Россия,Московской область,г. Серпухов
МДОУ центр развития ребенка - детский сад № 34 "Звездочка"
Музыкальный руководитель
Якушева С.С.
Введение
Актуальность темы.
Тема моей работы: «Технологии освоения современной музыки в содержании музыкального образования и воспитания дошкольников», актуальна в современном мире, прежде всего тем, что интерес к музыке закладывается еще в утробе матери, когда малыш слышит звуки окружающего мира. После рождения маленький человек попадает в мир звуков, порой агрессивных. Добрая половина музыкальных впечатлений получаемых ребенком проходят фоном, на котором он не акцентирует внимание вследствие того, что в современном мире поток информации, в том числе и музыкальной, очень велик. Для того чтобы ребенок не потерялся в мире звуков, чтобы музыка стала для него добрым другом, мы должны научить его воспринимать и понимать музыку.
Реализация данного проекта связана с необходимостью приобщения детей к ценностям современного искусства, что дает им возможность целостного представления о художественной культуре своего времени.
Восприятие музыки — процесс трудоемкий, который содержит в себе не только само восприятие, но и психологическую готовность детей к нему. Детям требуется определенный период времени для накопления музыкального опыта, который пройдет более эффективно в процессе активной музыкальной деятельности: пения, слушания, пластического интонирования, инструментального музицирования.
Актуальность, практическая значимость и недостаточная разработанность обозначенной проблемы определили тему моего исследовательского проекта «Технологии освоения современной музыки в содержании музыкального образования и воспитания дошкольников».
Цель: описать основные методы и технологии освоения современной музыки детьми дошкольного возраста.
Задачи:
- проанализировать психологическую, музыковедческую, педагогическую литературу по изучению проблем освоения современной музыки дошкольниками.
- изучить особенности применения технологий освоения современной музыки на музыкальных занятиях и их влияние на формирование основ музыкальной культуры дошкольников.
- обобщить изученный материал.
Опыт поколений по восприятию современной музыки
с XX века и до наших дней
О необходимости введения в процесс музыкального воспитания детей примеров современной музыки наряду с классическими произведениями музыкального искусства говорили многие авторы еще в начале XX века. Б.Л. Яворский утверждал: «Следует пропагандировать среди юных слушателей музыкальное творчество современных композиторов, ведь это творчество является результатом отображения в музыке новых течений, «прокладывающих пути музыкального искусства вперед». А Б.В. Асафьев, выпустил ряд статей с названием «Новая музыка», в которых обосновывалась необходимость пропаганды сочинений современных западных и отечественных композиторов. Идеи Б.Л. Яворского и Б.В. Асафьева нашли свое развитие в педагогических работах Д.Б. Кабалевского. Дмитрий Борисович считал, что учитель музыки должен ввести учащихся в мир музыкального искусства разных направлений, в том числе и тех, которые связаны с музыкой XX века.
В 50-70 гг. прошлого века проблеме восприятия современной музыки детьми разного возраста уделялось внимание на конференциях ИСМЕ(Международное общество музыкального образования). В эти же годы появились работы композиторов, музыкантов-теоретиков, педагогов-практиков: А. Аронова, Б. Баркаускаса, В. Гаврилина, М. Гольдштейна, JI.A. Баренбойм, В. Блока, Д. Дарагана, К. Дьянкевич и др. Авторы этих исследований обосновывают методы приобщения учащихся к современной музыке XX века, на примерах сравнения современной музыки с музыкой прошлого, наблюдения за развитием музыкального произведения, постепенного «погружения» в современную музыку, накопления слухового тезауруса, свободной дискуссии о современной музыке.
Однако апробация всех выявленных методов проходила в общеобразовательных школах и, к сожалению, не коснулась дошкольного воспитания.
За последнее время наши современники: О.Е. Шелудякова, Т.В. Кобелева, В.В. Кузнецова, И.Н. Шолкина, обращаются к вопросам освоения современной музыки Э.В. Денисова, С.А. Губайдулиной, С.М. Слонимского, Р.К. Щедрина, А.Г. Шнитке и др., детьми обучающимися в музыкальных школах. Но почему же никто в плотную не занимается приобщением к современной музыкальной культуре дошкольников? А ведь именно в дошкольном детстве закладывается то «зерно», которое в будущем прорастет. И от того, что мы «посеем», зависит то, какими будут «всходы».
Вступление в силу новых Федеральных государственных требований и реформирование дошкольного образования диктует нам применение более гибких моделей и технологий образовательного процесса, предполагающих активизацию самостоятельных действий детей и их творческих проявлений, равноправного общения педагога и ребенка.
Педагогическая работа в ДОУ строится на основе принципа интеграции образовательных областей и направлений развития в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Внедрение интеграции в практику детского сада способствует решению комплекса задач: дидактических, методических, воспитательных. Интегрированная деятельность делает педагогический процесс направленным на формирование общей культуры, социализации, мотивации учебной деятельности и т.д.
Влияние музыки на эмоциональное состояние человека давно закрепило первые позиции среди других видов искусств. По мнению В.А. Сухомлинского: «Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребенком собственную красоту — маленький человек осознает свое достоинство…».
В дошкольной педагогике музыка рассматривается, как ничем не заменимое средство развития у детей эмоциональной отзывчивости на все доброе и прекрасное, с которыми они встречаются в жизни.
Основной целью музыкальных занятия в дошкольном учреждении является формирование основ музыкальной культуры, как части общей духовной культуры дошкольника. Что же мы понимаем под "музыкальной культурой?" Это эмоциональная отзывчивость на произведения музыкального искусства, формирование интереса к музыке, эстетических эмоций, хорошего вкуса, представлений о красоте во всех видах музыкальной деятельности: восприятии, исполнительстве, творчестве, музыкально-образовательной и музыкально-игровой деятельности.
Основными задачами музыкального воспитания можно считать:
- воспитание любви и интереса к музыке
- обогащение впечатлений детей
- приобщение детей к разнообразным видам музыкальной деятельности
- развитие общей музыкальности детей
- содействие первоначальному развитию музыкального вкуса
- развитие творческого отношения к музыке.
Это помогает выявлению самостоятельности, инициативы, стремления использовать в повседневной жизни выученный репертуар, музицировать на инструментах, петь, танцевать. Конечно, такие проявления более характерны для детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Успешное решение перечисленных задач зависит от содержания музыкального воспитания, используемого репертуара, методов и приемов обучения, форм организации музыкальной деятельности.
В дошкольном детстве важно заложить основы музыкальной культуры, сформировать эталоны красоты, ведь от этого зависит последующее музыкальное и общее развитие человека. Чем раньше ребенок получает возможность накапливать опыт восприятия музыки, тем богаче его словарь, тем успешнее достигается его развитие.
Жизнь не стоит на месте и диктует нам свои правила. Еще несколько лет назад мы не могли и подумать, что наряду с классической музыкой и детским репертуаром, написанным специально для дошкольников такими композиторами как Д. Л. Львов-Компанеец, А. Филиппенко, Е. Тиличеева, мы будем использовать современные песни из репертуара детских шоу-групп, таких как: «Улыбка», «Талисман», «Саманта», «Дельфин», «Киндер-сюрприз» и т.д. Музыкальные руководители используют современные детские песни не только для исполнения, но и для танцев, театрализованных постановок, для игры на детских музыкальных инструментах. Как показывает практика, заводные ритмы детской современной эстрады привлекают сегодняшних дошколят больше, чем те старые добрые песни, которые пели в дошкольном детстве их мамы и папы. Ничего плохого в этом нет, ведь иной ритм жизни, иная мода на музыку и, к сожалению, иные ценности, все это откладывает свой отпечаток на подрастающее поколение. Главное, чтобы музыка, которую слушают и исполняют наши дети, была правильно подобрана.
Центральным моментом восприятия музыки остается эмоциональный отклик на нее, переживание ее содержания. Для этого музыкальному руководителю необходимо сделать так, чтобы музыка воспринималась через все виды музыкально-практической деятельности детей, и перекликалась с произведениями других видов искусства.
Музыкальное произведение, выбранное для дошкольника должно иметь художественную значимость, воспитательную направленность, соответствовать возрасту, быть педагогически целесообразной и востребованной в жизни современного ребенка.
Но мы ведь не только поем и танцуем под современные ритмы, мы еще и слушаем музыку. А она, как известно, делится на песенный и академический репертуар. И тут возникает вопрос, как правильно подобрать музыку для слушания? А все также, руководствуясь критериями отбора.
Г.В. Свиридов, Д.Б. Кабалевский, Алябьев, Д.Д. Шостакович, А. И. Хачатурян, С.В. Рахманинов, С.С. Прокофьев, Г. А. Струве - все это золотой фонд советской музыки, можно сказать, что эти композиторы наши современники, ведь многих из них мы помним, с кем-то встречались лично.
В моей памяти остался стройный седой мужчина, который в городе Железнодорожном учил меня, 20 летнюю девчонку, как правильно работать с хором, как правильно дышать и какие упражнения делать, чтобы восстановить больное горло. Спокойный, выдержанный и очень обаятельный человек, таким я его запомнила, а его песни с большим удовольствием поют сейчас мои воспитанники. И хотя его уже нет среди нас, я могу с гордостью сказать, что это мой учитель и наставник.
Применение технологий освоения современной музыки
в дошкольном детстве
На сегодняшний день появились куда более интересные способы разобраться в музыке, почувствовать и понять ее. Давайте поговорим о технологиях.
Технологий великое множество, но и тут необходимо выбрать ту, которая позволит раскрыть музыку с какой-то неведомой стороны, поможет разобраться в стилях, расширить представление о ней, достигнуть воспитательного эффекта.
Основные требования, которые предъявляются к современным педагогическим технологиям — это концептуальность, системность, управляемость, эффективность и воспроизводимость.
Какие же они, технологии, которые помогают музыкальному руководителю приобщать своих воспитанников к музыкальной культуре, будь это современная или классическая музыка.
«Игровая технология», включенная в обучение, придает учебной задаче конкретный смысл, мобилизует мыслительные, эмоциональные и волевые силы детей, ориентирует их на решение поставленных задач. В процессе игры повышается уровень развития у детей познавательной активности, творческих способностей. С помощью этой технологии педагог приобщает детей к музыкальной культуре, расширяет музыкальный кругозор, развивает музыкально-сенсорные способности, активизирует слуховое восприятие детей, формирует знание о средствах музыкальной выразительности и свойствах музыкального звука.
Всеми нами любимый «Музыкальный театр». Эта форма предполагает совместное воздействие музыки, речи, движения, танца и художественного образа в изобразительной игре. Конечным итогом является постановка детского мюзикла. Технология дает возможность музыкальному руководителю искать собственный стиль работы, видоизменять методические пристрастия, экспериментировать и радовать себя общением с детьми и музыкой.
Отцомметода проблемно-поискового обучения можно считать Л.С. Выготского. Данный метод является одним из элементов его теории развивающего обучения.
Стремясь поддержать у детей интерес к новой теме, я создаю новую проблемную ситуацию, побуждаю детей интересоваться окружающим, добывать информацию, самостоятельно искать ответы на вопросы. Очень важно, чтобы ребенок почувствовал вкус к получению новых, неожиданных сведений о музыке, ее строе, ладе, мелодии, темпе и т.д. В своей работе я не раз прибегала к проблемно-поисковой технологии. Во время слушания музыки уже знакомого автора, я играла с детьми в игру «Сыщик». Проблема заключалась в том, что после того, как в библиотеке уборщица нечаянно столкнула с полок папки с портретами, и они перепутались, сотрудники библиотеки не смогли найти среди них портрет определенного композитора. Ребятам предлагается превратиться в сыщиков и помочь установить истину. Детям на выбор дается 5-6 портретов композиторов. Из них они выбирают того, фамилию которого озвучил музыкальный руководитель, или чье музыкальное произведение только что прозвучало. Дети спорят, выдвигают различные версии, обосновывают свои мысли (не было усов, был с бородой, был коротко стриженный, не было очков, более молодой и т.д.) Когда все-таки пропажа обнаруживается, дети очень радуются. По моему мнению проблемно-поисковая ситуация позволяет ребенку лучше запомнить объект его поиска, несколько раз проговорив фамилию, рассмотрев детали портрета композитора, и конечно же прослушав его музыкальное произведение.
Вот мы и подошли к следующей технологии - опытнической деятельности. Работая над данной темой, я наткнулась на работу М.В.Богуславского - заведующего лабораторией истории педагогики и образования Института теории и истории педагогики Российской академии образования, «Жизнь и бессмертие Василия Сухомлинского». Оказывается, опытническая деятельность благодаря Василию Александровичу зародилась в советской школе еще в 30 — х. годах прошлого века. «Мыслителем, - писал, обращаясь к учителям, В.А. Сухомлинский, - ваш воспитанник становится лишь тогда, когда вы приходите к нему с мыслью, зажигаете его своей любознательностью, жадностью и ненасытностью к познанию, передаете ему чувство гордости мыслителя» [14, с.22].
К сожалению, в моем арсенале, только опыты со звуками. Откуда они берутся, как образуются. Опытов пока всего 8. Дети с удовольствием исследуют природу звука и ставят опыты. Я обязательно разработаю опыты на усвоение современной музыки и надеюсь, что моим воспитанникам будет интересно.
Самая трудоемкая и, наверное, самая интересная -технология проектной деятельности. В настоящее время данной теме посвящены работы Морозовой Л.П. [16], Хабаровой Т.Б. [17]
Педагоги, активно использующие проектную технологию, единодушно отмечают, что организованная по ней жизнедеятельность в детском саду позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребенка. Целью проектной деятельности является развитие и обогащение социально-личностного опыта.
Проекты бывают игровые, экскурсионные, повествовательные и конструктивные. В своей деятельности я планирую использовать все виды проектов.
Мною за последние 2 года были разработаны 2 краткосрочных проекта: «Широкая масленица» и «День Победы». Оба проекта были рассчитаны на детей старшего дошкольного возраста. В первом проекте была поставлена цель: повышение интереса к традициям русского народа через современную фольклорную музыку (праздник Масленица). Внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс помогло обогатить его содержание. Обеспечило развитие у детей любознательности, стремления изучить традиции родной страны. Работа по проекту помогла развить у них кругозор, эстетическую восприимчивость. Сделанная мной подборка современных фольклорных песен и народных песен в современной обработке, дали возможность детям и их родителям почувствовать себя свободными, раскрепощенными, обрести уверенность в себе, в своих силах. Современная музыка помогла ближе принять праздник Масленицы, прочувствовать его востребованность в современном обществе. Анализируя результаты проекта, можно сделать вывод, что дети с большим интересом включаются в различные виды деятельности, проявляют чувство ответственности за себя и других. Реализуя проект, я и мои коллеги ставили перед собой цель - сделать жизнь своих воспитанников интересной и содержательной, дать возможность насладиться качественной современной музыкой, корни которой уходят в народный фольклор.
Проект «День Победы» преследовал цель воспитания гражданско-патриотических чувств у дошкольников, воспитание чувства гордости за подвиг своего народа в Великой Отечественной войне, уважения к ветеранам. Финальной точкой проекта стал праздник для приглашенных ветеранов. В проекте была использована как музыка советских композиторов, так и современная детская эстрада. В работе переплелись проблемно — поисковая и информационно-коммуникационная технологии. Дети искали в семейных альбомах фотографии военных лет и рассказывали о своих прадедах, а затем из принесенных фотографий была сделана презентация, на фоне которой, они исполнили песню «О той весне»музыка и слова
Е. Плотниковой. Вот так, используя современную музыку, мы проследили нашу историю от начала войны до наших дней. В проекте использовались песни: «Священная война» музыка А. В. Александрова, слова В. И. Лебедева-Кумача, впервые исполненная 26 июня 1941 г.; «Эх, дороги» муз. А. Новикова, слова: Л. Ошанина. Дети одинаково эмоционально реагируют на разную музыку, главное, чтобы она была понятна дошкольникам.
Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию с использованием современных информационных технологий (аудио ресурсы, мультимедийные презентации, электронные учебные пособия, цифровые образовательные ресурсы, обучающие компьютерные программы, интернет справочники, интерактивная доска). Показ информации на экране вызывает у детей огромный интерес. Движение, звук, мультипликация привлекают внимание, стимулируют познавательную активность, предоставляют возможность индивидуализации обучения.
На занятиях по музыкальному воспитанию с помощью ИКТ можно играть, подбирать оформление к прослушанному музыкальному произведению, просматривать отрывки из опер и балетов, знакомить детей с композиторами. На праздниках, информационно - коммуникационные технологии могут быть использованы в качестве красочного оформления, заставки, сюрпризного момента т.д.
Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы дошкольного образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализацию имеющихся природных потенциалов. Технология реализуется в развивающей среде, отвечающей требованиям содержания новых образовательных программ. Эта технология в музыкальном воспитании не осуществима без музыкального зала, пособий по музыкальному воспитанию, костюмов, музыкальных инструментов и т.д. В рамках этой технологии выделяются: гуманно-личностные технологии, технология сотрудничества.
Хотелось бы выделить еще несколько технологий касающихся конкретно музыкального воспитания.
- технологии музыкального воспитания с применением арт-терапии - простой и
эффективный способ психологической помощи, основанный на творчестве и игре;
- технологии музыкально-ритмического воспитания (программа по ритмической
пластике «Ритмическая мозаика» А.И.Бурениной нацелена на гармоничное развитие
личности, единство духовного и физического);
- технологии элементарного музицирования с дошкольниками(использование
технологии Т.Э. Тютюнниковой «Элементарное музицирование с дошкольниками»
содействует развитию их творческих способностей, природной музыкальности,
создает условия для широкой ориентации в музыке и накоплению запаса
музыкальных впечатлений, помогает успешно решать задачи программы
дошкольного образования);
- технологии обучения певческимнавыкам Г.А. Струве «Хоровое сольфеджио»
и В.В. Емельянова «Фонопедический метод развития голоса», авторская методика
А.В. Зарубы, помогают педагогу в решении задач обучения певческим навыкам;
- технологии музыкотерапии — это психотерапевтический метод, основанный на
целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека.
(концепция В. Петрушина)
Все эти технологии неотъемлемо связаны с музыкальным воспитанием, а
значит, могут быть применены для освоения современной музыки дошкольниками.
Заключение
В результате проделанной работы я провела анализ психолого-педагогической, научно-педагогической, методической и музыковедческой литературы, который позволил проанализировать известные технологии применительно к освоению и восприятию дошкольниками современной музыки.
Развитие эмоционально осознанного восприятия невозможно без накопления интонационного музыкального словаря, методов создания ролевой установки, вокализации мелодии, метода пластического интонирования, инструментального музицирования, метода выявления жанровой принадлежности музыкального произведения, использования ассоциаций, постановки проблемных вопросов, создания художественной композиции, ну и конечно метода «разрушения» образа.
В процессе изучения данной темы были определены основные методы позволяющие педагогу красной нитью, провести восприятие музыки через различные виды музыкальной деятельности: пение, обучение игре на детских музыкальных инструментах, театрализация, пластическое интонирование, условное дирижирование, импровизация, сочинение музыки.
Я считаю необходимым применение наглядности с использованием произведений живописи, игровых методов и приемов, наблюдений и рассуждений о музыке. Применение информационно-коммуникационных технологий, проблемно-поисковых, проектных, опытнических и личностно — ориентированные технологии в освоении дошкольниками современной музыкальной культуры.
Данные методы, приемы и технологии позволяют нам растить гармонично развитую личность, прививать любовь к музыке и учить различать хорошую музыку и «музыку на один день».
Музыкальные способности детей будет развиваться более эффективно, если музыкальный руководитель в своей деятельности будет использовать следующие рекомендации:
- формировать представления детей о современной музыке и культуре в целом
- обогащать музыкальные впечатления детей, знакомя их с разнообразными образцами современной музыки
- побуждать активный интерес к музыке
- воспитывать музыкальный вкус
- приобщать детей к различным видам музыкальной деятельности
- стимулировать творческие проявления в музыкальной деятельности
- стимулировать их нравственно- эстетические переживания и способность
к эмоциональной отзывчивости
- побуждать к самостоятельным действиям и поиску ответов на вопросы
- учить высказывать свои впечатления о музыке
- развивать чувство уверенности в себе
- разнообразить музыкальные впечатления детей, подавая музыку под разным «соусом», с использованием различных методов и технологий, описанных в данной работе, ведь эмоциональная насыщенность — это неотъемлемая черта развивающей среды. То, что привлекательно, забавно, интересно, ярко, выразительно, пробуждает любопытство и сравнительно легко запоминается. Эту особенность детской памяти педагогу всегда надо учитывать. Память ребенка — это его интерес. Так считают психологи, поэтому на протяжении всего дошкольного детства важно сделать интересным все, что педагог старается организовать для детей, не забывая о том, что ребенку подчас и самому было бы интересно добывать информацию, а не только получать ее от педагога.
Практическая ценность данной работы заключается в подборе методов, приемов и технологий, который помогут педагогам и их воспитанникам освоить пласт современной музыки, используя все виды музыкально-практической деятельности.
Таким образом, я считаю, что цель моей работы достигнута.
Ссылки на источники
1. Воробьева Д. И. Гармония развития: Интегрированная программа интеллектуального, художественного и творческого развития личности дошкольника. — М.: Детство-Пресс, 2003
2. Запорожец А. В. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности // Принцип развития в психологии. — М., 1978.
3. Рапуто А. Г. Использование в образовательном процессе сюжетного подхода в компьютерных презентациях. // Информатика и образование. — 2008. — № 2.
4. http://www.resobr.ru/materials/1462/26688/
5. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В. А. Библиотека программы "Детство" М.: Детство-Пресс, 2013 г.
6. Шолина И.Н. Теоретические основы процесса приобщения школьников к музыкальным новациям в общеобразовательном учреждении. М., 2001
7. Судаков, В. Ф. Формирование у младших школьников культуры восприятия произведений советской музыки Л., 1977.
8. Проблемы традиций и новаторства в современной музыке общая ред. М.Е. Тараканова. М.: Советский композитор, 1982. — 232 с.
9. Кабалевский Д. Композиторское образование и современная музыка Советская музыка. 1972.
10. Шацкая В.Н. «Детский голос: экспериментальные исследования» — М., 1970.
11. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж — СПб, 1997.
12. Петрушин В.И. Учебный комплект Психология и педагогика художественного творчества М., 2006 г.
13. Петрушин В.И Музыкальная психология М., 2006 г.
14. Сухомлинский В.А.Трудность и радость познания // Работница.1968.№ 9.
16. Морозова Л. Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике. — М.: 2010.
17. Хабарова Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. С.Пб.: 2011 г.