Россия, Мурманская область,п.Лиинахамари
МБОУ ДОД "ДМШ №3"
Преподаватель
Кисаханова Е.Л.
Перед началом нашего концерта, скажите, пожалуйста, что вам нравиться в танцевальном искусстве?
- А как вы думаете, что значит прикоснуться к красоте?
Вот что сказал один человек по этому поводу: «Я сорвал цветок — и он увял. Я поймал мотылька, и он умер у меня на ладони. И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем».
Да, красоту нужно уметь не только видеть и чувствовать. Красоту надо еще и оберегать! Это самое трудное. Запечатлеть красоту в душе, запомнить ее, всегда носить в сердце — может быть это и есть высшее проявление культуры человека?
Итак, сегодняшний нашу встречу, мы посвящаем красоте, красоте танца — самому волнующему, самому возвышенному и прекрасному из всех искусств, поскольку танец — не просто отражение жизни, танец — это сама жизнь!
Танец — древний скиталец. Он пришел к нам из седой старины … По-моему, он ровесник «человека разумного». Всем известно, что труд сформировал человека, а я добавлю — еще и танец! Он отражает, восходящую к самым ранним временам, потребность человека передавать другим людям свои радость или скорбь, посредством движений своего тела.
Археологи в разных частях света обнаружили наскальные рисунки с изображением танцующих человечков. Почти все важные события в жизни первобытного человека отмечались танцами: рождение, смерть, война, избрание нового вождя, исцеление больного. Танцем выражались моления о дожде, о солнечном свете, о плодородии, о защите и прощении. Мы не можем точно утверждать, под какое музыкальное сопровождение танцевали наши предки. Возможно, сначала это были хаотичные, неорганизованные звуки, подражание пению птиц, вою зверей, шуму листвы и т.д. Затем появились простейшие напевы и наигрыши, состоящие из нескольких тонов. Исполняли их на разнообразных дудочках, на раковинах и деревянных свистульках. Многие народы Африки до сих пор играют на инструментах наших далеких предков. А их музыка сохранила в какой-то мере черты первобытности.
Дальнейшее развитие танцевального искусства происходило по двум направлениям: простое — для народа и утонченное искусство для знати.
Да, начиная с эпохи средневековья, танцевальное искусство стало активно развиваться. Танцы украшали народные гулянья, домашние праздники. В танце простых людей можно видеть прославление жизни, радость молодости, удачи, поклонение солнцу, необъятные дали полей… В них чувствуется что-то языческое. Живой ритм, прыжки, круговые движения, притопы, подскоки — вот и вся народная хореография.
Было и иное искусство. Давайте вспомним, что танцевали при королевских дворах Европы в ХVI-XVII веках. Кто знает? (полонез, мориску, ригодон, буре, павану, куранту, вольту, гальярду, менуэт).
И все же все эти танцы создал народ. А в высшем свете народная танцевальная манера менялась в согласии с придворным этикетом. И в 1661 году во Франции появилась Королевская академия танца. А король Франции Людовик XIV приказал учителям танцев регулярно собираться и беседовать о танцах, размышлять, заботиться об их усовершенствовании.
Танец-это культура, религия, профессия, воспитание, развлечение, история… и вот теперь переходом, как бы мостиком, от средневековья к нашему веку нам послужит фрагмент из кинофильма «Война и мир». Первый бал Наташи Ростовой. Начало XIX века, почти 200 лет назад. Это бал русского дворянства. Наташе исполнилось 16 лет. И вы сейчас увидите, что танец действительно есть сама жизнь — столько чувства вкладывает в него юная Наташа!
1. На экране фрагмент к/ф «Война и мир»
Вот пришел ХХ век, изменилась жизнь — стала быстрее скоротечнее. Изменились и танцы, появились новые.
В 20-х годах всех покорило аргентинское танго. Подлинная родина его — Испания. А еще в те времена танцевали фокстрот, чарльстон. В 40-е годы ХХ века появились рок-н-ролл, буги-вуги, твист, шейк. Каждый танец стремительно и агрессивно выходил на арену, он появлялся словно «калиф на час» и быстро уступал место другому.
Только один оказался неподвластен времени. Он появился гораздо раньше и звучит уже 200 лет. При звуках этого танца хочется кружиться, парить … Вы догадались о каком танце идет речь? (вальс).
2. П.Чайковский Вальс цветов из балета «Щелкунчик»
Первые такты удивительной музыки захватывают. И вот уже их звучание увлекло нас, сообщило свой ритм и дыхание, отразилось на лицах. А молодость вальса была бурной и шумной. Он прошел через гонения и нападки. Само кружение партнера с дамой, то, что он держал даму за талию, казалось неслыханной вольностью. В предписаниях российской полиции при Павле I значилось «запрещение употреблять пляски, именуемые «вальсеном».
2. Г.Свиридов Вальс к повести А.Пушкина «Метель»
Но вальс выдержал долгую борьбу и его затанцевал весь мир.
3. И.Штраус «На прекрасном голубом Дунае»
Вальсы бывают разные. Есть вальсы бальные, эстрадные, симфонические, вальсы-песни… «Офицерский вальс» М.Фрадкина дал начало целой серии «профессиональных» вальсов: это «Матросский вальс» В.Сорокина, известны несколько «Солдатских вальсов», «Шахтерский вальс» И.Дунаевского, «Школьный вальс» И.Дунаевского, есть несколько «Студенческих вальсов», «Колхозный вальс» Майбороды.
А есть и другие: «Севастопольский вальс» К.Листова, «Сибирский вальс» Г.Носова, «Казахский вальс» Халиди, «Киевский вальс» Майбороды, «Минский вальс» Шумилина, «Вальс садового кольца» Птичкина, «Бамовский вальс» Туликова. В названии этих вальсов вся география огромной державы.
5. М.Глинка Вальс - фантазия
6. Д.Шостакович Вальс — шутка
В каждом вальсе есть немного грусти. Вальс — это и воспоминания, он несет глубокие чувства, связанные с переживаниями счастья, радости и грусти, светлой надежды.
7. И.Брамс Вальс Соч.39, №15
Проходит время, за веком век …
Рожден веселым был человек.
Менялись моды и ритмы тоже,
Но мы без танца прожить не можем
Проходит время, за веком век …
Всегда в заботах жил человек.
Но в каждый праздник и в час досуга
Веселый танец был лучшим другом.
Проходит время, за веком век.
Пусть между нами растает снег.
И пусть на нашей большой планете
Танцуют люди и солнце светит.
8. Ф.Шопен Вальс — минутка
9. Ф.Шопен Вальс си минор Соч.69, №2
10. М.Глинка Вальс из оперы «Иван Сусанин»
11. Вальс из музыки к драме М.Лермонтова «Маскарад»
12. П.Чайковский - Вальс из балета «Лебединое озеро»
13. Ф.Шопен Вальс до-диез минор
На этом наша лекция-концерт подошла к концу. Спасибо за внимание. До свидание.