Россия, г. Волгоград
МОУ гимназия №13
Социальный педагог
style="text-align: right;">Братухина О.Д.Современное акустическое пространство буквально перенасыщено различными шумами, полезными и вредными звуками, вибрациями разного качества, разнообразной музыкой и, наконец, природными звуками. Кризис, который произошёл в общественно-политической жизни России, изменил государственные и общественные институты, отвечающие за процесс социализации и преемственности поколений. Это касается несовпадения вкусов, взглядов, манере поведения поколений и, прежде всего, духовных основ развития общества. Изменения таких установок, ломка прежней идеологии привели к состоянию духовной дисгармонии. И поэтому развитие интеллектуальной и творческой личности - задача многоаспектна, охватывающая разнообразную деятельность всех социальных институтов.
Мы остановимся на одном влиянии на личность — влиянии музыки. Она, проникая в потайные уголки нашей души, будит в ней самое лучшее, светлое, благородное. С помощью музыки воспитываются такие чувства, как чуткость, любовь к Родине, а для того, чтобы понять и полюбить музыку не надо знать языки, потому что язык музыки — это язык души.
Как музыка влияет на молодое поколение? И влияет ли вообще? Вот вопросы, которые поставлены перед нами. Нынешнее поколение настолько увлечено музыкой, что живёт только ею. Это своего рода зависимость, страсть. Ничего, кроме музыки, не интересует определенные слои молодежи. Более 80 % детей начиная с 9 — летнего возраста ежедневно слушают музыку с помощью наушников, телефонов, плееров.
Американские ученые провели исследования, показавшие, что среднестатистический подросток в их стране тратит на прослушивание музыки стиля «андеграунд», в два раза больше того времени, что он находится в школе. И то, что музыка является страстью огромного пласта молодёжи — факт неоспоримый. Потому и влияние музыки на подростков очень велико. Внутри каждого человека звучит музыка.
Анализ результатов социологического исследования показал, что приобщение молодежи к музыкальной культуре осуществляется стихийно, неуправляемо. Процесс отбора основополагающих музыкальных ценностей включает в себя оценочное познание, в ходе которого сопоставляются и выбираются ценности, особо значимые для личности, поэтому актуальность нашего исследования очевидна.
Еще древние философы описывали положительное терапевтическое влияние музыки на человека, указывая, что музыка может разбудить богов. Человек возвеличивался музыкой. Платон утверждал, что музыка - это союзник в нашем стремлении приводить в порядок и гармонию любую дисгармонию ума. Пифагор утвердил музыку как точную науку. Последователи Пифагора разработали методику музыкальной психотерапии, включавшую в себя ежедневную программу песен и музыкальных пьес, говоря о том, что «этот мир основан посредством музыки и может управляться ею». Музыка использовалась для избавления от ярости и гнева и считали главным средством для воспитания гармоничной личности. Аристотель считал, что музыка должна приносить радость и удовлетворение, утверждал, что музыка способна оказывать влияние на эстетическую сторону души, формируя личность. Эти мысли легли в дальнейшем в основу теории аффектов. В наши дни любая музыка, так или иначе, несёт в себе аффект - рождает эмоции, ассоциации, побуждает к действию. Важно, конечно, и в аффекте соблюдать границы. Вот почему мы говорим о положительном и ли отрицательном влиянии. Позднее проблемой связи музыки и Вселенной занимался Ньютон, который увидел в музыке наиболее близкий аналог упорядоченного Космоса; врачи — физиологи В.М. Бехтерев и С.П.Боткин указывали на связь музыки и физиологии организма человека и занимался вопросами звука, громкости, тембра, темпа; современные учёные, такие как Лобок, Рушель Блаво обращают внимание на единство музыка и моральных норм общества; чешский психолог Й. Шванцар вывел схему согласованного влияния основных факторов на развитие личности: наследственности, среды и воспитания. Музыку мы приравниваем к последнему.
Наукеуже известен "эффект Моцарта", когда маленькие дети, слушающие его музыку, быстрее развиваются в интеллектуальном отношении. Теперь в научный оборот введен термин "эффект Вивальди", который открыли исследователи из университета итальянского города Кьети, доказав, что регулярное прослушивание его знаменитого симфонического сочинения "Времена года" улучшает свойства памяти у пожилых людей и проходит физическая боль.
С точки зрения физикизвук распространяется в воздухе волнообразно. Это значит, что от звучащего предмета во все стороны расходятся звуковые волны, в результате чего мы и улавливаем звук.
Нервные импульсы, возникающие при определенных звуках, имеют такую же частоту, как и сами эти звуки. Опуская, все физиологические объяснения улавнивания человеком музыки, скажем главное: мозг распознает высоту звуков не только на основании того, какие нервные волокна приносят импульсы, но и по частоте самих импульсов.
А это значит, музыка влияет на людей, внося свои поправки в постоянную вибрацию молекул человеческого тела.
Это всё физиология. Нас интересует другое влияние музыки - формирование ею личность ребёнка. И именно в подростковом и юношеском возрасте формируется музыкальный вкус. Музыка выступает одним из факторов, воздействующих на культурную жизнь общества. Музыка во все времена, с момента своего возникновения, использовалась как средство воздействия на сознание людей. С ее помощью достигались разные цели. Музыка является одной из основ верного формирования культурного человека. Это часть искусства, которая восполняет пробелы, воспитывает личность, развивает способности ребенка и помогает быстрее понять свое Я, тем самым познать самого себя. Это позволит ребенку в дальнейшем быть более коммуникативными.
Задачи, которые были поставлены перед собой:
Отсюда цель нашей работы очевидна — это подготовка материала о значении влияния музыки для родителей и учителей в помощь воспитательной работы, проводимой в гимназии.
Музыка - это метафора. Метафорический язык близок детям, понятен независимо от возраста, метафоры «безопасны», для детей, вызывают у них интерес и в большей степени, чем обычная речь, отвечают детским потребностям и ожиданиям. Выдвигаемая нами гипотеза: «Музыка подчиняет себе подростка, т.к. он вынужден увлекаться определёнными её направлениями, но она же и развивает подростка, как личность. В древности выделяли направления влияния музыки на человека: 1) на духовную его сущность; 2) на интеллект; 3) на физическое тело. «Музыка способна оказывать известное воздействие на души; и, очевидно, она должна быть включена в число предметов воспитания молодежи». (Аристотель, древнегреческий философ).
Предметом исследования являются процесс и причины влияния музыки на личность подростка. Целевая группа работы - подростки МОУ гимназии №13 10-17 лет.
Объект познания — то что познается. Нами рассматривалась музыка, как вид искусства, который влияет на личность подростка.
Ниже будут приведены результаты анкетирования, проведённого в гимназии.
На вопрос №1 «Пересекаетесь ли Вы в жизни с музыкой?» 93% респондентов ответили положительно, что говорит о значимости и необходимости музыки в жизни любого человека. Для 7% опрашиваемых музыка не значительный фактор жизни, на котором не стоит даже и фиксироваться.
Из ответов по второму вопросу «Занимаетесь ли Вы в музыкальной школе?» ясно, что весомый процент (30%) опрашиваемых определённый период своей жизни связали со словами «трудолюбие», «усидчивость», «терпение», «целеустремленность», «выбор», «сила воли», что присуще человеку как личности в своём развитии. Респонденты, которые «бросили» учёбу по музыке к 7-ому классу осознают неправильность своего решения и понимают, что «время упущено», говоря о том, что занятие музыкой помогало бы в учёбе («Время было бы плотнее, следовательно, успешнее бы использовалось» - Катя, 13 лет)
На вопрос №3 «Поёте ли Вы ( где - либо)?» были получены ответы в соотношении 62% и 38% положительного ответа к отрицанию. Это наводит на мысль, что эмоции человека, подростка тем более, нуждаются в выражении: «сбросить пар», «настроиться на позитив», «умение самовыразиться», «приобщиться к творчеству».
Ответы на вопрос «Нужна ли в жизни человека музыка?» подтверждают значимость необходимости музыки в жизни человека на 91 %, что идёт в согласии с мыслями наших далёких предков.
Респондентам были предложено выбрать наиболее востребованные подростками стили и направлении современной музыки. Общие результаты приведены в таблице:
опера |
рок |
стиль «андеграунд» |
джаз |
классическая |
рэп |
эстрадная |
рок-н-рол |
10% |
41% |
22% |
20% |
27% |
48% |
32% |
22% |
Предпочтения подростков были отданы таким направлениям как «рок» и «рэп» (41 и 48 процентов соответственно). Это ещё раз говорит о том, что подростки настраиваются на выбор быстрой, громкой, ритмичной музыки, которая «помогает двигаться», не думая о влиянии на здоровье и психику. В устных разговорах практически 80% ребят ответили, что обосновать свой выбор затрудняются: «просто нравится, и всё».
По вопросу № 5 «Когда плохое настроение, какую музыку Вы слушаете?» можно сделать вывод, что подросток гимназии при плохом настроении слушаем быструю музыку для того, что получить положительные эмоции или «по привычке» (62 %). Это подтверждает мнение ещё учёных Античности, что музыка может быть либо в гармонии с человеком, либо его дисгармонизировать.
Заключительный вопрос нашей анкеты «Зачем для человека нужна музыка?» окончательно подтвердил нашу гипотезу о разноплановом влиянии музыки на человека (подростка), как на личность, так и физиологическое существо. Ниже в таблице приведены частые ответы, которые мы можем соотнести с областями влияния музыки.
width="416" valign="top">чтобы отвлечься от плохих мыслей
Влияние музыки |
Ответ респондентов |
на здоровье человека |
чтобы долго жить |
на эмоции человека |
чтобы было весело |
нельзя передать словами |
|
чтобы идти по жизни с позитивом |
|
музыка = альтернатива |
чтобы слушать |
на Душу человека |
для духовного развития |
чтобы в душе петь |
|
чтобы не быть суетливым |
|
на личность человека |
чтобы быть в центре компании |
чтобы становиться личностью |
|
чтобы быть разносторонним человеком |
|
чтобы выражать внутреннего себя |
Ответ «не знаю» на данный вопрос указывает на то, что музыка воспринимается подростком как нечто само собой разумеющееся, существующее в единении с человеком.
Другим направлением анкетирования выступает сопоставление особенностей ценностного содержания разных жанров музыки по элементам априорной сетки ценностной размерности А. Маслоу. Респондентам предлагалось задание: «Перед Вами список ценностей. В столбце, над которым написано ЖИЗНЬ поставьте галочки напротив тех ценностей, которые, на Ваш взгляд, присущи жизни; в столбце, над которым написано МУЗЫКА поставьте галочки напротив тех ценностей, которые присущи музыке и т.д. Работайте быстро, не задумываясь. Правильных и неправильных ответов не существует, нам интересно Ваше мнение».
По результатам второго анкетирования составлена таблица:
Ценность |
Кол — во чел. |
% ценности |
||||
Жизнь |
Музыка |
Авторская песня |
Классическая музыка |
Альтернативная музыка |
||
Добро |
100 |
80 |
60 |
30 |
10 |
|
Жизненность |
50 |
10 |
40 |
|||
Игра |
100 |
«затрудняюсь» |
5 |
15 |
«затрудняюсь» |
|
Истина |
«затрудняюсь» |
«затрудняюсь» |
88 |
18 |
«затрудняюсь» |
|
Красота |
100 |
100 |
30 |
30 |
40 |
|
Легкость |
45 |
14 |
-- |
-- |
70 |
|
Необходимость |
100 |
89 |
20 |
10 |
70 |
|
Порядок |
100 |
70 |
5 |
90 |
5 |
|
Простота |
10 |
8 |
2 |
90 |
||
Смысл |
100 |
100 |
100 |
|||
Справедливость |
23 |
«затрудняюсь» |
100 |
100 |
90 |
|
Уникальность |
100 |
100 |
100 |
Из всего вышесказанного можно сделатьвывод: говоря о влиянии музыки на личность подростка надо обращать внимание, прежде всего на её слушателя, который должен уметь слушать музыку, и на факт как происходит это слушание, чем оно определяется, имеет ли оно какие-нибудь закономерности, какой характер оно несет? Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо обратиться непосредственно к самому слушателю. Конечно, слушание имеет индивидуальный характер, и нет необходимости спорить с тем, что каждый человек воспринимает что-либо по своему, но нельзя и отрицать, что существуют некие общие критерии предпочтения того или иного жанра для определенной аудитории. Основа этих критериев лежит, не в каких-то акустических особенностях музыкальных произведений (хотя они тоже играют какую-то роль), а в личностном смысле, который слушатель вкладывает в ту или иную музыку.
Новизна работы заключается в её практической направленности: оказать методическую помощь учителям и, прежде всего, родителям обучающихся. В нашей гимназии учебной дисциплине «Музыка» уделяется большое значение: ежегодно проводятся Музыкальный театрализованный марафон, Фестиваль солдатской песни, конкурс «Музыкальный Олимп» в рамках Недели иностранного языка и праздник по ЗОЖ.
Практическое значение нашей работы заключается в том, что листовка и буклет, которые мы подготовили, предложены педагогам, родителям и жителям района 6 апреля, Всемирный «День здоровья», а также на родительских собраниях гимназии в помощь по заботе о детском здоровье, как физическом, так и психологическом.
Музыка может быть связью между родителями и подростком. Самое главное - это умение общаться с ребенком и налаживать с ним отношения. Большое внимание надо уделять музыкальным предпочтениям ребёнка, так как в своем музыкальном мире (и неважно рок это или какое-то другое направление) подростки пытаются найти успокоение, реализовать себя. Взрослым необходимо понять музыкальные предпочтения подростка, потому что давно доказано, что влияние музыки на человека довольно сильно. Этот вид искусства, как и многие другие, затрагивает эмоциональность и чувственность, воздействует на подсознание человека, стоит у истоков развития личности человека.
Быть личностью - это значит иметь активную жизненную позицию; осуществлять выборы; оценивать последствия принятого решения и держать ответ за них перед собой и обществом, в котором живешь; постоянно контролировать собственное поведение, подчинять его своей власти. Ко всему этому музыка причастна напрямую.
Список литературы: