link417 link418 link419 link420 link421 link422 link423 link424 link425 link426 link427 link428 link429 link430 link431 link432 link433 link434 link435 link436 link437 link438 link439 link440 link441 link442 link443 link444 link445 link446 link447 link448 link449 link450 link451 link452 link453 link454 link455 link456 link457 link458 link459 link460 link461 link462 link463 link464 link465 link466 link467 link468 link469 link470 link471 link472 link473 link474 link475 link476 link477 link478 link479 link480 link481 link482 link483 link484 link485 link486 link487 link488 link489 link490 link491 link492 link493 link494 link495 link496 link497 link498 link499 link500 link501 link502 link503 link504 link505 link506 link507 link508 link509 link510 link511 link512 link513 link514 link515 link516 link517 link518 link519 link520 link521 link522 link523 link524 link525 link526 link527 link528 link529 link530 link531 link532 link533 link534 link535 link536 link537 link538 link539 link540 link541 link542 link543 link544 link545 link546 link547 link548 link549 link550 link551 link552 link553 link554 link555
Ольга Николаевна
Должность:Редактор
Группа:Команда портала
Страна:
Регион:не указан
"Архетип цветка в славянской и тюркской культурах"

Россия, ЯНАО, г. Ноябрьск

МАОУ СОШ №2 УИИЯ

Учитель русского языка и литературы

Рылова Надежда Александровна

"Архетип цветка в славянской и тюркской культурах"

Форма урока: этнокультурный диалог ( 5 класс )

Цель урока: на материале славянской легенды о васильке и тюркской о тюльпане раскрыть национальную символику этих цветов.

Модель урока:

Тюркские фольклористы

Тюркские Этнокультурологи Славянские Этнокультурологи

Славянские фольклористы

Цветы почитаются людьми с древнейших времен .Цветы запечатлены в легендах и песнях, фресковых росписях и скульптурных композициях. Все это свидетельствует о том, что национальные цветы наполнены символическим содержанием. В славянской культуре это василек, в тюркской — тюльпан. Наша задача - на материале легенд объяснить значение цветов-архетипов в национальной картине мира славянского и тюркского народов.

1.Славянские фольклористы.

Однажды Небо упрекнуло Ниву в неблагодарности: «Все, что населяет землю, благодарит меня . Птицы посылают мне пение, цветы — благоухание и цвет, а ведь

Именно я наполняю корни злаков водой». «Я тебе благодарна, - отвечала Нива. — Я украшаю пашню изумрудными побегами ржи , которые осенью становятся золотыми . По — другому я не умею выразить своей благодарности . Помоги мне .» Небо откликнулось на просьбу Нивы и помогло ей . Вдруг случилось чудо : среди золотистых колосьев ржи выросли великолепные синие цветы- словно кто-то кусочки безграничного , чистого неба раскидал по полю. С тех пор колосья хлеба при каждом дуновении ветерка склоняются к посланцам Неба и шепчут им нежные слова . Народ назвал их васильками. Василек - значит «царственный». Появились и имена - Василий и Василиса. С тех пор в народе говорят: «Где Василий живет, там и рожь растет»

Вопрос славянских фольклористов классу:

1 Почему Нива отблагодарила Небо именно цветком василька?

2 Что в скромном полевом цветке васильке соответствует эпитету «царственный»

Слово учителя о васильке.

В древности василек был символом любви, цветки васильков использовались для плетения венков и подарков любимым. Это отразилось в народных песнях.

Цветок василька подарил нам «васильковый» цвет. В словаре В. И. Даля «васильковый» цвет определяется как «густо голубой , ярко-голубой, самый чистый голубой цвет».(1,167)

Вопрос учителя группе славянских фольклористов:

Какие образы русского пейзажа вбирает в себя васильковый цвет?

2. Славянские этнокультурологи.

Василёк — главный герой русских обрядов. Во время уборки урожая существовал обычай «водить колос». Парни и девушки собирались на окраине деревни и, перехватив руки друг друга, становились попарно, образуя своеобразный мост. По этому мосту пускали девочку, убранную васильками и лентами. По их рукам она подходила к ниве. У нивы она сходила на землю, срывала несколько колосьев и бежала с ними в село.

Первый сноп называли «именинным». Его украшали васильками и не обмолачивали вместе с другими. Унести «именинника» доверяли только самой красивой девушке, у которой должен был быть венок из васильков.

В день Преображения Господня, 19 августа, его освящали . Зёрна освящённых колосьев хранили до будущего сева, а часть их использовали как целительное средство против разных недугов.

Существовало поверье, что в васильке живёт ржаной козёл. Он нападает на ленивых работниц.

Василёк - верный спутник хлеба, а хлеб на Руси вбирает в себя такие понятия, как мир - в том числе и общность народа - единство, лад, держава и др. Это основа человеческого бытия.

Синий цвет-это цвет русских просторов, дали, рек и озёр. Синий - самый духовный цвет созерцания космической дали, цвет веры и религии. Цвет честности и высшей гармонии. Форма, соответствующая синему цвету - идеальный круг.

Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства даёт этимологию слова «голубой» - от слова «голубь» - по синеватому отливу перьев на шее птицы. Этот цвет обладает яркостью, светлотностью. (т.2,с.540)

В музыке есть такое понятие как «синие ноты». Их звучание колеблется между мажором и минором и создаёт настроение щемящей грусти и тоски.

Задание славянских этнокультурологов классу:

Подберите синонимический ряд эпитетов к цвету василька ( лазурный, сапфировый, индиговый, ультрамариновый)

Дополнительный культурологический комментарий учителя.

В русском национальном женском костюме головной убор княгини представлял собой зубчатую корону, напоминающую василёк. Верхняя рубашка княгини украшалась золотым и синим шитьём.

Синий цвет в христианской иконописной традиции называется голубец-это цвет «горней» сини. Он символизирует небесную истину, высшее знание. Иконописцы очень редко использовали голубец, только тогда, когда необходимо было ярко передать ощущение бесплотности материальных форм. В жемчужине русской иконописи-«Троице» Андрея Рублёва- автор великолепно обыгрывает голубец, даёт ему троекратное звучание, символизирующее Божественное триединство и единство людское.

Васильки с любовью писали на своих полотнах многие художники: Венецианов, у которого девушка-труженица лишь на миг присела и задумалась о чём-то сокровенном. Может васильки, лежащие на её коленях помогли ей? У Васильева на картине — синее марево васильков и золотистая рожь, а на переднем плане -задумчивая усталая русская девушка с серпом и в венке из колосьев и васильков -сама Русь. Дорогу к монастырю в «Тихой обители» Левитана обрамляют васильки-любимые цветы художника.

Василёк воспет русскими поэтами. У С .Есенина главный цвет русского пейзажа и главный цвет, обозначающий состояние души - синий: «Васильками сердце светится», «Только синь сосет глаза»

Обобщающий вопрос учителя классу:

Символом чего у русских является василёк?

1.ТЮРКСКИЕ ФОЛЬКЛОРИСТЫ

Красота восточной степи раскрывается весной половодьем тюльпанов. Пленил кочевника волшебный алый цветок завораживающей красотой. Прекрасный бутон на изумрудной ножке скрывал какую-то тайну. Пытался раскрыть чашу тюльпана кочевник , но не хотел гордый степной цветок выпускать на волю свою тайну. Однажды ребёнок дотронулся до лепестков алого тюльпана. Цветок ожил, мгновенно распустился и выпустил на волю…счастье кочевника.

Само же слово «тюльпан» происходит от турецкого слова «тюрбан».

А в народе говорят:

Красный тюльпан - священный цветок.

Красный тюльпан светлее солнца.

Красный тюльпан приносит счастье в дом.

Красный тюльпан скачет, пляшет , песни поёт.

Красный тюльпан - радость.

Вопрос тюркских фольклористов классу:

Почему бутон тюльпана раскрыл свою чашу только ребёнку?

Вопрос учителя группе фольклористов:

В легенде тюльпан скрывает счастье кочевника, в одной из приведенных вами пословиц красный тюльпан приносит счастье в дом. А из каких слагаемых состоит счастье кочевника?

2.Тюркские этнокультурологи.

В садах Ирана, называемых райскими, цвели и тюльпаны.

Тюльпан был на гербе Османской империи.

Праздник Наурыз называют праздником красного цветка. Сохранился обычай , согласно которому на стол ставят в этот праздник чашу с зелёными побегами пшеницы, ячменя, проса, украшенную тесьмой красного цвета.

Красно-алый цвет тюльпана вызывает у человека состояние активности, смелости; является воплощением радости, пульсирующей энергии, жара. Это самый яркий цвет, цвет мужества, волевой, жизнеутверждающий.

Общечеловеческое значение тюльпана - вестник любви и символ гордости. Действительно, бокаловидный венчик на высоком, стройном стебельке придаёт тюльпану гордый вид.

Форма раскрывающегося тюльпана - зто чаша. Захоронения древних тюркских цивилизаций обнаруживают священное отношение к чаше. По сообщению Низа

ми, кочевые тюрки до принятия мусульманства поклонялись Бабе с чашей как божеству.

Это Иштор - богиня восходящего солнца. Она опускается в подземный мир, находит и оживляет солнце, совершая так вечный круговорот. Позднее в шумерской письменности появился знак ночи и смерти - купол неба и точки - звёзды - являющийся отражением космичности кочевой культуры.

Чаша тюльпана нашла своё отражение в куполах мечетей и мвзолеев. Жилище кочевника, юрта, тоже имеет форму чаши. Какие национальные предметы быта у тюркских народов имеют форму чаши? … Это не случайно, ведь именно круглым видел мир кочевник, круглым вокруг центра- его самого.

Вопросы тюркских этнокультурологов классу:

1.Почему весенний праздник Наурыз называют праздником красного цветка?

2.Почему именно степной тюльпан является священным цветком у многих тюркских народов?

Дополнительная информация учителя.

Неоднократно воспет средневековыми классиками востока тюльпан, особенно Алишером Навои:

Любила черноокая газель

Степной простор, степную пестроту

Тюльпаны в обжигающем цвету.

В поэзии это цветок любви и прекрасная чаша тюркского мира:

Чудесный гость далёкого Ирана,

Любимец опалённых солнцем стран,

В садах Хафиза огненный тюльпан

Раскрыл, как чашу, венчик свой багряный.

Тюльпаны:

переполняют счастьем душу,

Рассудок заставляют ликовать,

А потому их надо сердцем слушать,

Восторженной душой воспринимать.

Чаша с давних времён -это символ служения. Каждое высокое деяние может обозначаться символом чаши. Всё самое высокое во благо человечества нуждается в знаке Чаши Сердца, самого космического магнита. В Чаше отражаются все духовные накопления человечества.

Красный цвет в культурологическом аспекте говорит о доблести кочевника, об особенности мировидения, когда считалось в кочевой среде неприличным незаметно, тихо прожить жизнь, нужно было обязательно стяжать доблесть, совершить подвиги, прославив себя за пределами родной земли, чтобы доказать , что ты действительно сын неба-Тенгри, потомок великих предков. Так Шалкииз-жырау сказал:

Если Тенгри дал жизнь,

Отчего не отправиться в горные кручи?

Отчего не поохотиться среди круч с ловчими птицами?

Разве подобает доблестному сыну далёких предков

Пребывать без дела ( в неизвестности)?

Так кочевник действительно был центром мира, свободно общался с небом-Тенгри, с космосом, шанырак его юрты- это окно в небо.

Обобщающий вопрос учителя:

Символом чего в культуре кочевников является тюльпан?

Наши услуги



Мир учителя © 2014–. Политика конфиденциальности