Россия, ЯНАО, г. Ноябрьск
МБДОУ детский сад комбинированного вида «Колокольчик»
Воспитатель
Цапаева Елена Витальевна
Талант читателя
Как сформировать у малыша качества, которые помогут ему найти своё место в жизни, стать личностью яркой, интересной, жизнеспособной?
Очень важным этапом в решении этой проблемы является осмысленное и грамотное приобщение малыша к книге, развитие у него желания слушать, говорить о прочитанном, учить стихи наизусть, воспитание аккуратности в обращении с книгой и многое другое.
С. Маршак говорил, что есть талант писателя, а есть талант читателя. Как любой талант (а он спрятан в каждом), его надо открыть, вырастить и воспитать. Истоки читательского таланта, как и многих других способностей, лежат в детстве. Чем характеризуются эти истоки? Способностью ярко, эмоционально откликаться на прочитанное, видеть изображенные события, страстно переживать их (на эти особенности читательского отклика обратил внимание А.С. Пушкин: «…над вымыслом слезами обольюсь»). Ребенок-дошкольник, приученный к книге, обладает бесценным даром легко «входить» в содержание услышанного или прочитанного, «проживать» его. Малыш рисует, не задумываясь о мастерстве, любые сюжеты, плачет и смеется, представляет (видит, слышит, обоняет и осязает) прочитанное так ярко, что чувствует себя участником событий. Способность сорадоваться и сострадать у детей очень высока.
Книга вводит ребенка в самое сложное в жизни — в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров. Книга учит вглядываться в человека, видеть и понимать его, воспитывать человечность в самом себе.
Книга раскрывает человеческие, духовные ценности.
Рассказы из «Азбуки» и «Русской книги для чтения» Л. Толстого вводят ребенка в мир нравственных отношений; рассказы А. Гайдара открывают светлые чувства дружбы, общения с разными людьми, жажду справедливости, счастье любить и беречь родную землю; трагедия Каштанки, льва и собачки, истории темы и жучки, белого пуделя заставляют детское сердце не один раз сжаться от любви и жалости, сострадания и ненависти и тем самым помогают стать добрым по отношению ко всему живому. Только при этом условии, по мнению В. Сухомлинского, маленький человек становиться воспитываемым.
Книга, прочитанная в детстве, оставляет более сильный след, чем книга, чем книга, прочитанная в зрелом возрасте. «О, память сердца! Ты сильней рассудка памяти печальной» Эти слова К. Батюшкова имеют отношение и вопросам чтения. У ребенка — память сердца. Не сопережившие в детстве могут остаться равнодушными к проблемам века — этическим, экологическим, экономическим… Но если ребенок — отзывчивый читатель, зачем рассуждения о работе с книгой?
К сожалению, эта чуткость к прочитанному не возникает сама по себе. Ведь не секрет: чудо книги существует не для всех. Задача взрослого — открыть ребенку то чудо, которое несет в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение. Утрату эстетического наслаждения чтением Ч. Дарвин считал равносильной утрате счастья.
Читатель начинается раньше, чем ребенок научится читать. Умение слагать слоги и слова — начало умения читать, а чтение как источник духовного обогащения — нечто другое.
Ребенок- слушатель — это уже читатель. Процессы понимания книги путем слушания и самостоятельного чтения сходны в главном. Только читательская судьба ребенка зависит от взрослых, которые берут в руки книгу и становятся посредниками между писателем и слушателем (читателем). Взрослый, чтобы донести книгу до ребенка, должен любить литературу, наслаждаться ею как искусством, понимать сложность изображенных коллизий, искренне увлекаться событиями и и обстоятельствами, в которые попадают герои книг, уметь передавать свои чувства и переживания детям, интерпретировать для них литературные образы и авторский идейный замысел.
От того, как сложатся у ребенка первые «отношения» с книгой, зависит очень многое. По сути, зависят будущие отношения с ведущим искусством — литературой.
С чего начинается литературное образование ребенка
Главная задача ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой — воспитание интереса и любви к книге, стремления к общению с ней, умений слушать и понимать художественный текст, т. е. всего того, что составляет основание, фундамент для воспитаниябудущего взрослого талантливого читателя, литературно образованного человека.
Психолог О. Никифорова выделяет такие особенности, как умение читателя уверенно отличить художественное произведение от нехудожественного, оценивать форму литературного произведения, а также способность к восприятию метафорического языка искусства.
Психологи подчеркивают, что высокий уровень осмысления не отрицает, а, наоборот, обязательно предполагает эмоциональный отклик читателя, способность субъективно, личностно сопереживать судьбе героев.
Воспитание вдумчивого, чуткого читателя — процесс длительный и сложный, состоящий из ряда этапов, каждому из которых соответствуют свои задачи. Исключить из этого процесса период дошкольного детства невозможно, поскольку он крепчайшими нитями связан с последующими ступенями литературного образования и во многом определяет их.
Именно в детском саду начинает складываться начитанность. В дошкольном возрасте дети широко знакомятся с русским и мировым фольклором во всем многообразии его жанров — от колыбельных песен, потешек, считалок, дразнилок, загадок, пословиц до сказок и былин, с русской и зарубежной классикой — с произведениями В. А. Жуковского, А.С. Пушкина, П.П. Ершова, Ш. Перро, братьев Гримм, Г.Х. Андерсена, С. Я. Маршака, К. И. Чуковского, А. Милна и многих других. С теми (первыми) классическими произведениями, к которым человек часто уже не возвращается позже.
Дошкольник не только постоянно осваивает новые, все более сложные произведения, но и уже формируется как читатель: приобретает способность открывать и черпать новое, скрытое для него ранее содержание знакомых книг.
В дошкольном детстве складываются, как свидетельствуют психолого-педагогические исследования, основы эстетического восприятия, эстетических чувств и эмоций, создающие фундамент для литературного образования.
Французский исследователь проблемы чтения и читательских интересов Р. Эскарпиутверждает, что знакомство с книгой в раннем детстве является важнейшим моментом в последующем закреплении навыков чтения и что значительной части молодежи, покидающей школу, грозит возврат к «нечтению», если они не овладели, привычкой к чтению еще до школы.
Вышесказанное свидетельствует, что именно дошкольный период должен рассматриваться как первая ступень в литературном развитии будущего «большого, талантливого» читателя.
Что же следует воспитывать и формировать у детей на этом этапе их развития?
В современной дидактике содержание обучения определяется как явление, имеющее две тесно взаимосвязанные стороны. Первая из них — это тот учебный материал, который должен освоить ребенок. В данном случае таким материалом является детская художественная литература.
Второй стороной содержания литературного образования и воспитания дошкольника является формирование умения воспринимать и понимать произведения литературы. Из чего складывается это умение?
Прежде всего, это умение представить, вообразить словесные картины, нарисованные писателем. Увидеть обстановку, действия героев, их внешность, поступки, взаимоотношения. И не только увидеть, но иногда и услышать звуки, почувствовать запахи, вкус. Услышать, например, чириканье воробьев, мяуканье кошки в сказке М. Горького «Воробьишко» или почувствовать удивительный запах слив, заставивших маленького Ваню из рассказа Л. Толстого «Косточка» неотступно ходить мимо них и нюхать; почувствовать непреодолимое желание попробовать сливу.
Воссоздающее воображение помогает читателю сделать чувственно ощутимыми (видимыми, слышимыми) выраженные словом образы литературы. От точности и яркости воссозданных образов во многом зависит глубина осмысления текста.
Другим важнейшим компонентом процесса восприятия литературного произведения является познавательная деятельность, в результате которой человек осознает воспринятое, проникает в смысл произведения, его идею. Понимание предполагает в читателе умение установить существенные связи в тексте, уяснить причины тех или иных событий. Центральной фигурой в литературном произведении является литературный персонаж. Ребенку необходимо увидеть и понять его действия, поступки, переживания, разгадать мотивы этих поступков, причины переживаний. Понять литературное произведение — это значит проникнуть в его образный строй, приобрести «навыки чтения приемов изображения» (О. И. Никифорова).
Наконец, важным моментом деятельности восприятия является эмоциональный отклик на литературное произведение. Для того, чтобы полноценно воспринять литературное произведение, необходимо его эмоционально пережить, «заразиться» им. Специфика познания литературного произведения заключается в том, что ребенок-читатель активно внутренне содействует героям и переживает с ними все происходящие события. Он внутренне как бы проживает жизнь героев, относится к ним личностно - любит одних, презирает и ненавидит других. Проживая жизнь героев — и Вани из «Косточки», и льва, потерявшего единственного друга — собачку, и хозяйственного Чука, и мечтательного Гека, и желторотого Пудика, и верной Аленушки, и мальчика-грязнули из «Мойдодыра», и озорного, деятельного Буратино, и многих, многих других,- ребенок вбирает, присваивает их духовный опыт, и этот опыт, воплощенный в образах, точно соответствующих сознанию малыша, становится для него собственным, личным, начинает влиять на его действия и поступки.
Литературное произведение захватывает личность ребенка целиком, и в этом проявляется развивающее значение литературы на современного ребенка.
Для того, чтобы с достаточной четкостью определить содержание работы по приобщению детей дошкольного возраста к художественной литературе, необходимо, с одной стороны, рассмотреть психологические особенности ребенка и его возможности в области эстетического восприятия, а с другой стороны — изучить своеобразие литературных произведений, вошедших в круг детского чтения, и определить их соответствие уровню восприятия дошкольника на разных этапах его детства.
Основы читательской грамотности
Основы читательской грамотности закладываются тогда, когда ребенок сам еще не умеет читать. В этом случае его называют грамотным слушателем (пассивным читателем), это пора воспитания в малыше слушателя.
На первом- четвертом месяце жизни ребенка процесс приобщения к художественному слову происходит без обращения к книге. Взрослый (мать, няня, бабушка, отец, дедушка), пестующий новорожденного, наизусть читает ему все, что есть в арсенале его памяти. В данном случае малышу не важно содержание, а постоянное говорение с ним, интонация, ласковое, доброжелательное отношение, ритмичность речи взрослого. Вот почему с давних пор в этот период поются и колыбельные песни.
На пятом месяце жизни, когда у ребенка сформировался хватательный рефлекс, надо давать ему в руки предназначенную для данного возраста книгу. Начиная с этого момента в жизнь семьи должна войти детская литература.
Общение с литературой необходимо и ребенку, и взрослому.
Маленького слушателя оно постепенно превратит в грамотного читателя, взрослым напомнит об их собственном детском восприятии мира, поможет многое понять в воспитании развитии малыша. Ведь «… у него свое течение мыслей!.. У него в голове свой мирок, и он по-своему знает, что важно и не важно. Чтобы овладеть его вниманием и сознанием, недостаточно подтасовываться под его язык, но нужно также уметь и мыслить наего манер». (А.П.Чехов.Дома).
Приобщая детей к чтению, родители должны соблюдать несколько правил.
Читать надо ежедневно. Каждый день в исполнении наизусть или в процессе чтения ребенок слышит художественное слово. В нем постепенно вырабатываются потребность читать (слушать чтение), интерес к произведению, эстетическое наслаждение от услышанного (прочитанного).
Круг чтения должен быть разнообразным. Нецелесообразно вырабатывать у детей привычку слушать один и тот же жанр, например, сказку или юмористический рассказ; читать только русскую литературу и не читать зарубежную и т. д. Детская литература и тематически, и жанрово так многообразна и интересна, что нельзя сужать детское представление о ней до одного- двух имен, произведений, жанров.
В круг чтения детей должна входить литература классическая, проверенная временем, отобранная многими поколениями читателей (сказки А.Пушкина, А.Погорельского, В.Бианки, юмористические рассказы Н.Носова, В.Драгунского, стихотворные произведения А.Барто, К.Чуковского и др.). Часто родители читают детям те книги, которые запомнились им самим;
Не менее важно, чтобы ребенок развивался как читатель в контексте литературы, современной ему, говорящей о тех реалиях детской жизни, которые окружают его, на том языке, который он слышит ежедневно. Современная литература отвечает на вопросы ребенка, которые встают перед ним здесь и сейчас, помогает определиться в том мире, в котором он живет, удовлетворяет его познавательные потребности эстетические чувства.
Прочитанный текст не надо оставлять без внимания. С детьми, начиная лет с трех, надо беседовать об услышанном, учить их думать над книгою. Процесс постоянного осмысления прочитанного рождает и навсегда сохраняет желание думать. Беседа должна быть непринужденной. Она нужна для того, чтобы понять, правильно ли ребенок воспринял текст, а также для того, чтобы помочь ему глубже проникнуть в содержание произведения, заметить его художественные достоинства.
Чтобы беседа достигла цели, необходимо правильно формулировать вопросы, направленные на анализ текста. Например, прочитав с ребенком сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», надо спросить не «кем стал Иванушка?», а «почему Иванушка стал козленочком?». Вопрос аналитического характера поможет ребенку понять, что превращение Иванушки в козленочка есть результат непослушания, принесший впоследствии много бед и ему, и сестрице. Не нужно задавать детям много вопросов. Усердие в этом деле не принесет пользы: ребенок быстро устанет.
Приобщая дошкольников к книге, очень важно соблюдать чувство меры и вкуса в отборе произведений для чтения. Но при этом нужно помнить, что книга — не только благо. Чтение вне всякой меры, постоянное погружение ребенка в книжный мир, приобретение им только книжных знаний и книжного опыта ведут к воспитанию «маленького старичка», впоследствии сложно входящего в детское сообщество, растущего без друзей, не знающего детских забав, трудно ориентирующегося в реальной жизни.
Не следует видеть в художественном произведении только воспитательную ценность. Да, специфика детской литературы заключается в тесной связи словесного искусства, педагогики и психологии. Но наставления типа «делай так, как литературный герой», пользы не приносят: малышу чаще хочется сделать то, от чего его так старательно охраняют взрослые.
При правильном выразительном чтении текста и правильно построенной беседе ребенок сам поймет педагогический смысл произведения, а сила искусства возбудит в нем чувства и переживания по поводу прочитанного, адекватное отношение к герою, его поступкам, их осмыслению. В связи с этим для чтения детям надо отбирать в первую очередь художественные тексты, глубокие по содержанию и оригинальные по форме. Дети должны вовремя прочесть произведения детской литературы и испытать их воздействие. За пределами дошкольного детства им мало будет интересен, к примеру, К.Чуковский, и его произведения уже не сыграют той роли, которую играют они на начальном этапе чтения.
Детское произведение оказывает влияние не только на маленьких читателей, но и на взрослых, читающих ребенку. Оно помогает по-иному увидеть свои действия по отношению к малышу. Папа, герой рассказа Олега Кургузова «Мальчик-папа» целый час воспитывал сына. В который раз он уже повторял: «В твоем возрасте я был серьезнее!..» Но волшебное превращение папы в «мальчика в коротких штанишках» и ему самому, и читателям помогло увидеть: все папы (читай: взрослые) когда-то были детьми. Их детство, оказывается,идеально только в воспоминаниях, а на самом деле… И когда взрослый герой рассказа понял это, без нудных нотаций наступило взаимопонимание и возникла дружба с сыном.
Общение с детской литературой способствует развитию взрослого человека. Он не только по-новому начинает понимать мир детства, но и приобретает знания по психологии детского возраста, психологии восприятия художественного текста детьми, накапливает различные сведения из истории, географии, музыки т. д. Он становится интересным собеседником ребенку, а это очень важно для обеих сторон.
В процессе чтения (слушания) книги ничто не должно отвлекать ребенка. Не рекомендуется настраивать малыша на чтение с помощью различных обещаний: поиграть, включить телевизор после чтения, дать чего-нибудь вкусного и т. д. Он должен чувствовать и воспитывать в себе интерес к содержанию читаемого без приманок к книге;
Детская литература для малышей в домашней библиотеке должна быть преимущественно в бумажном исполнении. Аудио-и видеокниги лучше рекомендовать детям школьного возраста. Родителям необходимо помнить о гигиенических требованиях к книгам для дошкольников, особенно к тем, которые к годам 5-6 начнут читать сами. Размер шрифта в книгах для дошкольников должен быть не менее 5,5-6 мм. Рисунок шрифта простой, фон листа белый, бумага качественная. Наличие иллюстраций обязательно. Глаза ребенка при чтении не должны утомляться. Надо следить за посадкой малыша: спина прямая, свет падает слева, расстояние между книгой и глазами читателя примерно 30 см. Если в доме появилась видеокнига, читать ее с помощью компьютера можно не дольше 10-15 мин. (быстро утомляются глаза). Более широкое распространение получили аудиокниги, которые воспринимаются на слух. Они представляют собой текст художественного произведения, читаемый мастером (актером). Правильно, выразительно прочитанное произведение — это шаг к пониманию его смысла. В этом плане аудиокнига представляет большой интерес. Но надо помнить о том, что дошкольнику, слушающему чтение, трудно удерживать внимание в течение длительного времени. Аудиокнига может звучать более часа, а ребенок старшего возраста активно и сосредоточенно слушает 15-20 мин. При многих преимуществах аудиокниги (музыкальное оформление чтения, образцовое произношение текста, сильное эмоциональное воздействие, развитие фонематического слуха ребенка и т. д.) родители, предлагая малышу слушать ее, недолжны на длительное время оставлять его наедине с текстом. Надо следить за реакцией слушающего и при первых признаках утомления менять вид деятельности. Иначе существует опасность воспитать пассивного слушателя, который при первых признаках усталости перестает вникать в содержание звучащего текста. При покупке аудиокниги надо обращать внимание на то, какой текст вам предлагается, кто его читает, каково качество записи. Если родителям удалось купить комплект, состоящий из бумажной книги или журнала и их аудиоверсии, предпочтение для первичного ознакомления следует отдать бумажному варианту.
Книги для детей должны быть хорошо, качественно изданы, со вкусом оформлены, приятны на ощупь. Нужно малыша пользоваться ими и беречь их.
Книги остаются с нами навсегда…
Достижения ХХ в. — века научно-технической революции — поставили новые вопросы перед школой, детским садом, семьей.
С одной стороны, именно в наше время наблюдается повышенный интерес родителей к вопросам воспитания и образования детей — родители вместе с учителями и воспитателями, медиками, психологами, социологами, писателями ищут пути наилучшего воздействия на формирование личности ребенка. В то же время бурные успехи НТР порождают противоречия, невольную переоценку многих ценностей, когда достоинства человека определяются не столько его нравственными качествами, духовным богатством, сколько естественнонаучными знаниями, техническими способностями. Это достаточно четко проявляется в современном семейном воспитании, когда родителей интересуют исключительно те педагогические средства, которые стимулируют подготовку ребенка к овладению точными науками, когда освященное многовековой традицией общение с дошкольниками в семье с помощью потешек, песенок, сказок, игр недооценивается и заменяется просмотром телепередач, компьютерными играми.
Средства массовой информации вытеснили или почти вытеснили такую традиционную форму общения старших и младших в семье, как семейное чтение.
«Успехи НТР, - говорит писатель Д.А.Гранин, - породили у ее творцов чувство превосходства над искусством. Тем более что искусство подобного прогресса не имеет, в сравнении с триумфом НТР оно кажется традиционным, малоподвижным, к тому же оно, это искусство, сегодня во многом зависит от техники. Да оно и впрямь вроде бы не меняется. В нем та постоянность, которая смущает. Но ведь и радует? Не в этом ли великая ценность искусства, что нас так же волнуют и трогают строки, написанные полтораста лет тому назад: «Выхожу один я на дорогу; Сквозь туман кремнистый путь блестит…» (Гранин Д. Остаться человеком // В конце семидесятых.–Л.,1980. — С.21).
В настоящее время книга уступает компьютеру позиции источника знаний, передачи информации. Она уже не воспринимается как учебник жизни. И даже наслаждение текстом, своеобразием авторской манеры привлекает далеко не каждого читателя. Кое-кто даже спешит предсказать скорое забвение книги, ее исчезновение. Другие пытаются понять, «какова природа и в чем сущность книги» (М. Куфаев). Желающих понять всегда было больше, поэтому книге, кроме досужих разговоров, ничто не мешает всегда оставаться хранительницей слова, разума, духа, истории и культуры человека. Правы те, кто говорит, что книга помогает через века общаться друг с другом.
Мы любим книгу…Мы — это дети, которые пришли в мир, чтобы познать его и себя в нем. Мы с восхищением смотрим на чудо — книгу, мы ждем, что книга откроет нам тайну мира и поможет понять человека.
Мы — это взрослые, которые стремятся постичь глубину книги, знают и помнят детство, понимают свою ответственность посредников между писателем — творцом книги и ребенком, к которому она обращена. Любя книгу, веря в силу слова, мы стремимся к сотворчеству с автором — как чтецы, как исполнители.
Мы — это педагоги. Не упрощая глубины писательской мысли и авторского чувства, мы должны уметь говорить с детьми о книге, помогать малышу расти до ее понимания, взрослеть, обретать опыт. При этом мы опираемся на главное достоинство детства — способность остро и глубоко сопереживать.
Мы — дети и взрослые — любим книгу. Она помогает нам лучше узнать и понять друг друга, способствуя тому, чтобы взрослых память о детстве, откуда все они родом, просветляла, возвышала, а у детей путь к взрослой жизни был не таким тернистым.
Школа Сухомлинского в основу воспитания ставила четыре культа: культ Родины, культ Матери, культ Слова и культ Книги. Мы любим книгу. Это значит — мы стремимся создать культ книги. Ибо детство неизбежно уходит от нас, а книги остаются с нами навсегда…
Список использованной литературы:
Коллега
Очень хорошая статья! И в работе пригодится для консультаций родителям и в учёбе в ВУЗе. Спасибо! |
|