Ольга Николаевна
Должность:Редактор
Группа:Команда портала
Страна:Украина
Регион:Харьков
20.02.2020
0
94
0 Развитие мышления учащихся младших классов в условиях дополнительного музыкального образования
  • Снегирева М.А.
  • Педагог фортепиано высшей квалификационной категории
  • КГКП «ВК училище искусств им. народных артистов братьев Абдуллиных»
  • г. Усть-Каменогорск, Восточно-Казахстанская область, Казахстан
Детское музыкальные школы, как учреждения дополнительного образования,
сориентированы сегодня не только на то, чтобы дать детям необходимые знания, умения и
навыки, но и на развитие у каждого ребенка музыкально-творческих, креативных
способностей, формирующих его эстетическую культуру.
В наш компьютеризированный век развитие творческих способностей детей может
заполнить брешь в душах и сознании современных школьников. Занятия искусством
снимают нервно-психическое напряжение, заряжают положительной энергией, создавая
эмоционально-положительный настрой на обучение. Необходимо добиваться того, чтобы
соприкосновение с музыкой не сводилось к формальности, а у учащихся появилось желание
сопереживать, чувствовать, творчески реализовывать свои умения и навыки.
Процесс обучения музыке в детской музыкальной школе возлагает на педагога
огромную ответственность. Под его руководством ученик не только познает основы
музыкального искусства, но также развивает свой интеллект, приобретает умение мыслить
нестандартно, заставляя действовать свою фантазию и воображение. В ребенке формируется
творческое отношение к жизни, которое в дальнейшем будет способствовать успешной
работе в любой профессии. Без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной
области человеческой деятельности.
Задача музыкального обучения- введение ребенка в мир музыки, ее выразительных
средств и инструментального воплощения в доступной и художественно увлекательной для
детского возраста форме. В музыкальном творчестве ведущую роль играет синтез
эмоциональности и мышления, абстрактного и конкретного, логики и интуиции, творческого
воображения и активности. Дмитрий Борисович Кабалевский писал: «Активизация
творческой фантазии и творческой деятельности учащихся зависит в первую очередь от
подготовленности к этой работе самого учителя, от уровня его творческого развития,
музыкального вкуса и теоретической подготовки».
Деятельность учителя музыки сочетает в себе педагогическую, музыковедческую,
исследовательскую и музыкально исполнительскую работу, основанную на умении
обобщать и синтезировать знания. В работе учителя детской музыкальной школы
художественное творчество проявляется в умении не только интересно и увлекательно
проводить уроки и внеклассные мероприятия, но и самому ярко и образно исполнять
музыкальные произведения. У каждого ученика свой собственный мир, своя интонация, своя
манера выражения. Педагог должен растревожить фантазию и воображение ученика
заставить самостоятельно искать и находить свои решения. Нужно видеть в ученике
художника, развивать вкус и артистизм, воспитывать мышление.
Важно общение между преподавателем и учеником, их творческое взаимодействие,
когда учитель, обновляя свои методы и совершенствуясь, создает на уроке атмосферу
поиска, в процессе которого формируется творческая личность ученика. В ребенке надо
обязательно поддерживать любое его стремление к творчеству, какими бы наивными и
несовершенными были результаты этих стремлений. За детскими увлечениями и фантазиями

кроются истинные способности ребенка. В будущем они самым благотворным образом дадут
о себе знать в деле, которое он выберет.
Творчество детей связано с самостоятельными действиями, с умением не только
фантазировать, но и оперировать музыкально-слуховыми представлениями, знаниями и
навыками, применяя их на практике. Детское творчество на уроках в музыкальной школе
носит познавательно-поисковую форму. Способность фантазировать, способность ребенка
жить в воображаемом, как в реальном-начало художественное.
Воображение-волшебный дар, оно рождает образы и открытия. Одной из форм
творческого развития детей являются «творческие задания». С одной стороны, они
обращены к чувствам и мыслям ребенка, к его внутреннему миру и умению фантазировать. С
другой-направленены на поиски выразительной и понятной формы воплощения чувства и
мысли. Творческое начало ребенка может проявляться уже с первого класса: в своеобразной
ответственности, в стремлении самому задавать вопросы учителю, в собственных
предложениях о характере исполнения музыкальных произведений, в острой слуховой
наблюдательности, в рассказах о музыке, услышанной вне школы. Ученики средних классов
очень любят придумывать музыку, фантазировать, импровизировать, создавать что-то новое,
свое. Воображение и фантазия- это творческий процесс создания нового в форме образа или
идеи. Через воображение ребенок осваивает и познает окружающий мир, моделирует
ситуации, которые пока ему еще не доступны. Развитие воображения дает возможность
познать окружающий мир и освоить его. Воображение тесно связано с развитием творческой
фантазии ребенка. Эти занятия дают возможность творить и развивают воображения и
творческую фантазию.
В музыкальной школе творческие задания успешно реализуются на контрольных
уроках и классных часах, когда все учащиеся класса собираются вместе. Примером таких
творческих заданий для учащихся младших классов и средних классов может служить
«Путешествие в страну «Выдумляндию». В этой веселой стране живут музыканты,
композиторы, художники, поэты, балетмейстеры и постановщики танцев и спектаклей. Мы
отправляемся туда на поезде. Преподаватель играет подходящую для этого музыку и
объявляет первую остановку. Это остановка «Музыкальная». Каждый музыкант может
исполнить свое любимое произведение, композитор продемонстрировать свое сочинение, а
критики- оценить услышанное и дать ему характеристику. Каждый может придумать свой
ритм, мелодию, аккомпанемент. Можно устроить конкурс на лучшее исполнение и выбрать
строгое жюри.
Следующая остановка - «Поэтическая». Все превращаются в поэтов. Можно
попробовать придумать рифму на заданные слова или прочитать свое собственное
стихотворение. Поэты-песенники могут сочинить текст для любой знакомой или сочинение
мелодии. Можно поиграть в «Буриме», и, конечно здесь тоже критики скажут свое веское
слово. Вновь звучит знакомая мелодия, и мы на поезде отправляемся к остановке
«Танцевальной». Педагог задает вопросы. Какие танцы вы знаете? Кто придумал танцы? Кто
их исполняет? Придумай и покажи танец старинный, бальный, современный. Придумай и
покажи новые движения к танцам, наиграй танцевальные мелодии. Можно устроить конкурс
«кто кого перепляшет».
Остановка «Художественная» преображает всех в художников. Ученики должные
отразить в своем рисунке то, что услышали игре преподавателя. Метод рисования прекрасно
способствует развитию воображения и фантазии. Для грамотного учителя рисунки детей

отражают не только особенности личности каждого, но и пристрастия, чувства и настроения
учеников. Выбраны лучшие и оригинальные рисунки.
Мы отправляемся к последней остановке «Театральной» Дети ее очень любят.
Ведь мы здесь превращаемся в артистов и режиссеров. Можно инсценировать сказки, стихи
и даже музыку. Можно проигрывать под руководством постановщиков спектаклей и
режиссеров различные маленькие сценки. Можно создавать «живые картины». Наше
путешествие в «Выдумляндию» закончено и все остались довольны.
Младшие школьники эмоциональны, впечатлительны, любознательны,
деятельны, легко поддаются внушению. Их музыкально-слуховые проявления отличаются
гибкостью реакции на восприятие музыкальных образов. В каждом виде исполнительства
дети выполняют посильные творческие задания, которые способствуют развитию их
фантазии и воображения, уверенности в себе и своих силах. Музыка и движение –трудно
назвать более универсальное средство эстетического воспитания ребенка! В старшем
возрасте формируется мировоззрение школьника, его духовное «Я». Среди
старшеклассников преобладает мотив личностного саморазвития, реализации себя.
Творческие задания на уроках музыки и приобретенные при этом знания и навыки
побуждают подростков осмыслить окружающий мир и свое место в нем. Творческие для
учащихся старших классов нужно включать в учебный процесс, когда слуховой опыт
ученика достаточно приобретен, чтобы на основе его грамотно создать нечто «новое».
Имеется ввиду сочинение музыки. Это «новое» будет рождаться путем воображения и
пропевания внутренним слухом. Это может быть мотив, затем тема, песня, подголоски,
аккомпанемент. Творческие задания следует начинать с простых упражнений, сочинения
мотивов на простой ритмический рисунок, постепенно усложняя задания. Развитию
творческой фантазии служит момент импровизации как устного, так и письменного
характера.
В процессе творческой деятельности учащихся могут возникнуть трудности,
заключающиеся в неумении на практике применять приобретенные знания. Часто это
проявляется в психологическом плане- робость, неуверенность, застенчивость, не
способность выполнить задание. В этом случае большую роль играет профессиональный
опыт преподавателя, умение найти правильный подход к ученику, грамотно и доступно
объяснить задачу, показать примеры, пробудить интерес к творческому воображению. Вот
несколько примеров творческих заданий для учащихся старших классов:
1. Сочинить несколько вариантов мелодии на ритмический рисунок.
2. К предложенным стихам сочинить варианты ритмических рисунков.
3. Развить данный мотив до периода повторной структуры с обозначенной кульминацией.
4. Сочинить песенный вариант мелодии на заданный ритм в стиле народной песни с
подголосками.
5. Сочинить мелодии на заданный ритм в определенном жанре: колыбельная, марш, полька.
6. Сочинить пьесу на заданный сюжет, создать крупную форму- вариации,
сонатину(задание с усложнением).
7. Подобрать аккомпанементы разной фактуры к сочиненным мелодиям.
В результате такой работы в душе ребенка открывается источник
художественных замыслов, пробуждается творческая фантазия, помогающая
воспринимать произведения искусства, постигать мысли и чувства автора, которые он
воплотил в звуках. Профессиональная и методическая подготовка педагога к творческим

занятиям в данном случае очень важна. Чем она полноценнее, тем интереснее и глубже
будут проходить эти занятия с учащихся старших классов, давая толчок развитию
творческой фантазии и воображения ребят.
Музыкально-творческое развитие детей осуществляется не только в процессе
учебной работы, но и во внеурочной концертной деятельности. Прекрасным результатом
нашей общей творческой работы с учениками служат, конечно же, концерты,
тематические классные часы и школьные фестивали. Каждое выступление тщательно
готовится. Ведь концерт- это не только радость и праздник, но и трудная, напряженная
работа, результатом которой является рождение искусства. Дети учатся звуками музыки
нести людям радость. Вот примеры концертных мероприятий, проведенных нами в
музыкальной школе:
Музыкальная сказка «Чипполино» на музыку Карена Хачатуряна. Педагогом
была написана сказка в стихах на сюжет Джанни Родари. В ней действовали главные
герои- Чипполино, Вишенка, Сеньор Помидор и другие. Были придуманы костюмы и
декорации. Все музыкальные номера были исполнены учениками в ансамбле с
преподавателями. На подготовку такого концерта, конечно, уходит много времени, но
результат того стоит.
Ярко и интересно прошли тематические концерты « В мире оперетты»,
«Посиделки в Простоквашино», где в гости приходил почтальон Печкин. В концертах
«Звуки мира» и «Новогодние путешествие- мы попадали чудесным образом при помощи
волшебного компаса в разные страны, знакомились с обычаями этих стран и слушали
самую разную музыку в исполнении учащихся- русскую, казахскую, чешскую,
французскую, итальянскую и т д.
Концерт «Музыкальная астрология»- это рассказ о знаках зодиака. Зимнюю
группу знаков выводила девочка «Зима», летнюю- девочка «Лето» и тд. Мудрый астролог
давал каждому характеристику, а затем звучал музыкальный подарок для «Близнецов»
или «Овнов». «Все могут короли»- рассказ о царственной роли короля рояля история его
создания и, конечно, исполнение фортепианных пьес. Концерты «На рубеже двух веков»,
«Музыка в потоке времени», «Новые времена- новая музыка» познакомили слушателей с
музыкой различных стилей и эпох, продемонстрировали связь музыки с другими
искусствами- живописью и архитектурой.
Трудно перечислить все проведенные за последние годы концерты. Мы
всегда стараемся придумать интересную, живую тему, оригинальный сценарий и,
обязательно, задействовать детей не только в роди музыкантов-исполнителей, но и в роли
ведущих концерта, чтецов и артистов, то есть наших активных помощников. Совместные
концерты учащихся и преподавателей не только формируют духовный мир детей, но и
расширяют их кругозор, развивают стремление к красоте и человечности, укрепляют
волю и выдержку. Публичные выступления повышают результативность обучения,
воспитывают и концентрируют лучшие человеческие качества, помогают увидеть
значимость своего труда и его успешный результат.
Развитие творческих способностей детей, их фантазии и воображения делает
личность каждого из них полнее и многограннее. Занятия в музыкальной школе
оказывают влияние на развитие таких качеств ребенка, как дисциплинированность,
ответственность, жизнерадостность, ум, честность, доброта, чуткость, чувство
прекрасного, сценическое мастерство.

Выдающиеся педагоги прошлого считали, что музыка- могучий стимулятор
мысли, без которого невозможно полноценное развитие ребенка. Кем станут юные
музыканты, когда вырастут? Можно поручиться в главном: они станут хорошими
людьми, достойными членами нашего общества. Музыка, с которой они сроднились, не
позволит делать злое и недоброе, а будет вести к нравственности, чуткости, доброте,
активной жизненной позиции и умению делать любое дело красиво.

Литература
1. Выготский Л.С. Психология искусства.-М.,1968.
2. Ермолаева М.В. Практическая психология детского творчества.-М.,2001.
3. Мелик-Пашаев А.А. Ступени к творчеству.-М.,1995.
4. Нейгауз Г.Т. Об искусстве фортепианной игры.-М.,1995.
5. Юдина Е.И. Азбука музыкально-творческого саморазвития.-М.,1994.скачать dle 12.1


Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Наши услуги



Мы в соц. сетях

Яндекс.Метрика

    Персональные сообщения