Ольга Николаевна
Должность:Редактор
Группа:Команда портала
Страна:
Регион:не указан
"Опыт педагогической работы"

Россия,Кемеровская область, г.Прокопьевск

МБДОУ "Детский сад №66 "Родничок"

Музыкальный руководитель

Глазырина Анна Анатольевна

"Опыт педагогической работы"

В дошкольном возрасте, выработка спокойной и плавной речи затруднена, и руководящая роль музыки имеет решающее значение. Легкость, с которой ребенок воспринимает музыку, и непосредственность этих восприятий, а также способность его быстро инстинктивно познавать содержание ее, и простейшие средства выразительности облегчают задачу исправления речи. На занятиях музыка не просто сопровождает движение и речь, а является его руководящим началом. Содержание музыки, оттенки, темп ее и другие средства музыкальной речи могут быть использованы для упорядочения характера и темпа движения, особенно нужного детям, страдающим темповыми расстройствами речи, коррелирущими часто с беспорядочным, беспокойным характером движений.

Значение ритмического и логоритмического воздействия на детей дошкольного возраста подчеркивали многие исследователи.Профессор В.А.Гиляровский считал, что логопедическая ритмика оказывает влияние на общий тонус, на моторику, на настроение, она способствует тренировке подвижности нервных процессов центральной нервной системы. По мнению Е.В.Чаяновой, Е.В. Коноровой логопедическая ритмика развивает внимание, память. А В.А.Гринер и немецкие исследователи К.Колер и К.Швабе указывали, что логопедическая ритмика может быть использована как музыкотерапия. О значении логоритмики для коррекции речи детей писали В.А.Гринер, Н.С.Самойленко, Н.А.Власова, Д.С.Озерецковский, Ю.А.Флоренская. Они подчеркивали, что логопедическая ритмика воздействует на физическое, интеллектуальное и эстетическое воспитание ребенка.Первое понимание логоритмики основано на использовании связи слова, музыки и движения.

Логоритмика может стать ведущим средством музыкального развития детей с нарушением речи и опорно-двигательного аппарата, если:

• включать элементы логоритмики в музыкальные занятия и занятия по развитию речи;

• создать специальные условия в повседневной жизни детей, включающих игры со словом и музыкой;

• проводить индивидуальные занятия по логопедической ритмике.

Одной из основных задач в комплексном психолого-логопедическом, педагогическом и лечебно- оздоровительном воздействии на детей с речевыми расстройствами является формирование, развитие и коррекция функциональной речевой системы с учетом особенностей личности и поведения. Поэтому необходимо знать особенности развития, воспитания коррекции неречевых и речевых процессов у детей с речевой патологией, развивать слуховое внимание и слуховую память, зрительное внимание и зрительную память, статическую и динамическую координацию общих движений, тонкую произвольную моторику и мимику лица; воспитывать чувство темпа и ритма в движении, целенаправленно воздействовать на речевое нарушение. А в этом и помогает логопедическая ритмика - специальное музыкально-педагогическое направление.

Для понимания сущности логопедической ритмики важно знать содержание таких понятий, как движение, двигательное умение, двигательный навык, психомоторное развитие, ритм, ритмика, музыкальный ритм, музыкально-ритмическое чувство, музыкально-двигательное воспитание, подвижные игры, лечебная ритмика и логоритмика. Логоритмика - это система движений в сочетании с музыкой и словом. Занятия логопедической ритмикой укрепляют у детей с речевыми нарушениями костно-мышечный аппарат, развивают дыхание, воспитывают правильную осанку. С помощью занятий логоритмикой дети усваивают необходимые знания в области метроритмики, музыкальной культуры, музыкального восприятия.логопедическая ритмика тесно связана с методикой музыкального воспитания, поскольку музыка оказывает влияние на повышение качества исполнения движения (выразительность, ритмичность, четкость, координацию, плавность, слитность), что эмоциональная окрашенность движений музыкой содействует их свободе и непринужденности. Движения с музыкальным сопровождением положительно влияют на развитие слуха, внимания, памяти, воспитывают временную ориентировку, т.е. способность уложить свои движения во времени, в соответствии с различным метроритмическим рисунком музыкального произведения. Определенная ритмическая пульсация, с которой связаны движения детей, вызывает согласованную реакцию всего организма ребенка (дыхательной, сердечной, мышечной деятельности), а также эмоционально-положительное состояние психики, что содействует общему оздоровлению организма.

Логоритмика основана на связи слова, музыки и движения, поэтому выделяются следующие направления:

1. Связь речи с движением и музыкальным ритмом:

1) развитие дыхания, голоса, артикуляции;

2)координация движений со словом;

3)выразительность движений и речи;

4)воспитание координации пения с ходьбой.

5)развитие воображения и творческих способностей.

2. Развитие у детей основных движений:

1) контроль за осанкой;

2) ходьба разных видов;

3)умение ориентироваться в пространстве, правильно выполнять перестроение;

4)навыки выразительного движения;

5)развитие мелкой моторики;

3. Развитие у детей музыкально-ритмического чувства:

1)активизация внимания;

2)умение показать характер ритма в движении и речи;

3)определение чувства музыкального ритма.

Для определения связи речи с движением и музыкальным ритмом детям предлагается:

1) упражнения на развития дыхания, способствующие выработке правильного диафрагмального дыхания, продолжительности выдоха, его силы и постепенности. Подняться на носки, руки потянуть вверх - вдох, опускаясь на полную ступню и ставя руки на пояс, длительно тянуть глухой звук с (или ш,ф,х), затем гласные звуки а,о,у,и.

Для определения развития голоса и артикуляции - пение вокализов: у, о, а, и, междометий, выражающих радость, боль, гнев, страх: "А! О! Ах! Ох! Ай-ай-ай!", звуки к/г, б/п, в/ф, д/т.

2) упражнения с речью, связанные с координацией движения (дети стоят в кругу - мяч передается по кругу) - бросить мяч со словами: "вверх - себе", "вверх - соседу" и т. д.)

3) Для координации пения с движением можно использовать танцы с пением и хороводы. Например, танец-игра "К нам гости пришли" (слова М. Ивенсен, музыка А.Александрова).

4) К упражнениям на развитие творчества относятся дирижирование, двигательные импровизации под музыку, двигательные инсценировки песен, двигательно-музыкальные упражнения, в которых на первый план выдвигаются импровизация и творчество. Для импровизации детям предлагались песня А.Филиппенко "Вот взяла лисичка скрипку".

Для развития у детей с речевыми нарушениями основных движений хорошо использовать упражнения, регулирующие мышечный тонус и упражнения, способствующие развитию мелкой моторики, ориентировке в пространстве, навыков выразительных танцевальных движений.

Во всех формах организации логоритмических занятий внимание воспитателя, логопеда и музыкального руководителя направляется на всестороннее развитие ребенка, на перевоспитание и устранение неречевых нарушений в двигательной и сенсорной сферах, на развитие или восстановление речи, на способность проявлять в своей деятельности стремление к творчеству, поведение детей.

Логопедическая ритмика развивается и обогащается все новыми знаниями, получаемыми путем исследования различных функциональных систем детей с речевой патологией, их развития при наличии того или иного нарушения. Следовательно, логопедическая ритмика, познавая закономерности развития и нарушения двигательных систем человека, их связей с развитием и нарушениями речеслуховой и речедвигательной систем, содействует совершенствованию всей коррекционно-воспитательной и восстановительной работы с детьми, имеющими дефекты речи.

Развитие движений в сочетании со словом и музыкой представляет собой целостный воспитательно-коррекционный процесс. Логоритмическое воспитание детей непосредственно связано с нравственным воспитанием, формированием моральных чувств и сознания, с развитием морально-волевых качеств: доброжелательности и взаимопомощи, целеустремленности, формирует у детей богатство эстетического чувства

Средствами логопедической ритмики являются: ходьба и маршировка в различных направлениях; упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции; упражнения, регулирующие мышечный тонус; упражнения, активизирующие внимание; счетные упражнения, формирующие чувство музыкального размера; ритмические упражнения; пение; упражнения в игре на инструментах; самостоятельная деятельность с речевыми нарушениями; игровая деятельность; упражнения для развития творческой инициативы.

Приоритетным направлением моей деятельности является преодоление речевых нарушений детей через музыкально- ритмические занятия. Так как моя тема по самообразованию «Влияние логоритмических занятий на музыкальное развитие и коррекционное речевое нарушение у детей дошкольного возраста». В своей работе я ставлю перед собой определенные цели и задачи:

Цели воспитательные: Преодоление речевого нарушения у детей путем воспитания, развития и коррекции двигательной сферы через музыкально-логоритмические занятия.

Учитывая возрастные и индивидуальные особенности в каждой группе начиная с 1 младшей группы, я ставлю разные задачи.

Задачи образовательные:

  • Закреплять умение детей ритмично двигаться, выразительно передавая образные движения.
  • Развивать пространственные представления.
  • Развивать координацию, переключаемость движений;
  • Знакомить с метроритмикой;
  • Совершенствовать навыки детей в активном слушании музыкального произведения, соединяя в творческой импровизации музыку, движение и слово.

Задачи коррекционные:

  • Развивать речевое дыхание;
  • Развивать силу, длительность и плавность речевого выдоха, фонематический слух, артикуляцию, мелкую моторику,.
  • Формировать и развивать слуховое и зрительное внимание и память.
  • Закреплять навыки речедвигательной координации.
  • Развивать слухомоторные координации и чувства музыкального ритма.

Задачи воспитательные:

  • Воспитывать позитивное отношение к речевой и музыкально-ритмической деятельности.
  • Совершенствовать личностные качества, чувство коллективизма;
  • Нормализация психических процессов и свойств: памяти, внимания, мышления, регуляции процессов возбуждения и торможения. Контакты с музыкой способствуют развитию внимания, обеспечивают тренировку органов слуха.
  • Формировать положительные эмоции и мотивацию к игровой деятельности.
  • Мною составлен комплекс логоритмических занятий для детей старшей и подготовительной групп, учитывая тематическое планирование.
  • Разработан комплекс тематических логоритмических игр и упражнений, учитывая возрастные особенности детей.
  • Разработала цикл развлечений с элементами нравственно патриотического воспитания ,в которых присутствуют элементы логоритмики.
  • Ø Проект на тему «Логоритмическое развитие детей старшего дошкольного возраста»
  • Ø Методическое обеспечение к проекту «Логоритмическое развитие детей старшего дошкольного возраста»

На своих занятиях я использую логоритмику и психогиманастику для общего оздоровления: это помогает в воспитании уверенности в своих силах, волевых черт в характере. Помочь каждому ребенку почувствовать свой успех, самореализоваться в каком-либо виде музыкальной деятельности.

При составлении и проведении музыкальных занятий я учитывала индивидуальные возможности детей. Занятия строились с учетом возможностей детей- эмоционально, с быстрой сменой деятельности, чтобы дети не уставали. При этом речь, музыка и движения были тесно связаны, дополняли друг друга. Благодаря этим трем компонентам активно укрепляется мышечный аппарат, развиваются голосовые данные ребенка, развиваются детские эмоции.

В 1мл.группе:- провожу потешки, игровые ритмические действия с пальчиками дети начинают повторять действия за педагогом, пропевать окончания слов. Фраз.

В Средней группе: разучиваем пальчиковые упражнения с песенным сопровождением, ритмические движения с пением,особенно детям нравятся упражнения на развитие мимики.

В старшей, подготовительной группах- Усложняется песенный материал при разучивании пальчиковых Игр, попевок, артикуляционной гимнастики. Дети самостоятельно сочиняют мелодии на данные виды упражнения, или на оборот к заданной мелодии подбирают движения ритмические и пальчиковые.

Воспитательные задачи этих занятий разнообразны. Это и музыкальное развитие детей — развитие чувства ритма, способности ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность. А также воспитание способности восприятия музыкальных образов и умения ритмично, выразительно двигаться в соответствии с данным образом, то есть воспитание умения перевоплощаться, проявлять свои художественно-творческие способности. Следовательно, музыка является средством эстетического, нравственного, умственного воспитания человека. Она учит воспринимать, чувствовать. Под специально подобранную музыку, на основе своих собственных представлений дети могут создавать фантастические рассказы, песенки с танцевальными, двигательными композициями, с плясками понимать прекрасное, замечать хорошее и плохое, творчески самостоятельно действовать.

Организация специальных логоритмических и музыкально-двигательных занятий способствует развитию и коррекции двигательной сферы, музыкально - сенсорных способностей детей с расстройствами речи, содействует устранению речевого нарушения и в конечном счете к условиям внешней и внутренней среды.

Большое значение эти занятия имеют и для нравственного воспитания дошкольника, что очень важно в наше время - воспитание умения вести себя во время занятий, формируют чувство такта и культурных привычек в процессе общения с детьми и взрослыми, сопереживать и сочувствовать друг другу.

Подбирая возможные средства и методы проведения коррекционной работы и диагностики по логоритмической и музыкально-ритмической деятельности следует помнить, что ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста является игра, следовательно все мероприятия должны проводиться в игровой форме, только тогда они будут интересны детям, а следовательно заинтересуют их и будут давать ощутимый результат и отдачу.

Включение элементов логоритмики в музыкальные занятия и занятия по развитию речи, в повседневные игры детей способствует как собственно музыкальному развитию, так и преодолению речевых и двигательных нарушений.

Примерные упражнения для проведения с педагогами.

Дыхательное упражнение: «Звуковое дыхание»

1. «Муха» (на стимуляцию микроциркуляции крови и обмена веществ в области лица). И.п. –стоя. Ноги на ширине плеч. Глаза закрыты. Ладонь одной руки положить на голову. После глубокого вдоха негромко произнести звук (в) до полного выдоха воздуха из легких. Повторить 4 раза.

2. «Комар» (на стимуляцию микроциркуляции крови и обмена веществ в области головы и шеи). И.п.- стоя, расслабив все тело и положив ладонь одной руки на шею спереди. Вдох. На выдохе произнести негромко и предельно долго звук (з).повторить 4 раза.

Развитие азвитие мимики: «Яблонька»

В саду фруктовом яблоня (спокойное, ласковое лицо.

Посажена была.

Она цветами белыми Брови поднять, нюхать.

Весною расцвела.

Следил наш старый дедушка, Удивляемся.

Известный садовод.

Чтоб наливала яблоня Губы вытянуть вперед

Румяный сладкий плод. Губы в стороны. Улыбаемся.)

Пальчиковая гимнастика: «Шутка»

Мальчик к доктору идет: (Обе руки соединяют пальцы и перебирают

У меня болит живот. по очереди их.

Что ты ел? 2 пальца на обеих руках делают «вопрос»

Я персик ел,

Он зеленый, не дозрел. Каждая рука одновременно по очереди

Доктор капли дал для глаз: поднимает пальцы.

В день пускай по 10 раз, Повторяют 1-ую строчку.

Может лучше разберешь,

Что ты в рот себе кладешь. Повтор

Пальчиковая игра: «Зерна»

Что ж, Петя зерна посадил (Двумя руками делаем дв-ия как-будто солим.

И дождик он полить просил, По очереди на одной ладошке и на другой стучать поочередно пальцами.

Чтобы пшеница подрастала, Каждый палец гладем.)

Зерно чтоб силы набирало.

Развитие дыхания: «Я по лесу»

Я по лесу по зеленому бреду, (Учить петь по фразе к определенному смысловому

Я грибочки в кузовок соберу, слову.

Я в осиннике рыжики беру, Отрывисто по петь.

По березничку-березовички, Плавно.

А под елкой-белый гриб боровик. Разделив на 2 фразы брать дыхание)

Развитие внятной артикуляции: «Деревья»

Он не низок, не высок, (Пропевать внятно слова на одной ноте медленно.

Зелен, светел наш лесок.

Мы когда учиться стали, На одной ноте быстро.

В том лесочки насчитали:

8 сосенок густых, Подбираем ритмический рисунок к словам и поем.)

5 березок молодых,

7 осинок-невеличек.

Хорошо в лесу таком

Каждый кустик нам знаком.

Наши услуги



Мир учителя © 2014–. Политика конфиденциальности