Россия, Республика Саха(Якутия), Анабар
МБОУ Анабарская улусная гимназия
Учитель русского языка и литературы
Дьячковская Мария Александровна
ВВЕДЕНИЕ.
В стране происходят глубочайшие изменения. Идет процесс формирования нового человека, в котором гармонически сочетаются духовное богатство, чистота и физическое совершенство. В этом процессе наиболее важное место занимают вопросы нравственного воспитания. В условиях рыночных отношений, свободы и суверенитета республики изменяется нравственный облик современного человека, старые стереотипы заменяются новы- ми нормами поведения. Для формирования нового человека как личности требуется усиление целенаправленной деятельности школы и учителя –наставника. Содержанием этой деятельности должно быть воспитание личности с высокими нравственными качествами и культурой поведения.
Для достижения наилучшего результата в воспитании необходимо учитывать такой фактор, как особенности национальной педагогики. Одним из действенных средств воспитания нравственности являются прогрессивные традиции, обычаи, обряды, в которых воплощена народная мудрость. В педагогическом смысле народные традиции, обычаи и обряды представляют интерес как отражение многовекового опыта воспитания и обучения детей. У народов Севера издавна сложилась своеобразная по содержанию, формами методам система народной педагогики. Она способствовала коренным народам сохранять и воспроизводить себя из поколения в поколение в экстремальных условиях Крайнего Севера. Народное воспитание, проверенное практикой самобытной жизни и деятельности долган, стало естественной и общественной потребностью их выживания как этноса. Допустить исчезновение любого народа, как бы он ни был малочислен, мы не имеем права. Ибо каждый народ принадлежит не только самому себе, но и всему миру.
ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ОБЫЧАИ И ТРАДИЦИИ ДОЛГАН.
Долганы –самый молодой этнос Сибири. Их формирование шло в течение 18- 19 в.в. на территории Таймырского полуострова. Этот народ сложился в результате сближения различных этнических групп: эвенкийских родов «долган», «донгот», якутских оленеводов, затундренных крестьян ( русские старожилы), илимпийских ненцев, энцев.
По данным переписи населения 2002 года в Р.С.(Якутии) -1.3 тысячи человек.
Долганы сохранили свой язык, свою самобытную культуру, любовно оберегаемую старшими поколениями и развиваемую национальными творческими коллективами. У долган своя древняя, уходящая в глубину веков, насыщенная и богатая на события история, сохранившаяся
в народной памяти.
Главное место в сохранении культурных традиций народа занимает передача опыта, жизненных установок и ценностей от старшего поколения к младшему, от родителей к детям.
Среди народных традиций, обычаев, установок, регулирующих поведение детей, особое место занимают устойчивые традиции культа предков, старших, родителей. Люди справедливо отмечают, что человек, оторванный от своего народа, не впитавший его культуру, подобен дереву, которого лишили корней. Весьма мудрым и поучительным является народное поучение: « без любви к старым людям нет любви и к детям». Чем теснее преемственность поколений,
тем лучше для воспитания молодых, для жизни старших и престарелых.
Рядом с культом предков наиболее живучими является культ родителей, старших по возрасту. У долган не принято звать старших по возрасту родственников по имени. Обращение к ним по общепринятым названиям родственных связей ( тетя, дядя, старший брат и т.д.).
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ.
Эстетическое отношение к природе следует развивать с самого детства, считают долганы, «то есть будить в ребенке художника раньше, чем улица разбудит в нем потребителя, а то разрушителя природы». В процессе адаптации к окружающей среде у оленеводов, рыбаков, охотников выработался комплекс правил и запретов, позволяющих использовать природные ресурсы, не истощая их, не нарушая стабильной экологической системы. У долганского народа множество обычаев, поверий, обрядов, связанных с природой. Как связать экологические традиции коренных народностей с охраной природы — в этом и заключается задача работников экологического просвещения. В системе экологического образования большое значение имеют музеи, так как любой посетитель может ознакомиться с растительным и животным миром, культурой народа, патриотической, природоохранной тематикой. В 1999 году в улусе был открыт этнокраеведческий музей. При проведении экскурсий, бесед, экологических уро- ков сотрудники музея часто используют местные примеры, традиции и верования долган, прежний уклад жизни, традиционные виды хозяйствования. На базе Саскылахской средней школы уже несколько лет организовано научно — исследовательское общество «Розовая чайка». Руководитель общества Болхоева Н.Н., педагог-энтузиаст, отличник Просвещения РФ. Ребята ежегодно проводят различные экологические конкурсы, мероприятия, исследуют природу родного улуса, являются призерами всероссийских, республиканских экологических конкурсов. Итак, любовь к природе порождает чувство любви к родным местам, к родному краю, развивает умственные силы, наблюдательность, сообразительность.
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ.
Долганы считают универсальным средством воспитания и физического развития детей игры, так как игры развивают детей не только физически, но и умственно, нравственно и эстетически. Большинство родителей считают игру не как простую забаву, а как оздоровительное и воспитательное мероприятие, поощряют детей любого возраста. Для детей среднего и старшего возрастов большое значение имели и имеют подвижные игры и спортивные состязания по национальным видам спорта.
В физическом развитии большое значение имеют национальные танцы, акробатические и театрализованные игры, которые имеются у народов Севера. Руководство Анабарского улуса по- настоящему заботится о развитии культуры, творческих талантов. Так, детский фольклорно — танцевальный ансамбль «Хейро», в переводе « Чайка», своим танцевальным искусством известен далеко за пределами улуса. Учащиеся хореографического класса ДМШ под руководством Спиридоновой Я.Н., фольклорный, танцевальный ансамбль «Алан» ( Алмазы Анабара) успешно участвует и представляет северные танцы родного улуса на республиканских, региональных, международных конкурсах, фестивалях. Репертуар ансамбля состоит из сценических танцев, созданных на местном фольклорном материале. В ритме танца дети отражают и усваивают обычаи и традиции своего народа.
ДОЛГАНСКИЙ ФОЛЬКЛОР.
Памятники народной педагогики хранятся народом в созданных им сказках, легендах, преданиях, эпосах, пословицах и загадках, преломляются через призму национальных обычаев и традиций и в конечном счете имеют цель целенаправленно воспитывать и обучать молодое поколение на лучших идеалах народных масс. Духовная культура долган воплотилась в многожанровом устном народно — поэтическом творчестве: в мифах, загадках, преданиях, сказках и песнях.
В древности загадки у многих народов Крайнего Севера имели магическое значение и входили в трудное задание для испытания героя. Например, долганы во время охоты на диких оленей отгоняли от себя мысль, что они будут убивать оленей, так как, по их представлениям, мысль могла выйти из головы через рот и предупредить оленей об опасности. Поэтому был даже такой обычай у них во время сборов на охоту коллективно загадывать и отгадывать загадки, потому что это влияло на положительный результат охоты. Также существовали и определенные сроки и запреты загадывания в неположенное время. Временем активного загадывания являлись глубокая осень и зима.
И, наконец, когда дети становятся взрослыми, им рассказывали предания. В них названия родов, личные имена, географические названия соответствуют действительности. Рассказчики помнили все поколения, вплоть до своего. Таким образом, у молодежи вырабатывались знания правил норм и поведения, морали.
Первые сведения об окружающем мире долганские дети получали из сказок. Они обычно начинались с вопроса познавательного характера, ответ на который давался в художественной поэтической форме. Во время рассказов старики рисовали на земле следы птиц, животных, которые затем на охоте показывали детям в действительности.
Песни тундровика. Как назвать этот жанр? Авторской песней или просто импровизацией? Но песни рождались отнюдь не от желания петь, а скорее всего, чтобы скоротать длинные полярные ночи и чтобы облегчить суровую и трудную жизнь северного человека. Пел охотник о том, что видел вокруг: белый снег, снегом покрытые холмы и поляны, речки, озера. Изучая и исследуя фольклор своего народа, гимназисты участвуют в научно-практической конференции « Шаг в будущее».
« К нашему сожалению, существовавший фольклор нашего региона, т.е. Анабарского района до нас не дошел. Но часть его, какие-то крохи приходится собирать, буквально по крупицам, т.е. по строкам, по словам»,- говорит Сокольникова Х.Н., ветеран педагогического труда, отличник просвещения РФ, автор книг « Мифы и сказки народов Севера», «Философия кочевой жизни». Автор книг со скрупулезной тонкостью описывается жизнь и быт коренных кочевых жителей. Из этих книг можно почерпнуть названия предметов домашней утвари, секреты ведения домашнего оленеводства, охотничьего промысла, рыболовства, особенности национальной одежды и пищи, узнать о верованиях, предсказаниях, методах лечения предков.
Книга уникальна, потому вызывает огромный интерес и может применяться в школе в рамках цикла «Кыыс Куо» и «Урун Улан».
В последнее время про жизнь, язык и культуру долганского народа печатается достаточное количество материалов. Редакция улусной газеты «Анаабыр уоттара» планово занимается выпуском произведений местных авторов. Например, опубликованы сборники К. Шубина « Обугэлэр суолларынан», Н.Л.Туприна-Кэгиилээх уола « Сана кустуга» и др. В этих произ-ведениях многие авторы, употребляя местный диалект, воспевают неповторимую северную природу, историческое прошлое народов края, пишут про талантливых, мужественных тружеников тундры. Ежегодно в школах улуса устраиваются поэтические вечера, где местные поэты и писатели знакомят детей со своим творчеством.
НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ.
Самым положительным нравственным качеством долган является их трудолюбие, благодаря которому они приспособились к суровым климатическим условиям. Жизненная практика подтверждает, что трудовые традиции среди народов Севера поддерживаются всеми, начиная с детей и кончая глубокими стариками. Трудовой процесс включает в себя сложную систему взаимоотношений между людьми. В процессе этих взаимоотношений формируется и сам человек, шлифуются, полируются его высокие нравственные и духовные качества. Хотя на первых порах труд бывает маленьким, незначительным, но самостоятельным и творчество детей развивает наряду с другими необходимыми для созидательного труда качествами и нравственность.
Отличительными чертами характера долган признаются их щедрость, приветливость, гостеприимство. При продолжительной темной холодной полярной ночи на Севере, при замкнутой и обособленной жизни появление гостя является большим, радостным событием. Гостя, прибывшего издалека, они обязательно попросят, чтобы он заночевал, задержался, отдохнул у них, делясь новостями, рассказами. А перед отъездом гостю преподносят подарок.
Этот обычай сохранился до сих пор.
Суровые природные условия у народов Севера выработали чувство жалости и сердобольности. Жалели дряхлых стариков, сирот, людей, имеющих природные недостатки, нищих и маленьких детей. Жалость вытекает из чистого чувства совести, из сознания того, что они тоже люди, хотят жить по-человечески. У северян принят такой обычай: старика, инвалида, сироту содержать за счет того рода, к которому они принадлежат. Этот обычай сохранился до сих пор,
престарелого человека или сироту принимают родственники, не отправляя в детский дом или в дом престарелых.
У народов Севера широко распространен обычай почитания огня. Они бросают в огонь кусочки пищи, «угощая его». Этот обычай также имеет большое воспитательное значение в том смысле, что люди с уважением относятся к огню, как к очагу света, тепла. В связи с этим были выработаны определенные правила обращения с огнем: Нельзя плевать в огонь, нельзя играть с огнем и др. В наши дни традиционно проводится долганский обряд очищения и ритуал преклонения очагу-костру как символу жизни во время церемонии открытия Дня кочевников
Анабарской тундры, праздника Байанай и других культурных мероприятий.
Солнце на Севере почиталось не только как источник жизни, но и как символ высоко- нравственного идеала: Добрый человек как солнце, а злой как змея. В приполярной зоне почти полгода не бывает солнца, люди живут, трудятся при полярной ночи, в сумерках и темноте.
Вот почему весной, когда солнце впервые после полярной ночи появляется на небосклоне долганы надевают праздничную национальную одежду и весело отмечают это событие. К этому событию готовятся и школьники, в течение месяца учащиеся вместе с классными руководителями репетируют концертные номера, учат стихи долганских поэтов, разучивают северные песни, ищут игры народов Севера, изготавливают реквизиты, рисуют, занимаются сбором фотографий, готовят творческие работы- презентации. Все эти занятия расширяют кругозор учащихся, предусматривают активное включение учеников в творческую работу, вызывают неподдельный интерес к истории, традициям, обычаям своего народа.
СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ.
Главная задача семьи - воспитание детей, достойной смены старших поколений. И здесь решающая роль принадлежит родителям - матери и отцу. В народной педагогике материнство рассматривается как высшая социальная ценность, как естественная потребность в продолжении человеческого рода. Все народы заслуженно возвеличивают женщину — мать, создают культ матери. Подчеркивая роль матери в воспитании детей, народ сложил меткую пословицу:
« Отец умрет- одна сирота, мать умрет- две сироты». Уважительное отношение к матери сохранилось и в наше время. Широко отмечают День Матери у нас в улусе, ведь долганские семья отличаются многодетностью. В многодетной семье каждый ребенок привыкает к самостоятельному труду, дисциплине, взаимопомощи. В такой семье не проявляется неразумная опека детей, и они меньше заласканы и избалованы. Специфические особенности воспитания детей в семье в условиях Крайнего Севера своими истоками уходят к жизненным традициям и обычаям, связанными с продолжением рода и активным участием в трудовой деятельности. У местного населения ценности и приоритеты сохранились до наших дней: ответственность и взаимопомощь ( особенно между родственниками); моральные требования, предъявляемые к детям,
подкрепляются конкретными примерами поведения взрослых; в практическом обучении детей особая роль принадлежит наглядному примеру взрослых; немногословность и сдержанность в речах, осмотрительность и осторожность в делах; доброта к окружающим, бережное отношение к родному краю, тундре, стремление сохранить ее для будущего поколения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Воспитание и образование в современном обществе не могут эффективно функционировать, не могут даже просто существовать вне народной педагогики, без этнопедагогики. Народная педагогика — педагогика национального развития, подъема, возрождения, одновременно — это и педагогика этнического самовоспитания, создающая личность патриота, сына народа с высокоразвитым чувством национальной гордости и человеческого достоинства.
Нравственные и духовные заповеди долган тесно связаны с их традициями и обычаями, которые представляют собой совокупность педагогических ценностей и воспитательного опыта, сохранившихся в устном народном творчестве, обычаях, обрядах. Главное место в сохранении культурных традиций долган занимает передача опыта, жизненных установок и ценностей от старшего поколения к младшему, от родителей к детям.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА.
1. Афанасьев В.Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока.-Якутск.
-1979.
2. Анабарский улус. История. Культура. Фольклор. — Якутск-2005
3. Волков Г.Н. Этнопедагогика.
4. Неустроев Н.Д. Этнопедагогика народов Севера.- Якутск-1999.
5. Попов А.А. Долганский фольклор. Ленинград.-1935.
6. Сокольникова Х.Н. Фольклорное наследие северных народов. –Якутск-2005
7. Энциклопедия. Артика- мой дом. –Москва. -2000.