Французские, Английские сюиты, Партиты И.С. Баха.
Аннотация
В данной методической разработке изложена история развития жанров «сюита» и «партита» с разбором отличительных особенностей каждого танца.
Эта работа написана с целью освоения и пропаганды баховского творчества на примере клавирных сюит и партит И.С.Баха.
История развития жанра «Сюита» и «Партита».
Сюита относится к светской сфере музицирования. Сюита создана музыкантами — трубачами 17 столетия, которые в своих выступлениях исполняли ряд танцев различных национальностей. Основу сюит создают народные танцы: первый — четкого размера в умеренном темпе, второй — трехдольный, оживленный. Медлительное движение сменялось скорым, плавная мелодика — упругой, плотная фактура — разряженной.
Со временем количество танцев увеличивалось, бытовые прообразы поэтизировались, преображались, но связь со структурными особенностями бытового танца, метроритм не прерывалась.
Характерные особенности танцев
Когда танец уходит из быта, тень его прообраза становится менее заметной, смутной. Так произошло с аллемандой, которая начала выполнять функцию интонационно-тематической «завязи цикла»: она отмечена тонкой мотивной работой, имитационностью. Развертывание ткани усложнено плетением скрещивающихся голосов, метрическая сетка завуалирована. Состояние преимущественно элегическое, созерцательное. Темообразованиями аллеманды предопределяются мотивы или субмотивы, которыми открываются последующие танцы.
Аллеманду отличает двухфазные построения разделенной в нотной записи знаком репризы, очевидно, предопределялось соответствующим этикетом (движением танцоров).
Схема тонального движения Т-Д: Д-Т.
Причем после знака репризы начальный мотив давался в обращении (инверсии).
К 4-х дольной аллеменде примкнула, согласно старинному принципу парности, 3-х дольная куранта: либо французская, торжественная на 3\2 или 6\4, либо итальянская в быстром темпе (на 3\4 или 3\8).
Разновидности очень несхожи.
«Французская» - торжественная, ритм отчетлив, склад подчас тяготеет к гомофонности. В английских сюитах все куранты французского типа. В остальных циклах они редко встречаются.
«Итальянская» - оживленная, плавная в своей текучести (corrente – «течение воды»), со склонностью к имитационности. Бах явно отдавал ей предпочтение.
За курантой следовала 3-х дольная (с упором на 2-ю долю) величавая более плавная, сарабанда. Бах использует две разновидности:
1) «кантиленная» благодаря кантиленности, мелодической напевности сближается с менуэтом, ей свойственен медитативный характер.
2) «Патетическая» - в ней наличествуют внезапные модуляции, неожиданные сдвиги, орнаментированные или декломационно-речитативные обороты. В сарабанде иное соотношение колен -1:2 или 1:1\2.
После знака репризы в Д появляется начальный мотив, но эта фаза более свободно изложена; под конец в третьем колене — в виде коды дается переизложение первого, чаще неполное.
Тем же строением отмечены новые танцы, которые следуют за сарабандой (менуэт, гавот, буре и др.).
Исследователи называют их интермедийными. Они гомофонны, мелодика — расчлененная, периодичная, фактура прозрачная. Новые танцы снабжаются «трио», после чего первый обязательно повторяется da capo.
Для замыкания цикла требовался итоговый танец. Его роль выполнила жига — 3-х дольная (3\8, 6\8) то с пунктиром, со «скачком», то с триолями или пассажная. Рисунок броский, выпуклый, фугировано изложенной, ритмика заостренно акцентная.
Для жиги характерна двухфазность построения, где после знака повторения начальный мотив в Д тональности обязательно повторяется в обращении. Жига получила свое название от слова «gigue» - что значит «окорок» - французское прозвище для старинной скрипки, поэтому жига означает «танец скрипача».
Французские авторы сюит (Куперен) на основе танцев давали портреты характеров — «галерею портретов». Бах же сопоставлял типы движений, контрастно их противополагая и одновременно объединял мотивно-вариационной техникой.
Недаром партитами именовались последовательности вариаций. Вариационный метод сохранился и в сюитах: мотивный «тезис» аллеманды эпизодически всплывал в различных танцевальных движениях последующих пьес.
Всего у Баха 38 сюит :3 партиты для скрипки, 6 сюит для виолончели; 18 циклов для клавира, 6 «Английских» и 6 «Французских» сюит, 6 «Партит».
Сравнивая более ранние «Французские» сюиты с последующими, мы видим, что Бах 1) укрупняет циклы и 2) несколько иначе трактует цикл. Он начинает «Английские» сюиты и «Партиты» не с аллеманды, а с прелюдии, фантазии, токкаты, увертюры или симфонии.
Знаменательно, что эти начальные пьесы нетанцевального характера. По содержанию своей музыки сюиты Баха отличаются от современных им произведений этого типа большей глубиной и контрастностью образов.
«Французские» и «Английские» сюиты и «Партиты» И.С.Баха не утратили жизненности и являются ценным репертуаром для пианиста.
Список использованной литературы:
1.В.Б.Григорович. «Великие музыканты западной Европы».Москва «Просвещение», 1982г.
2.А.Д.Алексеев. «Клавирное искусство». Музгиз, 1952г.
3.М.С.Друскин. «И.С.Бах». Москва, «Музыка», 1982г.