Удмуртская республика, г. Можга
МБДОУ д/с №14
Музыкальный руководитель
Шиляева Зульфия Ильсуровна
В детсаду, как в маленьком государстве: есть свое управление, есть свое население, есть свои будни и праздники. Все любят праздники и стар, и млад. Дети радуют нас своим пением, игрой на музыкальных инструментах, танцами. Танцы и пляски всегда эффектно выглядят на любом развлечении: в них идет постоянная смена движений, именно в танцах так много ярких костюмов. Ребятам нравится танцевать, ведь танец как игра, а игра- основной вид деятельности детей в дошкольном возрасте.
. В танцах они удовлетворяют свою потребность в движении. В выразительных, ритмичных движениях танца раскрываются чувства, мысли, настроение, проявляется характер детей.
Танцы в детском саду исполняют девочки и мальчики. Хотя чаще мы видим пляски девочек, нежели мальчиков. Чем же это обусловлено? Девочки изначально прилежны, легче поддаются обучению, с ними педагогу-женщине проще найти контакт. Девочек интересуют как плавные бальные танцы, так и народные заводные пляски.
Мамы мальчиков нередко спрашивают муз. руководителей о целесообразности вести своего сына в танцевальный кружок. Приводим здесь ответ на этот вопрос мамы, чей сын занимался на хореографическом отделении целых 7 лет!… «Мы очень рады , что сын увлекается танцами. Он раскрепостился, стал меньше болеть простудными заболеваниями, у Ильи улучшилась осанка и вообще сын стал оптимистически настроенным человеком. Кроме того, занятия танцами учат детей не боятся сцены, большого количества людей, а ведь это всегда пригодится: на экзаменах, при защите диплома, да и просто при общении».
Как видно из интервью, мальчиков нужно учить танцевать. Ведь движения под музыку укрепляют детский организм. Удовлетворение, полученное ребенком в процессе двигательных действий, побочно сопровождаются значительными физиологическими изменениями в его организме, улучшается дыхание и кровообращение.
Деятельность скелетной мускулатуры в дошкольном возрасте имеет важное значение, так как у растущего организма восстановление затраченной энергии характеризуется не только возвращением к исходному уровню, но и его превышением. Поэтому в результате занятиями танцами происходит не трата, а приобретение энергии. Веселая музыка возбуждает нервную систему, вызывает усиленную деятельность высших отделов головного мозга, связанных с ассоциативными, интеллектуальными и волевыми процессами. Музыкально-ритмические движения способствуют формированию моторики, улучшают осанку. Почему же еще танцы хороши для мальчиков? По одной простой причине. Вы сами любите мужчин, которые умеют танцевать и с у довольствием приглашают вас на танец? Вот и вашего мальчика очень будут любить девочки .
В нашем д\саду функционирует танцевальный кружок именно для мальчиков. Дети учатся владеть своим телом, осваивают азы актерского мастерства, раскрывают свои творческие способности, Замечу, что работать с группой мальчиков не так легко.
Кто-то понимает руководителя с полуслова, кому-то приходится доходчиво объяснять, а с кем- то заниматься индивидуально: где один на один, за руку отрабатывашь сложный шаг или композицию. Но у каждой работы есть свои преимущества, свои секреты.
При работе над танцами с мальчиками-дошкольниками существуют следующие методические приемы:
10. Мальчики не сразу начинают понимать значение тренировочных упражнений. Они сразу хотят танцевать и действовать, и задача педагога — удержать их в коллективе.
(я применяю игры после каждой разученной композиции)
Это основные подходы. Можно также выделить, что в танцах у мальчиков можно использовать приемы соревнований, поединков ( танцы типа « Я лучше танцую» «У меня лучше других получается акробатический элемент). Мальчики не терпят «сюсюканий», предпочитают работать командой. В отличии от девочек у мальчишек есть лидеры. Если найдешь подход к нему, найдешь подход и к команде. Мальчишкам во время показа танца на публику не важен антураж - главное для них –удобство. Девочки же напротив, следуют принципу «вы меня нарядите, а я уж станцую». Даже при выходе на сцену поведение мальчиков и девочек отличается. Мальчики меньше волнуются, в то время как девочки очень переживают за свое выступление и чаще их страх сводится к одному: «а вдруг я что-нибудь забуду». Но что ни говори, дети , танцующие на сцене это как новые звезды на небосклоне: у них расправляются плечи, глаза горят от удовольствия, что все внимание сейчас на них, они видят себя настоящими артистами. «Мы большие, мы уже сами все умеем!»- читается в их глазах. Наверно это так. И только здесь за кулисами понимаешь, как быстро летит время: ведь только недавно они учились выполнять «присядку», а теперь выполняют самостоятельно танцевальные композиции.
Можно выделить этапы работы над танцем. И даже здесь будут различия между подготовкой мальчиков и девочек.
1) знакомство с произведением
Девочки. Охотно слушают произведение, фантазируют о танцевальной композиции.
Мальчики. Слушают неохотно, отвлекаются. Привлекает лишь динамичная музыка.
2)показ движений воспитателем (муз. руководителем) ,либо хорошо подготовленными детьми
И девочки , и мальчики охотно наблюдают за происходящим.
Если танец разучивается с группой девочек можно показать им мультфильм, где есть 1-2 разучиваемых движений- девочки обязательно это запомнят. Можно поиграть на их чувствах: «будешь потом танцевать этот праздник на празднике- мама будет радоваться».
Для мальчиков подход иной: необходимо показать этот танец ярко, заинтересовать танцем. Без этого - будут проблемы с разучиванием.
3)разучить одно движение, выразительное исполнение этого движения
Девочки будут стараться запомнить данное движение
Мальчики поделятся на 2 фронта: одни будут следовать примеру девочек, другие-будут просить показать следующее движение
4) продолжить работу над выразительным исполнением отдельных движений, разучить следующее.
На этом этапе хороши все методы и приемы:
-прием моделирования;
-вовлекающий показ (как «эхо»);
-«Зеркальный показ» (одновременный);
-прием поощрения ;
-соревнование (у кого лучше получится это движение);
-индивидуальная работа и т.п.
Это очень трудоемкий процесс, который необходимо сменять разными играми, будь то пальчиковые, физкультминутка, или малой подвижности (например, на внимание)
1) ведется работа над последовательным усвоением движений в согласованности с музыкой
На этом этапе самое главное, чтобы ребенок запомнил последовательность движений танца и согласовал с музыкой.
Обычно мальчики здесь ориентируются на лидера. Поэтому опытный педагог ставит лидера вперед: лидер не хочет «упасть» в глазах товарищей, поэтому все движения постарается запомнить, а стоя впереди, он, как педагог, будет показывать движения своей команде.
Девочки не приемлют лидеров. Они все хороши. Поэтому можно использовать шумовой эффект (колокольчик) для смены движений, либо карточки-пиктограммы с описанием последовательности танцевальной композиции или движения, которое наиболее сильно забывается.
2) исполнение танца выразительно самостоятельно
Здесь просто необходим прием поощрения. Замечено, что для мальчиков необходимо материальное поощрение ( сувенир), для девочек же достаточно хвалебных речей.
В результате работы над танцами, у мальчиков , помимо обязательных для дошкольников программных танцевальных навыков (пружинки, поскоки, шаги галопа, приставной, ритмические хлопки и др.), добавляется и освоение новых танцевальных навыков, необходимых для работы над современными композициями. Мальчики не начинают казаться мешковатыми, неуклюжимы, наоборот, они подтягиваются, принимают мужские очертания.
Таким образом, кружковые занятия танцами развивают у мальчиков чувство ритма, музыкальный слух, культуру движения, гибкость, пластику, укрепляют дыхательную, мышечную и сердечно-сосудистую систему детского организма, тем самым способствуя здоровому образу жизни дошкольников. Помимо этого идет развитие детского танцевального творчества.
Мальчики становятся более мужественными, хотя и воспитываются чаще женщинами-воспитателями.
Мальчики усваивают нормы этикета, понимая что они будущие защитники не только Отечества, но и слабого пола (девочек).
У мальчиков повышается мышечная запоминаемость движений, что положительно скажется позже при обучении на физкультуре в школе или спортивных секциях.
Литература:
1.( Иванко Татьяна, real-parents . ru)