link12584 link12585 link12586 link12587 link12588 link12589 link12590 link12591 link12592 link12593 link12594 link12595 link12596 link12597 link12598 link12599 link12600 link12601 link12602 link12603 link12604 link12605 link12606 link12607 link12608 link12609 link12610 link12611 link12612 link12613 link12614 link12615 link12616 link12617 link12618 link12619 link12620 link12621 link12622 link12623 link12624 link12625 link12626 link12627 link12628 link12629 link12630 link12631 link12632 link12633 link12634 link12635 link12636 link12637 link12638 link12639 link12640 link12641 link12642 link12643 link12644 link12645 link12646 link12647 link12648 link12649 link12650 link12651 link12652 link12653 link12654 link12655 link12656 link12657 link12658 link12659 link12660 link12661 link12662 link12663 link12664 link12665 link12666 link12667 link12668 link12669 link12670 link12671 link12672 link12673 link12674 link12675 link12676 link12677 link12678 link12679 link12680 link12681 link12682 link12683 link12684 link12685 link12686 link12687 link12688 link12689 link12690 link12691 link12692 link12693 link12694 link12695 link12696 link12697 link12698 link12699 link12700 link12701 link12702 link12703 link12704 link12705 link12706 link12707 link12708 link12709 link12710 link12711 link12712 link12713 link12714 link12715 link12716 link12717 link12718 link12719 link12720 link12721 link12722 link12723 link12724 link12725 link12726
Ольга Николаевна
Должность:Редактор
Группа:Команда портала
Страна:
Регион:не указан
Операторы ввода и вывода в Pascal
  • Ибрагимова Т.С.
  • Учитель информатики
  • Общеобразовательная школа им. Ж.Кереева
  • п. Шубаркудук, Темирский район, Актюбинская область, Казахстан

Тема урока: «Операторы ввода и вывода в Pascal»

Цели и задачи урока:

Образовательные:

  • знакомство с операторами ввода и вывода данных в языке Паскаль;
  • формирование умения грамотного использования операторов ввода и вывода при написании программ;

Развивающие:

  • формирование приемов логического и аналитико-синтезирующего мышления
  • развитие внимания, памяти;
  • развитие интереса к изучению программирования

Воспитательные:

  • воспитание информационной культуры учащихся;
  • воспитание культуры работы за ПК и организации рабочего места

Тип урока по дидактической цели: урок ознакомления с новым материалом

Тип урока по форме проведения: комбинированный урок с элементами практикума

Методы и приемы: объяснительно — иллюстративный, репродуктивный, практическая работа

Средства обучения:

  1. Аппаратное обеспечение: мультимедиапроектор, интерактивная доска, проектор, компьютеры.
  2. Программное обеспечение: операционная система Windows, офисная программа Microsoft Power Point, среда программирования Pascal АВС.
  3. Раздаточный материал
  4. Презентация Power Point, видеоролик

Этапы урока:

  1. сообщение темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности;
  2. подготовка к изучению нового материала;
  3. ознакомление с новым материалом;
  4. физминутка
  5. 5. первичное осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения путем применения полученных знаний на практике;
  6. 6. постановка задания на дом;
  7. 7. подведение итогов урока, рефлексия.

Ход урока

Организационный момент.

Мотивация учебной деятельности.

Притча о знаниях.

Получив однажды сильный удар от огнива, кремень возмущенно спросил у обидчика:

– С чего ты так набросилось на меня? Я тебя знать не знаю. Ты меня, видимо, с кем-то путаешь. Оставь, пожалуйста, мои бока в покое. Я никому не причиняю зла.

– Не сердись попусту, сосед, — с улыбкой промолвило огниво в ответ. — Если ты наберешься немного терпения, то вскоре увидишь, какое чудо я извлеку из тебя. При этих словах кремень успокоился и стал терпеливо сносить удары огнива. И наконец, из него был высечен огонь, способный творить подлинные чудеса. Так терпение кремня было по заслугам вознаграждено.

Притча сказана для тех, кто поначалу робеет в учебе. Но если запастись терпением и проявить старание, то посеянные семена знания непременно дадут добрые всходы. Ученья корень горек, да плод сладок.

Объявление плана урока, целей.

Актуализация знаний учащихся.

Найди соответствие. Структура программы на языке Pascal.

1

Program <имя программы>;

А

Начало программы

2

Const <имя константы>=< значение>;

Б

Раздел описания переменных

3

Var <имя переменной>: <тип переменной>;

В

Раздел описания констант

4

Begin

Г

Заголовок

5

<выполняемые команды>;

Д

Конец программы

6

End.

Е

Раздел операторов /тело программы/

1 - _______, 2 - _______, 3 - _______, 4 - _______, 5 - _______, 6 - ________.

Информационный диктант. Записать арифметические выражения на языке Pascal.

Уровень 1

1.y = - 5 cos 2x

2.y = сtg x + |x|

3.y =

4.y = 3 x

  1. f = a - |

Уровень 2

  1. y =

2.y = sin x +

3.y = tg (2 x) - |x|

4.y = + ctg x

5.y = k - + | - abc|

Теоретическая основа урока.

Основной блок программы представляет собой некоторый набор операторов. Оператор - это неделимый элемент программы, который позволяет выполнить определенные действия. Операторы должны записываться строго в соответствии с правилами, установленными для данного языка программирования. Рассмотрим основные операторы языка Паскаль.

Операторы ввода

Немногие программы обходятся без ввода данных и совсем нет таких, которые не выводят полученные результаты.

Ввод данных с клавиатуры выполняется операторами: READ и READLN.

Формат:

Read (список переменных);

Readln (список переменных);

где <список переменных> - последовательность имен переменных, разделенных запятыми. Буквы ln добавляются в конце оператора для того, чтобы курсор автоматически переходил на следующую строку при выводе на экран текстов или результатов выполнения программы.

Например:

Readln (x, y, z);

Read (beta, gamma);

При выполнении оператора READ(READLN) программа останавливается и ждет, пока нужное количество чисел не будет введено с клавиатуры. Вводимые числа разделяются пробелами или нажатием клавиши Enter. По завершении ввода данных следует нажать Enter, после чего компьютер перейдет к выполнению следующего оператора программы.

Операторы вывода

Вывод данных на экран дисплея выполняется операторами: WRITE и WRITELN.

Формат:

Write (список выражений);

Writeln (список выражений);

Выражение в списке разделяются запятыми. Значения выражений сначала вычисляются, а затем выводятся на экран. Буквы ln имеют то же значение, что и в операторе readln. Вслед за выражением через двоеточие можно указать ширину поля экрана, в котором разместится выводимое значение. Например, оператор write (10:3, 55:6) займет для вывода числа 10 три позиции, а для вывода числа 55 - шесть позиций на экране.

При выводе вещественных значений можно указать, сколько десятичных цифр следует сохранить в дробной части числа, причем количество цифр указывается вслед за шириной поля после двоеточия. Например, x = 3,14159, то оператор write (x:6:2) займет для вывода переменой х шесть позиций, две из которых будут использованы для дробный части х (т. е. значение х будет округлено до 3,14).

Для того чтобы прокомментировать выводимые значения, в список вывода можно помещать строки любых символов, заключенные в одинарные кавычки (апострофы). Например, при выполнении фрагмента программы

х: = 3.5;

Write ( 'Ответ ', х: 4,'км/с');

на экране будет выведено:

Ответ: 3.5 км/с

Для вывода информации на бумагу необходимо с помощью команды USES PRINTER в разделе объявлений и соглашений подключить модуль управления выводом на печать, после чего использовать один из операторов вывода, начиная список выражений со служебного слова LST. Например, оператор

Write (lst, 'x=', 2.74); выведет на бумагу текст: x = 2.74

Первичное закрепление материала. Работа с учебником /страница 97 — задания 1-3/

Упражнение 1.

Запишите операторы ввода значений следующих переменных:

а)А1, А2, А3, А4; б) х, у

Упражнение 2.

Какая информация появится на экране при выводе значений ( х, х + у), если х = 3, у = 5?

Упражнение 3.

Определите ошибки следующих операторов вывода на языке Pascal:

а)WRITE (Y1; Y2); б) WRITE (Y1 Y2); в) WRITE (Y1, Y2);

г)WRITE [Y1, Y2]; д) WRITE 1, 62; е) WRITE (A; B/F)

«Веселая физминутка» /https://www.youtube.com/watch?v=3ILs_uu5arQ/

Практическая работа.

Уровень А

Составьте программу, в которой осуществляется ввод трёх целых чисел с клавиатуры и вывод на экран монитора значения их суммы.

Program А;

uses crt;

Var x,y,z: integer;

Begin

writeln(‘Введите 3 числа ‘);

readln(x,y,z);

write(‘Сумма чисел =’,x+y+z);

End.

Уровень В

Составь программу вычисления идеального веса человека по его росту при условии, что идеальный вес (кг) = рост (см) - 100.

program B;

var v,r: integer;

begin

writeln;

write (‘Введи свой рост - ’);

read (r);

v:= r-100;

writeln;

write (‘Идеальный вес - ’, v);

readln;

end.

Уровень С

Составь программу вывода на экран рисунка белки из псевдографических символов.

program C;

uses crt;

begin

clrscr;

writeln(‘$$$$$ ________________________________$$$$$’);
writeln (‘__$$$$$$$$___ ___________________,,$$$$$$$’);
writeln ('___$$$$$$$$$$,,_____________,,$$$$$$$$$$’);
writeln ('__$$$$$$$$$$$$___ _______ ___$$$$$$$$$$$$’);
writeln (‘___$$$$$$$$$$$$$__ _____ __$$$$$$$$$$$$$’);
writeln (‘____$$$$$$$$$$$$$__ ____ __$$$$$$$$$$$$$’);
writeln (‘____$$$$$$$$$$$$$$$_@_$$$$$$$$$$$$$$$’);
writeln (‘______$$$$$$$$$$$$$@@$$$$$$$$$$$$$$***’);
writeln (‘______________*$$$$$@$$$$$$___________’);
writeln (‘______$$$$$$$$$$$$* @ *$$$$$$$$$$$$’);

writeln (‘____$$$$$$$$$$$$$ * @ *$$$$$$$$$$$$$’);
writeln (‘___$$$$$$$$$$$$$$* _@@_ * $$$$$$$$$$$$$$$’);
writeln (‘__*$$$$$$$$$$$$$$4___@___$$$$$$$$$$$$$$$$$’);
writeln (‘_*$$$$$$$$$$$$$$____*_____$$$$$$$$$$$$$$$’);
writeln (‘*___$$$$$$$$$$$$$___________$$$$$$$$$$$$**’);
writeln (‘________$$$$$$_________________**$$$$$’);
writeln (‘_________$*$$**_________________**$$**’);

writeln (‘ * *’);

readln;

end.

Домашнее задание. § 3.5, задание 16-18 /страница 98/

Подведение итогов. Выставление оценок.

Рефлексия «Шесть шляп»

БЕЛАЯ — Тебя интересуют только факты! /Что ты уже знаешь? Какая информация тебе еще необходима? Как можно получить недостающую информацию?/

ЧЁРНАЯ - Ты ворчун — пессимист, ты все критикуешь!!! /Что тебе не понравилось? Что вызывает сомнения?/

ЖЁЛТАЯ — Ты обаятельный оптимист, ты всем доволен! / Что тебе понравилось больше всего? Почему это стоит знать и применять?/

ЗЕЛЕНАЯ — Ты невероятно творческий человек, ты фантазер! /Какие новые идеи у тебя возникают? Как можно еще применять полученные знания?/

СИНЯЯ — Ты размышляешь о пользе, которую несут новые знания, ты мудрец! /Чего ты достиг? Как следует применять полученные знания для эффективного достижения своих целей?/

КРАСНАЯ — Ты не думаешь, ты чувствуешь, тебя переполняют эмоции! /Что ты чувствуешь: страх, радость, угрозу, восхищение, желание действовать?/

Приложение 1.

Найди соответствие. Структура программы на языке Pascal.

1

Program <имя программы>;

А

Начало программы

2

Const <имя константы>=< значение>;

Б

Раздел описания переменных

3

Var <имя переменной>: <тип переменной>;

В

Раздел описания констант

4

Begin

Г

Заголовок

5

<выполняемые команды>;

Д

Конец программы

6

End.

Е

Раздел операторов /тело программы/

1 - _______, 2 - _______, 3 - _______, 4 - _______, 5 - _______.

Информационный диктант. Записать арифметические выражения на языке Pascal.

Уровень 1

1.y = - 5 cos 2x

2.y = сtg x + |x|

3.y =

4.y = 3 x

  1. f = a - |

Уровень 2

  1. y =

2.y = sin x +

3.y = tg (2 x) - |x|

4.y = + ctg x

5.y = k - + | - abc|

Приложение 2.

Опорная таблица.

Название и запись

Назначение

пример

ClrScr;

Очистка экрана (работает при подключении модуля USES CRT)

ClrScr;

переменная: = выражение;

Оператор присваивания

s:=a*b;

read(список);

Ввод значений переменных с клавиатуры

read(x,y);

readln(список);

Ввод значений с переходом на следующую строку

readln(x,y);

readln;

Ввод без параметров ожидает нажатия клавиши ENTER

readln;

write(‘текст’, список);

Вывод значений на экран

write(‘Площадь круга равна’, S);

writeln(‘текст’, список);

Вывод значений на экран с переводом на следующую строку

writeln(‘Площадь круга равна’, S);

writeln;

Вывод без параметров, переводит курсор на следующую строку

writeln;

write(А:N:M);

Вывод значений на экран с указанием формата вывода

write(х:4, у:6:1, z:6:2);

writeln(A:N:M);

Вывод значений на экран с указанием формата вывода с переводом на следующую строку

writeln(х:4, у:6:1, z:6:2);

Наши услуги



Мир учителя © 2014–. Политика конфиденциальности