ТЕМА: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДОУ»
Детский коллектив — важнейший фактор целенаправленной социализации, воспитания личности. Его влияние на личность во многом зависит от того, в какой мере цели и задачи коллектива осознаны его членами и воспринимаются ими как свои личные.
Наиболее благоприятные условия для полного развития каждого ребёнка складывается именно в детском коллективе. А.С. Макаренко открыл пути развития личности в процессе создания коллектива. Детский коллектив - есть условие, оказывающее воздействие на личность. Он формирует её, создаёт почву для её самовыражения. Развитие личности происходит тогда, когда ребёнок проявляет себя и действует в коллективе. Именно через взаимодействие детей развиваются личностные качества каждого ребёнка.
С первых дней пребывания ребёнка в ДОУ воспитатель приобщает его к социальной действительности. Каждый ребёнок есть личность, которой присуще свои особенности. Процесс развития этих особенностей тесно связан с окружающей социальной средой.
Поэтому главной целью воспитателя детского сада, является создание комфортных условий в детском коллективе, положительного эмоционального настроя. Важно, чтобы ребёнок чувствовал себя среди сверстников свободно, раскованно, чтобы он мог проявить себя, свои особенности. Как известно из возрастной психологии, именно в дошкольном возрасте у детей происходит развитие положительных качеств: доброта, общительность, отзывчивость, трудолюбие, аккуратность, добросовестность. Поэтому необходимо стимулировать и закреплять их развитие посредством тесного взаимодействия и сотрудничества детей.
В нашей группе дети старшего дошкольного возраста. Для реализации данной цели в детском саду мы используем театральную деятельность.
Театральная деятельность — это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё выражение стихийно, потому что связана с игрой. Каждая игра представляет собой целый комплекс задач — житейских, интеллектуальных, нравственных. Ребёнок ощущает себя в пространстве, пробует его границы на прочность, входит в круг интересов товарищей по игре и учится считаться с ними, испытывает свои возможности и права: именно здесь в игре, незаметно выстраивается и мир духовных ценностей — и всё это происходит с ребёнком неосознанно.
Безусловно, в театрализованной деятельности огромная роль лежит на взрослом. Необходимо не только выразительно читать или рассказывать что-либо, но и быть готовым к любому «превращению». Ведь для детей важна искренность, неподдельность и артистичность педагога.
Прежде всего, обогатили предметно-пространственную среду в группе, которая является основой самостоятельного творчества ребёнка. На сегодня у нас в группе существует уголок сказки, в который входит: разные виды кукольного театра (пальчиковый, би-ба-бо, театр на гапите и т.п.), костюмы к спектаклям, декорации и мини-сцена, на которой происходит декламация стихов, разыгрывание небольших сказок, сценок и всё это перерастает в постановки музыкальных спектаклей для зрителей. Спектакль — процесс коллективного творчества детей и педагога, его успех зависит от каждого участника. Среди педагогов бытует мнение, что театральная игра — это просто и легко, заучили слова, надели костюмы, пригласили зрителей — спектакль готов. Забывая главное, что каждый ребёнок индивидуален, у каждого своё эмоционально-личностное развитие, интересы, склонности, предпочтения и потребности, кому-то легко войти в роль, а кому-то надо приложить столько усилий для преодоления своего страха, застенчивости, неумения, затруднения.
Мальчик Данил — гиперактивен, агрессивен. Он ни секунды не может оставаться на одном месте, чрезмерно разговорчив, часто не слышит, что ему говорят, легко переключается с одной деятельности на другую, как правило, не заканчивает то, что начинает. Всеми способами старается получить необходимое количество внимания, от его активности страдают не столько взрослые, сколько дети. Можно представить его на репетициях, этот «вечный двигатель» успевает «всё», и песню спеть, и слова сказать, и стычку с детьми организовать. Вовлекая его в небольшие инсценировки, стало заметно, что эта деятельность ему нравится, ему хочется играть сказочных героев, постепенно изменялось отношение к детям, он стал осознавать, что от его действий будет зависеть, продолжат дети с ним играть, или откажутся как от «актёра». В этой ситуации пришлось настраивать группу, что именно от игры Данила будет зависеть успех данной постановки, только он сможет сыграть данную роль, тем самым дать ещё шанс пережить радость успеха и остаться в спектакле. И надо видеть этого мальчика на премьере спектакля, он мобилизует всю свою энергию перед зрителями, и его выход всегда на «бис».
Таким образом, театральная деятельность является средством формирования детского коллектива. Игра в театре помогает реализовать творческие силы и духовные потребности ребёнка, раскрепостить и повысить самооценку. Каждый ребёнок в театральной игре определяет для себя такое положение в совместной работе, при которой он способен приложить все свои знания, силы, способности, т.е. проявить подлинную самостоятельность и взаимоответственность. Максимальное развитие самодеятельности детей выступает определяющим признаком развитого детского коллектива.
Литература:
1. Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. - М.: Творческий центр, 2003.
2. Ковалёва Г.А. Воспитывая маленького гражданина. -М.: 2003.
3. Н.И. Шевандрин. Социальная психология в образовании. — М.: «ВЛАДОС», 1995.
4. Как организовать коллектив дошкольников. — М.: Педагогика, 2001.