link9295 link9296 link9297 link9298 link9299 link9300 link9301 link9302 link9303 link9304 link9305 link9306 link9307 link9308 link9309 link9310 link9311 link9312 link9313 link9314 link9315 link9316 link9317 link9318 link9319 link9320 link9321 link9322 link9323 link9324 link9325 link9326 link9327 link9328 link9329 link9330 link9331 link9332 link9333 link9334 link9335 link9336 link9337 link9338 link9339 link9340 link9341 link9342 link9343 link9344 link9345 link9346 link9347 link9348 link9349 link9350 link9351 link9352 link9353 link9354 link9355 link9356 link9357 link9358 link9359 link9360 link9361 link9362 link9363 link9364 link9365 link9366 link9367 link9368 link9369 link9370 link9371 link9372 link9373 link9374 link9375 link9376 link9377 link9378 link9379 link9380 link9381 link9382 link9383 link9384 link9385 link9386 link9387 link9388 link9389 link9390 link9391 link9392 link9393 link9394 link9395 link9396 link9397 link9398 link9399 link9400 link9401 link9402 link9403 link9404 link9405 link9406 link9407 link9408 link9409 link9410 link9411 link9412 link9413 link9414 link9415 link9416 link9417 link9418 link9419 link9420 link9421 link9422 link9423 link9424 link9425 link9426 link9427 link9428 link9429 link9430 link9431 link9432 link9433 link9434 link9435 link9436 link9437
Ольга Николаевна
Должность:Редактор
Группа:Команда портала
Страна:
Регион:не указан
ТАРАС ГРИГОРЬЕВИЧ ШЕВЧЕНКО И РУССКАЯ КУЛЬТУРА

Казахстан, Мангистауская область, г. Жанаозен

Жанаозенская школа-гимназия

Учитель русского языка

Джумагулова Гульмира Балабаевна

ТАРАС ГРИГОРЬЕВИЧ ШЕВЧЕНКО И РУССКАЯ КУЛЬТУРА

Цели урока: 1. Высветить личность поэта, показать своеобразие лирики, выявить отношение современников к творчеству художника слова;
2. Развивать навыки монологической речи, выразительного чтения и инсценирования. 

3. Воспитывать патриотические чувства учащихся и чувство прекрасного.

Оборудование:1. Плакаты с высказываниями русских писателей, иллюстрации учащихся на стихи Шевченко, репродукции картин Тараса Григорьевича, его портреты, декорации - предметы украинского быта, грампластинка с записями стихотворений автора и украинских песен.

Страницы «Устного журнала»:

1. БОГАТСТВО ПОЭТИЧЕСКОГО МИРА ТАРАСА ШЕВЧЕНКО

  1. ТРУДНОЕ ДЕТСТВО
  2. ЛЮБОВЬ К РИСОВАНИЮ

4. СТАНОВЛЕНИЕ ШЕВЧЕНКО КАК ПОЭТА

5. ПЕТЕРБУРГСКИЙ ПЕРИОД

6. НОВАЯ СТУПЕНЬ ПОЛИТИЧЕСКОГО И ИСТОРИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ ПОЭТА

7. ИНТЕРЕС К РУССКОЙ ИСТОРИИ И ЕЕ ГЕРОЯМ

I. БОГАТСТВО ПОЭТИЧЕСКОГО МИРА ТАРАСА ШЕВЧЕНКО

.Течет вода от явора,

Яром на долину.

Красуется над водою

Красная калина…

(На фоне мелодии «Сентиментального вальса»)

УЧЕНИК 1. Говорить о Шевченко легко. Каждый раз не перестаешь удивляться богатству увиденного и услышанного поэтом мира. Его слух воспринимает звучащую природу от завывания ветра, рева и стона Днепра до скрипенья сухих ясеней и уханья сычей. Его взгляд улавливает тончайшие переходы утра, дня и вечера. Природа и песня то гармоничны с поступками и настроением героя, то резко с ним контрастируют.

Он мог быть нежным, погруженным в волшебство народных поверий и красоту родной Украины, но голос его креп, становился неистово-саркастическим и гневным, когда дело касалось «благоденствия» народа в руках крепостников.

УЧЕНИК 2. Его поэзия соткана из раздумчиво-медитативных интонаций: «Все в мире проходит. Живет — умирает. Куда ж оно делось? Откуда взялось?» — и буквально полнится народно-песенными мотивами, то невыплаканно-грустными, то задорными и, как этот, например, чуть лукавыми и озорными: «протоптала тропочку через яр, через гору, миленький на базар…»

Украинский поэт, художник, мыслитель, революционный демократ. В творчестве Шевченко отразились самые прогрессив­ные идеи эпохи, самые передовые устремления русской общественности, выражавшие заветные думы и чаяния народа. Именно поэтому так велико общенациональное значение Тараса Шевченко.

Говорить о Шевченко трудно. Чрезвычайно трудно. Каждая его строка выстрадана жизнью. А жизнь его была тяжелой с самого раннего детства.

11. ТРУДНОЕ ДЕТСТВО

(Звучит мелодия «Грустного вальса»)

УЧЕНИК 3. Тарас Григорьевич Шевченко родился 9 марта 1814 года в селе Моринцы, Звенигородского уезда, Киевской губернии. Родители Шевченко были крепостными помещика Энгельгардта, принадлежавшего богатейшему потомку лифляндских баронов, и жили в большой бедности.

Когда Тарасу было три года, семья переселилась в соседнее село Кирилловку. У кирилловских крестьян были крохотные наделы земли — одна-полторы десятины на хозяйство. Однако и эту землю как следует возделывать не удавалось. Все силы уходили на барщину — принудительный труд на земле помещика.

(Обращение к картинам Федотова, Перова, Крамского)

ЧТЕЦ. Село как будто погорело,

Как будто люди одурели, -

Без слов на барщину идут

И за собой детей ведут!

УЧЕНИК 4. На девятом году жизни он потерял мать. Через два года умер отец. Мальчик остался круглым сиротой и жил у чужих людей из милости.

ЧТЕЦ. Тяжко, тяжко жить на свете

Сироте без роду:

От тоски-печали горькой

Хоть с моста — да в воду!

Один за другим сменялись у него «учителя», в большинстве своем невообразимые пьяницы и самодуры — сельские дьячки. Шевченко бунтовал, убегал от них и, словно бросая вызов тяготам, рос на диво одаренным человеком. За обучение и за кусок хлеба Тараса заставляли выполнять тяжелую работу. Дьячок Богорский попросту сделал мальчика своим слугой: Тарас носил воду, убирал помещение школы. В награду за работу его часто били. «Мое детское сердце было оскорблено этим исчадием деспотических семинарий миллион раз, и я кончил с ним так, как вообще оканчивают выведенные из терпения беззащитные люди, - местью и бегством».

Когда Тарасу исполнилось пятнадцать лет, управляю­щий помещика Энгельгардта зачислил мальчика в дворо­вую челядь.

Теперь Шевченко особенно чувствовал на себе гнет подневольной жизни.

ЧТЕЦ. …………Счастье, мама,

Что ты так рано спать легла,

А то бы бога прокляла

За мой удел.

УЧЕНИК 3. Он сначала был поваренком на кухне, а затем «казачком», то есть комнатным слугой по­мещика. Дворовому «казачку» вменялись в обязанность «молчание и неподвижность» в углу передней до очередного оклика барина. А все естество Тараса неудержимо рвалось на волю. И надо сказать, что эта жажда — свободы, духовного утверждения и абсолютного неприятия деспотизма — отличает Шевченко уже с первых его шагов как в литературе, так и в живописи.

111. ЛЮБОВЬ К РИСОВАНИЮ

УЧЕНИК 1. В то далекое время каждую свободную минуту Тарас умудрялся заниматься любимым делом — рисованием. Несмотря на побои и угрозы, он все, что видел, зарисовывал каранда­шом, углем, мелом — чем придется.

Однажды — это было 6 декабря 1829 го­да — Энгельгардт уехал на традиционный бал в дворян­ское собрание. «Казачок» Шевченко, оставшись один, за­жег свечу и стал срисовывать Платова с лубочной кар­тинки. Углубившись в работу, он не заметил, как возвра­тился его барин. Энгельгардт больно выдрал за ухо юно­го художника, а на следующий день кучер Сидорка, по приказу барина, выпорол Тараса на конюшне. Энгельгардт убедился, что из Тараса слуги не выйдет. Он решил сделать его своим «придворным» живописцем.

УЧЕНИК 2. Ничего нет странного в том, что, оказавшись вместе с другой челядью молодого барина в 1831 году в Петербурге и «законтрактовавшись» там на четыре года в мастерскую живописца Ширяева, Тарас случайно встретился с художником И. Сошенко (1836). Случайность обернулась закономерностью. Сошенко не мог не обратить внимания на одаренного юношу. Их встреча произошла в Летнем саду, где восемнадцатилетний юноша срисовывал статую Сатурна. После трудового дня Шевченко часто убегал в Летний сад, где находились слепки античных фигур. Иван Максимович Сошенко принял горячее участие в судьбе крепостного юноши, так как был очень добрым и отзывчивым человеком, и познакомил его с замечательным мастером живописи — профессором Ака­демии художеств. Брюлловым, со знаменитым поэтом Жуковским, с украинским писателем Е. Гребенкой. Они решили определить Шевченко в Академию художеств; но ему, как крепостному, доступ туда был закрыт. Нужно было освободить его от крепостной зависимости. Помещик назначил две с половиной тысячи рублей за выкуп своего художника. Деньги для выкупа были добыты своеобразным пу­тем: Брюллов написал портрет Жуковского, и этот порт­рет разыграли в лотерею. 22 апреля 1838 года Энгельгардт подписал Шевченко отпускную. Выдающиеся деятели русской и украинской культуры — К. П. Брюллов, В. А. Жуковский, А. Г. Венецианов, В. Григорович, Е. Гребинка, А. Мокрицкий и другие — помогли выкупить его из крепостной неволи.

УЧЕНИК 1. Тарас Григорьевич стал студентом Академии худо­жеств. Он учился у «Карла Великого», как прозвали зна­менитого художника Карла Брюллова. Полны глубокого смысла годы, проведенные им в Академии художеств, где он, любимый ученик Брюллова, прошел курсы различных наук и постиг высокий класс живописи.

(Обращение к картинам Т. Шевченко)

IV. СТАНОВЛЕНИЕ ШЕВЧЕНКО КАК ПОЭТА

УЧЕНИК 5. Стихи Шевченко — образец высокой, чистой поэзии, они отличаются простотой, ясностью, динамизмом. По собственному признанию, он начал писать стихи в светлые летние ночи 1837 года. В 1840 вышел сборник поэтических произведений Шевченко "Кобзарь». Многие из стихов «Кобзаря» вскоре после написания становились народными песнями. Они вдохновляли и продолжают вдохновлять композиторов, драматургов, художников, кинематографистов.

Стихи Шевченко помогали бороться с неправдой, несправедливостью, злом. В балладах и поэмах реальность тесно сплетается с фантастикой народных легенд и преданий; в основе сюжетов лежит несчастная, трагически обречённая любовь.

УЧЕНИК 6. "Катерина", например, вполне реалистическая поэма о горькой судьбе, отчаянии и самоубийстве простой крестьянской девушки, обманутой офицером и брошенной им с ребёнком на руках. С течением времени тема любви и женской доли приобретает в творчестве Шевченко всё большую историческую определённость.

В стихотворениях Шевченко звучала горячая любовь к родному народу, достойному лучшей доли.

ЧТЕЦ. Думы мои, думы моя,

Горе, думы, с вами!

Что вы встали на бумаге

Хмурыми рядами?

Что вас ветер не развеял

Пылью на просторе?

Что вас ночью, как ребенка,

Не прислало горе?..

УЧЕНИК 6. Этим обращением к своим поэтическим мыслям от­крывался «Кобзарь» Тараса Шевченко. Поэт посылал свои думы на Украину, мечтая о том, чтобы его сердеч­ное слово проникло в крестьянские хаты. Кобзарь — это украинский народный певец, сама мудрость и совесть народа.

ЧТЕЦ. Хорошо, кобзарь, отец мой,

Хорошо, что ходишь

На курган и словом, песней

Душу нам отводишь!

Таким было и слово Шевченко. Недаром по выходе книги его самого станут называть Кобзарем, а название «Кобзарь» «по традиции, - как скажет украинский советский поэт Максим Рыльский, - перейдет на все, сочиненное им в поэзии, объединяясь в сознании читателя этим чудесным магическим словом». «Кобзарь» необычайно популярен и переведен на многие языки мира. Шевченко унаследовал вековые духовные ценности, созданные украинскими и другими славянскими народами.

УЧЕНИК 5. Правдиво рисуя тяжелую жизнь угнетенных крестьян, он выражал сокровенные народные мысли о необходимости уничтожения крепостничества и самодержавия. Шевченко призывал к глубокому и серьезному изуче­нию крестьянской жизни: «Чтобы знать людей, надо жить с ними. А чтобы писать о них, надо самому быть челове­ком, а не бумагомарателем. Вот тогда пишите, и тогда работа ваша будет работой честной».

В «Кобзаре» Шевченко сильна революционно-демо­кратическая направленность — и в содержании, и в языке, и в поэтических образах. Шевченко выступает как яростный враг крепостного строя. Поэт раскрывает бездушие и жестокость «гнуснейшего и подлейшего сословия» — феодалов-крепостников.

УЧЕНИК 6. Поэма «Катерина» волновала читателей жизненной правдой и вселяла в их сердца не­нависть к панам-душегубам. Не раз впоследствии Шев­ченко возвращался к этой теме — поруганной женской любви. С нежностью рисовал поэт обиженных и несчаст­ных девушек, таких, как Катерина.

Поэма «Гайдамаки» (1841) — самая крупная из всех исторических поэм Шевченко; значение ее состоит в том, что поэт, рисуя образцы гражданской доблести в прошлом, вызывал тем самым невольные сопоставления с настоя­щим.

УЧЕНИК 1. Стихи Шевченко нашли широкое распространение в народе. «Кобзарь» зачитывали до дыр. Когда поэт в 1843 году, после многих лет отсутствия, приехал на роди­ну, он услыхал из уст крестьян и кобзарей свои песни и думы.

В дымных хатах, где из каждой щели сквозили нуж­да и бесправие, он чувствовал себя среди близких и род­ных. Поэт не раз вспоминал потом, в далекой ссылке:

ЧТЕЦ. И очень тяжко, страх как тяжко

В пустыне этой пропадать!

Еще трудней на Украине

Все видеть, плакать и молчать!

Украинские паны-националисты хотели сделать Шев­ченко «своим человеком». Напрасные старания! Борьба с крепостничеством и самодержавием стала основной темой его поэзии:

ЧТЕЦ. Нет, запоем мы песню славы

На пепелище роковом,

Мы цепь неволи разорвем,

Огонь и кровь мы на расправу

В жилища вражьи принесем.

«Вражьи жилища» — это усадьбы жестоких помещи­ков-крепостников. Шевченко писал по-русски эти стихи, полные страст­ного стремления к свободе, которую надо завоевать во­оруженной силой.

V. ПЕТЕРБУРГСКИЙ ПЕРИОД В ТВОРЧЕСТВЕ ШЕВЧЕНКО

УЧЕНИК 2. В феврале 1844 года Шевченко уехал в Петербург. Он хотел поскорее окончить Академию художеств, меч­тая затем переселиться на Украину. Еще путешествуя по родным местам, он задумал издать серию рисунков «Живописная Украина». Ему удалось выпустить в Пе­тербурге только шесть офортов этой серии — картины из прошлого Украины, из быта родного народа.

Один из офортов изображал приношение даров от трех держав Богдану Хмельницкому и украинскому на­роду в 1649 году. Шевченко запечатлел важный эпизод из родной истории, предшествовавший воссоединению Украины с Россией. Три посла — из Царьграда (Констан­тинополя), Варшавы и Москвы—прибыли с богатыми дарами для переговоров к Богдану Хмельницкому. На офорте Шевченко изобразил льстивые фигуры послов Турции и шляхетской Польши и противопоставил их спо­койному, мудрому русскому послу.

УЧЕНИК 3. Знаменательно, что Шевченко как художник обратил­ся к исторической теме из эпохи Богдана Хмельницкого, когда осуществились вековые чаяния и стремления укра­инского народа, воссоединившегося с великим русским народом. Шевченко вместе с передовыми деятелями русской культуры высоко оценивал прогрессивное значение этого события, связанного с деятельностью Богдана Хмельниц­кого, «великого воина и великого политика», по определе­нию В. Г. Белинского. Революционные демократы, отстаи­вая право Украины на национальную независимость, ведя борьбу против позорной политики царизма, натравливав­шего народы России друг на друга, понимали огромное значение исторического акта Переяславской рады.

Поэт записывает в своем «Дневнике»: «Странное, однако ж, это всемогущее призвание. Я хорошо знал, что живопись — моя будущая профессия… И вместо того… я сочинял стихи, за которые мне никто ни гроша не заплатил и которые, наконец, лишили меня свободы…»

Совместная борьба всех народов царской империи против внешних врагов, против самодержавия и крепост­ничества сплачивала их, укрепляла их нерасторжимую Дружбу.

VI. НОВАЯ СТУПЕНЬ ПОЛИТИЧЕСКОГО И ИСТОРИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ ПОЭТА

УЧЕНИК 4. Стихи и поэмы "Сон" (1844), "Кавказ" (1845), за которые царизм преследовал поэта, знаменовали новый этап в развитии украинской политической лирики и сатиры. В них Шевченко поднялся на новую ступень исторического и политического сознания. Здесь он гневно заклеймил самодержавие, призывал народы к общечеловеческому братству, прославлял борьбу народов России против колониального угнетения. Оба произведения знаменовали новый шаг в развитии реализма Шевченко, в развитии его революционно-демократических взглядов

УЧЕНИК 5. Написана сатирическая поэма «Сон» в июне 1844 года, которая стала шедевром мировой политической поэзии. Он изобразил ужасающую картину царского и помещичьего произвола в России времен Николая I. Едко, гротескно показан здесь Николай 1. Автор показал здесь Петербург, по­строенный на костях трудового народа, показал царских вельмож, «пузатых бар», самого «царя-батюшку» — жес­токого палача и угнетателя народов. Шевченко, обратившись к прошлому, резко осудил и Екатерину II за то, что она создавала свою империю, угнетая народные массы. Великий украинский поэт обли­чал и Петра I, его жестокость к трудовому люду.

В поэме «Сон» Шевченко вспоминает участников вос­стания 1825 года—декабристов, которые поднялись про­тив самодержавного режима.

(Звучит запись с исполнением стихотворения Т. Шевченко «Завещание»)

УЧЕНИК 6.В год создания своего знаменитого стихотворения «Завещание» (1845), в котором звучал прямой призыв к вооруженному восстанию, Шевченко написал, тоже в Переяславе, поэму «Кавказ». Эта поэма стала интернациональным манифестом всего передового искусства. Поэт воодушевляет порабощенные народы, зовя их к восстанию:

ЧТЕЦ. Вы боритесь — поборете!

. . . . . . . . . . .

С вами правда, с вами слава

И воля святая!

В марте 1845 года Тарас Шевченко получил диплом об окончании Академии художеств со званием свободно­го художника. Он снова отправился на Украину. По поручению Ар­хеографической комиссии Шевченко ездил по Волыни и Подолии, Киевщине и Полтавщине, зарисовывая памят­ники украинской старины. В это время он написал поэ­мы «Еретик», «Батрачка», «Ведьма», «Слепой» («Не­вольник») и много прекрасных лирических стихотворе­ний. Поэма «Еретик» была посвящена чешскому ученому Шафарику, автору книги «Славянские древности».

УЧЕНИК 1. В поэме «Еретик» Шевченко создал героический об­раз чешского реформатора XV века Яна Гуса. Поэт изобразил Гуса поборником народной правды, смело выступающим против немецких баронов-захватчиков и католических князей церкви.

И современники мысленно переносили действие поэмы в свое тяжелое время, когда вокруг царили гнет и на­силие. Ян Гус звал народ к борьбе, и на его горячий призыв собирались обездоленные, ограбленные крестьяне. Но жирные, откормленные монахи, кардиналы, бароны — «лютые звери в овечьей шкуре», — прикрывшись «божьим словом», осудили Гуса на сожжение. Ян Гус погиб смертью героя, но слово правды оста­лось жить, зовя народ к борьбе за свободу и счастье. Поэма «Еретик», нелегально распространявшаяся среди революционно настроенной молодежи, была широ­ко известна в России.

(Звучит мелодия песни «Звездопад»)

VII. ИНТЕРЕС К РУССКОЙ ИСТОРИИ И ЕЕ ГЕРОЯМ

Ученик 2. В Новопетровской крепости Шевченко написал ряд повестей на русском языке: «Художник», «Музыкант», «Княгиня», «Близнецы» и другие. В этих повестях со­держится богатый автобиографический материал. Шев­ченко рассказывает о своем детстве, о годах ученичества, правдиво рисует образы друзей и врагов.

Велика была моральная сила Шевченко. Когда, в 1857 году, его наконец освободили, поэт воспрянул, как будто сбросил с себя тяжесть долгих лет ссылки. «Мне кажется, что я точно тот же, что был и десять лет тому назад. Ни одна черта в моем внутреннем образе не изме­нилась. Хорошо ли это? Хорошо…» — писал он в «Днев­нике».

УЧЕНИК 1. По возвращении из ссылки он жадно читал русскую демократическую литературу, которую ему с трудом уда­валось находить в последние годы.

Проезжая мимо одного села, Шевченко узнал, что недавно местные крестьяне подожгли помещичий хлеб. Он почувствовал в этом проблеск народного возмущения крепостничеством и занес в «Дневник»: «Отрадное проис­шествие». Когда Шевченко прибыл в Нижний Новгород, ему бы­ло объявлено, что въезд в царскую столицу для него за­крыт. Ему пришлось прожить около полугода в Нижнем. «Теперь я на воле… На такой воле, как собака на при­вязи», — писал из Нижнего Шевченко своему другу, зна­менитому актеру М- С. Щепкину.

УЧЕНИК 3. Здесь же, в Нижнем, Шевченко написал еще несколько ярких лирических стихотворений. В одном из них, обраща­ясь к своей доле, поэт говорит:

Мы не лукавили с тобою,

Мы прямо шли, и ни зерна

У нас неправды за собою.

И действительно, правдив от начала до конца был путь Шевченко.

Произведения Т. Шевченко, созданы в разных жанрах и различных условиях.

Измученный лишениями ссылки, тюрьмами и солдат­чиной, поэт задумал поселиться на Украине, среди той природы, которую он так любил и так великолепно вос­певал. Но из этих планов ничего не вышло. Его сразила тяжелая болезнь (водянка). Утром 10 марта 1861 года Шевченко умер. Ему было всего сорок семь лет.

УЧЕНИК 4. Не сразу исполнилось желание поэта быть похоронен­ным на Украине. В холодный мартовский день над рас­крытой могилой на Смоленском кладбище, в Петербурге, собрались многочисленные друзья. Много было пролито слез над могилой, много сказано сердечных слов: Прощальные речи звучали на украин­ском, русском и польском языках. В похоронах участвовали Некрасов, Салтыков-Щедрин, Тургенев, Курочкин и многие другие известные писатели. Н. А. Некрасов написал стихотворение на смерть Шевченко, которого назвал «русской земли человек заме­чательный». Осуждая самодержавный режим, загубивший поэта, Некрасов писал о Шевченко:

УЧЕНИК 5. На могиле Шевченко, на Чернечьей горе, близ Канева, воздвигнут величественный памятник. Бронзовая фигура певца украинского народа высится над широкой гладью Днепра, над лугами и полями Украины. В юбилей­ный день, цветущей весной, поэты разных националь­ностей читают на могиле Шевченко его знаменитое «Завещание» — каждый на своем родном языке. Произведения Тараса Шевченко изданы на тридцати восьми языках народов бывшего СССР тиражом свыше восьми миллионов экземпляров.

Музыкальность стиха Шевченко поразительна. Тарас Шевченко по праву считается основоположни­ком новой украинской литературы. Как Пушкин в рус­ской поэзии, Шевченко создал свой поэтический язык, реалистически точный, насыщенный образами, мыслями и чувствами родного народа.

(Звучит мелодия «АVE MARIA»)

Обращение к памятнику Т. Шевченко

Наши услуги



Мир учителя © 2014–. Политика конфиденциальности