Ольга Николаевна
Должность:Редактор
Группа:Команда портала
Страна:
Регион:не указан
Влияние занятий ритмической гимнастикой на организм занимающихся и развитие их двигательных способностей

Россия, Белгородская область, г. Белгород

МБУДО "Ровесник "

Педагог дополнительного образования

Юнченко Светлана Федоровна

В середине текущего десятилетия в сфере физической культуры и спорта страны возник комплекс проблем, среди которых одной из наиболее значимых явилась проблема ухудшения здоровья, физического развития и физической подготовленности школьников. По данным Минздравсоцразвития России, только 14% обучающихся в школе считаются практически здоровыми. Кроме того, 65% детей вообще не занимаются систематически физической культурой и спортом.

В государственной Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года в числе основных задач отмечена задача создания новой национальной системы физкультурно-спортивного воспитания населения, которая предусматривает, прежде всего, реформирование физического воспитания в образовательных учреждениях. Модернизацию системы физического воспитания школьников необходимо проводить при условии обязательной формы физкультурного образования в объеме не менее 3 часов с учетом одного дополнительного часа в неделю в соответствии с федеральным государственным стандартом. Новая система физического воспитания должна обеспечивать преемственность образования между основными его ступенями: дошкольное — младшая школа, младшая школа — среднее звено и т.д.

Реформирование системы физической культуры, появление третьего обязательного часа физического воспитания в школах, в том числе и в начальной, обуславливают необходимость поиска новых подходов, методов и методик в области физического воспитания подрастающего поколения.

В этой связи хотелось бы отметить преимущества популярной сегодня ритмической гимнастики. С целью совершенствования процесса физического воспитания детей, учащихся начальной школы, а, также учитывая направления и идеи модернизации образования целесообразно, на мой взгляд, проанализировать влияние занятий ритмической гимнастикой на формирование двигательных качеств и психических процессов у детей младшего школьного возраста. Этим и объясняется актуальность данной работы.

Цель работы: влияние занятий ритмической гимнастикой на организм занимающихся и развитие их двигательных способностей (на примере младших школьников).

Задачи работы:

- Определение влияния двигательной активности на детский организм.

- Характеристика музыки как приема стимулирования двигательной активности.

- Описание особенностей ритмической гимнастики.

- Рассмотрение влияния занятий ритмической гимнастикой на организм младшего школьника.

Объект исследования — занятия ритмической гимнастикой в образовательном учреждении.

Предмет исследования — организация занятий ритмической гимнастикой.

В ходе исследования использовались следующие методы: анализ философской, психологической, педагогической, учебно-методической литературы по проблеме исследования, концептуального анализа ранее выполненных исследований, научное оформление результатов исследования.

Результаты исследования расширяют представления о важности физического развития детей. Материалы исследования могут быть использованы в педагогическом процессе, в преподавании дисциплин цикла в педагогических ВУЗах, педколледже при подготовке специалистов  — будущих педагогов, на курсах повышения квалификации работников образования.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Глава I. Формирование активного двигательного режима современного младшего школьника

1.1. Влияние двигательной активности на детский организм

Обобщенно цель физического воспитания в младшем школьном возрасте можно сформулировать как формирование активного двигательного режима ребенка.

Активный двигательный режим — режим умеренно повышенной двигательной активности или умеренных физических нагрузок, подразумевающий такой их объем, однократное выполнение которого не вызывает чрезмерного утомления, а систематическое повторение приводит к:

- повышению эффективности (экономичности) специфической мышечной деятельности,

- функциональных возможностей ведущих систем организма,

- к росту физической работоспособности или стабилизации ее на относительно высоком уровне[1].

Специалисты-практики в сфере физической культуры (инструкторы в школьных образовательных учреждениях, тренеры, учителя физической культуры школ) сталкиваются в процессе занятий с уже имеющимися у детей уровнями двигательной активности (ДА):

- высокий,

- средний,

- низкий.

И, единогласно отмечают, что дети с «высоким» уровнем ДА более успешны в освоении умений и навыков и развитии физических качеств, легче и быстрее повышают свою спортивную квалификацию, «тянут всю команду». И очевидно, что начинать формировать активность ребенка и закладывать потребность в движении надо еще в антенатальный период[2].

Процесс формирования двигательного режима тесно связан с понятием адаптация. Анализ литературы, апробирование методик диагностики, опыт специалистов, наблюдения позволили выявить основные периоды адаптации ребенка (до 10 лет) к условиям внешней среды.

Среди таких периодов особо выделяются: антенатальный, новорожденности, первый год жизни, начало посещения дошкольного образовательного учреждения и процесс обучения в школьном образовательном учреждении начального образования (рис. 1).

Рисунок 1

Рост потребности в движениях от рождения до младшего школьного возраста

Перечисленные выше периоды предъявляют повышенные требования к «адаптированности» ребенка.

Учитывая тот факт, что первичные структуры психосоматического здоровья индивидуума закладываются в материнской утробе, запускаются (либо разрушаются) процессом рождения и окончательно формируются в первый год жизни ребенка, среди названных периодов особенно важны: антенатальный, новорожденности, 1-ый год жизни.

При изучении показателей двигательной активности исследователи пришли к выводу, что все дети отличаются по уровню двигательной активности (высокий, средний, низкий), в младшем школьном возрасте более половины детей имеют средний уровень ДА, четверть  — высокий, 18,5% — низкий. Анализ заболеваемости в зависимости от уровня ДА показал, что самое низкое количество дней по болезни отмечено в группе с высоким уровнем ДА, а самое большое — с низким уровнем ДА. Количество случаев заболеваемости детей с низким уровнем ДА в 3,3 раза превышает данный показатель у детей с высоким уровнем двигательной активности и значительно больше, чем у детей со средним уровнем ДА[3].

Формирование потребности в движениях наиболее эффективно в антенатальный период. Эффективность снижается при переходе от одного периода адаптации к другому по мере роста ребенка. С каждым новым периодом возрастает роль физкультурно-оздоровительных технологий, к которым можно отнести: физкультурно-оздоровительные методики; развивающую обстановку; стимулирование двигательной активности; параметры организованной двигательной активности; параметры самостоятельной двигательной активности.

Целью функционирования системы активного двигательного режима в младшей школе является формирование высокой потребности в движениях как основы воспитания здорового, развитого физически, духовно и интеллектуально, самостоятельного и мобильного человека, активно приспосабливающегося к условиям внешней среды, предполагающей в дальнейшем включение в систему спортивно-ориентированного физического воспитания в школьном возрасте.

Практическое воплощение системы физического воспитания детей до 10 лет предполагает следующие моменты:

- индивидуально-дифференцированный подход, учитывающий особенности уровня двигательной активности и типа подвижности;

- создание развивающей физкультурно-спортивной среды как основы стимулирования активного двигательного режима.

Все эти моменты позволяют на практике воплотить занятия ритмической гимнастикой. Однако тема нашего исследования требует рассмотрения еще одного важного вопроса: влияния музыки на двигательную активность младшего школьника.

1.2. Музыка как прием стимулирования двигательной активности

Физиологическую особенность восприятия музыки исследовал еще И.М. Сеченов. По его мнению, слуховое восприятие, как и мышечное, связано с временными ощущениями, в то время как зрительное — с пространственными. «Если на слух человека падает какой-нибудь звук, например, музыкальный тон, то человек чрезвычайно легко определяет его продолжительность и характеризует это словами… В способности уха ощущать тягучесть звука лежит условие для анализа последнего во времени. Этой способностью обладают в наивысшей степени певцы. Но ведь та же способность должна лежать и в основе умения придавать своей речи определённый характер: один слог протянуть долго, другой меньше, а третий произнести очень отрывисто. Стало быть, этой способностью обладают уже и «неразумные дети»[4]. Восприятие объединяет высшие уровни психической деятельности, в том числе и речь.

Н.А. Фомина обращает внимание на характер синтетической деятельности (музыки и движения) как необходимое условие продуктивного процесса восприятия и развития двигательной активности. Методика обучения детей физической активности под музыку выстраивается от понимания общего нахождения жизненных аналогов чувствам и образам к всё более тонкому слушанию средств музыкальной выразительности и мелодической ориентации, которая приводит к значительному обогащению интерпретации музыкальных образов в движении[5].

Музыкальные занятия являются частью системы работы с детьми, обучающимися в младшей школе. На музыкальных занятиях ребенок чувствует себя бодрым, жизнерадостным, у него снимается зажатость, закомплексованность, появляется вера в себя, свои силы. Он свободно движется, т.е. развивается координация, появляются положительные эмоции, а это, в свою очередь, тоже влияет на здоровье. Как сказал В.А. Сухомлинский «Музыка — воображение — фантазия — сказка — творчество — такова дорожка, идя по которой ребенок развивает свои духовные и физические силы»[6].

Музыка на уроках аэробики является не только фоном, создающим эмоциональный настрой занятия, но и средством формирования умения выполнять движения в согласовании с ритмом, динамикой, характером произведения.

Музыкальный ритм, помимо временных соотношений звуков, т. е. разнообразных сочетаний звуков разной длины, заключает в себе некое своеобразное внутреннее состояние, выраженное в характере музыки, в ее динамических оттенках, в построении музыкальной мысли. Отражая эти особенности музыкального ритма, движение получает внутреннюю содержательную и эмоциональную окраску, оставаясь в то же время свободным[7].

Правильное использование музыки способствует лучшему усвоению двигательного навыка. Ритм должен быть четким и ясным. При этом желательно, чтобы музыкальная тема по характеру была отвлеченной, без активного воздействия на воображение занимающихся и их эмоциональное состояние. Таким образом, осваивается в основном метроритмическая связь движений и музыки. По мере освоения упражнений, когда ставится задача совершенствования техники, нужно использовать эмоциональную музыку[8].

Кроме того, к музыкальному сопровождению предъявляется еще одно требование — равномерность. Построение музыкального произведения, в котором отдельные части равномерны, называется квадратным.

Музыкальное сопровождение можно рассматривать и как фактор воздействия на занимающихся в процессе обучения упражнениям за счет изменения темпа и ритма музыкального сопровождения. Правильная методика применения музыки способствует успешному усвоению двигательного навыка[9]. Важным методическим приемом является и изменение темпа выполнения хореографических движений: можно замедлять или ускорять темп в зависимости от стадии усвоения элемента, соединения или целой комбинации.

Если в начале изучения нового хореографического материала темп будет слишком быстрым, то, как правило, такая ситуация может привести к перенапряжению, скованной работе мышц, неспособности детей и подростков понять задание и повторить его, что, в свою очередь, может вызвать раздражение, развить комплекс неспособности к данному роду двигательной активности. Поэтому «поспешать надо медленно». Но и слишком затягивать выполнение движений в замедленном темпе также не следует, так как в этом случае снизится воздействие занятия на кардиореспираторную систему, а следовательно, и оздоровительный эффект на организм занимающихся[10].

Следует помнить о принципе «золотой середины». Нельзя сразу требовать от занимающихся эмоционального выразительного исполнения слагаемых комбинации, а тем более — комбинации целиком. Сконцентрируйте внимание на технической стороне, правильной последовательности элементов, ориентировке в пространстве, а затем вносите эмоциональность, выразительность.

Глава II. Влияние ритмической гимнастики на организм младшего школьника

2.1. Ритмическая гимнастика

О благотворном воздействии ее средств на организм и развитие детей писали многие исследователи на протяжении всего 20 века. Но возможности музыкально-двигательного воспитания для всестороннего развития личности изучены далеко не полностью.

Ритмическая гимнастика представляет собой совокупность средств физического воспитания, музыки, литературы и игры-драматизации, обеспечивающих ярко выраженную интеграцию двигательной и познавательной деятельности дошкольников, и направлена на эффективное развитие физических и психических способностей детей[11].

Цель занятий ритмической гимнастикой: оптимизация физического и психического развития детей.

1. Задачи на коррекцию нарушений опорно-двигательного аппарата и укрепление мышечных групп:

- способствовать коррекции нарушений осанки и плоскостопия;

- укреплять мышцы спины и брюшного пресса;

- закреплять навыки удержания правильного положения спины;

- укреплять мышечные группы стопы;

- исправлять неправильную постановку стоп при ходьбе;

- способствовать укреплению поражённых мышечных групп;

- развивать силу и выносливость мышц плечевого пояса;

- развивать силу и выносливость мышц спины и брюшного пресса;

- развивать силу и выносливость мышц ног, голени, голеностопа.

2. Задачи на повышение деятельности функциональных систем организма.

- повышать функциональные возможности дыхательной системы;

- повышать общую выносливость организма.

3. Задачи, направленные на развитие физических качеств детей:

- развивать координацию движений;

- развивать силовые способности;

- развивать скоростные качества;

- развивать скоростно-силовые качества;

- развивать выносливость[12].

Одна из самых востребованных программ по ритмической гимнастике «В музыкальном ритме сказок» ориентирована на природную потребность школьников к двигательной активности как источнику развития, игре как ведущей деятельности, на интерес детей к музыке и литературе как источникам радости и познания[13].

Программа представлена преемственными комплексами физических упражнений, выполняемых в соответствии с музыкой и сюжетами литературных произведений — сказок. Последовательное их освоение позволяет решать основные задачи физического воспитания в совокупности с общепедагогическими.

Учитывая особенности психофизического развития и потребностей детей, сюжетно-ролевая ритмическая гимнастика превращает каждое занятие в увлекательную игру-драматизацию. С помощью специально организованных двигательных действий — физических упражнений — дети учатся передавать характер героев литературных произведений, их взаимодействия. Каждое упражнение имеет свой образ, тем самым становится понятным ребенку.

Базовой структурной единицей занятия является сюжетно-ролевой комплекс ритмической гимнастики. В нем выделяются три взаимосвязанных компонента — двигательный, музыкальный и литературный.

Двигательная составляющая представлена физическими упражнениями различной направленности. В состав комплексов входят основные виды движений, общеразвивающие упражнения, упражнения акробатики, художественной гимнастики, танца, хореографии, упражнения с использованием спортивных снарядов, тренажеров, предметов. В каждом комплексе условно выделяется подготовительная, основная и заключительная части в соответствии с закономерностями распределения физиологической нагрузки в течение физкультурно-тренировочного занятия.

Выполнение упражнений поточным способом с большим количеством повторений дает возможность соединить преимущество циклических видов деятельности (бег, ходьба, плавание и др.) с их аэробными возможностями с доступностью и эмоциональностью гимнастических упражнений. Такие занятия эффективно воздействуют на сердечно–сосудистую, нервно–мышечную, эндокринную системы организма. Возникает возможность стандартизировать физическую нагрузку благодаря использованию строго регламентированных временем и количеством двигательных действий комплексов упражнений[14].

На физкультурных занятиях, базирующихся на ритмической гимнастике сюжетно-ролевой направленности идет одновременно развитие физических качеств и формирование базы эстетических движений тела и его звеньев. Эти два момента настолько связаны между собой, что отделить их друг от друга очень сложно.

Комплексы ритмической гимнастики регламентированы музыкой и сюжетами сказок, по сценарию которых они разрабатываются. Сказки это первые литературные произведения, к которым прикасается каждый ребенок в период школьного детства. Сказка активизирует его воображение, заставляет сопереживать и внутренне содействовать персонажам, а в результате этого сопереживания у него появляются не только новые знания и представления, но и, что самое главное, новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам и явлениям.

Восприятие литературного произведения — очень сложная, развивающая во времени внутренняя деятельность, в которой участвуют воображение, восприятие, внимание, мышление, память, эмоции, воля. Каждый из этих процессов выполняет свою важную функцию в общей деятельности — в знакомстве с явлениями окружающей действительности через искусство[15].

Для каждой возрастной группы младших школьников предлагаются базовые сюжетно-ролевые комплексы ритмической гимнастики, на основе которых планируются физкультурные занятия. Освоение комплексов не является самоцелью. Развитие ребенка, его устремление к освоению новых видов движений — вот задача педагога, которую можно решить, только, используя гуманные, демократичные методы управления педагогическим процессом. Без муштры и нажима, постоянно поддерживая высокий интерес детей к занятиям, используя игру как основной метод организации можно эффективно и быстро обучать детей достаточно сложным двигательным действиям. Не механическое заучивание последовательности двигательных действий и их отработка, а использование выразительных, эмоциональных телодвижений для развития пластики, кондиционных и координационных способностей, а так же развития познавательных процессов (памяти, внимания, мышления, воображения) — вот задача каждого занятия.

«Обучаемся, играя!» — основной принцип занятий ритмической гимнастикой. Замечательно сказал основоположник ритмической гимнастики Ж. Далькроз по поводу проведения занятий с детьми: «Мы не знаем более могущественного и более благоприятного средства воздействия на жизнь и процветание всего организма, чем чувство радости… Урок ритмической гимнастики должен приносить детям радость»[16]. Перефразируя, можно сказать, что каждое физкультурное занятие должно приносить детям радость.

2.1. Влияние занятий ритмической гимнастикой на организм младшего школьника

В ходе экспериментальных исследований учеными были выявлены особенности формирования двигательных качеств и психических процессов у детей дошкольного возраста средствами ритмической гимнастики сюжетно-ролевого характера. На ее основе разработаны частные методики физкультурных занятий с дошкольниками, в том числе для детей с задержкой психического развития и логопедическими нарушениями.

Установлено, что у детей, занимающихся ритмической гимнастикой, в первую очередь отмечается опережающий рост координационных способностей по сравнению с их сверстниками:

- у 6-летних дошкольников: способности к согласованию движений, реагированию;

- у 7-летних: чувство равновесия, способности к реагированию;

- у 6летних: чувство ритма, равновесия, способности к реагированию, к согласованию движений[17].

У старших младших школьников с логопедическими нарушениями выявлены значительные сдвиги в развитии мелкомоторной координации, быстроты локального движения кисти, согласования движений, чувства ритма, равновесия. Они опережают в развитии координации движений своих сверстников с аналогичными нарушениями. Интегральные оценки физической подготовленности у детей экспериментальных групп, занимающихся по программе сюжетно-ролевой ритмической гимнастики «выше среднего», тогда как у их сверстников они находятся на среднем уровне и ниже.

Воздействие средств ритмической гимнастики и сюжетно-ролевого характера занятий позитивно отражается на развитии познавательных процессов у детей (двигательной, слуховой и зрительной памяти, внимания, мышления), что выражается достоверным приростом результатов и более высокими показателями, чем у их сверстников, не занимающихся ритмической гимнастикой.

Установлено, что более раннее начало занятий ритмической гимнастикой способствует стойкой тенденции качественного и количественного улучшения двигательной и познавательной сферы детей дошкольного возраста. Таким образом, применение средств ритмической гимнастики сюжетно-ролевой направленности в процессе физического воспитания дошкольников, в том числе детей с отклонениями в развитии, оказывает существенное влияние и создает благоприятные предпосылки для двигательного развития, формирования психических процессов и речи, укрепления их физического и психического здоровья, способствует успешной подготовке к обучению в школе.

Программа по сюжетно-ролевой ритмической гимнастике направлена на развитие целостной гармоничной личности ребенка и может рассматриваться как неотъемлемый раздел Программы развития и воспитания дошкольников в Образовательной системе «Школа 2100». Через содержательные компоненты программа соотносится с другими интегрированными курсами образовательной системы — «Синтез искусств», «Познаю себя».

Заключение

Сегодня приоритетным направлением обучения и развития младшего школьника должно стать физкультурно-оздоровительное, целью которого является повышение ресурсов здоровья и физическое совершенствование воспитанников. Прежде всего, это усиление работы оздоровительной направленности во время занятий ритмической гимнастикой.

Обогащение процесса физического воспитания обеспечивается за счет увеличения на занятиях ритмической гимнастикой объема циклических упражнений, что значительно повышает уровень двигательной активности детей. Оздоровительная эффективность использования циклических упражнений достигается в том случае, если их выполнение детьми исключает стереотипность и монотонность. Поэтому ребятам предлагается самостоятельно придумывать разные варианты движений: например, во время ходьбы они изображают течение реки, вращение стрелок часов, полет птиц. В этом случае циклические движения приобретают для детей смысловой и эмоциональный оттенок.

Педагоги считают, что приобщение к физической культуре — это творческий процесс, поэтому во время выполнения циклических упражнений стимулируется творческая активность детей.

Сюжетно-ролевая ритмическая гимнастика представляет собой совокупность средств физического воспитания, музыки, литературы и игры-драматизации, обеспечивающих эффективное развитие физических и психических способностей детей. При построении занятий на основе комплексов сюжетно-ролевой ритмической гимнастики, прежде всего, учитывается, что для детей одной из ведущих форм деятельности является игра, поэтому занятия целесообразнее проводить в игровой форме. Детям интересны занятия, в которых упражнения объединены единым содержанием и музыкой. На занятиях дети получают представления о разнообразном мире движений. Музыка, сопровождающая движения, помогает детям закрепить мышечное чувство. Всё это постепенно развивает музыкальную память, закрепляет привычку двигаться ритмично, красиво.

Игровая форма занятий помогает преодолеть неуверенность в себе, застенчивость, робость, повышает самооценку, позволяет свободно раскрывать свои достоинства, возможности и способности.

Наличие в занятии сюжета способствует воспитанию интереса, желания, потребности детей младшего школьного возраста к процессу выполнения физических упражнений. В отличие от занятий, проводимых по традиционной форме, все средства физического воспитания, используемые в сюжетном занятии, подчинены определенному сюжету.

Список использованной литературы

  1. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и активности. — М.: «Наука», 1990. — 495 с.
  2. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций /Л.С. Выготский. — М.: АПН РСФСР, 1960. — 500 с.
  3. Дартау Л.А. Теоретические аспекты управления здоровьем и возможности его реализации в условиях Российской Федерации // Проблемы управления. — 2003. — № 2. — С. 43–52.
  4. Здоровье и поведение школьников: Социально-педагогический мониторинг здоровья, физической активности и образа жизни школьников: Уральский федеральный округ / Сост. Аи. Федоров, С.Б. Шарманова. — Челябинск: УралГ АФК, ЧГНОЦ Ура РАО, 2004. — 88 с.
  5. Зобкова Е. В. Формирование положительного отношения младших школьников к физической культуре средствами поливариантного воздействия: монография / Е. В. Зобкова, И. Е. Коновалов. — Набережные Челны: НГТТИ, 2009 . –144 с.
  6. Изаак С.И. Мониторинг физического развития и физической подготовленности: теория и практика: монография. — М.: Советский спорт, 2005. — 196 с.
  7. Исаев А.П. Адаптация человека к спортивной деятельности / А.П. Исаев, С.А. Личагина, Р.У. Гаттаров и др. — Ростов-на Дону: Изд-во РГПУ, 2004. — 236 с.
  8. Лисицкая Т.С. Материалы курса «Методика организации и проведения занятий фитнесом в школе»: лекции 1–4. — М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2009. — 76 с.
  9. Ротерс Т.Т. Музыкально-ритмическое воспитание и художественная гимнастика: Учебное пособие для вузов. — М.: Просвещение, 1989. — 86 с.
  10. Семенова Е.Л. Формирование культуры здоровья подрастающего поколения: проблемы становления и развития: автореф. дис. … канд. социол. наук. — Екатеринбург, 2004. — 22 с.
  11. Сеченов И.М. Произвольные движения // Рефлексы головного мозга, т.2. — М.: Учпедгиз, 1953.
  12. Столяров В.И. «Неклассическая» (гуманистическая) теория, программа и модель детско-юношеского спорта // Спорт, духовные ценности, культура. Вып. седьмой: Сб. — М.: Гуманитарный Центр «СпАрт» РГАФК, 1998. — С. 17–130.
  13. Фомина Н.А., Максимова С.Ю. Прописнова Е.П. Музыкально-двигательное воспитание в области физической культуры (учебное пособие с грифом ФА по ФКиС). — Волгоград: ВГАФК, 2006. — 304 с.

[1] Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и активности. — М.: «Наука», 1990. С. 72.

[2] Зобкова Е. В. Формирование положительного отношения младших школьников к физической культуре средствами поливариантного воздействия: монография / Е. В. Зобкова, И. Е. Коновалов. — Набережные Челны: НГТТИ, 2009 .

[3] Зобкова Е. В. Формирование положительного отношения младших школьников к физической культуре средствами поливариантного воздействия: монография / Е. В. Зобкова, И. Е. Коновалов. — Набережные Челны: НГТТИ, 2009 . С. 63.

[4] Сеченов И. М. Произвольные движения // Рефлексы головного мозга, т.2. — М.: Учпедгиз, 1953. С. 77.

[5] Фомина Н.А., Максимова С.Ю. Прописнова Е.П. Музыкально-двигательное воспитание в области физической культуры (учебное пособие с грифом ФА по ФКиС). — Волгоград: ВГАФК, 2006. С. 22.

[6] Ротерс Т.Т. Музыкально-ритмическое воспитание и художественная гимнастика: Учебное пособие для вузов. — М.: Просвещение, 1989.

[7] Лисицкая Т.С. Материалы курса «Методика организации и проведения занятий фитнесом в школе»: лекции 1–4. — М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2009. С. 46.

[8] Лисицкая Т.С. Материалы курса «Методика организации и проведения занятий фитнесом в школе»: лекции 1–4. — М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2009. С. 31.

[9] Фомина Н.А., Максимова С.Ю. Прописнова Е.П. Музыкально-двигательное воспитание в области физической культуры (учебное пособие с грифом ФА по ФКиС). — Волгоград: ВГАФК, 2006. С. 33.

[10] Лисицкая Т.С. Материалы курса «Методика организации и проведения занятий фитнесом в школе»: лекции 1–4. — М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2009. С. 47.

[11] Здоровье и поведение школьников: Социально-педагогический мониторинг здоровья, физической активности и образа жизни школьников: Уральский федеральный округ / Сост. Аи. Федоров, С.Б. Шарманова. — Челябинск: УралГ АФК, ЧГНОЦ Ура РАО, 2004. С. 21.

[12] Здоровье и поведение школьников: Социально-педагогический мониторинг здоровья, физической активности и образа жизни школьников: Уральский федеральный округ / Сост. Аи. Федоров, С.Б. Шарманова. — Челябинск: УралГ АФК, ЧГНОЦ Ура РАО, 2004.

[13] Семенова Е.Л. Формирование культуры здоровья подрастающего поколения: проблемы становления и развития: автореф. дис. … канд. социол. наук. — Екатеринбург, 2004. С. 16.

[14] Зобкова Е. В. Формирование положительного отношения младших школьников к физической культуре средствами поливариантного воздействия: монография / Е. В. Зобкова, И. Е. Коновалов. — Набережные Челны: НГТТИ, 2009. С. 93.

[15] Ротерс Т.Т. Музыкально-ритмическое воспитание и художественная гимнастика: Учебное пособие для вузов. — М.: Просвещение, 1989.

[16] Ротерс Т.Т. Музыкально-ритмическое воспитание и художественная гимнастика: Учебное пособие для вузов. — М.: Просвещение, 1989. С. 12.

[17] Дартау Л.А. Теоретические аспекты управления здоровьем и возможности его реализации в условиях Российской Федерации // Проблемы управления. — 2003. — № 2. — С. 43–52.

Наши услуги



Мир учителя © 2014–. Политика конфиденциальности