Игры с
Счетными палочками Кюизенера и Блоками Дьеныша для старшего подготовительного дошкольного возраста.
№1 «Положи кусочек сыра».
Игра может проводиться как соревнование между двумя командами (в каждой команде 2, 4 или 6 человек) или играть может один ребенок, выполняя все задания.
Смысл соревнования заключается в том, кто быстрее и правильно положит кусочки сыра в норки согласно карточкам и палочкам.
Цель: закрепить знания о «Цветных семейках»; умение читать кодовое обозначение блоков.
Материал: три обруча, Счетные палочками Кюизенера и Блоки Дьеныша, карточки с кодовым обозначением блоков.
Описание игры: Ребенок подбирает по свойствам блоки, учитывая форму, цвет, величину и толщину согласно схеме.
Ход.
На полу лежат три обруча на большом расстоянии друг от друга. Обручи — это норки мышек. Внутри каждого обруча Счетная палочка Кюизенера: в первом –красный, во втором — желтая, в третьем — фиолетовая (усложнение - цвета меняются), обозначающие числа.
- Это норки (показывая на обручи). А вы все мышки. В каждой норке нужно поместить столько кусочков сыра, сколько обозначает цвет счетной палочки. Сыр лежит в кладовке (показывает блоки), путь лежит через мышеловку. Чтобы не попасть в мышеловку, нужно разгадать схему — загадку (показывает карточки в коробочке). Подбираете кусочек сыра по свойствам, учитывая форму, цвет, величину и толщину согласно схеме и несете его в норку. Вы будете играть под музыку, как только она остановится, игра окончена.
Итог:
-Сколько кусочков сыра в норке и почему?
Способ проверки: вначале проверить конечный результат — соответствие кусочков сыра обозначенного цифрой и затем уже проверить, всели три свойства выбраны верно.
Игра повторяется, но изменяются цвета Счетных палочек Кюизенера в обручах.
2. № «Время и часы».
Игра может проводиться, как соревнование между двумя командами (в каждой команде 2, 4 или 6 человек) или играть может один ребенок, выполняя все задания.
Смысл соревнования заключается в том, кто быстрее определит время и сопоставит с подходящими рисунками согласно схемам -загадкам.
<!-- [if !supportLineBreakNewLine]-->
Цель: Развивать умение анализировать, «читать схему», декодировать информацию, ориентироваться на плоскости, память, внимание, навыки самоконтроля, работать в коллективе.
Материал: три маркера, макеты часов, схемы –загадок, картинки.
Ход.
- Эти часы показывают время (показывает часы), когда щенок спит, обедает и учится. Но вот беда, стрелки на часах исчезли, а часы и время заколдовал злой волшебник в схему — загадку (показывает схемы — загадки).
Первая строка показывает форму, цвет, величину циферблата часов.
Вторая строка - это маленькая и большая стрелочки, указывающие на цифры циферблата.
Определите циферблат, время, нарисуйте стрелки с помощью маркера.
Затем совместите часы с подходящей картинкой (показывает картинки).
Приложение:
1. Схемы — загадки
2.Картинки :
Часы.
№ 3 «По порядку стройся»
Цель: Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста. Закрепить числовое значение счетных палочек, принципы окраски палочек.
Материал: Счетные палочки Кюизенера.
Ход.
На столе в беспорядке лежат Счетные палочки Кюизенера (два комплекта). Дети двигаются под музыку. По сигналу берут палочки со стола. Воспитатель говорит детям, что надо выстроиться:
1. «По порядку»,
2. "Найди палочку того же цвета, что и у меня. Какого они цвета?"
3. Чередуя палочки по цвету: красная, желтая, красная, желтая" (в дальнейшем алгоритм усложняется);
4. Чтобы у всех были абсолютно Одинаковые палочки Кюизенера. Спросите: "Какие они по длине? Какого они цвета?"
5. Парами (красная — синяя и т.п.)
Дети возвращают палочки на стол, и игра повторяется.
Усложнение игры задание дается с помощью цифр.
1. Построиться от 1 до 5, (1-10)
2. Обратный счет с 5 до 1 (10-1)
3. Только 1 (2,3,4 и т.п.)
4. Чередуя цифры 1.3.5.7.9 (2.4.6.8.10)
5. Парами 1 и 2, 3 и 4, 5 и 6, 7 и 8, 9 и 10
№ 4 «Новоселье»
ЦЕЛЬ: Закреплять умение распределять блоки по свойствам. Развивать ориентировку в пространстве, внимание, логическое мышление.
Описание игры:
В квартире жили-были блоки. И домом для них была одна общая коробка, в которой блокам было тесно и темно. И дети решили поселить их в уютном многоэтажном доме. Для каждой фигуры определен этаж, номер квартиры с учетом свойств.
Материал: Блоки Дьеныша, белая ткань, расчерченная схемой.
Вариант 1 Вариант 2. (усложнение)
Ход.
На столе в беспорядке лежат Блоки Дьеныша. Дети двигаются под музыку. По сигналу берут Блоки Дьеныша со стола. Воспитатель говорит детям, что надо найти свою квартиру с учетом свойств блока.
Способ проверки: вначале самопроверка,
конечный результат — соответствие, всех свойств.
Дети возвращают блоки на стол, и игра повторяется.