде деятельности, зависит степень его занятости в спектаклях, гастрольных поездках, в различных городских, краевых, Всероссийских и Международных конкурсах - фестивалях.
Все обучающиеся имеют реальную возможность творческого самовыражения в различных его проявлениях. Начиная с простейших сиюминутных сценических импровизаций, заканчивая годами, вынашиваемыми собственными художественными замыслами с попытками их воплощения как на себя лично, так и на других воспитанников, как правило, с учетом их советов и общего анализа. Безусловно, огромную роль в творческом созревании ребенка играет личность и уровень мастерства педагога.
В соответствии с программой в целях развития общего кругозора ребенка проводятся беседы о театральном искусстве, о совместно просмотренных профессиональных и самодеятельных концертах и спектаклях, о нормах и правилах поведения в коллективе, в различных жизненных ситуациях, прежде всего на занятиях, репетициях, за кулисами во время выступлений о необходимости бережного отношения к окружающим материальным ценностям, в том числе к кукле, костюму и реквизиту. Темой бесед и их время выбираются педагогом с учетом возрастных интересов самих детей.
В наше время современных педагогических и информационно - коммуникативных технологий использование возможностей информационных ресурсов позволяет воспитанникам в условиях аудитории оказаться в любом театре мира, побывать на спектаклях, мастер-классах, репетициях. Внедрение ИКТ в практику работы в дополнительном образовании способствует достижению основной цели модернизации образования — улучшению качества обучения, увеличению доступности образования, обеспечению гармоничного развития личности, начинающей ориентироваться в информационном пространстве, приобщающейся к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и постепенно обучающейся информационной культуре.
Преимущества использования современных ИКТ в преподавании театрального искусства таковы:
• знакомство с любой темой можно сопровождать показом презентаций и мульти-медиа фильмов;
• широко использовать показ репродукций картин художников;
• демонстрировать графический материал (таблицы, карты и т.д.);
• "оживлять” демонстрационные карты;
• "посещать” крупнейшие музеи и галереи страны и мира;
• готовить презентационные доклады и поисковые работы;
• "погружаться” в пространство и время, изучая картину мира;
• прослушивать аудио-записи;
• искать и находить в Интернете нужную информацию;
• повышать производительность и эффективность урока;
• доминанта новых ИКТ над традиционными репродуктивными;
• осуществление личностно-ориентированного обучения;
• создание электронной базы кабинета ИЗО;
• активация учебно-воспитательного процесса.
Этому способствуют следующие формы применения ИКТ на занятиях в театральной студии:
1) использование медиа-ресурсов как источника информации;
2) компьютерная поддержка деятельности педагога на разных этапах занятия и при подготовке к занятию;
3) использование медиа-ресурсов как союзника воспитательной работы;
4) организация проектной и творческо-поисковой деятельности воспитанников;
5) организация личностно-ориентированного обучения средствами ИКТ.
Ожидаемые результаты:
После обучения в данном объединении дети:
- имеют представления об устройстве сцены, об основных этапах творческого процесса;
- применяют полученные знания в создании характера сценического образа, использовании характерности;
- ответственно подходят к исполнению своей роли на протяжении всего спектакля, выполняют условный психологический рисунок роли;
- умеют импровизировать и точно выполнять установленные мизансцены;
- владеют пластическими и ритмическими навыками, необходимые для создания образа в спектакле;
- владеют основными приемами гримирования.
Условия реализации программы:
Для успешной реализации программы необходимо наличие кабинета, сцены, различной бутафории, декораций, костюмов, грима, зеркал и различной методической литературы.
Большое значение имеет наличие музыкальной и световой аппаратуры.
Дальнейший образовательный маршрут:
После обучения по предлагаемой образовательной программе Детской Театральной Студии «Арлекин» воспитанники имеют достаточную творческую базу для того, чтобы продолжить занятия в юношеских театральных коллективах, молодежных, народных театрах, а позднее продолжить обучения в средне-образовательных профессиональных учреждениях (школы искусств, театральные училища).
2. Учебно — тематический план
1 год обучения
п/н |
Название раздела |
Всего часов |
Количество часов |
||
на теорию |
на практику |
экскурсии (выезды) |
|||
1. |
Азбука дыхания |
36 |
6 |
30 |
- |
1.1 |
Процесс дыхания |
12 |
6 |
6 |
- |
1.2 |
Регуляция дыхания в покое и процессе речи, в движении |
23 |