Редактор
Должность:Редактор
Группа:Мир учителя
Страна:Россия
Регион:Санкт-Петербург
Консультация для воспитателей "Театральные игры и их роль в становлении эмоциональной сферы дошкольников"

Россия,Республика Алтай,с.Ташанта
Детский сад "Радуга"
Воспитатель
Саланханова Чейне Дмитриевна

Игра - наиболее доступный ребёнку и интересный для него способ пе­реработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьсв, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин и др.). Театрализованная игра, как один из её видов, является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольк­лорного произведения и участия в игре, которая имеет коллективный харак­тер, что и создаёт благоприятные условия для развития чувства партнёрства и освоения способов позитивного взаимодействия. В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, на­строениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Велико значение театрализованной игры и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.

Вместе с тем ныне в дошкольных учреждениях развивающий потен­циал театрализованной игры используется недостаточно, что можно объяс­нить наличием двух противоречащих друг другу тенденций в способах ее ор­ганизации.
Согласно первой тенденции (назовем ее условно обучение), театрализо­ванные игры применяются главным образом в качестве некоего "зрелища" на праздниках. Стремление добиться хороших результатов заставляет педагогов заучивать с детьми не только тексты, но и интонации и движения в ходе не­оправданно большого числа индивидуальных и коллективных репетиций. Ре­бенка обучают быть "хорошим артистом". И, как результат, зрелище состоя­лось, спектакль понравился зрителям. Однако освоенные таким образом уме­ния не переносятся детьми в свободную игровую деятельность. Еще бы — ведь и подготовка к спектаклю, и сам он так не похожи на игру!

Вторую тенденцию в организации театрализованной игры можно на­звать невмешательством взрослого. Правда, на практике оно часто перерас­тает в полное отсутствие внимания с его стороны к этому виду игровой дея­тельности: дети предоставлены самим себе, а, воспитатель только готовит ат­рибуты для "театра". Из группы в группу ребенка сопровождает однотипный набор шапочек-масок, элементов костюмов, фигурок героев… Младших до­школьников это привлекает прежде всего из-за возможности переодеться, а значит - измениться, а старшего дошкольника это уже не удовлетворяет, по­скольку не соответствует его познавательным интересам, уровню развития психических процессов, возросшим возможностям самореализации в творче­ской деятельности. Следствием является почти полное отсутствие театрали­зации в игровом опыте детей 5 - 7 лет при наличии у них интереса к этой дея­тельности и потребности в ней. Между тем музыкальный руководитель при­нес в группу новый сценарий спектакля… Круг замкнулся, и самостоятельной творческой театрализованной игре места в нем не осталось…
Противоречие между развивающим потенциалом театрализованной игры и его недостаточным использованием в дошкольном учреждении может быть разрешено только при условии разработки научно обоснованной и практико-ориентированной педагогической технологии. Чтобы понять ее, необходимо, прежде всего, раскрыть основные теоретические идеи, лежащие в основе концепции развития театрализованной игры, и определиться с понятиями.
Характерными особенностями театрализованных игр являются - литера­турная или фольклорная основа их содержания и наличие зрителей (Л.B. Ар­темова, Л.В. Ворошнина, Л.С Фурмина и др.) Их можно разделить на две ос­новные группы: драматизации и режиссерские (каждая из них, в свою оче­редь, подразделяется на несколько видов).

В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве "артиста", самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются игры-ими­тации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диа­логи на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгры­ванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.
В режиссерской игре "артистами" являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как "сценарист и режиссер" управляет "артистами". "Озвучивая" героев и комментируя сюжет, он использует раз­ные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр опреде­ляются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный (бибабо, пальчико­вый, марионеток) и т.д.

Общим всех для театрализованных игр является наличие зрителей. Кроме того, они представляют собой "рубежный" вид деятельности, тесно связанный с литературным и художественным творчеством (А.Н. Леонтьев). Театрализованную игру (особенно игру-драматизацию) характеризует пере­нос акцента с процесса игры на ее результат, интересный не только участни­кам, но и зрителям. Ее можно рассматривать как разновидность художест­венной деятельности, а значит, развитие театрализованной деятельности це­лесообразно осуществлять в контексте художественной деятельности.
Генезис становления последней раскрыт Н.А. Ветлугиной. С ее точки зрения, художественная деятельность состоит из трех этапов; восприятия, исполнения (как развития специальных умений) и творчества.

Не вызывает сомнения, что развитие изобразительной, литературной, музыкальной деятельности детей дошкольного возраста происходит в общем контексте становления художественной деятельности. Однако данный под­ход по отношению к театрализованной деятельности разработан недоста­точно.
Вместе с тем анализ психолого-педагогической литературы и научных исследований (О.В. Акулова, А.Г. Гогоберидзе и др.) доказывает целесооб­разность его применения для целенаправленного развития театрализованной деятельности в дошкольном возрасте.

Итак, система работы по развитию театрализованной деятельности де­лится на три этапа:

• художественное восприятие литературных и фольклорных произведений;
• освоение специальных умений для становления основных ("актер", "режис­сер") и дополнительных позиций ("сценарист", "оформитель", "костюмер");

• самостоятельная творческая деятельность.

Педагогическая задача усложняется синтетической природой театрализо­ванной деятельности, в которой восприятие, мышление, вообра­жение, речь выступают в тесной взаимосвязи друг с другом и проявляются в разных видах детской активности (речевая, двигательная, музыкальная и пр.).
Значит, театрализованная деятельность интегративна, причем активность и творчество проявляются в трех аспектах.

Во-первых, в создании драматического содержания, т.е. в интерпрета­ции, переосмыслении заданного литературным текстом сюжета или сочине­нии вариативного либо собственного сюжета.

Во-вторых, в исполнении собственного замысла, т.е. в умении адек­ватно воплощать художественный образ с помощью разных средств вырази­тельности: интонации, мимики, пантомимики, движения, напева.

В-третьих, в оформлении спектакля - в создании (подбор, изготовле­ние, нестандартное использование) декораций, костюмов, музыкального со­провождения, афиш, программок.

Из-за этих особенностей театрализованной деятельности по отноше­нию к ней чаще используется термин "театрально-игровая деятельность", что также вызывает определенные трудности в педагогической работе, поскольку содержит ряд противоречий: между свободой ребенка в игре и обязательной содержательной основой театрализации; между импровизационностью игры и этапностью подготовки театрализации; между акцентом в игре на сам про­цесс, а в театрализации - на ее результат. Эти противоречия снимаются при условии организации театрально-игровой деятельности как самоценной сво­бодной и творческой деятельности дошкольника.

Театрализованно-игровая деятельность детей рассматривается в двух взаимосвязанных аспектах:

• как разновидность художественной деятельности, где интегрируется со сле­дующими видами деятельности; литературная, музыкальная и изобразитель­ная;

• как творческая сюжетная игра, бытующая в самостоятельном игровом опыте ребенка. Так достигается сочетание косвенного руководства ею с пре­доставлением ребенку возможности свободного самовыражения и бытование театрализованной игры в самостоятельной детской деятельности.
Таковы исходные теоретические положения. Раскроем теперь специфику целей, задач и содержания работы воспитателя с детьми разных возрастных групп.
Цели, задачи и содержание работы с детьми младшего дошкольного возраста.
Основные направления развития театрализованной игры состоят в посте­пенном переходе ребенка от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности; от индивидуальной игры и "игры рядом" к игре в группе из трех - пяти сверстников, исполняющих роли; от имитации действий фольклорных и литературных персонажей к имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя и освое­нию роли как созданию простого "типичного" образа в игре-драматизации.
Задачи и содержание работы.

Прежде всего, необходимо формировать интерес к театрализованным играм, складывающийся в процессе просмотра небольших кукольных спектаклей, которые показывает воспитатель, взяв за основу содержание знакомых ре­бенку потешек, стихов и сказок. В дальнейшем важно стимулировать его же­лание включиться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах героев, устойчивые обороты зачина и концовки сказки. Внимание детей фиксируется на том, что в конце куклы кланяются и просят поблагодарить их, похлопать в ладоши. Перчаточные и другие театральные куклы используются на заня­тиях, в повседневном общении. От их лица взрослый благодарит и хвалит де­тей, здоровается и прощается. В ход занятий, вечеров развлечений он вклю­чает фрагменты драматизации, переодеваясь в специальный костюм, меняя голос и интонацию.
Важным аспектом деятельности воспитателя является постепенное рас­ширение игрового опыта за счет освоения разновидностей игры-драматиза­ции. Реализация данной задачи достигается последовательным усложнением игровых заданий и игр-драматизаций, в которые включается ребенок.

Ступени работы следующие:

• игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети про­снулись-потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко - дети обрадовались: улыбнулись, за­хлопали в ладоши, запрыгали на месте);

• игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с переда­чей основных эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево);

• игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклю­жий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке);

• игра-импровизация под музыку ("Веселый дождик", "Листочки летят по ветру и падают на дорожку", "Хоровод вокруг елки");

• однотемная бессловесная игра-импровизация с одним персонажем по тек­стам стихов и прибауток, которые читает воспитатель ("Катя, Катя ма­ленька…", "Заинька, попляши…", В. Берестов "Больная кукла", А. Барто "Снег, снег");

• игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов, кото­рые рассказывает воспитатель (3. Александрова "Елочка"; К. Ушинский "Пе­тушок с семьей", "Васька"; Н. Павлова "На машине", "Земляничка"; Е. Чару­шин "Утка с утятами");

• ролевой диалог героев сказок ("Рукавичка", "Заюшкина избушка", "Три медведя");

• инсценирование фрагментов сказок о животных ("Теремок", "Кот, петух и лиса");

• однотемная игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам ("Колобок", "Репка") и авторским текстам (В. Сутеев "Под грибом", К. Чуковский "Цыпленок").

У детей этого возраста отмечается первичное освоение режиссерской театрализованной игры - настольного театра игрушек, настольного плоскост­ного театра, плоскостного театра на фланелеграфе, пальчикового театра. Процесс освоения включает мини-постановки по текстам народных и автор­ских стихов, сказок, рассказов ("Этот пальчик - дедушка…", "Тили-бом", К. Ушинский "Петушок с семьей", А. Барто "Игрушки", В. Сутеев "Цыпленок и утенок".) Фигурки пальчикового театра ребенок начинает использовать в со­вместных с взрослым импровизациях на заданные темы.

Обогащение игрового опыта возможно только при условии развития специ­альных игровых умений.

Первая группа умений связана с освоением позиции "зритель" (умение быть доброжелательным зрителем, досмотреть и дослушать до конца, похло­пать в ладоши, сказать спасибо "артистам").

Вторая группа умений обеспечивает первичное становление позиции "артист", включающей умение использовать некоторые средства выразитель­ности (мимика, жесты, движения, сила и тембр голоса, темп речи) для пере­дачи образа героя, его эмоций и переживаний и правильно держать и "вести" куклу или фигурку героя в режиссерской театрализованной игре.
Третья группа умений - это умение взаимодействовать с другими участ­никами игры: играть дружно, не ссориться, исполнять привлекательные роли по очереди и т.д.

Деятельность воспитателя должна быть направлена на стимулирование интереса к творчеству и импровизации, которое является важной частью ра­боты с детьми. Постепенно они включаются в процесс игрового общения с театральными куклами, а затем в совместные с взрослым импровизации типа "Знакомство", "Оказание помощи", "Разговор животного со своим детены­шем" и пр. У детей развивается желание участвовать в игровых драматиче­ских миниатюрах на свободные темы ("Солнышко и дождик", "В лесу", "Ве­селые обезьянки", "Котята играют" и т.п.).

Цели, задачи и содержание работы с детьми среднего дошкольного возраста.
Основные направления развития театрализованной игры состоят в посте­пенном переходе ребенка от игры "для себя" к игре, ориентированной на зри­теля; от игры, в которой главное - сам процесс, к игре, где значимы и про­цесс, и результат, от игры в малой группе сверстников, исполняющих анало­гичные ("параллельные") роли, к игре в группе из пяти - семи сверстников, ролевые позиции которых различны (равноправие, подчинение, управление); от создания в игре-драматизации простого "типичного" образа к воплощению целостного образа, в котором сочетаются эмоции, настроения, состояния ге­роя, их смена.

Задачи и содержание работы.

В данном возрасте происходит углубление интереса к театрализован­ным играм. Работа воспитателя с детьми 4 - 5 лет должна состоять в поддер­жании их интереса к театрализованной игре, в его дифференциации, заклю­чающейся в предпочтении определенного вида игры (драматизация или ре­жиссерская), становлении мотивации интереса к игре как средству самовы­ражения.
Расширение театрально-игрового опыта детей осуществляется за счет ос­воения игры-драматизации. Практически все виды игровых заданий и игр-драматизаций, которые освоил младший дошкольник, полезны и интересны ребенку среднего дошкольного возраста. Усложнение касается текстов, кото­рые отныне отличаются более сложным содержанием, наличием смыслового и эмоционального подтекстов, интересными образами героев, оригиналь­ными языковыми средствами. Помимо названных выше игр, в работе с детьми используются:
• многоперсонажные игры-драматизации по текстам двух - трехчастных ска­зок о животных и волшебных сказок ("Зимовье зверей", "Лиса и волк", "Гуси-лебеди", "Красная Шапочка");

• игры-драматизации по текстам рассказов на темы "Дети и их игры", "Ребята и зверята", "Труд взрослых";

• постановка спектакля по произведению.

Содержательную основу составляют образно-игровые этюды репродук­тивного и импровизационного характера (например "Угадай, что я делаю", "Угадай, что со мной только что было", "Покажи, не называя, литературного героя" и т.п.).

Расширение игрового опыта детей происходит также за счет освоения театрализованной игры. В возрасте 4 - 5 лет ребенок осваивает разные виды настольного театра: мягкой игрушки, вязаный театр, конусный театр, театр народной игрушки и плоскостных фигур. Новым содержанием становятся действия с куклами на гапите. Доступен детям и театр верховых кукол (без ширмы, а к концу учебного года - и с ширмой), театр ложек и пр. Дети пока­зывают постановки по поэтическим и прозаическим текстам (С. Маршак "Сказка о глупом мышонке"; К. Чуковский "Путаница"), Пальчиковый театр чаще используется в самостоятельной деятельности, когда ребенок импрови­зирует на основе знакомых стихов и потешек, сопровождая свою речь не­сложными действиями ("Жили у бабуси"; С. Михалков "Котята"; Л. Зубкова "Мы делили апельсин").

Существенно усложняются театрально-игровые умения дошкольников.
Первая группа умений обеспечивает дальнейшее развитие позиции "зри­тель" (быть внимательным и доброжелательным зрителем; проявлять элементы зрительской культуры: не покидать своего места во время спек­такля, адекватно реагировать на происходящее "на сцене", отвечать на обра­щение "артистов", благодарить их с помощью аплодисментов; позитивно оценивать игру сверстников-"артистов").

Вторая группа умений связана с совершенствованием позиции "ар­тист". Главным образом это подразумевает умение использовать средства не­вербальной (мимика, жесты, позы, движения) и интонационной выразитель­ности для передачи образа героя, его эмоций, их развития и смены (Ма­шенька заблудилась в лесу - испугалась, увидела избушку - удивилась, при­думала, как обмануть медведя, - обрадовалась), для передачи физических особенностей персонажа, некоторых черт его характера (старый дед с тру­дом, но тянет репку; внучка тянет не очень старательно, хочет убежать и по­играть с подружками; мышка так боится кошки, что тянет изо всех сил). Раз­вивается и умение "управлять" куклой: держать ее незаметно для зрителей, правильно "вести" куклу или фигурку героя в режиссерской театрализован­ной игре, имитируя ходьбу, бег, прыжки, жесты и движения, символизирую­щие приветствия и прощание, согласие и несогласие.

Третья группа умений обеспечивает первичное освоение позиции "режис­сер" в режиссерской театрализованной игре, т.е. умение создавать иг­ровое пространство на плоскости стола, наполнять его игрушками и фигур­ками по своему усмотрению.

Четвертая группа позволяет ребенку овладеть основными умениями "оформителя спектакля", что подразумевает способность определять место для игры, подбирать атрибуты, вариативно использовать материалы и эле­менты костюмов, включаться в процесс изготовления воспитателем недос­тающих атрибутов для игры.

Пятая группа умений, направленная на позитивное взаимодействие с другими участниками игры, включает умение договариваться, устанавливать ролевые отношения, владеть элементарными способами разрешения кон­фликтных ситуаций в процессе игры.

Воспитатель должен уделять внимание развитию интереса к творчеству и импровизации в процессе придумывания содержания игры и воплощения задуманного образа с помощью разных средств выразительности. Импрови­зационность становится основой работы на этапе обсуждения способов во­площения образов героев и на этапе анализа результатов театрализованной игры. Детей подводят к идее о том, что одного и того же героя, ситуацию, сюжет можно показать по-разному. Необходимо поощрять желание приду­мать свои способы реализации задуманного, действовать не на основе копи­рования взрослого или подражания другому ребенку, а в зависимости от сво­его понимания содержания текста.

Цели, задачи и содержание работы с детьми старшего дошкольного возраста.
Основные направления развития театрализованной игры состоят в посте­пенном переходе ребенка от игры по одному литературному или фольклорному тексту к игре-контаминации, подразумевающей свободное по­строение ребенком сюжета, в котором литературная основа сочетается со свободной ее интерпретацией ребенком или соединяются несколько произве­дений; от игры, где используются средства выразительности для передачи особенностей персонажа, к игре как средству самовыражения через образ ге­роя; от игры, в которой центром является "артист", к игре, в которой пред­ставлен комплекс позиций "артист", "режиссер", "сценарист", "оформитель", "костюмер", но при этом предпочтения каждого ребенка связаны с каким-либо одним из них, в зависимости от индивидуальных способностей и инте­ресов; от театрализованной игры к театрально-игровой деятельности как средству самовыражения личности и самореализации способностей.

Задачи и содержание работы.

Первая - формирование положительного отношения детей к театрализо­ванным играм. Это подразумевает углубление их интереса к опре­деленному виду театрализованной игры, образу героя, сюжету, наличие ин­тереса к театральной культуре, осознание причин положительного или ин­дифферентного отношения к игре, связанного с наличием или отсутствием интереса и способности к самовыражению в театрализованной деятельности.
Новым аспектом совместной деятельности взрослого и детей стано­вится приобщение детей к театральной культуре, т.е. знакомство с назначе­нием театра, историей его возникновения в России, устройством здания те­атра, деятельностью людей, работающих в театре, яркими представителями данных профессии, видами и жанрами театрального искусства (драматиче­ский, музыкальный) кукольный, театр зверей, клоунада и пр.)

В старшем дошкольном возрасте происходит углубление театрально-игрового опыта за счет освоения разных видов игры-драматизации и режис­серской театрализованной игры. Углубление опыта игры-драматизации за­ключается в том, что дети становятся более активными и самостоятельными в выборе содержания игр, относятся к выбору творчески. Старшему дошко­льнику наравне с образно-игровыми этюдами, играми-импровизациями, инс­ценированием становятся доступны самостоятельные постановки спектаклей, в том числе на основе "коллажа" из нескольких литературных произведений. Например, "Путешествие по сказкам А.С. Пушкина", "Новые приключения героев сказок Ш. Перро" и пр. Опыт режиссерской игры обогащается за счет марионеток, кукол с "живой рукой", тростевых кукол.

Усложняются тексты для постановок, отличают более глубокий нравст­венный смысл и скрытый подтекст, в том числе юмористический. В театра­лизованной игре начинают использоваться русские народные сказки-басни о животных ("Лиса и журавль", "Заяц и еж"), произведения Л. Толстого, И. Крылова, Г.Х. Андерсена, М. Зощенко, Н. Носова.

Яркой особенностью игр детей после 6 лет становится их частичный переход в речевой план. Это объясняется тенденцией к объединению разных видов сюжетной игры, в том числе игры-фантазирования. Она становится ос­новой или важной частью театрализованной игры, в которой реальный, лите­ратурный и фантазийный планы дополняют друг друга. Для старших дошко­льников характерны игры "с продолжением". Они осваивают и новую для себя игру "В театр", предполагающую сочетание ролевой и театрализованной игры, на основе знакомства с театром, деятельностью людей, участвующих в постановке спектакля.

У детей развиваются специальные умения, обеспечивающие освоение комплекса игровых позиций.

Первая группа умений связана с совершенствованием позиции зрителя как "умного, доброго советчика".

Вторая группа предполагает углубление позиции "артист", развитие спо­собности выражать свое отношение к идее спектакля, герою и самовыра­жаться с помощью комплекса средств невербальной, интонационной и язы­ковой выразительности.

Третья группа обеспечивает становление позиции "режиссер-сцена­рист", что подразумевает способность воплощать свои замыслы не только собственными силами, но и организуя деятельность других детей.

Четвертая группа позволяет ребенку овладеть некоторыми умениями оформителя-костюмера, т.е. способностью обозначать место "сцены" и "зри­тельного зала", отбирать, творчески использовать предметы-заместители и самостоятельно изготовленные атрибуты и элементы костюмов, изготавли­вать афиши, приглашения и пр.

Пятая группа умений предполагает использование позитивных приемов общения со сверстниками в процессе планирования игры, по ее ходу (пере­ход из игрового плана в план реальных отношений) и при анализе результа­тов театрализованной постановки.

Дети более ярко и разнообразно проявляют самостоятельность и субъек­тивную позицию в театрализованной игре. Достигается это, в том числе, средствами стимулирования их интереса к творчеству и импровизации в процессе придумывания содержания игры и воплощения задуманного об­раза с помощью средств выразительности. На конкретных примерах необхо­димо помочь ребенку понять, что "лучшая импровизация всегда подготов­лена". Подготовка достигается наличием предшествующего опыта, умением интерпретировать содержание текста и осмысливать образы героев, опреде­ленным уровнем освоения разных средств реализации своих задумок и т.д. Решение данной задачи требует предоставления детям права выбора средств для импровизации и самовыражения.

Реализация названных задач и содержания работы с детьми всех возрас­тных групп требует учета основных принципов организации театрали­зованной игры.

Важнейшим является принцип специфичности данной деятельности, объединяющей игровой (свободный, непроизвольный) и художественный (подготовленный, осмысленно пережитый) компоненты.

Принцип комплексности предполагает взаимосвязь театрализованной игры с разными видами искусства и разными видами художественной дея­тельности ребенка.
Согласно принципу импровизационности театрализованная игра рассмат­ривается как творческая деятельность, что обусловливает особое взаимодействие взрослого и ребенка, детей между собой, основу которого составляют свободная атмосфера, поощрение детской инициативы, отсутст­вие образца для подражания, наличие своей точки зрения у ребенка, стрем­ление к оригинальности и самовыражению.

Все названные выше принципы находят свое выражение в принципе ин­тегративности, в соответствии с которым целенаправленная работа по раз­витию театрализованно-игровой деятельности включается в целостный педа­гогический процесс. Это предполагает, в том числе, организацию работы по театрализации с учетом этапов художественной деятельности.
Первый этап посвящен углублению художественного восприятия литера­турного текста (содержание, смысловой и эмоциональный подтекст и образность). Отсюда и цель работы - обогащение познавательного и эмоцио­нального опыта по теме и идее произведения для театрализации. Ее реализа­ция требует проведения занятий по познавательному и речевому развитию детей, а также по изобразительной и музыкальной деятельности в соответст­вии с содержанием литературного произведения, В совместной деятельности воспитателя и детей вне занятий проводятся ознакомление с текстом, работа по углублению восприятия (беседы, рассматривание книжных иллюстраций, слушание и анализ аудиозаписей, дидактические игры, лексические упраж­нения, викторины и пр.). Материалы предметно-развивающей среды при­званы стимулировать интерес детей к общению с книгой.

Второй этап имеет целью развитие умений передавать образы с помо­щью средств невербальной, интонационной и языковой выразительности. Основным методом ее реализации выступают образно-игровые этюды. Соз­дание образа - задача сложная для дошкольников, поэтому необходима спе­циальная работа. Углублению понимания детьми героев литературного про­изведения, мотивов их поступков, состояний и настроений способствуют за­нятия по познавательному и речевому развитию, по изобразительной и музы­кальной деятельности, подвижные игры с текстами, лексические упражнения, рассматривание разных видов наглядности и т.д.

Предметно-развивающая среда должна обеспечивать самостоятельную игровую и художественную деятельность детей на основе текста.

Третий этап связан с творчеством ребенка в речевой, игровой и других видах художественной деятельности в процессе освоения игровых позиций "зритель", "артист", "сценарист-режиссер", "оформитель-костюмер". Данная цель может реализовываться как на занятиях по изобразительной деятельно­сти (коллективное рисование афиши; изготовление приглашений), так и в со­вместной деятельности воспитателя и детей. В старшей группе целесооб­разны углубленная работа по развитию речевого творчества и ознакомление детей с деятельностью занятых в постановке спектакля. Творчество в само­стоятельной игровой и речевой деятельности стимулируется предметной средой.

Организованная таким образом работа будет способствовать тому, что театрализованная игра станет средством самовыражения и самореализации ребенка в разных видах творчества, самоутверждения в группе сверстников. А жизнь дошкольников в детском саду обогатится за счет интеграции игры и разных видов искусства, которые находят свое воплощение в театрально-иг­ровой деятельности.

Наши услуги



Мир учителя © 2014–. Политика конфиденциальности