Ольга Николаевна
Должность:Редактор
Группа:Команда портала
Страна:
Регион:не указан
«Детский музыкальный фольклор»

Россия,Воронежская область,Новоусманский район, п. Воля

МКОУ "Тресвятская СОШ"

Учитель музыки

Мирошникова О.В.

«Детский музыкальный фольклор»

Народной песни так же нельзя заменить в начальном воспитании, как нельзя заменить молока матери для младенца; конечно, можно и без последнего выкормить ребёнка, но посмотрите, сколько живых стихий и детского здоровья погибнет в этом выкармливании; сухой, бледный и чахлый физически, он будет таким и нравственно без укрепляющей дух дитяти здоровой родной песни родного народа.

С. Миропольский.

Искусство зародилось на заре цивилизации как отражение чувств и мыслей человека. Сама жизнь была его источником. Человека окружал огромный и многообразный мир. События, происходившие вокруг, влияли на его характер, жизненный уклад. Искусство никогда не существовало отдельно от жизни, оно слито с языком людей, обычаями, особенностями темперамента.

Фольклор в переводе с английского — народная мудрость, и приобщить современных детей к ценностям народного творчества и можно, и нужно, потому что в нём воплощено не просто прошлое культуры, но и древнейшие и всегда необходимые свойства и способности человеческой души. К тому же народное творчество с присущим ему четким сопоставлением добра и зла, с орнаментальностью, яркостью красок, волшебством, увлекательными ритмами как будто специально создано для детей. Чувство родства с природой, особое видение мира, готовность к тому, что небывалое может поджидать у обочины знакомой дороги, понимание значимости природных циклов, прикосновение к истокам древней культуры — всё это необходимо современному человеку.

Собирание, запись и изучение народного творчества начинается лишь со второй половины 18-го столетия. Известно, что произведения устной поэзии, записанные в разных краях нашей родины, бытуют в различных вариантах, текст многих из них отличается слабой устойчивостью. Особое место в народном творчестве принадлежит песне, которая в жизни народа всегда играла большую роль. Народ говорит: «Песня — правда». И верно, песня — правда о жизни. Во времена тяжелого рабства и бесправия она заменяла и книгу, и письмо, и дружескую беседу. Песни по сей день хранят память о народных героях, ярко воссоздают эпизоды борьбы с врагами, они слагались в разные исторические эпохи, в различных условиях жизни, и это налагало отпечаток на их содержание и характер. Вот откуда такое богатство и многообразие жанров русских народных песен (трудовые, обрядовые, хороводные, плясовые, исторические, былины, лирические, революционные.

В наши дни создаются произведения народного творчества с иным содержанием. В современных народных песнях отражается новое мировоззрение, воспевается новая жизнь и новые совершенствования людей.

Как предмет школьного изучения фольклор — явление специфическое, но на самом деле он очень близок детям, « созвучен» им по мироощущению. Нужно с младших классов воспитывать в ребятах чувство радости от общения с фольклором, тогда, став взрослее, они сохранят интерес и любовь к нему. А это очень важно. Ведь, по словам Д.Д. Шостаковича получившего диплом mba, « народная музыка, в полном смысле этого слова, очищает дух…».

Обращаясь к богатствам народного творчества, учитель помогает детям лучше понять природу искусства и заинтересоваться культурой народа. Но на уроках различные сведения должны подаваться незаметно и вести к музыке, из неё исходить.

С первого урока первого класса мы размышляем о месте музыки в жизни людей, её способности отразить самые неуловимые состояния человеческой души.

Практический опыт введения импровизации в уроки музыки показывает не только большую заинтересованность ребят процессом творчества, но и несомненное его влияние на музыкальное развитие учащихся.

В импровизации, как и в любом другом виде музыкальной деятельности, органически сплетаются два момента: «радость творчества» (Асафьев) и тот музыкальный опыт, который выражается в конкретном освоении ребёнком музыкального языка, в приобретении и усвоении им определённых музыкальных знаний.

Импровизация — одно из самых любимых занятий младших школьников. С удовольствием импровизируют не только те, кто умеет хорошо петь, но и слабо интонирующие дети, недостаточно владеющие своим голосом. В импровизации ребёнок как бы раскрепощается, ему не надо подражать пению других, что часто бывает очень не легко. Выступая с собственной мелодией, ребёнок не боится спеть её неверно и продемонстрировать тем самым своё неумение. Было замечено, что пробудить интерес ребёнка к пению бывает легче именно в ходе импровизации.

Например, слушая песню-пляску «Во саду ли, в огороде», дети следят за вариациями и каждую вариацию сопровождают каким-нибудь новым движением. Это могут быть: разведение рук в стороны и возвращение к поясу, «помахивание» платочком, «игра» на балалайке или баяне и др. Важно, чтобы движения соответствовали смене вариаций и, по возможности, характеру каждой вариации.

Задача учителя — создать в классе непринужденную, творческую атмосферу, в которой ребята будут чувствовать себя свободно и непосредственно.

Во втором классе включается задание посложнее: сочинение подголосков к знакомым попевкам и песням — в традициях русского народного многоголосного хорового творчества.

В третьем классе дети уже глубоко воспринимают мир музыки, полный чувств и образов. Говоря о музыке русского народа, подводя ребят к осознанию её жанрового многообразия, мы обращаем их внимание на то, какая природа окружает человека. Какая музыка может появиться среди бескрайних полей, ярких лугов, широких могучих рек, дремучих зелёных лесов? Дети сами находят отличительные черты русской музыки: широту, плавность, мощь звучания. Очень важно чтобы дети ощущали фольклор не как что- то архаичное, стародавнее, а как естественную и неотъемлемую часть их жизни.

Как известно, в понятие «детские песни» или «детский музыкальный фольклор» входят: произведения, созданные взрослыми для детей, которые исполняются при укачивании в люльке младенца (колыбельные), при пестовании его (пестушки*), при развлечении и игре с ребёнком (потешки, прибаутки**), а так же творчество самих детей, то есть то, что находится в их репертуаре и исполняется только детьми, - это считалки, дразнилки, заклички, приговорки***, игровые песенные припевы**** и т.д.

Основой напевов детских песен являются многократные повторы секундовых, терцовых, квартовых попевок. Строящиеся на напевно-декламационных интонациях клича, зова, скандовки, приговора, они отражают естественные понижения и повышения голоса, близкие разговорной речи (ходы на малую секунду). Доступные каждому ребёнку секундовые и терцовые интонации детских песен подготавливают детей к исполнению более сложных по музыкальному языку мелодии. Ведь даже в песнях с широкими интонационными ходами роль секундовых сопряжений весьма значительна.

Детские песни построены преимущественно на традиционных, устоявшихся попевках-формулах. Усваивая их с самого раннего возраста, дети усваивают и попевочный словарь, лежащий в основе всего музыкального творчества. Выразительные, легко запоминающиеся попевки-формулы не только облегчают восприятие и воспроизведение детьми различных детских песен, но и нередко способствуют возникновению индивидуальных вариантов традиционных фольклорных образцов, соответствующих творческим способностям и исполнительским возможностям того или иного ребёнка.

________________________________________________________________

Пестушки получили своё название от слова «пестовать» (нянчить, растить, воспитывать, носить на руках). Это короткие песенки, которыми сопровождают движения ребёнка, его действия в первые месяцы его жизни.

**Потешки — песенки, сопровождающие несложные игры и забавы взрослого с малышом (связанные с пальцами рук, подбрасыванием, качанием его на коленях…). Таковы известные «Ладушки», «Сорока», «Коза рогатая» и др.

***Приговорки (от слова «приговаривать» в значении «припевать, нашёптывать») представляют собой краткие обращения к животным, птицам, насекомым, растениям и т. п. В большинстве приговорок в остаточной форме сохраняются элементы древних заклинаний, заговоров.

****Игровой припев – это песня, исполняемая в игре, тесно связанная с её сюжетом и не имеющая самостоятельного значения вне игры. С него обычно начинается игра, он связывает части игрового действия, может использоваться и в роли концовок. Игровой припев может также содержать условия игры и определять последствия при их нарушении.

Кроме того, традиционные детские песни развивают у детей не только музыкальный слух и память, но и певческое дыхание, голосовой аппарат — ведь большинство закличек, приговорок, дразнилок, прибауток поются полным голосом, легко и непринуждённо.

В быту, в повседневности детские песни имеют значение функциональное, утилитарное: они призваны помочь интересней провести игру, организовать её. Песни, припевы иллюстрируют действия, дают наиболее полный выход эмоциональной энергии детей, их темпераменту; ведь в основе их миропонимания, мироосвоения лежит именно игра, игровой момент.

При обучении детей сольному, ансамблевому и хоровому пению небольшие по объёму формы детских песен, могут входить в репертуар младшего школьного возраста, а также служить для распевания и постановки голосов для более старших групп детей. С разучивания и исполнения весёлой дразнилки, с её интонационной раскованностью, свободой интонирования, простотой попевочной формулы, может начинаться любое занятие.

На уроках можно обратить внимание на то, что устное народное творчество живет и в наши дни, причём дети, сами того не зная, в нем тоже участвуют. Вспомнить, как, играя во дворе в разные игры, они выбирают «водящего» с помощью считалок. А ведь это область народного творчества — детского фольклора. Детям будет интересно узнать, что бывают и музыкальные считалки. Например:

За высокими горами

Стоит Мишка с пирогами.

- Здравствуй, Мишенька-дружок!

Сколько стоит пирожок?

- Пирожки не продаются,

Они сами в рот кладутся.

Считалка удобна и полезна для выработки правильного дыхания, чёткого ритма, свободной артикуляции.

К следующему уроку попросить ребят постараться узнать и выучить новые музыкальные считалки или сочинить мелодию на слова считалок известных им.

Со сказок, пословиц, поговорок, частушек и т.п., с умения их исполнить начинается знакомство с фольклором. Но механически внести в урок игры, пословицы, песни, обряды и народные промыслы - значит, не сделать почти ничего, если не внести в урок сам дух фольклора, строя процесс общения с детьми на принципах, лежащих в основе создания и освоения народного творчества. Главные среди них: раскрытие творческой индивидуальности каждого, вариантность, единство движения, слова и напева, свобода действия по отношению к музыкальному материалу. При этом принципиально важно, чтобы освоение материала происходило « как в жизни», т. е. естественно, на добровольных началах. Постепенно народно-игровые формы занятий могут стать потребностью для учителя и учеников, потому что процесс совместного творчества будет приносить радость всем.

Хорошо иметь в репертуаре хороводные песни, различные по типу, характеру и темпу исполнения, а так же песни с разнообразным движением хоровода. На уроках детям можно рассказать о том, что хороводы водили на вольном воздухе, за околицей, на зелёной луговине, в них участвовала сельская молодёжь, подростки. Когда наступало холодное время года, хороводы заменялись вечеринками в избах (ещё их называли посиделками, беседами), на которых нередко исполнялись хороводные песни. Круг при этом часто отсутствовал, участники сидели на лавках.

При освоении хороводных песен в действие вступает принцип единства слова, напева и движения. Обратимся к русской народной песне « Во поле берёза стояла ». Приводится она в программе как пример одного из « трёх китов », как материал для фиксации внимания на основных вокально-хоровых навыках. С песней « Во поле береза стояла» дети встретятся в Четвёртой симфонии Чайковского, проследят за её развитием. Но этого мало для освоения песни как народного образца в подлинном понимании этого слова. К тому же обедняется возможность участия детей в творческом процессе. Ведь песня эта хороводная, движение, слово и напев в ней должны быть связаны воедино. Хороводные песни, как правило, состоят из двух частей — напевной первой и более «частой» второй. На первом уроке обращать внимание на это не обязательно. Учитель сам показывает разницу между частями: во время исполнения первой плавно идёт по кругу вместе с детьми, а после остановки на припеве «лю-ли» делает простые притопы и движения руками, всякий раз их варьируя. Часть ребят по желанию может составить группу инструментального сопровождения. В практике часто оказывается, что дети знакомы с этой песней, знают, что она хороводная, и даже водили хоровод в детском саду.

Если нет возможности свободно двигаться в классе, то можно использовать разнообразные движения корпусом, руками. При этом важно ощущение двухчастности и свободный выбор движений. На следующем уроке можно расширить представление о хороводных песнях, используя подлинные хороводные напевы в исполнении учителя или в фонозаписи, с включением детей в процесс исполнения: будь то просто движение руками, ногами, корпусом или пение с движением.

Бывает, дети поют песню тихо, вяло или, наоборот, каждый выкрикивает на свой манер, не слушая других. Играя же в народную игру, выучивая её «с голоса», настроя учителя, дети стараются подражать, сохраняя его интонацию, эмоциональный посыл и при этом интуитивно ищут, а часто и находят свои варианты. В момент игры никто уже не думает о внешней стороне исполнения. «Круг», в котором происходит игра или хоровод, становится для всех особым миром, в котором действуют свои законы, зачастую отличные от требований к нефольклорному материалу. Для народных игр, как правило, не требуется ни какого особого помещения. К примеру, игра «Лень» может проводиться в обычной классной комнате, а в качестве атрибутов народного быта (венки, плетка, элементы одежды) можно использовать обычные платочки так, как это бывало у народных исполнителей.

Игра «Лень»

Один из играющих, изображающий Лень, садиться на землю. Его спрашивают:

- Тепло ли тебе, Лень? Холодно ли молодому?

- Не тепло! - отвечает Лень.

Ему поют:

Как с молодца кафтан,

Со старушки сарафан,

С молодицы-то платок,

С красной девицы венок.

Участники игры изображают, как они одевают Лень. Затем опять спрашивают:

- Что ты, Лень, сидишь?

- Пить-есть хочу!

- Что же тебе надобно?

- Яства боярские, питья государские!

Затем говорят:

- Поскачи- попляши, Лень, тогда дадим пить-есть.

Лень встаёт и пляшет.

Для пляски Лени можно выбрать любую мелодию плясового характера и исполнить её в инструментальном сопровождении вместе с учениками. Можно использовать записи подлинных народных инструментов — жалеек, гуслей и др. Здесь важна фантазия, совместное творчество учителя и ребят.

Существуют также не круговые построения: ряды, движущиеся в одном направлении, колонна расходящихся пар, описывающих восьмёрку, зигзагообразное движение цепи. Особой является форма, где два ряда участников, ведущие между собой диалог, последовательно то наступают друг 6на друга, то отступают. Так разыгрываются известные хороводные песни: «Просо», «Бояре», «Кто с нами пашенку пахати».

Всем разучиваемым элементам движений можно дать образные названия. Например:

«В две ноги» — топать поочерёдно ногами на каждую четверть такта.

«В три ноги» — топать поочерёдно на первые три восьмые, четвёртая - пауза.

«Горошек» — мелкое, дробное постукивание ногами.

«Дробь» — выстукивание ногами какого-либо ритмического рисунка.

«Улица» — дети, приплясывая, двигаются стайкой в каком-либо направлении.

«Стенка на стенку» — дети стоят в шеренгах, держась за руки, и двигаются навстречу друг другу одновременно.

«Плетень» — дети стоят в шеренгах, руки сплетены крест-накрест, шеренги двигаются навстречу друг другу поочерёдно.

«Заплетающийся плетень» - дети стоят друг за другом, взявшись за руки, - цепочка. Ведущий ведёт детей к последней паре и проводит цепочку под сцепленные руки этой пары, затем ведёт цепочку между стоящими рядом. Каждый раз у впередистоящего в паре, между которой прошла цепочка, одна рука остаётся на плече, он переворачивается — заплетает плетень. Только последний ребёнок цепочки не переворачивается.

«Капустка» («улитка») — ведущий ведёт по кругу цепочку детей, постепенно заворачивая круг спирально (улиткой), пока сам не окажется в центре. Выворачивается «капустка» двумя способами: первый - ведущий разворачивает спираль в обратном направлении; второй — дети в спирали поднимают сцепленные руки (воротики), под которыми ведущий выводит всю цепочку.

Сопровождение пения движением, как убеждает практика, влияет и на качество хорового звучания, способствует развитию необходимых вокально-хоровых навыков. Дети увереннее интонируют, у них укрепляется дыхание, улучшается дикция, воспитывается чувство ансамблевой согласованности. Быстрее происходит и процесс усвоения нового материала.

Вопрос о манере пения, применительно к народной игровой традиции, часто кажется надуманным, нарочито усложнённым. При разучивании песен, особенно игровых, закличек, припевок и т. д., надо ориентироваться на естественное, речевое интонирование, опираться на разговорное начало, не стремиться «академизировать» исполнение, не гнаться за силой звучности и каким-то специфическим тембром. Важно, чтобы дети старались, не имитируя тембр учителя или какого-то другого исполнителя, искать свой голос, свою индивидуальную манеру. Таков подход, присущий фольклору, в отличие от более выровненного, « усреднённого» звучания академического хора.

Для яркого восприятия песни велико значение слова учителя. Слово это должно быть хорошо продумано, оно не может быть преподнесено всем классам по одному трафарету, надо считаться в каждом отдельном случае с подготовкой учащихся, учитывать их общий и музыкальный уровень.

Большой интерес и творческий стимул для детей — первые выступления. Даже с небольшой программой народных песен уже можно выступать на школьных утренниках и праздничных концертах. Фольклорные праздники — возможность для детей проявить свои творческие способности в любом виде деятельности по своему выбору и на любом уровне, без излишних физических и психологических нагрузок. Фольклорные праздники — это не только своеобразный итог проведённой работы с детьми по усвоению фольклорного материала, но и мощный фактор положительного воздействия на эмоциональную сферу ребёнка.

В настоящее время вряд ли нужно доказывать, на сколько велико значение народного творчества в воспитании детей. О том, что народная песня — неоценимый материал для развития музыкально-творческих способностей учащихся, можно прочитать в научно-методических работах В.Н. Шацкой, Н. Л. Гродзенской, О. А. Апраксиной, Е. Я. Гембицкой, В. А. Дышлевской, В. С. Попова, Ю. Б. Алиева, изданных в разные годы.

Музыкальная педагогика считает народное музыкальное творчество одной из важнейших основ системы музыкального воспитания и обучения. Через творчество своего народа дети лучше понимают творчество и других народов, острее воспринимают и чувствуют общее, человеческое; знание музыки других народов воспитывает уважение к ним, горячую любовь к своей Родине, к родной природе.

Психологи утверждают, что в процессе начального обучения происходит перестройка личности младшего –школьника. Вкусы детей в этот период ещё только формируются, они не являются достаточно стойкими, определёнными. Поэтому если с самого раннего возраста ребёнок слышит и поёт народные песни, играет и танцует под эту музыку, его слух постепенно осваивает её мелодические интонации и ритмические особенности, они становятся близкими, родными. Если в этот начальный период будут постепенно накапливаться музыкально-слуховые впечатления, связанные с родными интонациями, музыкальный опыт детей постепенно скажется на отношении к миру, повлияет на формирование нравственности, идеологии, поскольку музыкальные интересы и вкусы составляют органическую часть личности как таковой. Следовательно, интерес и любовь к народной музыке нужно воспитывать.

Список используемой литературы:

1 «Музыка в школе», выпуск №3 (методический журнал) — М. 1987г.

2 «Музыка в школе», выпуск №1 — М. 1990г

3 «Искусство в школе», выпуск №1 — М. 1994г.

4 «Русская народная песня в музыкальном воспитании учащихся» В. А. Дышлевская. — М. 1956г.

5 «Русская народная песня». Сост.: Н. Калугина, В. Попов. - М. 1971г.

6 «Музыка в школе», выпуск №3 — М. 1990г.

7 «Искусство в школе», выпуск №2 — М. 1994г.

8 «Уроки музыки в начальных классах» Г. С. Ригина. - М. 1979г.

9. http://vpodvorye.ru/dymkovskaya_igrushka.html
Наши услуги



Мир учителя © 2014–. Политика конфиденциальности