Редактор
Должность:Редактор
Группа:Мир учителя
Страна:Россия
Регион:Санкт-Петербург
К разгадке Архаринской Писаницы

Россия,Амурская область,Арахаринский район,с.Грибовка

МОКУ "ООШ с. Грибовка"

Учитель русского языка и литературы

Курилова Марина Валентиновна

«К разгадке Архаринской Писаницы»

В среднем течении реки Архара есть уникальное место, так называемые «Писаные камни», древние наскальные рисунки человека, которые датируются серединой первого тысячелетия до нашей эры, на которых изображены сцены древнего охотничьего промысла и бытовой жизни.

  1. 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ЭКСКУРСИИ.

Цель: Создать экскурсионный маршрут на Писаный камень для ознакомления с памятником археологии и популяризировать историческое прошлое через изучение и сохранение культурного наследия.

Задачи:

  1. Познакомить с историей открытия Писаного камня на реке Архара.
  2. Пройти маршрут через селения 19века.
  3. Рассмотреть наскальные рисунки и способствовать сохранению памятника через просветительскую работу.
  4. Научить видеть в объекте его прошлое и развивает интерес к далёкому прошлому

Все знания о памятнике истории, которые участники приобретут в ходе экскурсии, позволят сформировать желание сохранить историческое прошлое. Кроме этого экскурсия предполагает посещение деревень 19века, и это будет способствовать более глубокому проникновению в историю свое малой родины.

  1. 2. ИЗУЧЕНИЕ ЭКСКУРСИОННОГО ОБЪЕКТА.

Первые сведения о наскальных рисунках Среднего Приамурья появляются в конце 19 века, начале 20в. До наших дней дошло сообщение Саенко о писаном камне по р. Архаре. Он представляет собой скалу, вертикально возвышающеюся над уровнем р. Архары на 7-8 м. Поверхность скалы довольно гладкая, на ней нарисованы красной краской какие-то «иероглифы».

В верхнем течении река горная, в широкой пойме много стариц, скорость умеренная. Название с якутского: арыы — масло, остров, хара — чёрный, и другой вариант — с эвенкийского — харан — место для жилища, и по реке было выбрано место для временных стоянок. Такой стоянкой и началом деревни стало селение Дыды и Татакан, в последствии — Грибовка.

Местные жители дают такое объяснение названия Архара: Арха — дикий, Ра — баран (эвенкийский). Река Архара берет свое начало в западных отрогах Буреинского хребта, направляется сначала к югу, а затем поворачивает на юго-запад, течёт по Архаринской низменности и, придерживаясь этого направления, впадает в Амур.
Выше впадения Татакана, Архара приобретает характер горной реки. Долина становится узкой, берега каменисты, есть водопады. Течет с ревом и шумом. Иногда в долине встречаются большие каменные глыбы, исписанные иероглифами. Так, например, недалеко от села Дыды (1 км ниже) есть так называемый «писаный камень». Он представляет собой скалу, вертикально возвышающуюся над рекой на 7-8 м. Поверхность скалы гладкая и на ней нанесены иероглифы красного цвета.
Если плыть по реке к Писаному камню, то подняться на берег будет очень трудно из-за крутизны, а сама скала отвесная. Удобным маршрутом будет дорога по зимней реке: в конце февраля — начале марта. Подъехав к скале, можно будет с помощью специального снаряжения подняться на выступы скалы, снять кальку с рисунков, очистить территорию от мусора.

Изучение рисунков позволяет сделать следующие выводы: рисунки нанесены красной охрой на отвесные плоскости скалы и выполнены сплошными контурными линиями, а также сплошной заливкой по контуру краской. Композиции небольшие: они состоят обычно из двух-трех фигур. Рисунки животных расположены по вертикали, вверх и вниз головой, под углом, без трактовки ушей и рогов. Головы у них параболоидные. Древний человек передавал их как бы двумя очертаниями: вначале он наносил голову и туловище, затем подрисовывал ноги. Эта манера является одной из характерных особенностей передачи животных на ранних этапах наскального искусства в таежной зоне Приамурья.

В 1919 г. во время путешествия по Амуру рисунки осмотрел японский историк, этнограф и археолог Т. Рюдзо. Он описал местонахождение памятников и отметил, что рисунки нанесены на скальной поверхности естественного обнажения на берегу Амура и представляют собой изображения оленей, других животных, а также людей. Рюдзо замечает стилистическое сходство антропоморфных фигур на писаницах и глиняных статуэток, относящихся к каменному веку Японии.

Как это ни удивительно, но в наскальных изображениях Архаринской Писаницы полностью отсутствует рыба, хотя в жизни населения такое огромное, жизненно важное место занимал рыболовный промысел как основной источник существования.

По информации краеведа Саенко, автора первой публикации об Архаринской писанице (1930 год), на реке Архаре побывала экспедиция, которая рядом с петроглифами оставила надпись «Экспедиция 1902 года».

Решением от 11 октября 1978 г. N 430 «О признании природных объектов памятниками природы» исполнительного комитета Амурского областного Совета народных депутатов в списке под №34 была сделана запись: « Наскальные рисунки (писаницы) - на реке Архара, между устьями рек Татакан и Дыды, памятник геологический.

  1. 3. СХЕМА (КАРТА) ЭКСКУРСИИ
  1. 4. КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕКСТ ЭКСКУРСИИ

Наш Архаринский район замечателен тем, что на его территории обнаружили раскопки динозавров, есть у нас и реликтовые растения, сохранившиеся в водной среде с древних времен третичного периода. Но наше путешествие будет связано с памятником археологии, мы увидим древние письмена и жилище 19 века, Голубой ключ и окаменевшее дерево.

Почти четыре столетия назад землепроходцы начали осваивать российские земли за Уральскими горами. Таёжными тропами двинулись и семьи староверов, на немудреных плотах добирались переселенцы вместе с домашним скарбом, скотом. И вот на месте кедрачей появились первые землянки. Так, в 1898 году переселенцами из Белоруссии, Могилёвской губернии, на берегу реки Архара было основано село Грибовка. Место для заселения было отведено землеустроителем Грибским, по имени которого названо село Грибовка.

Ученый путешественник М. И.Венюков приводит замечательный факт: военный губернатор Амурской области Педашенко однажды вздумал посетить староверческие селения и нашел их цветущими уже на второй или на третий год существования, тогда как казенные поселенцы на богатом Амуре помирали с голода. «Славно вы живете, братцы, — говорит он крестьянам, — гораздо лучше, чем казаки, даром, что у них Амур под боком. Отчего бы эта разница?» — «А, батюшка ваше п-ство, оттого, что мы от начальства подальше!»

История здешних мест сохранила лишь малые крупицы информации о противодействии христиан новинам патриарха Никона на Дальнем Востоке непосредственно в 17 веке. Одной из самых ярких страниц истории Забайкалья и Приамурья является ссылка протопопа Аввакума Петрова (1620-1682) в Даурию. Последние исследования известного этнографа и историка Фирса Федосовича Болонева показали, что в Амурской области староверы переселялись во второй половине XVIII века.

В настоящее время в селе Грибовка проживает около десяти семей староверов.

В 19веке по реке Архара в верхнем течении была построена землянка, потом появился дом, затем — деревня, и называться она стала Дыды, что означает следующее: с эвенкийского — дыды — горный хребет. На протяжении 10км горный хребет выложен каменными породами.

В 40км от Грибовки сохранилось селище Татакан. Деревня была выстроена староверами — переселенцами на сопке, в тайге, где в изобилии росла корейская сосна, которую на Дальнем Востоке называют кедром. И с эвенкийского Татакан означает «корейская сосна».

Селище — общее название мест поселения человека. Поселения в древности часто возникали среди лесных массивов, на таких участках, где к реке или озеру близко подходили гористые возвышенности. Здесь осваивались их подножия или ложбины между горами.

Наскальные рисунки были обнаружены Архаринском районе в конце 19века, но достоверные сведения появились только в 1930 году в. Рисунки раннего железного века, расположены на правом берегу р. Архара, между устьями рек Талакан и Дыда. На гладкой скале высотой 7-8 м красной охрой нанесены изображения людей, животных, зверей. Архаринская писаница — памятник культуры эпохи неолита. Скала на берегу Архары, покрытая нарисованными охрой петроглифами. Значение их до сих пор неизвестно. Расположена скала в 70 км от с. Грибовка вверх по течению реки Архары.

Рисунки на камне изображают фигуры людей, животных, небесные светила, ладьи, на которых души умерших передвигались по небу. Некоторые фигуры до сих пор не "расшифрованы" - вероятно, это пока не известные ученым мифологические персонажи и духи. Особыми художественными способностями наши предки не обладали. Рисунки неуклюжие, забавные, будто рисовал ребенок. Только находятся они высоко, туда ребенку не дотянуться - на расстоянии от полутора до шести метров от земли. Совсем непросто представить, что эти изображения украшают скалу уже много-много веков.

Историческая справка: петроглифы - это рисунки, сделанные древними людьми на камне. Петроглифы считаются одними из древнейших в России и в мире. Их возраст колеблется в рамках 10-12 тысяч лет. Ученые считают, что наскальные рисунки украшали культовые места, в которых древние люди проводили религиозные ритуалы, связанные с охотой или погребением. Рисунки были словно вместилища духов - идолы.

Ситуация, сложившаяся вокруг архаринской писаницы, объясняется тем, что уже в конце 19 –начале 20 вв. берега Архары были плотно заселены русскими переселенцами, прежде всего — старообрядцами, а прежнее население было полностью вытеснено. В памяти русских стерты какие-либо фрагменты воспоминаний о традициях тунгусо-маньчжурских народов. Произведен тщательный осмотр памятника и прилегающей территории. В ходе обследования расщелин и карнизов скалы не обнаружено каких-либо предметов, связанных с ритуальной деятельностью. Осмотр прилегающих к скале участков также не привел к обнаружению артефактов или жертвенников. Нет сведений об этом и у предыдущих исследователей. Одним из факторов, объясняющих отсутствие на памятнике артефактов, являются, вероятнее всего, особенности расположения скальной поверхности с петроглифами, находящейся в непосредственной близости от реки: в половодье вода поднимается на несколько метров, подтапливая скалу, в период ледохода лед деформирует и зачищает прилегающие к рисункам скальные участки.

  1. 5. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ТЕКСТ ЭКСКУРСИИ

Введение.

Здравствуйте, уважаемые гости! Мы приглашаем вас на экскурсию к уникальному памятнику археологии Писаному камню, что находится в верховьях реки Архары. Наша экскурсия будет пролегать через потерянные в тайге деревни 19века Дыды и Татакан, вы увидите уникальное явление в природе — Голубой ключ, и самым интересным и таинственным местом нашего путешествия будет скала, на которой мы будем наблюдать письменность

Продолжительность экскурсии — 6 часов. Вашими экскурсоводами будут учащаяся 8 класса школы села Грибовка Воробьёва Алёна и учитель литературы Марина Валентиновна Курилова.

Прослушайте небольшой инструктаж по технике безопасности. Во время движения автобуса пассажиры должны оставаться на своих местах, пристегнув ремни безопасности. По прибытию на место экскурсии нельзя удаляться от группы, необходимо быть в поле зрения руководителей, нельзя без специального обучения и не имея снаряжения подниматься на скалу

Прекрасна наша Родина, великая страна! Замечателен наш край — Приамурье! Много тайн хранит наша земля, и загадка всегда влекла человека. Сегодня мы отправимся в путешествие в далёкое прошлое — открытие этого памятника было сделано в прошлом столетии. Но своими корнями оно уходит 2тыс лет назад…

Основная часть.

Наш Архаринский район замечателен тем, что на его территории обнаружили раскопки динозавров, есть у нас и реликтовые растения, сохранившиеся в водной среде с древних времен третичного периода. Но наше путешествие будет связано с памятником археологии, мы увидим древние письмена и жилище 19 века, Голубой ключ и окаменевшее дерево.

Мы верим, что у вас появится желание больше узнать об истории своей малой родины, и все мы будем стремиться сохранить первозданную красоту природы.

Остановка № 1. «Грибовка — село староверское…»

Почти четыре столетия назад землепроходцы начали осваивать российские земли за Уральскими горами. Таёжными тропами двинулись и семьи староверов, на немудреных плотах добирались переселенцы вместе с домашним скарбом, скотом. И вот на месте кедрачей появились первые землянки. Так, в 1898 году переселенцами из Белоруссии, Могилёвской губернии, на берегу реки Архара было основано село Грибовка. Место для заселения было отведено землеустроителем Грибским, по имени которого названо село Грибовка.

В 1800 году переселяются сюда малороссы. Одни из них поселились у Читы, вверх по Ингоде, другие двинулись на восток и создали поселения по Амуру. Это были цветущие, богатые общины староверов на Амуре. Здесь поселились староверы - беспоповцы и жили они, «блаженствуя вдали от вмешательства властей»

Ученый путешественник М. И.Венюков приводит замечательный факт: военный губернатор Амурской области Педашенко однажды вздумал посетить староверческие селения и нашел их цветущими уже на второй или на третий год существования, тогда как казенные поселенцы на богатом Амуре помирали с голода. «Славно вы живете, братцы, — говорит он крестьянам, — гораздо лучше, чем казаки, даром, что у них Амур под боком. Отчего бы эта разница?» — «А, батюшка ваше п-ство, оттого, что мы от начальства подальше!»

История здешних мест сохранила лишь малые крупицы информации о противодействии христиан новинам патриарха Никона на Дальнем Востоке непосредственно в 17 веке. Одной из самых ярких страниц истории Забайкалья и Приамурья является ссылка протопопа Аввакума Петрова (1620-1682) в Даурию.

Последние исследования известного этнографа и историка Фирса Федосовича Болонева показали, что в Амурской области староверы переселялись во второй половине XVIII века.

В настоящее время в селе Грибовка проживает около десяти семей староверов.

Прошу обратить внимание на подворья староверских семьи Борисовых, Логиновых, Веховых.

История расселения семей староверов очень трагична: здесь принял мученическую кончину от советской власти пастырь Тимофей Афанасьев (с. Бардагон Амурской области), иерей Сергий Думнов умер в 1943 г. от истощения в лагерях.

Одним из первых переселенцев, основавших село, были семьи Игнатовых, Масниковых, Шурановых, Смоляковых. Жители села ставили небольшие дома, распахивали землю, сеяли пшеницу, овёс, просо, гречку, а также сою, позаимствовав у китайцев. Разводили коров, овец, лошадей, пчёл; занимались охотой, рыбалкой, сбором ягод, грибов, орехов в лесу. Жизнь была тяжелой и без помощи соседей, сплоченности больших семей выжить было невозможно

Постепенно становились на ноги, обзаводились техникой, налаживали сбыт продукции. Некоторые богатели. В селе была мельница, церквушка, начальная школа, где работал один учитель.

На сегодняшний день состояние староверов можно назвать застойным, и даже плачевным. Сейчас возрождать уже прерванную духовную традицию приходится подвижникам веры, многие из которых молоды, многие из которых своеобразно представляют себестарообрядчество.

В нашем селе дружно живут между собой люди любой веры.

Остановка № 2. «Татаканкое селище»

Мы приближаемся к селению 19века, на высоком берегу реки слева вы видите дом, который сохранился до наших дней. Селение называется Татакан, что означает следующее: с эвенкийского тактакан — кедр. Деревня была выстроена староверами — переселенцами на сопке, в тайге, где в изобилии росла корейская сосна, которую на Дальнем Востоке называют кедром.

( приближаемся к горе, на которой стоит дом, построенный в 1890 году)

Остановка № 3 «Дыды — горный хребет»

В 19веке по реке Архара в верхнем течении была построена землянка, потом появился дом, затем — деревня, и называться она стала Дыды, что означает следующее: с эвенкийского — дыды — горный хребет. На протяжении 10км горный хребет выложен каменными породами. В настоящее время деревня не сохранилась.

Остановка № 4. «Голубой ключ»

Удивительное явление природы мы можем наблюдать: в летнее время этого не увидишь, потому что ключ, впадает в реку, и воды сливаются.

А зимой перед нашими глазами открывается замечательная картина: с вершины горы огромная голубая глыба льда неровными буграми спускается к подножию. Жители села называют это место «Голубой ключ»

Остановка № 5. «Писаный камень — тайные письмена»

Приближаемся к тому самому месту, где таится тайна времён железного века. На этой остановке мы расскажем о наскальных рисунках. Они были обнаружены в 1930 году в Архаринском районе.

Наскальные рисунки раннего железного века, расположены на правом берегу р. Архара, между устьями рек Талакан и Дыда. На гладкой скале высотой 7-8 м красной охрой нанесены изображения людей, животных, зверей. Архаринская писаница — памятник культуры эпохи неолита. Скала на берегу Архары, покрытая нарисованными охрой петроглифами. Значение их до сих пор неизвестно. Расположена скала в 70 км от с. Грибовка вверх по течению реки Архары. Добраться можно летом в хорошую воду на лодках будет проблематично, так как на пути встречаются пороги и крутые перекаты. В летнее время к скале можно подплыть, но уже подняться будет проблематично. Очень крутой и высокий берег.

Зима — самое удобное время для экскурсии — по реке добираемся на автомобиле.

Итак, перед вами высокая, десятиметровая скала, она одиноко возвышается посреди леса, на высоком берегу реки. "Удивительно, что наскальные рисунки не обнаружили раньше, ведь столб стоял в нескольких метрах от лесовозной дороги, - удивляется Андрей Забияко, завкафедрой религиоведения АмГУ. - И замечательно, что они до сих пор остались нетронутыми - такими, какими их видели древние люди". Находку обнаружили благодаря местным жителям - старожилы рассказывали, что эвенки ходили к этой скале молиться.

Рисунки на камне изображают фигуры людей, животных, небесные светила, ладьи, на которых души умерших передвигались по небу. Некоторые фигуры до сих пор не "расшифрованы" - вероятно, это пока не известные ученым мифологические персонажи и духи. Особыми художественными способностями наши предки не обладали. Рисунки неуклюжие, забавные, будто рисовал ребенок. Только находятся они высоко, туда ребенку не дотянуться - на расстоянии от полутора до шести метров от земли. Совсем непросто представить, что эти изображения украшают скалу уже много-много веков. 10 000 лет назад кто-то рисовал их красной охрой по серому камню - и краска намертво впиталась в камень, наверное, еще на тысячелетия.

Историческая справка: петроглифы - это рисунки, сделанные древними людьми на камне. Петроглифы считаются древнейшими в России и в мире. Их возраст колеблется в рамках 10-12 тысяч лет. Ученые считают, что наскальные рисунки украшали культовые места, в которых древние люди проводили религиозные ритуалы, связанные с охотой или погребением. Рисунки были словно вместилища духов - идолы.

В 2003 г. на Писаный камень приезжала экспедиция, были учёные –археологи из столицы. Они изучали петроглифы, и было зафиксировано современное состояние памятника. Нынешнее состояние писаницы можно признать удовлетворительным. Рисунки на большинстве плоскостей просматриваются отчетливо. На ряде плоскостей изображения расплывчаты и бледны, часть рисунков повреждена в результате естественного (вода,

камнепад, лед и т.д.) или механического воздействия (сколы зубилом, выбоины от огнестрельного оружия, надписи туристов и т.д.). Разрушение писаницы было отмечено еще в 1954 г. В.Е. Ларичевым, обнаружившим несколько отколовшихся камней с рисунками у подножья скалы. Примечательно, что по информации местных жителей, осколки камней с рисунками писаницы встречались ниже по течению р. Архары. Однако в целом петроглифы не претерпели значительных утрат в сравнении с тем состоянием, в каком их наблюдал и зафиксировал в 1968 г. А.И. Мазин, хотя некоторые элементы с тех пор безвозвратно исчезли из-за разрушения части скальной поверхности.

Среди местных жителей собрана этнографическая информация о памятнике. Опросы не выявили в сознании местных жителей магического восприятия петроглифов как в настоящее время, так и в более ранний период (рубеж XIX–XX вв.).

Ситуация, сложившаяся вокруг архаринской Писаницы, объясняется тем, что уже в конце 19 –начале 20 вв. берега Архары были плотно заселены русскими переселенцами, прежде всего — старообрядцами, а прежнее население было полностью вытеснено. В памяти русских стерты какие-либо фрагменты воспоминаний о традициях тунгусо-маньчжурских народов. Произведен тщательный осмотр памятника и прилегающей территории. В ходе обследования расщелин и карнизов скалы не обнаружено каких-либо предметов, связанных с ритуальной деятельностью. Осмотр прилегающих к скале участков также не привел к обнаружению артефактов или жертвенников. Нет сведений об этом и у предыдущих исследователей. Одним из факторов, объясняющих отсутствие на памятнике артефактов, являются, вероятнее всего, особенности расположения скальной поверхности с петроглифами, находящейся в непосредственной близости от реки: в половодье вода поднимается на несколько метров, подтапливая скалу, в период ледохода лед деформирует и зачищает прилегающие к рисункам скальные участки.

Заключение.

Дорогие друзья! Наше путешествие в далёкое прошлое подходит к концу. Мы верим, что история всегда будет нас интересовать, и ещё много белых пятен, которые, может быть, кто — то откроет из вас. Берегите то, что оставила нам история, преумножайте богатства родной стороны.

  1. 6. ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

Остановка № 6. «Юные исследователи»

  1. Исследование наскальных рисунков через калькирование.

Цель: Изучить наскальные рисунки и понять их религиозно — магический смысл.

Ход работы:

  1. На выступы поднимаются со специальным страховочным снаряжением и снимают кальку с рисунков.
  2. Изучение рисунков и сопоставление их.

В ходе экспедиции 2003 г. заново сняты на фото- и видеопленку все петроглифы, зарисован и скалькирован ряд изображений. Особое внимание было обращено на выявление и фиксацию неопубликованных прежде изображений, которые представляют собой нанесенные охрой и черной краской (черной тушью) знаки и иероглифические надписи.

Эта часть архаринских петроглифов представляет большой интерес и требует уточнения некоторых интерпретаций. Прежде всего, следует признать, что архаринская писаница лишена стилистического единства. С учетом полученного нового материала всю совокупность графических знаков (графем) архаринской писаницы можно разделить на две группы.

Выводы:

  1. Идеограммы — знаки, которые имеют сходство с изображаемыми объектами и выступают в качестве образов: антропоморфные фигуры, животные, всадник и др.); (см. в презентации)
  2. Иероглифы — знаки, которые являются графическими элементами письменности. Знаки обоих типов являются текстом, имеющим определенное смысловое содержание. Идеограммы несут значение некоторые религиозно-мифологических образов и понятий. Например, мы видим фигуру шамана с бубном в руке.
  3. На архаринской писанице мы увидели иероглифы, написанные черной краской, во-первых, образуют целостную линейную композицию, состоящую из трех вертикальных колонок, столбцов (общая площадь составляет приблизительно 14х20 см). Иероглифические столбцы, по нашему мнению, писались справа налево. Состояние надписи не позволяет указать точное первоначальное количество знаков в столбцах.
  4. Во время проведения исследования мы установили, что в первом столбце можно различить 7 знаков, во втором — 8 или 9, в третьем — 6. Отдельные знаки могут быть с определенной долей вероятности реконструированы.
  5. При калькировании мы установили, что некоторые элементы архаринских графем сочетаются с элементами китайской иероглифики. Следует заметить, что, судя по технике исполнения, архаринские графемы нанесены рукой мастера, уверенно владевшего определенным типом иероглифического письма.

2.Наблюдение за сходством иероглифов архаринской писаницы с китайской письменностью.

Цель: Доказать наличие сходства графем и на основе научных данных сделать попытку расшифровать язык иероглифов.

Ход работы:

1. При замерах мы обнаружили, что на отдельной плоскости расположен написанный черной краской единичный иероглиф — рис. 5 (размер 9х10 см). По начертанию этому знаку близок ряд китайских иероглифов.

а) му, «дерево». Понятие дерева имеет в китайском языке многозначную семантику. Выделим несколько значимых для нашей темы смыслов. Дерево — это, в первую очередь, природный материал, но также это и особая стихия в китайской мифологии, и это ассоциируется с востоком (эта ассоциация может иметь значение именно для архаринского петроглифа), а также с весной и идеей подданства; иероглиф му вместе с иероглифом син, «звезда» означает планету Юпитер; этот знак обозначал также кангу, колодку, которой сковывали преступника; наконец, слово му в устной речи обозначало

гроб и смерть. Заметим, что этот иероглиф мог служить обозначением фамилии, родового имени Му.

2.бэнь. Слово бэнь, как и обозначавший его иероглиф, тоже имело весьма важную для китайской культуры семантику. Для нас, пожалуй, важны такие значения, как:

-корень; основание, основа; твердый закон, неизменная норма; исток, начало, древность;

-природа, естество; отцовский род, предки, прямые потомки, благодарение предкам; родина, родные места. Этот знак мог служить обозначением родового имени Бэнь13.

Выводы: Очевидны некоторые отличия в начертании архаринской графемы и китайских иероглифов. Не исключено, что в языке человека, оставившего надпись на Архаре, этот знак имел смысл, не связанный со значением китайского языка.

3.Исследование знаков, написанных охрой: их временное отношение и связь с китайской письменностью.

Цель: Понять смысл красных «охристых» знаков,

Ход работы:

После калькирования и наблюдения были сделаны следующие выводы:

  1. По большей части охристые, «красные», графемы расположены на отдельных плоскостях и имеют размеры в среднем 10х12 см. Эти знаки имеют сходство с элементами китайской иероглифики, однако, как нам представляется, правильнее в данном случае искать решение в ином ракурсе.
  2. Вероятно, написанные охрой «красные» знаки нанесены в более ранние времена в сравнении с «черными» иероглифическими надписями. Возможно, их создатели не были знакомы непосредственно с образцами китайского письма.
  3. Район, в котором расположена архаринская писаница, в древности находился в ареале миграций народов, знакомых с двумя другими типами письменности.
  4. В X в. значительная часть Приамурья входила в сферу влияния киданей — протомонгольской этнической группы, создавшей на востоке Азии огромное государство.В киданьском государстве Великое Ляо в 920 г. было создано «большое» киданьское письмо, а в 925 г. — «малое» киданьское письмо. Графика обоих типов киданьского письма в своих основных формах была построена на основе китайской иероглифики. Среди народов, подвластных Ляо, были чжурчжэни, территория расселения которых частично захватывала и Приамурье. Обособившись от киданей и провозгласив в начале XII в. свое государство Цзинь, чжурчжэни создали в 1119 г. свою письменность. Начертание графем чжурчжэньского письма имело сходство с киданьской графикой ивосходило к китайским иероглифическим образцам.
  5. 5. Вполне вероятна связь архаринских знаков с киданьской или чжурчжэньской иероглификой. Архаринские графемы могут быть заимствованными элементами либо локальным изводом одного из этих типов письма.

Петроглифы с элементами письменности — явление довольно распространенное. Эта практика уходит корнями в глубокую древность. Возможны и другие истоки смысла архаринских «красных» и «черных» графем.

Они могли быть знаками родовой территории, метками охотничьих угодий, декларацией прав, записью знаменательного события.

Ясно, что архаринские петроглифы во всей полноте их элементов несут важную информацию о длительной и многогранной истории религиозного развития Приамурья, существенное значение в котором играли этнические миграции и контакты разных народов востока Азии.

  1. ПОРТФЕЛЬ ЭКСКУРСОВОДА.

Фотографии, калька, канцелярские принадлежности, костровое оборудование, набор для похода (стол, стульчики), бинокли, фотоаппарат.

  1. 8. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ, ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ И ЗАДАНИЯ.

Остановка № 7. «Привал у древнего дерева».

Грибовское проявление окаменелого дерева Расположено близ деревни Грибовка. Специально не изучалось. Обломки стволов окаменелого дерева рассредоточены в массе делювиальных отложений. Длина ствола до 67 см, диаметр - 19 см. Окаменелое дерево в наружной части имеет желтоватую светлую окраску мощностью 1,5 см, что создает впечатление древесной коры. Центральная часть ствола окрашена в светло-коричневые тона, сохраняет рисунок годовых колец. Находки окаменелого дерева единичны.

И вот у этого дерева, очень древнего мы предлагаем сделать привал.

Природа всегда помогала человеку восстановить силы, дать энергию.

Предлагаем обед и игры.

Снежная карусель.

Взявшись за руки, дети образуют круг вокруг снеговика и изображают снежинки. По сигналу взрослого они идут сначала медленно, потом все быстрее, и потом бегут. После того как играющие пробегут по кругу несколько раз, взрослый предлагает им изменить направление движения, говоря: «Ветер изменился, полетели снежинки в другую сторону». Играющие замедляют движение, останавливаются и начинают двигаться в противоположном направлении. Сначала они двигаются медленно, а потом все быстрее и быстрее, пока взрослый не скажет: «Совсем стих ветер, снежинки спокойно падают на землю». Движение снежной карусели замедляется, дети останавливаются и отпускают руки.

После небольшого отдыха игра возобновляется.

«Помоги расколдовать лес»

Мы с вами находимся у окаменелого дерева, и чтобы вес лес вот так не окаменел, мы должны помочь Лесовику расколдовать лес. К нам пришло письмо от хозяина леса _ Лесовика. Давайте прочитаем, что же он нам пишет.

" Здравствуйте, ребята. Пишет вам Лесовик. У меня беда, наш лес заколдовала злая колдунья. И теперь в нашем лесу очень скучно и грустно. Деревья перестают быть живыми и некоторые превращаются в камень. Я обратился к вам, чтобы вы мне помогли. И, если вы исполните все задания, то лес будет расколдован. Спешите. Я вас жду".

1 задание. Деревья так заколдованы, что забыли свои названия. Давайте поможем им вспомнить их названия. (Показ картинок - деревьев). Клён, рябина, берёза, дуб, ёлка. Что общего у этих деревьев? Ствол, ветки, листочки. Чем отличается берёза от ёлки? Правильно, у берёзы - листочки, ствол белый, а у ёлочки- иголочки, ствол коричневый. Справились с 1 заданием, деревья ожили, и появляется первый лучик в лесу.

2 задание. Смешались дикие и домашние животные. Нужно домашних расселить возле дома, а диких возле леса. Дикие: заяц, лиса, медведь, волк, белка. Где живёт лиса в лесу? (в норе) Медведь? (в берлоге). Белка? (в дупле). Волк? (в логове). Что делает медведь зимой? Какая шубка у зайца летом? А зимой? Как можно сказать одним словом, какие это животные? (дикие). Домашние: свинья, лошадь, кошка, корова. У свиньи кто детёныш? (поросёнок) А если их много? (поросята) У лошади? (жеребёнок) У кошки? (котёнок) У коровы? (телёнок) Что нам корова даёт? Как можно сказать одним словом какие это животные? (домашние) Почему мы называем их домашними? Правильно, потому что они живут в сарае, около дома. Справились и со 2 заданием.

А чтобы Лесовик был нами доволен, предлагаем вам запомнить

Лесные правила.

Если в лес пришёл гулять,

Свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй,

Только, чур, не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь:

Даже очень громко петь.

Испугаются зверюшки,

Убегут с лесной опушки.

Ветки дуба не ломай,

Никогда не забывай.

Мусор с травки убирай.

Зря цветы не надо рвать!

Из рогатки - не стрелять;

Ты пришёл не убивать!

Бабочки пускай летают,

Ну кому они мешают?

Здесь не нужно всех ловить,

Топать, хлопать, палкой бить.

Ты в лесу- всего лишь гость.

Здесь хозяин- дуб и лось.

Их покой побереги,

Ведь они нам не враги!

  1. 9. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
  2. Окладников А.П., Мартынов А.И. Сокровища Томских писаниц. - М., 1972
  3. Кулемзин А.М., Бородкин Ю.М. Археологические памятники Кемеровской области
  4. Ларичев В. Памятники далекой старины // Амурская правда. 5 сентября 1954 г. № 211
  5. Мазин А.И. Таежные писаницы Приамурья. Новосибирск, 1986. С. 119.
  6. Мазин А.И. Древние святилища Приамурья. Новосибирск, 1994. С. 31.
  7. Мартынов А.. Писаница на Томи. - Кемерово, 1988.
    1. Меньщикова Н.Е. Изучение почв своего края. Методические рекомендации. Благовещенский гос.пед.инс-т, 1990.
    2. Наскальное искусство Азии. - Выпуск 1. - Кемерово, 1995.
    3. Окладников А.П., Ларичев В.Е. Археологические исследования в бассейне Амура в 1954 году (дневник экспедиции) // Традиционная культура востока Азии. Вып. 2. Благовещенск, 1999. С. 4–29.
    4. Рычин Ю.В. Древесно-кустарниковая флора. Определитель. Пособие для учителей. М.Просвещение»,1972
    5. Саенко. Писанный камень // Записки окружного музея и краеведческого общества. Благовещенск, 1930. Вып.1. с. 34. Инициалы автора, к сожалению, в публикации не приведены.
    6. Себин В.И., Себина А.И. Природа Амурской области в вопросах и ответах: Справочные материалы и рекомендации по физической географии. Благовещенск гос. пед. ин-т.1990.
      1. Чернихова Е.Я. Учебные экскурсии по географии. М.: Просвещение, 1980г.
      2. Газета "Амурская правда". № 160 (26248) 31 августа 2007 года
      3. http://ru.mobile.wikipedia.org/wiki/Архара
      4. http://геоамур.рф/sources/peoples/history/
  1. 10. СМЕТА РАСХОДОВ НА ПРОВЕДЕНИЕ ЭКСКУРСИИ.

Программа экскурсии:

Экскурсия начинается в селе Грибовка Архаринского района. Прибытие в с. Грибовка в автобусе (25мест) из посёлка Архара. В автобусе сопровождающий, руководитель группы (экскурсовод), он и будет сопровождать на всём пути маршрута. В селе Грибовка присоединится учащаяся 8 класса, помощник старшего экскурсовода.

09.00. — выезд из п. Архара.

09.30. — прибытие в с. Грибовка.

09.30.- 10.00. — обзорная экскурсия по селу Грибовке.

10.00. — 12.00 — выезд на Писаный камень.

Дорога протяжённостью 75км будет пролегать через остановки:

  1. Селище Татакан
  2. Селище Дыды
  3. Голубой ключ

12.00. — прибытие на археологический памятник: Писаный камень

12.00.- 13.00. –экскурсия. Исследовательская работа.

13.00. — 13.30. –обед.

13.30. -14.00 — остановка у Окаменелого дерева при возвращении

14.00 -15.30.  — прибытие в с. Грибовка.

15.00. — прибытие в п. Архара.

Смета расходов:

Статья расходов

сумма

1

транспортного обслуживания.

Расход топлива

Аренда транспорта

110кмАрхара –Грибовка, 110км — Грибовка — Архара.

Расход 37км на 100.Всего 220км

85л*33=

2805руб

500р.

2

снаряжение

5000 руб.

3

питание

3105руб. (из расчёта на 1человека -115р)

5

Оплата экскурсоводу

____

итого

11410 руб.

Комментарии пользователей /5/
  1. margarita_maill
    Хорошая память для потомков!
  2. Президент
    Варвара Александровна Береснева,
    Пигарева Елена Владиславна,
    Березина Галина Валентиновна,
    Спасибо большое за отзывы!
  3. Березина Галина Валентиновна
    План экскурсии очень интересный, насыщенный. Я бы сама стала экскурсантом вашего мероприятия. Живу в Грибовке 14 лет , а на Писанном Камне не была.
  4. Варвара Александровна Береснева
    Очень занимательная экскурсия. Во время привала на Голубом ключе можно взять пробы воды и потом, в Грибовской школе, в кабинете химии проведя анализ выяснить, отчего же вода такая голубая? Может она лечебная? Минеральная?Типа "Боржоми" или "Ессентуки"? А может это повод для ещё одной исследовательской работы?
  5. Пигарева Елена Владиславна
    Очень интересный материал.
Наши услуги



Мир учителя © 2014–. Политика конфиденциальности