Казахстан, Павлодарская область
ГУ «Средняя общеобразовательная школа №23
акимата города Экибастуза Павлодарской области»
Учитель музыки
Лепехина Ольга Валерьевна
Цели и задачи урока:
План урока:
Ход урока:
Экскурс в историю джаза
С начала 18 и до середины 19 века миллионы жителей западного побережья Африки были переведены в Америку и проданы в рабство. Не смотря на жестокие условия неволи, американские негры сумели сохранить свою природную музыкальность и создали ряд музыкальных форм, в которых элементы негритянского фольклора тесно переплетались с бытовой музыкой белых: англичан, французов, испанцев и других народов, из которых формировались молодая американская нация. В создании новой народной музыки большую роль сыграли народные песни, создавшиеся в процессе труда. Они представляли собой своеобразный сплав африканского фольклора и песен американских рабочих, с которыми негры бок о бок трудились на хлопковых плантациях и рисовых полях, в штатах, на постройке дорог.
Исполнялись рабочие песни запевалой в сопровождении небольшой группы певцов. Рабочие песни оказывали большое влияние на творчество многих джазовых композиторов. Достаточно вспомнить сюиты Д.Эллингтога «Черное, коричневое, бежевое», «Рабочую песню» Нэта Эддерли. Наряду с рабочими песнями развивались баллады — песенное эпическое искусство американских негров. К числу самых популярных относятся баллады «Джон Гендри» и «Френки Джонни». Баллады часто представлялись в минестральных представлениях (спектакли, которые белые актеры гримируясь под негров, выступали с программой, составленных из негритянских песен и танцев бродячих театров, получивших широкое распространение в США во второй половине прошлого века. С минестральным театром тесно связано творчество известного американского композитора песенника — Стивена Фокстера — автора прекрасных баллад, многих из которых и сейчас исполняются с большим успехом. Важной вехой в жизни черных рабов стало их знакомство с религией белых. В протестантской церкви наиболее распространенной в Америке, негры, никогда до тех пор не слышавшие многоголосного пения, впервые познакомились с хоровыми религиозными гимнами. Быстро усвоить несложную мелодику и гармонию этих гимнов, они стали вводить в хоровое пение элементы импровизации. Так появился спиричуэлс.
Итак, спиричуэлс — духовные песни американских негров, основу их сюжета составляла религиозная тематика, за которой скрывалось горе и гнев обездоленного народа. Исполнялись спиричуэлсы певцом, в сопровождении хора. Вера в лучшее будущее, страстная надежда на освобождение переполняют старинную «Молитву», которую с редкой выразительностью, благородством и одухотворенностью поет М. Джексон, одна из классических спиричуэлса.
Слушание: «Молитва» М.Джексон
Вопрос учителя: «Можно ли отнести это произведение к «легкой музыке»?
Ответ учащихся: «Конечно, нет. В «Молитве» М.Джексон соединяет глубокую скорбь и горесть не уничтоженного рабствам человеческого достоинства. Мелодия широтою дыхания покоряет возвышенной красотой. Певица не случайно поет без сопровождения. Спиричуэлс обычно исполняется акапельно, причем свежесть неповторимость музыки придает коллективная импровизация подголосков, характерная для этого жанра.
Информация о блюзах
Другим источником джаза являются блюзы — так наывались светские лирические песни негров, живших вдоль реки Миссисипи. Это были сольные песни в сопровождении банджо или гитары. По своему жизненному содержанию блюзы совсем не похожи на возвышенные, скорбные, полные веры, страдания и протеста хоровым песнопениям — спиричуэлса. В блюзах тоска соединена с веселым отчаянием, безверием. За диким отчаявшимся весельем блюзов скрывалась трагедия целого народа. Вот почему простая песня как бы вырастает до уровня глубокого музыкального обобщения. Таков в частности «Блюз Западной окраины» исполняемым ансамблем Армстронга. В нем говорится: «Блюз наполняет меня с головы до пят, я печален сегодня, я полон мрачных предчувствий, когда я иду на Западную окраину, где меня ждет так много страданий».
Слушание: «Блюз Западной окраины», блюз «Роллем Пит» контрасен по своему характеру предыдущему блузу.