Козлов Владимир Владимирович
Должность:преподаватель по классу гитары
Группа:Посетители
Страна:Казахстан
Регион:Северо-Казахстанская область, г. Петропавловск
24.07.2015
0
709
0

Конспект урока по классу гитары "Артикуляция как средство исполнительской выразительности"

 

ГККП  Школа искусств «Жас дарын» СКО г. Петропавловск

 

Конспект урока по классу гитары.

 

Тема: Артикуляция как средство исполнительской выразительности.

 

Подготовил преподаватель

 

 по классу гитары

 

 Козлов Владимир Владимирович.

 

г.Петропавловск

 

2015

 

Тема урока: Артикуляция как средство исполнительской выразительности

 

Тип урока: рабочий урок с учащимся 2-го класса ДМШ.

 

Цель урока: Выявить роль артикуляции как одного из необходимых средств исполнительской выразительности

 

Задачи урока:

 

1.Воспитательная:  привить любовь к музыкальным занятиям

 

2. Образовательная:  привитие теоретических и практических навыков игры на гитаре

 

3.Развивающая: развитие технических и выразительных средств в работе над гаммами, упражнениями и пьесами.

 

Музыкальный материал:

 

Е.Ларичев Упражнения.

 

Х.Сагрерас Упражнение №23, №31, №37

 

Е.Торлаксон «Пьеса»

 

Х.Сагрерас «Вальс» №42

 

А.Затынченко «Миниатюра»

 

И.Кюффнер «Менуэт»

 

Ш.Калдояков каз.нар.песня «Отан»

 

С.Колган «Осенняя пора»

 

План урока:

 

  1. Определение артикуляции

  2. Разыгрывание на гаммах и упражнениях

  3. Артикуляционные обозначения в гитарных текстах

  4. Проверка домашнего задания

  5. Повторение пройденного концертного материала

  6. Разбор нового произведения.

  7. Игра в ансамбле с педагогом

  8. Чтение с листа

  9. Итог урока

     

    Ход урока:

 

1.И. Браудо сказал: «Слово артикуляция заимствовано музыкантами из науки о языке. Там говорится об артикуляции слогов при той или иной степени ясности, расчленённости слогов при выговаривании слова. Подобно этому в музыкальной теории под артикуляцией разумеется искусство использовать в исполнении всё многообразие приёмов легато и стаккато».

 

Только с учётом фактора индивидуальности артикуляция может рассматриваться как явление художественного порядка в музыкальном искусстве.  Кроме того, точное выполнение штрихов в произведениях, где артикуляция определяет их характер, развивает образное мышление исполнителя. Артикуляция играет огромную роль в интерпретации произведения, выявляя его выразительно-смысловую сущность. «Артикуляция – это не только умение воспроизводить музыку, используя многообразие приёмов легато и стаккато, но и комплекс психофизиологических реакций, состоящий из звуко-двигательных действий. В центре артикуляционно-двигательных ориентаций испонителя оказывается музыкальный синтаксис – тон, мотив, фраза и т.д.» (Ф.Липс)

 

2. Разыгрывание (разогрев рабочего аппарата, пальцев) на гаммах и упражнениях.

 

а) Исполнение гамм: a, e, d- moll в 2-е октавы, 3-х видов. Арпеджио, аккорды в этих тональностях. Хроматическая гамма. (10-12 минут)

 

Гаммы исполнить различными ритмическими группировками – дуолями, триолями, квартолями. Педагогу необходимо следить за звуком: звук должен быть плотным, независимо от регистра.

 

б) Работа над упражнениями:

 

Е.Ларичев Упражнения.

 

Х. Сагрерас Упражнения №23, 31,37.

 

Все упражнения подобраны на разные виды техники и прорабатываются плотным звуком с чётким произношением звуков.

 

3. Артикуляционные обозначения в гитарных текстах (2-3 минуты)

 

 

 

Необходимо проверить знания учащегося музыкальной терминологии. Прежде всего, необходимо коснуться обозначения артикуляции.

 

Прежде всего, необходимо коснуться обозначения артикуляционных приёмов в классической гитарной музыке. Они сводятся, по существу, к 2-м основным видам: стаккато (отрывисто) и легато (связанно).

 

Легато и стаккато-основные виды артикуляции. Существует ещё приём звукоизвлечения – нон легато, когда звуки исполняются раздельно, но так же отрывисто и остро, как при стаккато. В большинстве случаев мы имеем дело с необозначенными текстами, однако из этого следует, что они не нуждаются в определённом артикулировании. Для примера можно взять пьесы или этюды на любой вид артикуляции.

 

Динамические оттенки называются нюансами. Нюансы бывают подвижными и устойчивыми. К подвижным относятся крещендо – постепенное усиление звука и диминуэндо – постепенное его ослабление. Устойчивые нюансы характеризуются неизменностью, продолжительностью силы звука. Виды устойчивой динамики: форте-громко, пиано – тихо, меццо форте –умеренно громко, меццо пиано –умеренно тихо, фортиссимо - очень громко, пианиссимо – очень тихо.

 

4. Проверка  домашнего задания. (10 – 15минут)

 

Проигрывается домашнее задание.

 

Е.Торлаксон «Пьеса»

 

Педагог делает нужные замечания, если есть ошибки, то они исправляются. Необходимо заострить внимание учащегося на сложных фрагментах музыкального произведения (всё время работать с нотами). Проиграть пьесу целиком, обратить внимание на сложные фрагменты ещё раз, добиться правильного исполнения.

 

А.Затынченко Этюды: C-dur, e-moll - на разные виды техники.

 

5. Повторить пройденный концертный материал.

 

Х.Сагрерас «Вальс №42»

 

А.Затынченко «Миниатюра»

 

6. Разбор нового произведения.

 

Аноним «Dans» e-moll

 

Предварительное проигрывание произведения в среднем темпе. Определение размера, темпа, тональности. Выявление артикуляционных и выразительных средств, необходимых для выражения художественного образа этого произведения. Разбор 1-го предложения (чтение с листая) в медленном темпе.

 

7. Игра в ансамбле с педагогом. (5-7 минут)

 

И.Кюффнер «Менуэт»

 

Ш.Калдояков каз. Нар. Песня «Отан»

 

Игра в ансамбле с педагогом играет немаловажную роль в раскрытии музыкального содержания произведения, в привитии необходимых артикуляционных средств, нужных штрихов, темпа. Музыкальные произведения в дуэте с педагогом звучат более ярче, выразительнее. Учащийся постепенно приходит к осознанию своей равноправной партии в коллективном музыцировании, что приводит к устойчивому интересу к музыкальным занятиям.

 

8. Чтение с листа.

 

С.Колган «Осенняя пора»

 

Краткий анализ произведения: размер, темп, ритмические особенности, динамика.

 

9. Итог урока.

 

Артикуляция играет большую роль в интерпретации произведения, раскрывая его художественный образ.

 

Дать задание на дом.

Комментарии пользователей /0/
Комментариев нет...
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Наши услуги



Мы в соц. сетях

    Персональные сообщения