Россия,г. Воронеж
МБОУ лицей "МОК №2"
Учитель изобразительного искусcтва
Носова Т.В.
№ ур. |
Кол. часов |
Дата |
Тема урока |
Содержание |
Характеристика видов деятельности учащихся |
УУД |
|||||||
Древние корни народного искусства (8 ч.) Истоки образного языка декоративно-прикладного искусства. Крестьянское прикладное искусство — уникальное явление духовной жизни народа. Связь крестьянского искусства с природой, бытом, трудом, эпосом, мировосприятием земледельца. Условно-символический язык крестьянского прикладного искусства. Форма и цвет как знаки, символизирующие идею целостности мира в единстве космоса-неба, земли и подземно - подводного мира, а также идею вечного развития и обновления природы. Разные виды народного прикладного искусства: резьба и роспись по дереву, вышивка, народный костюм. |
|||||||||||||
1 |
1 |
Древние образы в народном искусстве. |
Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства. Солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни как выражение мифопоэтических представлений человека о жизни природы, о мире, как обозначение жизненно важных для человека смыслов, как память народа. Связь образа матери-земли с символами плодородия. Форма и цвет как знаки, символизирующие идею обожествления солнца, неба и земли нашими далёкими предками. Задание: выполнение рисунка на тему древних образов в узорах вышивки, росписи, резьбе по дереву (древо жизни, мать-земля, птица, конь, солнце). Материалы: гуашь, кисть или восковые мелки, акварель, или уголь, сангина, бумага. |
Уметь объяснять глубинные смыслы основных знаков-символов традиционного крестьянского прикладного искусства, отмечать их лаконично-выра-зрительную красоту. Сравнивать, сопоставлять, анализировать декоративные решения традиционных образов в орнаментах народной вышивки, резьбе и росписи по дереву, видеть в них многообразное варьирование трактовок. Создавать выразительные декоративно-обобщённые изображения на основе традиционных образов. Осваивать навыки декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы. |
Предметные:знание и понимание специфики образного языка народного прикладного искусства, семантического знания традиционных образов (дерево жизни, мать - земля, конь, птица, солярные знаки; умение выявлять в произведениях крестьянского прикладного искусства тесную связь утилитарно-образного начала, конструктивного, декоративного и изобразительного элементов, формы и декора, использовать эти знания в практической деятельности; освоение в практических формах работы образного языка произведений крестьянского прикладного искусства, его специфики, а также приобретение опыта выполнения условного, лаконического декоративно-обобщённого изображения в опоре на существующие народные традиции; Метапредметные:умение осознавать народное прикладное искусство как единый образ цельного и стройного мира, несущий упорядоченность космоса, постигать народные представления о красоте, мироздании,излагать своё мнение в диалоге; умение осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения творческих и познавательных задач (ученик сам выбирает художественный материал для создания декоративного изображения). Личностные: развитие эстетической потребности в общении с народным декоративно - прикладным искусством, творческих способностей, наблюдательности, зрительной памяти, воображения и фантазии, эмоционально-ценностного отношения к народным мастерам и их творениям, коммуникативных навыков в процессе совместной практической творческой деятельности.
|
||||||||
2 |
1 |
Убранство русской избы |
Дом — мир, обжитой человеком, образ освоенного пространства. Дом как микрокосмос. Избы севера и средней полосы России. Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Отражение картины мира в трёхчастной структуре и в декоре крестьянского дома (крыша, фронтон — небо, рубленая клеть — земля, подклеть (подпол) — подземный мир; знаки-образы в декоре избы, связанные с разными сферами обитания). Декоративное убранство (наряд) крестьянского дома: охлупень, полотенце, причелины, лобовая доска, наличники, ставни. Символическое значение образов и мотивов в узорном убранстве русских изб. Задание: создание эскиза декоративного убранства избы: украшение деталей дома (причелина, полотенце, лобовая доска, наличник и т. д.) солярными знаками, растительными и зооморфными мотивами, выстраивание их в орнаментальную композицию. Материалы: сангина и уголь или восковые мелки и акварель, кисть, бумага. |
Понимать и объяснять целостность образного строя традиционного крестьянского жилища, выраженного в его трёхчастной структуре и декоре. Раскрывать символическое значение, содержательный смысл знаков-образов в декоративном убранстве избы. Определять и характеризовать отдельные детали декоративного убранства избы как проявление конструктивной, декоративной и изобразительной деятельности. Находить общее и различное в образном строе традиционного жилища разных народов. Создавать эскизы декоративного убранства избы. Осваивать принципы декоративного обобщения в изображении. |
Предметные: приобретение опыта выполнения декоративной работы, эскиза надомная резьба, на основе народной традиции в различных художественных материалах и техниках; осознание древних корней, места и значения уникального народного прикладного искусства в жизни отдельного человека и сообщества людей, территориально связанных между собой; умение выявлять в произведениях крестьянского прикладного искусства тесную связь утилитарно-образного начала, конструктивного, декоративного и изобразительного элементов, формы и декора, использовать эти знания в практической деятельности. Метапредметные: умение ориентироваться в традиционном крестьянском бытовом искусстве, в вопросах поликультурного характера, отражающего единство и многообразие культур народов России; умение сравнивать, объяснять, в чём отличие жилища народов Русского Севера и Закавказья, иных регионов России; выстраивание связей между смежными предметными областями (литература, история, география);умение осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения творческих и познавательных задач (ученик сам выбирает художественный материал для создания декоративного изображения Личностные:воспитание патриотических чувств, чувства гордости за свою Родину, много-национальный народ России, освоение древних корней искусства своего народа; воспитание береж-ного отношения к рукотворным памятникам старины, к поликуль-турному наследию нашей страны, осознание себя гражданами России, ответственными за сохранение народных художественных традиций, спасение культурых ценностей; развитие эстетической потребности в общении с народным декоративно - прикладным искусством, творческих способностей, наблюдательности, зрительной памяти, воображения и фантазии, эмоционально-ценностного отношения к народным мастерам и их творениям. |
||||||||
4 |
1 |
Конструкция и декор предметов народного быта |
Русские прялки, деревянная резная и расписная посуда, предметы труда — область конструктивной фантазии, умелого владения материалом, высокого художественного вкуса народных мастеров. Единство пользы и красоты, конструкции и декора. Предметы народного быта: прялки, ковши (ковш-скопкарь, ковш-конюх, ковш-черпак), ендовы, солоницы, хлебницы, вальки, рубеля и др. Символическое значение декоративных элементов в резьбе и росписи. Нарядный декор — не только украшение предмета, но и выражение представлений людей об упорядоченности мироздания в образной форме. Превращение бытового, утилитарного предмета в вещь-образ. Задание: выполнение эскиза декоративного убранства предметов крестьянского быта (ковш, прялка, валек и т. д.). Материалы: смешанная техника (рисунок восковым мелком и акварельная заливка или сангиной разных оттенков), кисть, бумага. |
Сравнивать, находить общее и особенное в конструкции, декоре традиционных предметов крестьянского быта и труда. Рассуждать о связях произведений крестьянского искусства с природой. Понимать, что декор не только украшение, но и носитель жизненно важных смыслов. Отмечать характерные черты, свойственные народным мастерам-умельцам. Изображать выразительную форму предметов крестьянского быта и украшать ее. Выстраивать орнаментальную композицию в соответствии с традицией народного искусства. |
Предметные: приобретение опыта выполнения декоративной работы, эскиза древняя утварь, на основе народной традиции в различных художественных материалах и техниках; осознание древних корней, места и значения уникального народного (крестьянского) прикладного искусства в жизни отдельного человека и сообщества людей, территориально связанных между собой; Метапредметные: умение ориентироваться в традиционном крестьянском бытовом искусстве; умение осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения творческих и познавательных задач (ученик сам выбирает художественный материал для создания декоративного изображения Личностные: формирование уважительного и доброжелательного отношения к традициям, культуре другого народа, готовности достигать взаимопонимания при обсуждении спорных вопросов; формирование ответственного отношения к обучению и познанию искусства, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию; развитие эстетической потребности в общении с народным декоративно - прикладным искусством, творческих способностей, наблюдательности, зрительной памяти, воображения и фантазии, эмоционально-ценностного отношения к народным мастерам и их творениям. |
||||||||
5 |
1 |
Русская народная вышивка |
Крестьянская вышивка — хранительница древнейших образов и мотивов, устойчивости их вариативных решений. Условность языка орнамента, его символическое значение. Особенности орнаментальных построений в вышивках полотенец, подзоров, женских рубах и др. Связь образов и мотивов крестьянской вышивки с природой, их необычайная выразительность (мотив птицы, коня и всадника, матери-земли, древа жизни и т. д.). Символика цвета в крестьянской вышивке (белый цвет, красный цвет). Задания: создание эскиза вышитого полотенца по мотивам народной вышивки; украшение своего полотенца вырезанными из тонкой бумаги кружевами. Материалы: гуашь или восковые мелки, акварель, тонкая кисть, фломастеры, бумага, ножницы. |
Анализировать и понимать особенности образного языка народной (крестьянской) вышивки, разнообразие трактовок традиционных образов. Создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народную традицию. Выделять величиной, выразительным контуром рисунка, цветом, декором главный мотив (мать-земля, древо жизни, птица света и т. д.), дополняя его орнаментальными поясами. Использовать традиционные для вышивки сочетания цветов. Осваивать навыки декоративного обобщения. Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников с точки зрения выразительности декоративной формы.
|
Предметные: приобретение опыта выполнения декоративной работы, эскиза орнамент вышивки на основе народной традиции в различных художественных материалах и техниках; приобретение опыта совместной поисковой деятельности, связанной с изучением древних корней и особенностей крестьянского прикладного искусства. Метапредметные: умение осознавать народное прикладное искусство как единый образ цельного и стройного мира, несущий упорядоченность космоса, постигать народные представления о красоте, мироздании; понимание ценности памятников крестьянского искусства для зрителя ХХI в.; умение осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения творческих и познавательных задач (ученик сам выбирает художественный материал для создания декоративного изображения). Личностные: освоение древних корней искусства своего народа; воспитание бережного отношения к рукотворным памятникам старины, к поликультурному наследию нашей страны, осознание себя гражданами России, ответственными за сохранение народных художественных традиций, спасение культурных ценностей; формирование уважительного и доброжелательного отношения к традициям, культуре другого народа, готовности достигать взаимопонимания при обсуждении спорных вопросов; формирование ответственного отношения к обучению и познанию искусства, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию; |
||||||||
6-7 |
2 |
Народный праздничный костюм |
Народный праздничный костюм — целостный художественный образ. Северорусский комплекс (в основе — сарафан) и южнорусский (в основе понёва) комплекс женской одежды. Рубаха — основа женского и мужского костюмов. Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма в различных регионах России. Свадебный костюм. Формы и декор женских головных уборов. Выражение идеи целостности мироздания через связь небесного, земного и подземно-подводного миров, идеи плодородия в образном строе народного праздничного костюма. Защитная функция декоративных элементов крестьянского костюма. Символика цвета в народной одежде. Задание: создание эскизов народного праздничного костюма (женского или мужского) северных или южных районов России в одном из вариантов: а) украшение съёмных деталей одежды для картонной игрушки-куклы; б) украшение крупных форм крестьянской одежды (рубаха, душегрея, сарафан) нарядным орнаментом. Материалы: бумага, ножницы, клей, ткань, гуашь, кисти, мелки, пастель. |
Понимать и анализировать образный строй народного праздничного костюма, давать ему эстетическую оценку. Соотносить особенности декора женского праздничного костюма с мировосприятием и мировоззрением наших предков. Объяснять общее и особенное в образах народной праздничной одежды разных регионов России. Осознавать значение традиционного праздничного костюма как бесценного достояния культуры народа. Создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельных элементов на примере северорусского или южнорусского костюмов, выражать в форме, в цветовом решении, орнаментике костюма черты национального своеобразия. |
Предметные: приобретение опыта выполнения декоративной работы, эскиза украшение народного праздничного костюма на основе народной традиции в различных художественных материалах и техниках; осознание древних корней, места и значения уникального народного прикладного искусства в жизни отдельного человека и сообщества людей, территориально связанных между собой; знание и понимание специфики образного языка народного прикладного искусства, семантического знания традиционных образов. Метапредметные: умение ориентироваться в вопросах поликультурного характера, отражающего единство и многообразие культур народов России; умение сравнивать, объяснять, в чём отличие северорусского или южнорусского костюмов, иных регионов России; Личностные: воспитание патриотических чувств, чувства гордости за свою Родину, многонациональный народ России, освоение древних корней искусства своего народа; воспитание бережного отношения к рукотворным памятникам старины, к поликультурному наследию нашей страны, осознание себя гражданами России, ответственными за сохранение народных художественных традиций, спасение культурных ценностей; развитие эстетической потребности в общении снарод-ным декоративно - прикладным искусством, творческих способностей, наблюдательности, зритель-ной памяти, воображения и фантазии, эмоционально-ценностного отношения к народным мастерам и их творениям. |
||||||||
8 |
1 |
Народные праздничные обряды(обобщение темы) |
Коллективная проектная работа — «Календарные народные праздники».Календарные народные праздники — это способ участия человека, связанного с землёй, в событиях природы (будь то посев или созревание колоса), это коллективное ощущение целостности мира, народное творчество в действии. Обрядовые действия народного праздника (святочные, масленичные обряды, зелёные святки, осенние праздники), их символическое значение. Задание: раскрытие символического значения обрядового действа на примере одного из календарных праздников; подбор загадок, прибауток, пословиц, поговорок, народных песен к конкретному народному празднику (по выбору). |
Характеризовать праздник как важное событие, как синтез всех видов творчества (изобразительного, музыкального, устно-поэтического и т. д.). Участвовать в художественной жизни класса, школы, создавать атмосферу праздничного действа, живого общения и красоты. Разыгрывать народные песни, игровые сюжеты, участвовать в обрядовых действах. Проявлять себя в роли знатоков искусства, экскурсоводов, народных мастеров, экспертов. Находить общие черты в разных произведениях народного (крестьянского) прикладного искусства, отмечать в них единство конструктивной, декоративной и изобразительной деятельности. Понимать и объяснять ценность уникального крестьянского искусства как живой традиции, питающей живительными соками современное декоративно-прикладное искусство. |
Предметные: приобретение опыта совместной поисковой деятельности, связанной с изучением древних корней и особенностей крестьянского прикладного искусства; освоение в практических формах работы образного языка произведений крестьянского прикладного искусства, его специфики, а также приобретение опыта выполнения условного, лаконического декоративно-обобщённого изображения в опоре на существующие народные традиции; Метапредметные: умение самостоятельно определять цели и задачи в учёбе, планировать пути достижения цели, приобретать основы умения учиться, развивать интерес к познавательной деятельности, через более глубокое освоение программного материала , умение выявлять родство, близость орнаментальности с памятниками устно — поэтического творчества ( народные песни, былины, загадки ), выстраивание связей между смежными предметными областями (литература, история, география); Личностные: развитие эстетической потребности в общении с народным декоративно - прикладным искусством, творческих способностей, наблюдательности, зрительной памяти, воображения и фантазии, эмоционально-ценностного отношения к народным мастерам и их творениям, коммуникативных навыков в процессе совместной практической творческой деятельности. |
||||||||
Связь времён в народном искусстве (8 ч) Формы бытования народных традиций в современной жизни. Общность современных традиционных художественных промыслов России, их истоки. Главные отличительные признаки изделий традиционных художественных промыслов (форма, материал, особенности росписи, цветовой строй, приёмы письма, элементы орнамента). Следование традиции и высокий профессионализм современных мастеров художественных промыслов. Единство материалов, формы и декора, конструктивных декоративных изобразительных элементов в произведениях народных художественных промыслов. |
|||||||||||||
1 |
1 |
Древние образы в современных народных игрушках |
Магическая роль глиняной игрушки в глубокой древности. Традиционные древние образы (конь, птица, баба) в современных народных игрушках. Особенности пластической формы, росписи глиняных игрушек, принадлежащих к различным художественным промыслам. Единство формы и декора в народной игрушке. Особенности цветового строя, основные декоративные элементы росписи филимоновской, дымковской, каргопольской игрушек. Местные промыслы игрушек. Задание: создание из пластилина своего образа игрушки, украшение ее декоративными элементами в соответствии с традицией одного из промыслов. Материалы: пластилин. |
Размышлять, рассуждать об истоках возникновения современной народной игрушки. Сравнивать, оценивать форму, декор игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам.
|
Предметные: осознание мест и значения современных народных художественных промыслов в современной жизни, формирование эмоционально-ценностного отношения к произведениям ведущих центров художественных промыслов России; знание ведущих центров художественных промыслов России, их особенностей; умение распознавать, сопоставлять, анализировать произведения разных художественных промыслов, обнаруживать в них общее (верность народной традиции, природное начало) и особенное (особенность росписи, цветового строя, элементов орнамента, их выстраивания в изобразительно-декоративную композицию), умение выявлять в произведениях традиционных промыслов единство материала, формы, элементов декоративности, конструктивности и орнаментальности как принципа изобразительной композиции; приобретение опыта выполнения э моделей игрушки в соответствии с традициями различных народных промыслов глиняной игрушки, передача особенностей формы, традиционной орнаментики и колористки; Метапредметные: умение на основе сравнительного анализа произведений давать обобщения, классифицировать их по принадлежности к тому или иному современному традиционному промыслу; умение ориентироваться в современных художественных промыслах России, не включённых в программное содержание, отмечать в них характерные особенности, черты национального своеобразия, единство с природой, связь элементов орнамента с местными народными традициями. Личностные: воспитание российской гражданской идентичности, чувства гордости за традиционное искусство своего народа и других народов России, усвоение традиционных ценностей многонационального народа России; приобретение представлений об особенностях ведущих центров народных художественных промыслов России, их значение в современной жизни; формирование готовности и способности учащихся к обучению, самообразованию на основе мотивации (участие в поисковой работе по сбору и классификации материала по народным художественным промыслам, не включённого для изучения на уроке);формирование целостного взгляда на мир народного искусства: крестьянское бытовое искусство и современные народные промыслы, которые объединяет верность традиции как незыблемому закону народного творчества; |
||||||||
2 |
1 |
Искусство Гжели |
Краткие сведения из истории развития гжельской керамики. Значение промысла для отечественной народной культуры. Слияние промысла с художественной промышленностью. Природные мотивы в изделиях гжельских мастеров Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора. Орнаментальные и декоративно — сюжетные композиции. Особенности гжельской росписи:сочетание синего и белого, игра тонов, тоновые контрасты, виртуозный круговой «мазок с тенями», дающий пятно с игрой тональных переходов — от светлого к тёмному. Сочетание мазка-пятна с тонкой прямой волнистой, спиралевидной линией. Задание: изображение выразительной посудной формы с характерными деталями (носик, ручка, крышечка) на листе бумаги или используя для этого обклеенную пластилином баночку; украшение плоской (на бумаге) или объёмной (основа — баночка) формы нарядной гжельской росписью. Материалы: гуашь, кисти, бумага. |
Распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов. Осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов. Овладевать приёмами создания выразительной формы в опоре на народные традиции. Осваивать характерные для того или иного промысла основные элементы народного орнамента и особенности цветового строя. Эмоционально воспринимать, выражать своё отношение, давать эстетическую оценку произведениям гжельской керамики. Сравнивать благозвучное сочетание синего и белого в природе и в произведениях Гжели. Осознавать нерасторжимую связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единство формы и декора в изделиях гжельских мастеров. |
Предметные: приобретение элементарных навыков декоративной росписи в опоре на существующие традиции в процессе восприятия и практического освоения отдельных элементов, их неповторимого своеобразия, последовательности выполнения росписи, её цветового строя; приобретение опыта выполнения эскизов в соответствии с традициями различных народных промыслов, передача особенностей формы, традиционной орнаментики и колористки. Метапредметные: умение оценивать искусство современных народных художественных промыслов как часть культуры народа, как самобытную предметно - преобразовательную творческую деятельность, связанную с традициями; умение сознавать народные художественные промыслы как прошлое в настоящем, обращённом в будущее и осуществляющем связь времён; умение осознанно действовать в соответствии с планируемым результатами, определять способы действий, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, давать ей оценку; умение на основе сравнительного анализа произведений давать обобщения, классифицировать их по принадлежности к тому или иному современному традиционному промыслу; Личностные: формирование готовности и способности учащихся к обучению, самообразованию на основе мотивации (участие в поисковой работе по сбору и классификации материала по народным художественным промыслам, не включённого для изучения на уроке);формирование целостного взгляда на мир народного искусства: крестьянское бытовое искусство и современные народные промыслы, которые объединяет верность традиции как незыблемому закону народного творчества; формирование умения вести диалог, обсуждать вопросы, связанные с современными народными промыслами разных регионов России, достигая взаимопонимания со сверстниками , сохраняя уважительное отношение друг к другу; |
||||||||
3 |
1 |
Городецкая роспись |
Краткие сведения из истории развития городецкой росписи. Изделия Городца — национальное достояние отечественной культуры. Осваивать приёмы гжельского кистевого мазка — «мазка с тенями». Создавать композицию росписи в процессе практической творческой работы. Своеобразие городецкой росписи, единство предметной формы и декора. Бутоны, купавки, розаны — традиционные элементы городецкой росписи. Птица и конь — традиционные мотивы городецкой росписи. Красочность, изящество, отточенность линейного рисунка в орнаментальных и сюжетных росписях. Основные приёмы городецкой росписи. Задание: выполнение эскиза одного из предметов быта (доска для резки хлеба, подставка под чайник, коробочка, лопасть прялки и др.), украшение его традиционными элементами и мотивами городецкой росписи. Материалы: гуашь, большие и маленькие кисти, бумага, тонированная под дерево. |
Эмоционально воспринимать, выражать своё отношение, эстетически оценивать произведения Городецкого промысла. Выявлять общность в городецкой и гжельской росписях, определять характерные особенности произведений городецкого промысла. Осваивать основные приёмы кистевой росписи Городца, овладевать декоративными навыками. Создавать композицию росписи в традиции Городца.
|
Предметные: приобретение элементарных навыков декоративной росписи в опоре на существующие традиции в процессе восприятия и практического освоения отдельных элементов, их неповторимого своеобразия, последовательности выполнения росписи, её цветового строя; приобретение опыта выполнения эскизов в соответствии с традициями различных народных промыслов, передача особенностей формы, традиционной орнаментики и колористки. Метапредметные: умение оценивать искусство современных народных художественных промыслов как часть культуры народа, как самобытную предметно - преобразовательную творческую деятельность, связанную с традициями; умение сознавать народные художественные промыслы как прошлое в настоящем, обращённом в будущее и осуществляющем связь времён; умение осознанно действовать в соответствии с планируемым результатами, определять способы действий, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, давать ей оценку; умение на основе сравнительного анализа произведений давать обобщения, классифицировать их по принадлежности к тому или иному современному традиционному промыслу; Личностные: формирование готовности и способности учащихся к обучению, самообразованию на основе мотивации (участие в поисковой работе по сбору и классификации материала по народным художественным промыслам, не включённого для изучения на уроке);формирование целостного взгляда на мир народного искусства: крестьянское бытовое искусство и современные народные промыслы, которые объединяет верность традиции как незыблемому закону народного творчества; формирование умения вести диалог, обсуждать вопросы, связанные с современными народными промыслами разных регионов России, достигая взаимопонимания со сверстниками, сохраняя уважительное отношение друг к другу; |
||||||||
4 |
1 |
Хохлома |
Краткие сведения из истории развития хохломского промысла. Своеобразие хохломской росписи. Связь традиционного орнамента с природой. Травный узор, или «травка», — главный мотив хохломской росписи. Основные элементы травного орнамента, последовательность его выполнения. Роспись «под фон», или фоновое письмо, его особенности. Причудливо-затейливая роспись «Кудрина». Национальные мотивы в «золотой» росписи посуды Башкирии. Задание: изображение формы предмета и украшение его травным орнаментом в последовательности, определённой народной традицией (наводка стебля — криуля, изображение ягод, цветов, приписка травки). Форма предмета предварительно тонируется желтоохристым цветом. Материалы: карандаш, гуашь, большие и маленькие кисти, бумага |
Эмоционально воспринимать, выражать своё отношение, эстетически оценивать произведения Хохломы. Иметь представление о видах хохломской росписи («травка», роспись «под фон», «Кудрина»), различать их. Создавать композицию травной росписи в единстве с формой, используя основные элементы травного узора.
|
Предметные: приобретение элементарных навыков декоративной росписи в опоре на существующие традиции в процессе восприятия и практического освоения отдельных элементов, их неповторимого своеобразия, последовательности выполнения росписи, её цветового строя; приобретение опыта выполнения эскизов в соответствии с традициями различных народных промыслов, передача особенностей формы, традиционной орнаментики и колористки. Метапредметные: умение оценивать искусство современных народных художественных промыслов как часть культуры народа, как самобытную предметно - преобразовательную творческую деятельность, связанную с традициями; умение сознавать народные художественные промыслы как прошлое в настоящем, обращённом в будущее и осуществляющем связь времён; умение осознанно действовать в соответствии с планируемым результатами, определять способы действий, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, давать ей оценку; умение на основе сравнительного анализа произведений давать обобщения, классифицировать их по принадлежности к тому или иному современному традиционному промыслу; Личностные: формирование готовности и способности учащихся к обучению, самообразованию на основе мотивации (участие в поисковой работе по сбору и классификации материала по народным художественным промыслам, не включённого для изучения на уроке);формирование целостного взгляда на мир народного искусства: крестьянское бытовое искусство и современные народные промыслы, которые объединяет верность традиции как незыблемому закону народного творчества; формирование умения вести диалог, обсуждать вопросы, связанные с современными народными промыслами разных регионов России , достигая взаимопонимания со сверстниками , сохраняя уважительное отношение друг к другу; |
||||||||
5-6 |
2 |
Жостово. Роспись по металлу |
Краткие сведения из истории художественного промысла. Разнообразие форм подносов, фонов и вариантов построения цветочных композиций, сочетание в росписи крупных, средних и мелких форм цветов. Жостовская роспись — свободная кистевая, живописная импровизация. Создание в живописи эффекта освещённости, объёмности в изображении цветов. Основные приёмы жостовского письма, формирующие букет: замалевок, тенежка, прокладка, бликовка, чертежка, привязка. Задание: выполнение фрагмента по мотивам жостовской росписи, включающего крупные, мелкие и средние формы цветов; составление на подносе большого размера общей цветочной композиции. Материалы: гуашь, большие и маленькие кисти, белая бумага. |
Эмоционально воспринимать, выражать своё отношение, эстетически оценивать произведения жостовского промысла. Соотносить многоцветье цветочной росписи на подносах с красотой цветущих лугов. Осознавать единство формы и декора в изделиях мастеров. Осваивать основные приёмы жостовского письма. Создавать фрагмент жостовской росписи в живописной импровизационной манере в процессе выполнения творческой работы.
|
Предметные: приобретение элементарных навыков декоративной росписи в опоре на существующие традиции в процессе восприятия и практического освоения отдельных элементов, их неповторимого своеобразия, последовательности выполнения росписи, её цветового строя; приобретение опыта выполнения эскизов в соответствии с традициями различных народных промыслов, передача особенностей формы, традиционной орнаментики и колористки. Метапредметные: умение оценивать искусство современных народных художественных промыслов как часть культуры народа, как самобытную предметно - преобразовательную творческую деятельность, связанную с традициями; умение сознавать народные художественные промыслы как прошлое в настоящем, обращённом в будущее и осуществляющем связь времён; умение осознанно действовать в соответствии с планируемым результатами, определять способы действий, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, давать ей оценку; умение на основе сравнительного анализа произведений давать обобщения, классифицировать их по принадлежности к тому или иному современному традиционному промыслу; Личностные: формирование готовности и способности учащихся к обучению, самообразованию на основе мотивации (участие в поисковой работе по сбору и классификации материала по народным художественным промыслам, не включённого для изучения на уроке);формирование целостного взгляда на мир народного искусства: крестьянское бытовое искусство и современные народные промыслы, которые объединяет верность традиции как незыблемому закону народного творчества; формирование умения вести диалог, обсуждать вопросы, связанные с современными народными промыслами разных регионов России , достигая взаимопонимания со сверстниками , сохраняя уважительное отношение друг к другу; |
||||||||
7 |
1 |
Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте |
Дерево и береста — основные материалы в крестьянском быту. Щепная птица счастья — птица света. Изделия из бересты: короба, хлебницы, набирухи для ягод, туеса — творения искусных мастеров. Резное узорочье берестяных изделий. Мезенская роспись в украшении берестяной деревянной утвари Русского Севера, ее своеобразие. Изысканный графический орнамент мезенской росписи, ее праздничная декоративность. Сочетание красно-коричневого, красного, зелёного замалевка с графической линией — черным перьевым контуром. Задания: 1. Создание эскиза одного из предметов промысла, украшение этого предмета в стиле данного промысла. 2. Создание формы туеса (или крандашницы) из плотной бумаги Материалы: карандаш, бумага; картон, бумага коричневого тона, цветная бумага, ножницы, клей. |
Выражать своё личное отношение, эстетически оценивать изделия мастеров Русского Севера. Объяснять, что значит единство материала, формы и декора в берестяной и деревянной утвари. Осваивать основные приёмы росписи. Создавать композицию росписи или ее фрагмент в традиции мезенской росписи.
|
Предметные: приобретение опыта выполнения эскизов или моделей в соответствии с традициями народного промысла берестяной деревянной утвари Русского Севера, ее своеобразие, передача особенностей формы, традиционной орнаментики и колористки; приобретение элементарных навыков декоративной росписи в опоре на существующие традиции в процессе восприятия и практического освоения отдельных элементов, их неповторимого своеобразия, последовательности выполнения росписи, её цветового строя. Метапредметные: умение оценивать искусство современных народных художественных промыслов как часть культуры народа, как самобытную предметно - преобразовательную творческую деятельность, связанную с традициями; умение сознавать народные художественные промыслы как прошлое в настоящем, обращённом в будущее и осуществляющем связь времён; умение осознанно действовать в соответствии с планируемым результатами, определять способы действий, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, давать ей оценку; Личностные: формирование целостного взгляда на мир народного искусства: крестьянское бытовое искусство и современные народные промыслы, которые объединяет верность традиции как незыблемому закону народного творчества; |
||||||||
8 |
1 |
Роль народных художественных промыслов в современной жизни(обобщение темы) |
Выставочные проекты на темы «Традиционные народные промыслы — гордость и достояние национальной отечественной культуры», «Место произведений традиционных народных промыслов в современной жизни, быту», «Вне времени», «Зарождение и становление народных промыслов твоего края», «История балалайки» и др. Традиционные народные промыслы, о которых не шёл разговор на уроках (представление этих промыслов поисковыми группами). Задание: участие в выступлениях поисковых групп, в занимательной викторине, в систематизации зрительного материала по определённому признаку. |
Объяснять важность сохранения традиционных художественных промыслов в современных условиях. Выявлять общее и особенное в произведениях традиционных художественных промыслов. Различать и называть произведения ведущих центров народных художественных промыслов. Участвовать в отчёте поисковых групп, связанном со сбором и систематизацией художественно-познавательного материала. Участвовать в презентации выставочных работ. Анализировать свои творческие работы и работы своих товарищей, созданные по теме «Связь времён в народном искусстве».
|
Предметные: приобретение опыта проектной деятельности по углублённому изучению современных народных художественных промыслов, не входящих в содержание уроков; осознание мест и значения современных народных художественных промыслов в современной жизни, формирование эмоционально-ценностного отношения к произведениям ведущих центров художественных промыслов России; Метапредметные: умение реализовывать себя в разных направлениях внеурочной деятельности ( диспуты, беседы), применять полученные на уроках навыки декоративного творчества в жизни. Личностные: формирование умения вести диалог, обсуждать вопросы, связанные с современными народными промыслами разных регионов России и ближайшего зарубежья, достигая взаимопонимания со сверстниками — представителями других национальностей, сохраняя уважительное отношение друг к другу; формирование эстетического сознания (эстетические потребности, эстетический вкус, эстетические чувства, эстетический идеал )через освоение особенностей современных художественных промыслов как формы народного творчества, воспроизводящего единство человека с природой , необходимые человечеству ценности. |
||||||||
Декор — человек, общество, время (11 ч) Роль декоративных искусств в жизни общества, в различении людей по социальной принадлежности, в выявлении определённых общностей людей. Декор вещи как социальный знак, выявляющий, подчёркивающий место человека в обществе. Влияние господствующих идей, условий жизни людей разных стран и эпох на образный строй произведений декоративно-прикладного искусства. Особенности декоративно-прикладного искусства Древнего Египта, Китая, Западной Европы XVII века. |
|||||||||||||
1 |
1 |
Зачем людямукрашения
|
Предметы декоративного искусства несут на себе печать определённых человеческих отношений. Украсить — значит наполнить вещь общественно значимым смыслом, определить социальную роль ее хозяина. Эта роль сказывается на всем образном строе вещи: характере деталей, рисунке орнамента, цветовом строе, композиции. Особенности украшений воинов, древних охотников, вождя племени, царя и т. д. Задания: рассмотрение и обсуждение (анализ) разнообразного зрительного ряда, подобранного по теме; объяснение особенностей декора костюма людей разного статуса и разных стран.. |
Характеризовать смысл декора не только как украшения, но прежде всего как социального знака, определяющего роль хозяина вещи (носителя, пользователя). Выявлять и объяснять, в чем заключается связь содержания с формой его воплощения в произведениях декоративно-прикладного искусства. Участвовать в диалоге о том, зачем людям украшения, что значит украсить вещь. Эмоционально воспринимать, различать по характерным признакам произведения декоративно-прикладного искусства Древнего Египта, давать им эстетическую оценку.
|
Предметные: осознание рои декоративно-прикладного искусства разных стран и времён в жизни человека и общества, его социальных функций; расширение представлений о многообразии форм и декора в произведениях классического декоративно-прикладного искусства, художественно-познавательного, культурного кругозора; умение выявлять образно-смысловую, социальную окрашенность в образ произведений декоративно-прикладного искусства (костюм, украшения, предметы быта) в процессе восприятия, соотносить образный строй костюма как социального знака с положением его хозяина (владельца) в обществе. Метапредметные: умение ориентироваться в широком зрительном материале — в произведениях классического профессионального декоративно прикладного искусства разных стран, эпох, отмечать в форме и декоре предметов, в украшениях интерьера, костюмах особенности социального положения людей; Личностные: воспитание уважения и интереса к художественной культуре других стран и народов, в частности к классическому декоративно — прикладному искусству — сокровищнице мировой цивилизации; формирование целостного, социально ориентированного видения предметного мира классического декоративно - прикладного искусства, позволяющего воспринимать предметы, вещи, их эстетические достоинства не обособленно, а в контексте своего времени; формирование активного и заинтересованного отношения к познанию, а также готовности и способности, обучающихся к самообразованию на основе мотивации и осознания творчества как созидательной, преобразующей мир деятельности человека; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира и практическую художественно-творческую деятельность; |
||||||||
2-3 |
2 |
Роль декоративного искусства в жизни древнего общества
|
Роль декоративно-прикладного искусства в Древнем Египте. Подчёркивание власти, могущества, знатности египетских фараонов с помощью декоративного искусства.Символика элементов декора в произведениях Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян (изображение лотоса, жука-скарабея, священной кобры, ладьи вечности, глаза-уаджета и др.). Различие одежд людей высших и низших сословий. Символика цвета в украшениях. Задания: 1. Выполнение эскиза украшения (солнечного ожерелья, подвески, нагрудного украшения-пекторали-ли, браслета и др.) или алебастровой вазы; поиск выразительной формы, украшение ее узором, в котором используются характерные знаки-символы. Материалы: цветные мелки, гуашь тёплых оттенков, кисти. 2. Нанесение на пластину рисунка-узора и продавливание шариковой ручкой рельефа. Материалы: фольга, пластина, шариковая ручка. |
Вести поисковую работу (подбор познавательного зрительного материала) по декоративно-прикладному искусству Древнего Египта. Создавать эскизы украшений (браслет, ожерелье, алебастровая ваза) по мотивам декоративно-прикладного искусства Древнего Египта. Овладевать навыками декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы. |
Предметные: уметь распознавать по стилистическим особенностям образного строя произведения декоративно-прикладного искусства Древнего Египта, систематизировать зрительный материал по художественно-стилевым и социальным признакам; умение выявлять образно-смысловую, социальную окрашенность в образом строе произведений декоративно-прикладного искусства (костюм, украшения, предметы быта) в процессе восприятия, соотносить образный строй костюма как социального знака с положением его хозяина (владельца) в обществе. Метапредметные: приобретение основы для адекватного восприятия декоративной формы вещи в её содержательно-смысловой наполненности, умение реализовать приобретённые знания.; умение принимать необходимые решения, осуществлять осознанный выбор объектов изображения, художественных материалов. Личностные: формирование активного и заинтересованного отношения к познанию, а также готовности и способности, обучающихся к самообразованию на основе мотивации и осознания творчества как созидательной, преобразующей мир деятельности человека; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира и практическую художественно-творческую деятельность; |
||||||||
4-5 |
2 |
Одежда «говорит» о человеке
|
Одежда, костюм не только служат практическим целям, но и являются особым знаком — знаком положения Декоративно-прикладное искусство Древнего Китая. Строгая регламентация в одежде у людей разных сословий. Символы императора. Знаки отличия в одежде высших чиновников. Одежды знатных китаянок, их украшения. |
Выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, а также единство материалов, формы и декора. Высказываться о многообразии форм и декора в одежде народов разных стран и у людей разных сословий. |
Предметные: умение выявлять образно-смысловую, социальную окрашенность в образом строе произведений декоративно-прикладного искусства (костюм, украшения, предметы быта) в процессе восприятия, соотносить образный строй костюма как социального знака с положением его хозяина (владельца) в Древнем Китае; осознание рои декоративно-прикладного искусства разных времён в жизни человека и общества, его социальных функций; Метапредметные: умение принимать необходимые решения, осуществлять осознанный выбор объектов изображения, художественных материалов, осуществлять контроль своей деятельностисти,адекатно оценивать результат; Личностные: формирование целостного, социально ориентированного видения предметного мира классического декоративно - прикладного искусства, позволяющего воспринимать предметы, вещи, их эстетические достоинства не обособленно, а в контексте своего времени; формирование активного и заинтересованного отношения к познанию, а также готовности и способности, обучающихся к самообразованию на основе мотивации и осознания творчества как созидательной, преобразующей мир деятельности человека; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира и практическую художественно-творческую деятельность |
||||||||
6-7-8 |
3 |
Одежда «говорит» о человеке
|
Декоративно-прикладное искусство Западной Европы XVII века (эпоха барокко), которое было совершенно не похоже на древнеегипетское, древнекитайское своими формами, орнаментикой, цветовой гаммой. Однако суть декора (украшений) остаётся та же — выявлять роль людей, их отношения в обществе, а также выявлять и подчёркивать определённые общности людей по классовому, сословному и профессиональному признакам. Черты торжественности, парадности, чрезмерной декоративности в декоративно-прикладном искусстве XVII. вПричудливость формы, пышная декоративная отделка интерьеров, мебели, предметов быта. Костюм придворной знати, акцент в костюме на привилегированное положение человека в обществе. Одежда буржуазии, простых горожан. Задание: выполнение коллективной работы «Бал во дворце» (продумывание общей композиции, изображение мебели и отдельных предметов, а также разных по величине фигур людей в нарядных костюмах; соединение деталей в общую композицию). Материалы: большой лист бумаги, белая бумага, гуашь, большие и маленькие кисти, кусочки ткани, клей, ножницы. |
Участвовать в поисковой деятельности, в подборе зрительного и познавательного материала по теме «Костюм разных социальных групп в разных странах». Соотносить образный строй одежды с положением ее владельца в обществе. Участвовать в индивидуальной, групповой, коллективной форме деятельности, связанной с созданием творческой работы. Передавать в творческой работе цветом, формой, пластикой линий стилевое единство декоративного решения интерьера, предметов быта и одежды людей. |
Предметные: приобретение опыта работы над совместным творческим проектом (создание декоративно-живописной композиции «Бал во дворце»); умение осознанно применять выразительные средства (форма, линия, цвет, ритм) в коллективной работе; Метапредметные умение принимать необходимые решения, осуществлять осознанный выбор объектов изображения, художественных материалов, направлений поисковой деятельности, содержательного искусствоведческого и познавательного материала, проливающего свет на предмет изучения классического декоративно-прикладного искусства, осуществлять контроль своей деятельности,адекатно оценивать результат; умение принимать необходимые решения, осуществлять осознанный выбор объектов изображения, художественных материалов, осуществлять контроль своей деятельности, адекватно оценивать результат. Личностные: развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира и практическую художественно-творческую деятельность; формирование коммуникативных навыков в процессе сотрудничества с учителем и сверстниками при выполнении коллективных работ |
||||||||
9-10 |
2 |
О чем рассказывают нам гербы и эмблемы |
Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность искусства геральдики. Первые гербы, которые появились в Западной Европе в Средние века. Роль геральдики в жизни рыцарского общества. Фамильный герб как знак достоинства его владельца, символ чести рода. Гербы ремесленных цехов в эпоху Средневековья как отражение характера их деятельности. Основные части классического герба. Формы щитов, геральдические и негеральдические фигуры, взятые из жизни и мифологии, их символическое значение. Символика цвета в классической геральдике. Составные элементы старинного герба (щит, щитодержатели, корона, шлем, девиз, мантия). Символы и эмблемы в современном обществе: отличительные знаки государства, страны, города, партии, фирмы и др. Задания: 1. Создание эскиза собственного герба, герба своей семьи: продумывание формы щита, его деления, использование языка символов. 2. Изображение эмблемы класса, школы, кабинета или спортивного клуба. Материалы: белая и цветная бумага, ножницы, клей, гуашь, кисти. |
Понимать смысловое значение изобразительно-декоративных элементов в гербе родного города, в гербах различных русских городов. Определять, называть символические элементы герба и использовать их при создании собственного проекта герба. Находить в рассматриваемых гербах связь конструктивного, декоративного и изобразительного элементов. Создавать декоративную композицию герба (с учётом интересов и увлечений членов своей семьи) или эмблемы, добиваясь лаконичности и обобщённости изображения и цветового решения.
|
Предметные: умение выявлять образно-смысловую, социальную окрашенность вобразом строе произведений декоративно-прикладного искусства в процессе восприятия, понимать символический характер языка герба как отличительного знака, символическое значение изобразительных элементов и цвета в искусстве геральдики; Метапредметные: умение ориентироваться в широком зрительном материале — в произведениях классического профессионального декоративно прикладного искусства, проявлять заинтересованное отношение к знаково-символическому языку геральдики; интегрировать полученные знания и представления в смежных предметных областях (литература, история, география) ; Личностные: воспитание уважения и интереса к художественной культуре других стран и народов, в частности к классическому декоративно — прикладному искусству — сокровищнице мировой цивилизации; |
||||||||
11 |
1 |
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества(обобщение темы) |
Итоговая игра-викторина с привлечением учебно-творческих работ, произведений декоративно-прикладного искусства разных времён, художественных открыток, репродукций и слайдов, собранных поисковыми группами. Задания: 1. Выполнение различных аналитически-творческих заданий, например, рассмотреть костюмы и определить их владельцев, увидеть неточности, которые допустил художник при изображении костюма, или систематизировать зрительный материал (предметы быта, костюм, архитектура) по стилистическому признаку. 2. Посещение музея декоративно-прикладного искусства, выставки произведений современных мастеров декоративно-прикладного искусства. |
Участвовать в итоговой игре-викторине с активным привлечением зрительного материала по декоративно-прикладному искусству, в творческих заданиях по обобщению изучаемого материала. Распознавать и систематизировать зрительный материал по декоративно-прикладному искусству по социально-стилевым признакам. Соотносить костюм, его образный строй с владельцем. Размышлятьи вести диалог об особенностях художественного языка классического декоративно-прикладного Использовать в речи новые художественные термины. |
Предметные: приобретение опыта совместной поисковой деятельности по изучению темы «Декор — человек, общество, время»; осознание рои декоративно-прикладного искусства разных стран и времён в жизни человека и общества, его социальных функций; расширение представлений о многообразии форм и декора в произведениях классического декоративно-прикладного искусства, художественно-познавательного, культурного кругозора; Метапредметные: приобретение основы для адекватного восприятия декоративной формы вещи в её содержательно-смысловой наполненности, умение реализовать приобретённые знания, умения и навыки во внеурочной деятельности (посещение выставок, организация и проведение выставок творческих работ по теме данного раздела, участие в разнообразных формах обсуждений по данной тематике: «Чем значимы и интересны произведения декоративно-прикладного искусства других стран и эпох для современного человека?»); умение принимать необходимые решения, осуществлять осознанный выбор объектов изображения, художественных материалов, направлений поисковой деятельности, содержательного искусствоведческого и познавательного материала, проливающего свет на предмет изучения классического декоративно-прикладного искусства, умение классифицировать произведения, определять их родство по художественно-стилистическим и социальным признакам, осуществлять контроль своей деятельности, адекватно оценивать результат Личностные: воспитание уважения и интереса к художественной культуре других стран и народов, в частности к классическому декоративно — прикладному искусству — сокровищнице мировой цивилизации; формирование коммуникативных навыков в процессе сотрудничества с учителем и сверстниками при организации итоговой выставки детского творчества. |
||||||||
Декоративное искусство в современном мире (6ч) Разнообразие современного декоративно-прикладного искусства (керамика, стекло, металл, гобелен, батик и многое другое). Новые черты современного искусства. Выставочное и массовое декоративно-прикладное искусство. |
|||||||||||||
1 |
1 |
Современное выставочное искусство
|
Многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладного искусства (художественная керамика, стекло, металл, гобелен, роспись по ткани, моделирование одежды). Современное понимание красоты профессиональными художниками — мастерами декоративно-прикладного искусства. Насыщенность произведений яркой образностью, причудливой игрой фантазии и воображения. Пластический язык материала, его роль в создании художественного образа. Роль выразительных средств (форма, линия, пятно, цвет, ритм, фактура) в построении декоративной композиции в конкретном материале. Декоративный ансамбль как возможность объединения отдельных предметов в целостный художественный образ. Творческая интерпретация древних образов народного искусства в работах современных художников. Задание: восприятие (рассматривание) различных произведений современного декоративного искусства; рассуждение, участие в диалоге, связанном с выявлением отличий современного декоративного искусства от народного традиционного, с осознанием роли выразительных средств в создании декоративного образа в конкретном материале, с пониманием выражения «произведение говорит языком материала». |
Ориентироваться в широком разнообразии современного декоративно-прикладного искусства, различать по материалам, технике исполнения художественное стекло, керамику, ковку, литье, гобелен и т. д. Выявлять и называть характерные особенности современного декоративно-прикладного искусства. Высказываться по поводу роли выразительных средств и пластического языка материала в построении декоративного образа. Находить и определять в произведениях декоративно-прикладного искусства связь конструктивного, декоративного и изобразительного видов деятельности Использовать в речи новые термины, связанные декоративно-прикладным искусством. Объяснять отличия современного декоративно-прикладного искусства от традиционного народного искусства. Владеть практическими навыками выразительного использования формы, объёма, цвета, фактуры и других средств в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объёмных декоративных композиций. Собирать отдельно выполненные детали в более крупные блоки, т. е. вести работу по принципу «от простого — к сложному». Участвовать в подготовке итоговой выставки творческих работ. |
Предметные: понимание места и значения современного декоративного искусства в жизни человека и общества, значение разнообразных видов современного декоративного творчества, материалов, техник (художественное стекло, художественный металл, керамика, роспись по тканям), расширение общекультурного художественно-познавательного кругозора; сознание богатых возможностей современного пластического языка, а также различий в творчестве художника, работающего в области современного декоративного искусства и в области традиционного декоративно-прикладного искусства. Метапредметные: умение ориентироваться в многообразии проявлений образного языка современного декоративно-прикладного искусства; умение отличать смелые образные решения в разных видах декоративного творчества; формирование понимания красоты современными мастерами декоративно-прикладного искусства; видеть жизнь произведений во взаимодействии с архитектурно-пространственной средой. Личностные воспитание эмоционально-ценностного, эстетического отношения к современному декоративно-прикладному искусству , уважение к творчеству профессиональных художников ,интереса и потребности в общении с произведениями современного искусства и к декоративному творчеству; развитие образно-ассоциативного мышления как формы освоения мира, творческих способностей, эстетических чувств, зрительной памяти, фантазии и воображения; формирование целостной картины мира средствами декоративно-прикладного искусства во всём многообразии его проявлений (художественное стекло, художественный металл, керамика, роспись по тканям);развитие самостоятельности и навыков сотрудничества (коммуникативной компетенции) в процессе осуществления коллективных форм деятельности, связанных с созданием общественно значимого художественного продукта для украшения школьных интерьеров. |
||||||||
2-3-4-5-6 |
5 |
Ты — сам мастер |
Коллективная реализация в конкретном материале разнообразных творческих замыслов. Технология работы с выбранным материалом (плетение, коллаж, керамический рельеф, роспись по дереву и т. д.), постепенное, поэтапное выполнение задуманного панно. Выполнение «картона», т. е. эскиза будущей работы в натуральную величину. Деление общей композиции на фрагменты. Соединение готовых фрагментов в более крупные блоки. Их монтаж общее декоративное панно. Лоскутная аппликация или коллаж. Декоративные игрушки из мочала. Витраж в оформлении интерьера школы. Нарядные декоративные вазы. Декоративные куклы. Задания: 1. Выполнение творческих работ в разных материала, и техниках. 2. Участие в отчётной выставке работ по декоративно-прикладному искусству на тему «Украсим школу своими руками». Материалы: материалу для аппликации и коллажа, мочало, цветная бумага, верёвки и шпагат, кусочки тканей и меха, ленты, бусинки и т.п. |
Разрабатывать, создавать эскизы коллективных панно, витражей, коллажей, декоративных украшений интерьеров школы. Пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы. Владеть практическими навыками выразительного использования формы, объёма, цвета, фактуры и других средств в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объёмных декоративных композиций. Собирать отдельно выполненные детали в более крупные блоки, т. е. вести работу по принципу «от простогок сложному». Участвовать в подготовке итоговой выставки творческих работ. |
Предметные: приобретение опыта работы над декоративной композицией (панно); освоение практических навыков выполнения эскизов, подготовительного рисунка, экспериментирование с материалом, цветом, фактурой; умение осуществлять работу в определённой последовательности, используя знания языка декоративного искусства (декоративная обобщённость изображения, локальность цветовых пятен, выразительная пластика ритмически организованных линий в изображении, красота и разнообразие фактур).сознание богатых возможностей современного пластического языка, а также различий в творчестве художника, работающего в области современного декоративного искусства и в области традиционного декоративно-прикладного искусства; умение выявлять в процессе восприятия произведений современного выставочного декоративно-прикладного единство материала, формы и декора, а также средства, используемые художником для выражения своего замысла в конкретном виде декоративного творчества; умение осознанно использовать образные средства в работе над декоративной композицией (панно) в конкретном материале; Метапредметные: умение ориентироваться в многообразии проявлений образного языка современного декоративно-прикладного искусства; умение отличать смелые образные решения в разных видах декоративного творчества; формирование понимания красоты современными мастерами декоративно-прикладного искусства; видеть жизнь произведений во взаимодействии с архитектурно-пространственной срдой;выработка сознательного критического отношения к низменным образцам массовой культуры, т. е. китчу; осознание своей роли и возможностей в преображении окружающего мира, овладение базовыми знаниями и умениями, алгоритмом операционных действий при выполнении работы в материале; умение оценивать свой творческий результат, свои творческие возможности в соотнесении с другими участниками художественной деятельности. Личностные: развитие образно-ассоциативного мышления как формы освоения мира, творческих способностей, эстетических чувств, зрительной памяти, фантазии и воображения; формирование целостной картины мира средствами декоративно-прикладного искусства во всём многообразии его проявлений (художественное стекло, художественный металл, керамика, роспись по тканям);развитие самостоятельности и навыков сотрудничества (коммуникативной компетенции) в процессе осуществления коллективных форм деятельности, связанных с созданием общественно значимого художественного продукта для украшения школьных интерьеров.
|