Ольга Николаевна
Должность:Редактор
Группа:Команда портала
Страна:
Регион:не указан
Технологии психологической коррекции и психотерапии: использование метода генограммы и генеалогического древа в работе с приемными детьми

Россия, г. Мурманск

ГОБОУ "Центр психолого-медико-социального сопровождения"

Педагоги-психологи
Забиран С.А., Лисогурская О.В.

Технологии психологической коррекции и психотерапии: использование метода

генограммы и генеалогического древа в работе с приемными детьми

Генограмма - форма графической семейной родословной, на которой с помощью специальных знаков записывается информация о членах семьи, по крайней мере, в трех поколениях.

Гено­грамма очень похожа на схематичное изоб­ражение родословной одной семьи, только помимо имен и дат жизни в нее записывается много другой подробной информации о членах се­мьи, по крайней мере, в трех поколе­ниях. Психолог зано­сит в нее род занятий и образование каждого. Также задает вопросы о ро­дительских семьях - живы ли родители, чем занимаются, раз­ведены ли, когда они встретились и поженились, есть ли братья и сестры, какова разница в возрасте и т. д. За­писывается также информация о се­рьезных психических заболеваниях, алкоголизме родственников. Кроме того, психолог обязательно за­дает вопросы, касающиеся недавних событий: рождения, смерти, браков и разводов, переездов, смены места работы членов семьи, - чтобы и эти ответы записать на генограмме.

Этот метод разработал известный американский психолог Мюрэй Боуэн, один из основателей систем­ной семейной психотерапии. В его основе предположение, что семьи повторяют сами себя, иначе говоря, что происходит в одном поколении, часто повторяется в следующем, и те же темы будут проигрываться из по­коления в поколение.

Каждый из нас в чём-то может повторять исто­рии из жизни своей семьи. Например, человек уезжает жить в тот город, куда в своё время уезжал прадед, женится и разводится в том же возрасте, что его предок в позапрошлом поколении, имеет то же хобби, что двоюродный дядя. Если вы будете делать дерево всей семьи, вы удивитесь тому, сколько со­впадений может быть в вашей жизни и жизни ваших предков. Генограмма позволят увидеть и те механизмы, которые скрепляют семью, те ритуалы, которые делают ее надежной и жизнестойкой.

Существует также феномен «синдрома годовщины». Обычаи и привычки в браке, число детей, а часто даже возраст смерти и выбор профессии могут осознанно передаваться из поколения в поколение. Но часто, не зная того, люди умирают и женятся в том же возрасте, а иногда и в то же время или того же числа. Люди могут осознанно строить свои планы на этом соответствии или же действовать по предсказанию (неосознанно) в силу «невидимой лояльности по отношению к семье». Некоторые периоды и семейно-исторические даты часто оживают в дни годовщин и юбилейных дат. А.Шутценберг приводит клинические случаи из своей практики случающихся в одну и ту же дату дорожно-транспортных происшествий вначале с отцом, а через несколько лет с его сыном.

Итак, родители формируют своими высказываниями и отношением к объектам мира представления ребенка об окружающем и его собственный образ. Но они делают еще больше, создавая сценарий жизни ребенка. Сценарий - это долгосрочный прогноз о том, что должен сделать в жизни ребенок, чтобы быть принятым своими родителями.

В основе сценария лежит то, что психологи называют самоосуществляющимися пророчествами (Карлсен, 2004).

Если родители ожидают нечто от ребенка, они соответствующим образом ведут себя, и их ожидание ребенок выполняет. Например, мать (отец) постоянно повторяет: «Когда-нибудь ты кого-нибудь покалечишь!» И ребенок, которому молча родители разрешают применение силы по отношению к другим, вырастая исполняет «пророчество» близких.

Сценарии могут быть прописаны с различной степенью тщательности. Это могут быть крайне подробные предсказания, включающие описание всех должностей, которые ребенку предстоит достичь («Ты закончишь университет и станешь профессором» или «Ты выучишься на зоотехника, вернешься в нашу деревню, и все люди будут тебе кланяться»). Или в них, напротив, будет предопределено то, что он никогда не достигнет («Из тебя никогда ничего не выйдет!»). Или это будет лишь направление движения в определенную сторону («Из тебя будет артист»). В литературе сценарии описываются либо как часть игрового поведения людей (Берн, 2006), либо как часть мифологического структуры семьи (Imber-Black, Roberts, 1993).

Некоторые из этих предсказаний могут ограничивать развитие ребенка. Например, высказывание матери: «Мой старший сын замечательно учится, и, я уверена, станет великим ученым. Но мой младший — ужасный разбойник, даже не знаю, что с ним делать». И если в этот момент рядом с матерью стоят пятилетний «ученый» и трехлетний «разбойник», то ни один человек в мире, кроме нее самой, не смог бы определить в них то, в чем она их каждый день уверяет, да к тому же внушает это и их окружению. И будьте уверены, этим мифом, который она будет без устали внедрять в них, она создаст из одного ученого, а из другого — разбойника, даже если каждый из них тайно мечтает о другом предназначении.

Для психолога важно, что не все сценарии, которые даются родителями, полезны для всех членов семьи. Они могут позволить одному ребенку раскрываться в полной мере, тогда как другой будет ограничен в реализации собственных возможностей. Задача психолога выявить эти препятствующие развитию личности представления и вместо них с помощью всех членов семьи сформировать новый миф (Imber-Black, Roberts, 1993).

Сценарий потому хранится и воспроизводится без критики, что до пяти лет у ребенка нет критического мышления, он впитывает все высказывания близких и интуитивно стремится осуществить их ожидания. Сценарий требует психологической работы, при которой неэффективный или узкий сценарий наполняется представлениями, расширяющими возможности ребенка.

Рисование генограммы также необходимо сопровождать комментариями о том, как в семье принято было относиться к детям, к взрослым, какие типичные фразы говорились значимыми фигурами. Повторение определенных видов поведения из поколения в поколение может быть весьма показательным.

Психолог задает вопрос о том, сколько было детей в семье и каков поря­док их рождения. Дело в том, что модели поведения людей во мно­гом определяются тем, были ли они старшими, средними, младшими или единственными детьми. Ведь каждый из этих типов имеет свой психологический профиль.

Генограмма и генеалогическое древо для приемного ребенка

В жизни каждого человека наступает такой момент, когда он задумывается о своих предках и своем роде. Интерес к своему роду, к родовой истории естественен и важен для каждого человека.

Возможность знать, кто я, — это не что иное, как наличие крепких корней или, если угодно, крепкий тыл, благода­ря которому можно смело идти вперёд. Если позади неизвестность и вопросы — так или иначе, они будут требовать их решения и поиска ответов. Знания о роде и принятие своей исто­рии открывает перед человеком и боль­шой энергетический потенциал. Ведь это знание о том, что тысячи людей жили в том числе и для того, чтобы ты появил­ся на свет, был счастлив и имел возмож­ность продолжить род.

Приемные родители могут сами составить такое древо с ребенком.

Для приемного ребенка построение генеалогического древа предполагает, что на нём отражён кровный род, семейная история, а также то, что ребёнок растёт и воспи­тывается в новой семье. Его окружают новые родственники, с которыми он не связан по крови, но связан другими, не менее важными узами — узами любви, дружбы, поддержки и доверия.

Получается, что у приёмного ребёнка два дерева. Одно — древо его рода, вто­рое — дерево его новой семьи.

Один из способов их объединить — нарисовать дере­во с двумя кронами, на каждой кроне бу­дет отражаться история одного из родов. Оно будет похоже на дерево жены и мужа — ведь они тоже не являются кровными родственниками, но становят­ся семьёй, и их родовые деревья перепле­таются, образуя общую ветвистую крону.

Составление родового дерева с ребенком — процесс творческий, поэтому многое зависит от фантазии родителей и ребенка. Кроме того, сам процесс составления является хорошей возможностью для обсуждения многих интересующих ребенка вопросов.

Рекомендации замещающим родителям

по составлению генеалогического древа приемного ребенка

Материалы: Потребуется большой лист бума­ги (лучше даже лист ватмана), цветные карандаши, фломастеры, разноцветные стикеры, семейные фотографии и много творческой энергии.

Крона дерева состоит из веток и ли­стьев.

Листья — это члены семьи, их рас­полагают по старшинству: чем старше, тем выше. Листья можно нарисовать, а можно вырезать из цветной бумаги или использовать стикеры — можно, на­пример, использовать разные цвета для обозначения мужчин и женщин, для вы­деления поколений.

Ветки дерева — это связи между род­ственниками. Их рисуют, показывая, как связаны между собой представители рода. Есть целая система обозначений, которая показывает, в том числе то, ка­кой характер носят взаимоотношения, но для первого раза будет достаточно, если вы укажете связи между детьми и родителями — чтобы получалась сти­лизованная форма дерева.

Листья-родители должны распола­гаться выше листьев детей, прародите­лей — ещё выше, прапрародителей — следующий уровень. Братья и сестры располагаются рядом друг с другом, их дети (кузены) — ниже своих родителей и на одном уровне друг с другом.

Теперь надо подумать о том, что мы напишем на листьях-родственниках. Обычно там располагается информация о человеке, его даты жизни, положение в обществе, фотография и то, кем он приходится ребёнку.

Первая крона — это кровная семья ребенка. Обычно о кровной семье ребёнка мы знаем немного. Иногда даже имён в са­мых первых листьях нет. Зато мы точно знаем, что у родителей нашего ребёнка тоже были родители и у них тоже были родители, совершенно точно у ребёнка были бабушки и дедушки, а также пра­бабушки и прадедушки. Поэтому мы мо­жем просто нарисовать эти листья и на­писать — бабушка, брат, прадедушка.

Часто кровная семья ребёнка вызы­вает негативные чувства у новой семьи и о них хочется написать и сказать как можно меньше. Помните: чем больше будет листьев, тем сильнее будет чувство опоры и надёжности и тем больше энер­гии жизни у вашего ребёнка! Подумай­те, ведь в кровной семье ребёнка, как и в вашей, было тоже много поколений. И, скорее всего, среди его предков были и успешные и любящие люди: если бы в роду были только неудачники, «бомжи, алкоголики, наркоманы», этот род давно прекратил бы своё существование, и не было бы вашего ребёнка. Никто из нас не может точно сказать, что случилось с их семейной историей и почему они оказались в сложной ситуации. Если вы знаете о них совсем мало — просто нари­суйте большую крону этой части дерева.

Вторая крона — это ваша семья. На ней также указываются все родствен­ники, и здесь у вас больше возможно­стей для творчества: фотографии, даты и истории.

Имя ребёнка и его фотография рас­полагаются внизу — на стволе дерева, ветки обоих деревьев к нему прилегают, символизируя энергию жизни и силу любви обоих родов.

Знаем мы что-либо о своих предках, или нет, они существовали. И здравый смысл подсказывает, что были среди них люди разные. В истории любого рода было всё, и даже не нужно знать никаких фактов, чтобы это утверждать. А значит, и ресурс, жизненная силы, таланты, достижения, любовь, которую можно передать потомкам, - тоже есть у каждого рода, какими бы ни были отдельные его представители.

Поговорите с ребенком о том, что иногда жизнь семьи начинает идти под откос, но обычно в следующем поколении находится кто-то, кто может «выправить колею». Возможно, ребенка воодушевит, что став самостоятельным человеком, он сможет помогать своим родным или взять на воспитание ребенка, потерявшего семью.

Подчеркните, что человек сам выбирает свой жизненный путь, и даже если его родственники пьют или сидят в тюрьме, сам он сможет жить по-другому.

Напомните ему, что сила вашей приемной семьи — жизненная сила, таланты и достижения — тоже в его распоряжении, и ваши предки тоже были бы рады узнать, что в семье появился такой мальчик (или девочка), и все наше теперь — его. Расскажите ему о каких-то чертах и качествах, которые похожи на черты ваших родителей или других родственников.

Чем больше ребенок знает о каждой из своих семей и чем меньше семьи склонны делить его, вступать в конкуренцию привязанностей, чем больше готовы обращать внимание на то, что у них есть общего, а не на различия, - тем проще будет его задача, тем гармоничней результат.

Литература:

  1. Николаева Е.И., Япарова О.Г. Ребенок в приемной семье: проблемы и их решение.
  2. Петрановская Л. Между двух семей // Родные люди №3 (15), 2012г.
  3. Франтова Д. Твое место в саду // Родные люди №4(10), 2011г.
  4. Шутценбергер А.А. Синдром предков: Трансгенерационные связи, семейные тайны, синдром годовщины, передача травм и практическое использование геносоциограммы. — М.: Психотерапия, 2011. — 256 с.
Наши услуги



Мир учителя © 2014–. Политика конфиденциальности