Бакишев Мухамбетжан Жексенбаевич
Тип урока: Комбинированный урок.
Цель урока:
изобразить простым карандашом линейный рисунок натюрморта;
сформировать у учащихся конкретное представление о геометрическом теле;
развивать творческие способности и навыки в работе простым карандашом.
Задачи урока:
Познавательные:
Формировать умения и навыки владения графическим материалом. Дать представление о линии (напомнить).
Развивающие:
Развивать умение анализировать форму предметов.
Осваивать законы изобразительной грамоты.
Воспитывающие:
Развивать внимание, наблюдательность и усидчивость.
Материалы к уроку:
Для учителя: гипсовые геометрические тела,карандаш и компьютер с проектором, фильм «Рисование с натуры натюрморта из геометрических тел.»
Для учащихся: рабочие тетради для терминов по изобразительному искусству, простые карандаши, ластик, бумага для рисования формата А4.
План урока:
Организационная часть.
Объявление темы.
Просмотр фрагментов фильма-урока.
Практическая работа.
Мини-выставка и краткий анализ.
Задание на дом.
Ход урока.
Организационная часть.
Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. На столе — тетрадь в клеточку, формат А4, набор простых карандашей, ластик.
Объявление темы.
Ребята, посмотрите на постановку. Вы видите группу геометрических тел. Каких?
Куб, конус и цилиндр. К какому жанру можно отнести эту группу тел? Натюрморт. А кто даст определение натюрморта? Натюрморт — это картина с так называемой мёртвой природы (цветов, фруктов, предметов быта, гипсовых слепков и т. п.) в определённом сочетании. Языком вещей он рассказывает о самых разнообразных сторонах жизни.
Просмотр фрагментов фильма.
Попробуйте выделить основные этапы построения натюрморта и записать в рабочую тетрадь.
Практическая работа.
На уроке вам нужно решить такие задачи:
расположение композиции рисунка;
перспективное построение каждой отдельной геометрической формы;
правильная передача взаимного расположения в пространстве;
правильное изображение пропорций геометрических тел.
1-й этап. Решение расположения листа вертикально или горизонтально.
Начинают рисунок группы геометрических тел с обобщённого наброска всей группы без выделения отдельных предметов.
Вначале короткими отрезками определяют конечные точки группы тел по горизонтали и по вертикали
Затем они соединяются в своеобразную геометрическую фигуру, очерчивающую основные границы всей группы
Первые карандашные засечки (линии) определяют и композиционное расположение рисунка всей группы, и её пространственное расположение, т. е. лист для рисования располагается горизонтально или вертикально.
2-й этап. Прорисовка линиями общих размеров и очертаний каждого геометрического тела.
Сравнивать объёмные отношения одного тела по отношению к другому, уточняются пропорции тел по высоте, ширине.
Определить уровень горизонта (он находится на уровне глаз) и уровень перспективного сокращения плоскости, на которой расположена изображаемая группа предметов. Отсюда зависят пространственные отношения между предметами, степень перспективного сокращения их плоскостей (оснований, боковых граней), углы расположения ближайших задних граней.
Все предметы изображаются, как будто они прозрачны или сделаны из проволоки. Для этого прорисовываются и те грани и рёбра, которые невидны в натуре. Проверяем нижнее основание куба и нижнее основание описанной вокруг цилиндра призмы, чтобы не было проникновения куба в цилиндр
Всё построение ведётся тонкими линиями со слабым нажимом. Одновременно стираются вспомогательные линии, линии построения. Отделяем линией горизонтальную плоскость стола от вертикальной плоскости стены
Следите за тем, чтобы формы и размеры предметов, а также их расположение относительно друг друга, были нанесены правильно. Особое внимание уделите овалам. Описывая изгибы, держите карандаш дальше от грифеля и проводите эти линии плавным движением руки от запястья. Нарисуйте контуры блика на конусе, если его увидите.
Мини-выставка и краткий анализ.
Поднимите свои рисунки для демонстрации и покажите их мне.
Задание на дом.
Составьте из трёх спичечных коробков натюрморт и сделайте линейную зарисовку. Коробки как бы прозрачные. Покажите на рисунке невидимые рёбра коробков.
Тема урока : Рисунок в цвете "ОСЕНЬ"
Цель и задачи урока:
- обратить внимание детей на особенности признаков осени в природе, на красоту форм и окраски растений;
- развивать у детей умения писать кистью, пользуясь разными приемами: широкими и плавными мазками и линиями, концом кисти, примакиванием кисти к бумаге и мелкими мазками;
- прививать навыки пространственного расположения рисунка в месте;
- учить заполнять цветом весь рисунок.
Оборудование для урока ИЗО:
Для учителя:
репродукция картины И.Левитана "Золотая осень":
-иллюстрации художника А. Белюкина на стихи А.Пушкина в книге "Уж небо осенью дышало":
- Большой лист бумаги и все необходимое для демонстрации последовательности выполнения работы красками.
Для учащихся:
- Белая и цветная бумага (голубая, светло серая, желтоватая или бледно зеленая);
- Краски;
- Кисти и все необходимое для выполнения работы красками.
Уроку предшествует наблюдение учащимися за деревьями в школьном саду.
Ход урока:
1. Организационный момент
2. Сообщение темы урока.
После проверки готовности класса к уроку учащимся
Учитель говорит, что на уроке они будут рисовать осенние деревья. Но сначала им необходимо вспомнить свои наблюдения за природой, деревьями в школьном саду во время прогулки.
3. Беседа.
4. Вопросы учителя:
а) Какое время года?
б) Какие изменения произошли осенью в жизни растений?
в) Чем деревья отличаются друг от друга?
Ответы учащихся обобщаются:
- Наступила осень, и природа вокруг нас изменилась. Деревья, кусты и травы стоят в осеннем наряде.
- Листва на деревьях осенью очень разнообразна по цвету. Она имеет зеленые, красные, желтые и другие оттенки. Листьев на деревьях становится все меньше. Они падают, кружатся на ветру, ложатся красивым ковром на землю.
- Мы наблюдаем за деревьями различных пород. Они отличаются друг от друга по форме, цвету стволов и листьев. Ветки у них тоже располагаются не одинаково. Но у всех деревьев стволы толще внизу и тоньше к верху, ветки располагаются вокруг ствола, на больших ветках и маленьких веточках располагаются листья. Основание передних деревьев мы видим ниже, чем основания дальних, основания деревьев расположены на земле, а за деревьями видно небо.
- Работа с иллюстративным материалом.
Затем внимание детей обращается на репродукцию картины И.Левитана "Золотая осень".
- Нравится ли эта картина?
- Объясните почему?
- Как вы думаете, почему художник так назвал свою картину?
Рассматривая картину, учащиеся обращают внимание на красоту природы изображенную художником, на яркость и разнообразие осенних красок, с помощью которых отражена эта красота.
- Назовите деревья, которые вы видите на картинке?
- Укажите, какие деревья на переднем плане и объясните, как они изображены на картине.
- Почему мы сразу видим, какие деревья ближе расположены к нам, какие дальше?
На эти же особенности внимание детей обращается и при просмотре иллюстраций художника А.Белюкина на стихи А.Пушкина:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса;
Люблю я пышное природы увяданье
В багрец и золото, одетые поля…
А так же на то, как поэт и художник передают свои чувства и отношения к природе осенью.
Затем учащиеся снова вспоминают свои наблюдения в школьном саду и стараются передать их в рисунке кистью и красками.
Учащиеся выполняют рисунок во весь лист, положив его по горизонтали.
5. Показ и объяснение учителя.
Учитель предлагает обозначить землю вдвое уже, чем небо. Затем показывает, как подобрать на палитре цвет неба и сверху вниз (слева направо) до горизонтальной линии нанести эту краску на бумагу, как нарисовать облака. Тем детям, которые работают на цветной бумаге, цвет неба заменит ее цвет.
- Затем учитель показывает, как с помощью цвета обозначить землю. Для этого берет коричневую, желтую или зеленую краску.
- После просыхания фона дети пишут деревья (сразу кистью без предварительного прорисовывания карандашом.)
Учитель объясняет, как надо писать кистью, чтобы было понятно, какие это деревья и что одни из них расположены ближе, другие дальше.
- Сначала легкими линиями намечаем стволы деревьев. Делаем это быстрыми движениями снизу вверх, не забывая при этом, что внизу стволы шире, а кверху уже.
- Потом рисуем ветки. Располагаем их не симметрично, как это обычно рисуют маленькие дети, вокруг стволов, так чтобы некоторые ветки загораживали другие, как это наблюдается в природе.
- Цвет стволов пишем широкими мазками кисти.
- Потом легкими плавными линиями намечаем ветки, веточки и листву на деревьях. При этом используем еще один работы - метод примакивания кисти к бумаге.
- И, наконец, уточняем детали. Деталь прописываем кончиком кисти. Для работы используем разные краски, как в чистом виде, так и смешанные между собой.
После объяснения весь иллюстративный материал убирается, чтобы он не мешал детям использовать свои личные впечатления.
6. Электронная музыкальная физкультминутка.
7. Самостоятельная работа учащихся.
Учащиеся приступают к самостоятельной работе
Во время работы включается музыка П.Чайковского "Времена года". Под звуки тихой музыки дети выполняют свои рисунки.
8. Выставка рисунков.
Проводится выставка работ и их анализ.
9. Итог урока.
Чему учились на уроке?
- Что вам больше всего понравилось на уроке ИЗО?
- О чем вы расскажите дома?
Сабақ тақырыбы: “ Адам басын бейнелеу ”
Сабақтың мақсаты:
1. Оқушыларға портреттік жанр туралы түсінік беру; портрет жасау техникасымен таныстыру; барлық кезеңдерді ретімен орындауға үйрету; бет әлпет бөліктерінің салыстырмалы көлемдерін жасауға үйрету, шынайы үлгімен ұқсастығына жету.
2. Портретті бейнелеу кезінде зейінін, байқағыштығын, көз қаперін дамыту.
3. Оқушыларды достарын, туған туыстарын сыйлауға үйрету.
Шұғылдану түрі: жазықтықта бейнелеу.
Сабақ түрі: адам басын бейнелеу әдістерін меңгеру.
Мұғалімге арналған жабдықтар: фотографиялар, суретшілердің графикалық және көркем шығармалары, бас құрылымының сызбасы — кесте.
Оқушыларға арналған жабдықтар: альбом, қара қарындаш, өшіргіш, акварелді бояу, бояу жаққыш.
Сабақ жоспары:
1. Ұйымдастыру кезеңі
2. Жаңа тақырыпты түсіндіру
3. Адам басының кезеңді құрылымын көрсету
4. Тәжірибелік жұмыс
5. Суреттерді көру
6. Үй жұмысы
Оқушыларға атақты суретшілердің портреттерін қарауға мүмкіндік беру. Бейнелеу өнерінің осы жанрын атаңыз.
Портрет француз тілінен аударғанда - “бейнелеу” дегенді білдіреді. Белгілі нақты бет әлпеті бейнелеуге арналған көркем сурет, мүсіндеу және графика жанрларының бірі портрет болып табылады. Адамды бейнелейтін суретші портретист, ал оның жұмысы портрет деп аталады. Портреттің негізгі мақсаты — адаммен ұқсастығын, сонымен қатар мінезін, көңіл күйін, денсаулығының ұқсастығын беру болып табылады. Портрет жанры бірнеше мың жылдар бұрын пайда болған. Ежелгі Египетте египеттік фараондардың алып тас мүсіндері пайда болды. Өлімнен кейін жаны оңай орнау үшін портреттік ұқсастық берілген. Портрет жанры Римде Қайта өркендеу дәуірінде көп тараған. Өткен ғасырлардың суретшілері және біздің замандастарымыз портретте тек сырттай бет әлпетін ғана емес, сонымен қатар адам мінезін, жекелігін, бай жан дүниесін беруге тырысады.
Оқушылармен бірге портретті қарастырып, келесі сұрақтарға жауап берулерінеталап қою:
• Портретте кім бейнеленген?
• Оның жасы нешеде?
• Оның көңіл күйі қандай?
• Оның мінезі қандай?
• Оны сендер қалай анықтайсыңдар?
Тәжірибелік жұмыс.
Портретін бейнелеу қажет адамға мұқият қарап алу керек. Ең алдымен, өзің үшін бас пішіні қандай, шашы қандай екенін белгілеп алу керек, көз, мұрын, ерін пішіндеріне назар аудару керек.
Бет әлпеттерінің пропорциясы: жоғары қарай ұлғаятын және төмен иегіне дейін тарылатын, басы сопақ пішінді. Бет әлпетінің жалпақтығы жақ сүйектерімен анықталады, төменгі жақ сүйегі сопақ пішінді.
Бас жалпақтығының биіктікке арақатынасы шамамен үштен екі бөлігі. Бет әлпетін бейнелеу үшін басы көлденең сызықтармен үш бөлікке бөлінеді: ұшынан қабақ үсті доғаға дейін, қабақ үсті доғадан мұрын ұшына дейін және мұрын ұшынан иекке дейін. Көзінің ұзындығы бет әлпеті жалпақтығының төрттен бір бөлігіне тең; көз арасындағы қашықтық — төрттен бір бөлігі, көзден бет әлпетінің сопақтығына дейін — сегізден бір бөлігіне тең.
Мұрын ұштарының ені шамамен көз арасындағы қашықтыққа тең, оны көздің ішкі бұрыштарынан мұрын ұшын белгілейтін сызыққа дейін тік сызықтар жүргізе отырып, анықтауға болады.
Еріннің орналасуын анықтау үшін мұрыннан иекке дейінгі қашықтық үш бөлікке бөлінеді: біреуі мұрыннан ерін қиығына дейін, екеуі — ерін қиығынан иек ұшына дейін. Ауыз мұрын ұштарынан бірқатар жалпағырақ келеді. Құлақтар қабақ үсті доғадан мұрын ұшына дейінгі орта қиықта орналасқан.
Сабақтың соңында шолу және талдауға оқушылардың өздерін тарта отырып, композициялық және түстік шешімге назар аудара отырып, талдау жұмысын жүргіземіз.
Үй жұмысы
Мүмкіншілік бойынша бас құрылымының сызбасын қолдана отырып, адам бет әлпетінің ерекшеліктерін беру керек.