link9724 link9725 link9726 link9727 link9728 link9729 link9730 link9731 link9732 link9733 link9734 link9735 link9736 link9737 link9738 link9739 link9740 link9741 link9742 link9743 link9744 link9745 link9746 link9747 link9748 link9749 link9750 link9751 link9752 link9753 link9754 link9755 link9756 link9757 link9758 link9759 link9760 link9761 link9762 link9763 link9764 link9765 link9766 link9767 link9768 link9769 link9770 link9771 link9772 link9773 link9774 link9775 link9776 link9777 link9778 link9779 link9780 link9781 link9782 link9783 link9784 link9785 link9786 link9787 link9788 link9789 link9790 link9791 link9792 link9793 link9794 link9795 link9796 link9797 link9798 link9799 link9800 link9801 link9802 link9803 link9804 link9805 link9806 link9807 link9808 link9809 link9810 link9811 link9812 link9813 link9814 link9815 link9816 link9817 link9818 link9819 link9820 link9821 link9822 link9823 link9824 link9825 link9826 link9827 link9828 link9829 link9830 link9831 link9832 link9833 link9834 link9835 link9836 link9837 link9838 link9839 link9840 link9841 link9842 link9843 link9844 link9845 link9846 link9847 link9848 link9849 link9850 link9851 link9852 link9853 link9854 link9855 link9856 link9857 link9858 link9859 link9860 link9861 link9862 link9863 link9864 link9865 link9866
Редактор
Должность:Редактор
Группа:Мир учителя
Страна:Россия
Регион:Санкт-Петербург
Пьеса «На дне»

Республика Казахстан,Алматинская область,Енбекшиказахский район,село Байтерек
Средняя школа им. Аль-Фараби
Учителю русского языка и литературы
Раимкулов З.Н.

Цели: 1. Раскрыть сущность драматического конфликта в пьесе, попытаться определить место человека в жизни.

2. Развивать у учащихся умения рассуждать, аргументировать свою позицию.

3. Воспитывать свободолюбие, честность, милосердие.

Тип урока: изучение нового материала

Наглядные пособия, литература: портрет М. Горького

Работа со словами: ночлежка, босяк, пристанище подёнщик

Ход урока:

1. Организационный момент.

  1. Опрос домашнего задания.

с. 52-55 «Размышления о пьесе «На дне» конспект; ответить на вопросы с.55

  1. Изучение нового материала.

Слово учителя. Драма Горького с многозначным значением «На дне» - это прежде всего философский спор, в котором участвуют люди, опустившиеся «на дно» жизни: барон, актер, простые, необразованные люди. В центре спора вечные вопросы: зачем живёт человек? Что есть правда? Что есть совесть? В пьесе нет главных и второстепенных ролей. Главное — не сюжет, а отражение жизни и споры о ней.

Наиболее важную роль для понимания идейного замысла пьесы играют Сатин, Лука, Бубнов, их спор о жизни, правде жизни, хотя к сюжетной линии они имеют косвенное отношение.

В пьесе с самого начала рисуется реальная картина жизни людей, волею судьбы оказавшихся вместе, под одной крышей ночлежки. Различные группы людей ведут одновременно разговор, не связанный по содержанию, но образующий целостную картину, подчиненную замыслу автора.

  1. Закрепление нового материала.

Составление дискуссионной карты на утверждение: «Горькая правда лучше сладкой лжи»

Да Нет

--- ---

--- ---

--- ---

Выводы: В пьесе идет столкновение трех правд: Правды утешительной лжи (Лука), правды факта (Бубнов) и правды веры в человека (Сатин).

Пьеса представляет собой трагическую в своей безысходности хронику гибели людей: и духовной, и физической. Один за другим уходят из жизни герои пьесы: умирает от чахотки Анна, кончает жизнь самоубийством Актер. «Дно» никого не отпускает на поверхность. Глубокий смысл имеет дважды повторенная картузником Бубновым мысль-реплика: «А ниточки-то гнилые… А ниточки-то гнилые…» Да, «на дне» нет ничего настоящего, здорового, подлинного. Здесь все в состоянии гнилости и гибели. Хорошими, крепкими не могут быть даже нитки.

А песня, которую поют во втором акте Бубнов и Кривой зоб:

Солнце всходит и заходит,

А в тюрьме моей темно…

Дни и ночи часовые — э-эх!

Стерегут моё окно…

Этой песней заканчивается пьеса. Ничего не изменилось! Хотя перед нами вроде бы и свободные люди, но это только иллюзия. По словам реалиста Бубнова, «у него осталась одна свобода - умереть».

Следующая правда — правда Луки, «утешительство» или «ложь во спасение» человека.

Лука полагает, что реальное положение вещей изменить нельзя и поэтому надо изменить лишь отношение человека к себе и окружающему. Вот что он говорит Сатину: «Все, милок, все как есть для лучшего живут! Потому –то всякого человека и уважать надо…неизвестно ведь нам, кто он такой, зачем родился и что сделать может… может, он родился- то на счастье нам…для большой нам пользы?».

Или слова Луки, обращенные Костылёву: «Есть люди, а есть — иные — и человеки… Я говорю — есть земля неудобная для посева». Эта мысль-цитата из евангельской притчи о сеятеле, о людях, для которых правда опасна, она им попросту не нужна.

С приходом в ночлежку он всех успокаивает, всем обещает избавление от страданий. Ему удалось изменить обитателей ночлежки, заставив их задуматься над смыслом жизни. Сильно его влияние и на Сатина, который говорит, что Лука действовал на него «как кислота на старую и грязную монету». Но спасла ли «ложь» Луки Анну, Актера, Пепла? Нет. Говорить правду — значить уважать человека, во лжи мы видим только жалость к нему, призыв мириться с обстоятельствами, отказаться от желания противостоять им. Жалость способна убить в каждом стремление к свободе, никогда не сможет возродить в человеке человека.

В пьесе в споре о человеке Луке противостоит Сатин. Сатин придерживается мнения (хотя сам пока ничего не делает), что надо уважать человека. «Не жалеть, не унижать его жалостью…уважать надо!» Далее Сатин продолжает: «Есть много людей, которые лгут из жалости ближнему…Кто слаб душой — тем ложь нужна… одних она поддерживает, другие прикрываются ею… А кто сам себе хозяин… кто независим…зачем ему ложь? Ложь — религия рабов и хозяев… Правда — бог свободного человека!».

Сатин своим монологом противостоит Луке в философском споре, он утверждает: «Человек — вот правда!»

  1. Домашнее задание.

Выучить наизусть монолог Сатина со слов: «Человек- вот правда!» и до слов: «…уважать надо» с. 47

Итог урока.

Наши услуги



Мир учителя © 2014–. Политика конфиденциальности