Редактор
Должность:Редактор
Группа:Мир учителя
Страна:Россия
Регион:Санкт-Петербург
Обобщение опыта работы по теме «Развитие творческих способностей учащихся с учетом дарований на уроках технологии»

Беркова В.Е.

учитель технологии КГУ

«Средняя школа имени Бауыржана Момышулы» с. Урджар,

Восточно — Казахстанская область, Казахстан

Содержание:

Введение………………………………………………………………………3 — 4

Глава 1. Информация об опыте………………………………………..…4-6

1.1. Тема опыта……………………..………………………………………..…4.

1.2. Сведения об авторе………………………………………………………..4

1.3. Условия возникновения и становления опыта…………………….…4-5.

1.4. Актуальность и перспективность опыта…………………………..….5-7.

1.5. Ведущая педагогическая идея опыта………………………………….….7

1.6. Длительность работы над опытом………………………………….…….7

1.7. Диапазон опыта…………………………………………………………….7

1.8. Степень новизны опыта……………………………………………….…..7

Глава 2. Теоретическая база опыта………………………………………7-15.

2.1. Определение понятия «творческие способности»………………….7-9

2.2. Проблема творчества в истории и теории педагогики……………9-12

2.3. Современные концепции творчества………………………………12-15

Глава 3. Технология опыта………………………………………..……..15-42.

3.1 Диагностика уровня развития творческих способностей учащихся

………………………………………………………………………………..15-19.

3.2. Творчество на уроках технологии……………………………………19-28.

3.3. Заключительная диагностика и результативность опыта………..…28-30

3.4. Сравнительный анализ результатов работы…………………………30-31.

Заключение…………………………………………………………………31-34.

Библиография……………………………………………………………..34.

Приложение …………………………………………….…………………34-42.

Введение

«Как это важно - раскрыть в ребёнке его способности, чтобы он нашёл путь к себе, поверил в собственные силы, свое предназначение!

Чтобы доброта и любовь шли от сердца к сердцу, создавая в мире ауру любви и милосердия»

С.А.Назарбаева.

Цель моей работы: теоретически разработать и экспериментально проверить эффективность системы творческих заданий и упражнений, способствующих развитию творческих способностей школьников в процессе обучения технологии.

Для достижения поставленной цели, я определила следующие задачи:

1) рассмотреть сущность процесса развития творческих способностей ребенка на теоретическом уровне;

2) рассмотреть возможность развития творческих способностей учащихся на уроках технологии;

3) выявить уровень развития творческих способностей учащихся;

4) подобрать, составить и апробировать в процессе обучения творческие задания и упражнения для эффективного развития творческих способностей учащихся;

5) проанализировать полученные результаты.

Объект исследования: развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии.

Предмет исследования: эффективность вовлечения учащихся в творческую деятельность, способствующую развитию творческих способностей школьников.

Гипотеза: развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения технологии будет успешным, если систематически вовлекать детей в творческую деятельность.

«Распознать, выявить, раскрыть, взлелеять, воспитывать в каждом ученике его неповторимо-индивидуальный талант — знаний, поднять личность на высокий уровень расцвета человеческого достоинства».

В.А.Сухомлинский

Глава 1. Информация об опыте.

1.1. Тема опыта

«Развитие творческих способностей учащихся с учетом дарований на уроках технологии»

1.2. Сведения об авторе

Беркова В.Е. работает в КГУ средней школы им. Б. Момышулы с 2012г. Педагогический стаж- 25лет. Занимаемая должность-учитель технологии нагрузка 18часов. Преподаёт технологию в 5,7, 8, 9и10классах. Имеет высшую квалификационную категорию.

1.3. Условия возникновения и становления опыта

С раннего детства ребенок воображает и придумывает какие-то немыслимые образы, присущие только его сознанию. Творческое воображение переносится на все сферы деятельности: рисование, труд, конструирование и др. Немалые возможности для развития творческих способностей существуют в трудовой деятельности. Ребенок должен определить свой художественный замысел и воплотить его в конкретном продукте труда, при этом используя свои творческие способности. Я считаю, что важным средством приобщения учащихся к творчеству, развития их способностей является приобщение их к свободной, импровизации, умение находить в обычных предметах и явлениях новые аналогии. Чтобы уроки технологии были уроками творчества, на них следует воссоздать такие условия как: атмосфера раскованности, отсутствия боязни быть непонятым или осмеянным. Никакая идея, даже самая плохая, не должна критиковаться.

Но только создание этих условий не будет способствовать благотворительному творчеству, т. к. для творчества необходима некоторая база знаний: умение комбинировать и конструировать, анализировать, находить в предмете или объекте не свойственные ему признаки, но аналогичные с признаками других объектов или предметов и т. д. Сформировать и развивать эти умения — вот моя главная задача.

1.4. Актуальность и перспективность опыта

Труд играет немаловажную роль в развитие способностей. Способности развивают главным образом в условиях ведущей деятельности: в дошкольном возрасте — в игре, в младшем и среднем школьном возрасте - в учении. Дальнейшее их развитие происходит в юношеском возрасте, когда наряду с учением дети начинают более или менее систематически трудиться. Уже первые исследования показали, что при соответствующей организации деятельности ребёнка развиваются как элементарные способности (способность ощущать, воспринимать, мыслить и т. д.) Причем развиваются как раз способности, необходимые для успешного осуществления данного вида трудовой деятельности. Психологическая наука накопила немало ценных фактов, использование которых может заметно обогатить содержание и организацию трудового обучения и производительного труда школьника, более плотно использовать внутренние резервы его личности, обеспечить в трудовом обучении особую систему и тем самым повысить его воспитательную ценность.

Особенно важным в трудовом обучении и производительном труде школьников являются мотивы, которые побуждают детей охотно трудиться, превращает труд в глазах учащихся в значимое и необходимое для них дело. Именно с мотивами связано формирование отношения к труду как главной ценности. Такое же значение имеют знания о закономерностях возвышения потребностей, изменения установок, интересов, самооценок, притязаний и других вершинных образований личности в условиях трудовой деятельности.

Ж. Клейн –французкий постфрейдист определил психические предпосылки для творческого труда: широкое образование, дифференциальные специальные знания, развитые умственные способности и гибкость мышления, радость изобретательства и труда, высокий уровень понимания проблемы и удовлетворения от их решения, эмоциональная стабильность, терпение, умение доводить дело до конца, готовность к риску, сознательность, активная жизненная позиция и высокий уровень общественного сознания.

Терский В. Н. — друг и соратник Макаренко А. С., талантливый педагог, считает, что в творчестве немаловажную роль играет самодеятельность. Но это должна быть именно самодеятельность, а не натаскивание. Если мы, ничему не научив детей, призываем их творить, то или ничего не будет, или в лучшем случае это будет неудачное, искаженное воспроизведение того, что они когда-то умели. Самодеятельность будет тогда, когда дети будут действовать сами. Инициатива не может возникнуть из ничего. Детей надо учить творить, дав им для этого необходимые знания и опыт. Продолжая учить, надо создавать возможности для творчества, иначе и освоение не будет надежным и процесс будет формальным, скучным, а полученные навязанные знания будут легко забываться, выветриваться, не закрепленного повседневными целеустремленными упражнениями. Надо, чтобы дети всегда хотели учиться, чтобы у них была постоянная хорошая жажда к познанию. Это возможно, когда детская жизнь построена так, что знания эти нужны детям для успешного выполнения самостоятельных действий, для собственного творчества, а оно, в свою очередь, делает учение напряженным, радостным и основательным. Можно сказать, что самодеятельность школьников — это единство обучения и творчества.

1.5. Ведущая педагогическая идея опыта

Ведущей педагогической идеей опыта является повышение творческой активности учащихся, развитие творческих способностей, приобщение их к созданию оригинальных и необычных изделий.

1.6. Длительность работы над опытом

Работа над опытом продолжалась в течение 10 лет.

1.7. Диапазон опыта

Представленный опыт включает в себя информацию об опыте, систему уроков, приложения к урокам. Опыт работы реализуется через систему уроков технологии в 5 –10классах, участие в выставках. Опытом своей работы делюсь с коллегами школы, района.

1.8. Степень новизны опыта

Новизна опыта заключается в системном подходе к формированию творческого потенциала ребенка и развитию у него природных творческих способностей. Основным методом моей работы является проявление своего педагогического творчества и вовлечение учащихся в эту деятельность.

Глава 2. Теоретическая база опыта

2.1. Определение понятия «творческие способности»

«Учительство — это искусство, труд не менее творческий, чем труд писателя или композитора, но более тяжелый и ответственный. Учитель обращается к душе человеческой не через музыку, как композитор, не с помощью красок, как художник, а впрямую. Воспитывает личностью своей, своими знаниями и любовью, своим отношением к миру»

Дмитрий Лихачев (академик)

Одной из актуальных проблем сегодня является проблема развития творческих особенностей учащихся. Психологические аспекты разработаны в трудах А.С. Выготского, В.П. Богоявленского.

Способности — индивидуальное психологическое свойство личности, которое реализует специальную физическую систему головного мозга и которое, в благоприятных условиях в наибольшей мере определяет успешность освоения и продуктивность выполнения.

Способности творческие — система свойств и особенностей личности, характер, степень их соответствия, требующих определенного вида творческой деятельности и обуславливающий уровень ее результативности. Это умение сопоставлять, анализировать, комбинировать, находить связь. Развитие у учеников творческих способностей — составная часть воспитания. Творческие способности развиваются на основе продуктивного мышления, глубоких знаний в определенной области, практического опыта, интереса и делу.

«Основой формирования творческих способностей учащихся является правильное понимание педагогом проблемы творчества, как способа бытия человека, как формы его жизнедеятельности».

Многими психологами и педагогами рассматривалось творчество по-разному.

С философской точки зрения - это деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее.

С точки зрения психологии, творчество - это процесс созидания нового или совокупность свойств личности, которые обеспечивают ее включенность в этот процесс.

Педагогическими творческими способностями понимают индивидуальные способности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления творческой деятельности.

Психологи относят к творческим следующие: зоркость в поисках проблем, способность к "свертыванию", способность к " сцеплению" (увязыванию новой информации со старой), способность к переносу, готовность памяти выдать нужную информацию, гибкость интеллекта, беглость речи, способность к доведению дела до конца, и т. д..

Таким образом, развитие творческих способностей становится жизненно важной проблемой, актуальной во все времена.

2.2Проблема творчества в истории и теории педагогики

Сущность творчества по — разному рассматривалась в разные исторические эпохи. В античной философии творчество связывается со сферой изменчивого бытия, а не бытия бесконечного и вечного, созерцание которого ставится выше всякой деятельности.

В понимании художественного творчества, особенно начиная с Платона, развивается учение об Эросе как о своеобразной устремленности человека к достижению высшего созерцания мира.

В средние века творчеством считался волевой акт, вызывающей бытие из небытия.

В эпоху Возрождения творчество осознается как художественное творчество, сущность которого усматривается в творческом созерцании. Возникает интерес к личности самого творца.

В 18 веке Иммануил Кант также анализирует творческую деятельность.

Специфика художественного творчества рассматривается Кантом в системе его учения о целесообразности природы и человеческой деятельности вообще, а также в контексте его понимания искусства в широком смысле этого слова. Кант разграничивает понятие искусства как проявление всякой разумной, целесообразной деятельности (труда вообще) и действия природы, целесообразность которых устанавливать человеку не под силу.

Практическая деятельность предполагает не только знание того, как надо делать те или иные вещи, но и определенное мастерство, умение создавать вещи. Но умение лишь следовать шаблонам, еще далеко не достаточно для создания произведений изящного искусства. Поэтому одним из основных мотивов эстетической деятельности, по Канту, является бегство от всех форм однообразной практической деятельности.

Характерной особенностью искусства по сравнению с наукой Кант считал природную одаренность его творца. По Канту, гений — это талант (природное дарование), который дает искусству правило. А так как талант, как прирожденная продуктивная способность художника, сам принадлежит природе, то можно сказать, что гений — это прирожденные задатки души, через которые природа дает правила искусству». Речь идёт о тех же способностях души, что у простых смертных, т. е. о воображении и рассудке, только расположенных или соотносящихся друг с другом особым образом, необходимым для эстетической деятельности.

Кант, однако, недооценивал общественную среду в формировании творческих способностей человека и его субъективных волевых усилий в творческом процессе, особенно при возникновении замысла.

Таким образом, философ не отрицает необходимость сознательной работы в процессе создания художественных произведений. И если способность к творчеству является врожденной, то вкус основан на активной работе сознания человека.

Свою теорию творчества создал и З. Фрейд. Фрейд развивает мысль, согласно которой источник фантазии находится в бессознательном — этом вместилище психических сил человека. Но так как уже с детства человек вынужден считаться с внешним миром и запретами общества, то единственным выходом для него из непримиримого противоречия между собственными его влечениями и требованиями реальности является фантазия и возникшее на ее основе искусство.

Рассматривали теорию творчества и экзистенциалисты. Они считают, что носителем творческого начала является сама личность, т.е. прорыв природной необходимости и разумной целесообразности, выход за пределы природного и социального.

Стремление есть в каждом индивиде и ожидает только подходящих условий для освобождения и проявления. Именно оно является главной мотивацией творчества, когда организм вступает в новые отношения с окружающим миром, пытаясь наиболее полно быть самим собой.

Самое главное в творчестве — это новизна, и поэтому, нет эталона, по которому можно оценить его продукт, человек творит в первую очередь потому, что его удовлетворяет, потому, что он чувствует в этом само актуализацию. Творчество развивается, если учитель, родители, другие люди, занимающиеся развитием, предоставляют индивиду полную свободу выражать своё самое сокровенное в своих мыслях, чувствах и состояниях. Это способствует открытости, а также причудливому и неожиданному сочетанию образов, понятий, что является частью творчества.

Быть самим собой — вот, что способствует развитию надежного внутреннего источника оценок и вследствие этого приводит к созданию внутренних условий для созидательного творчества.

Таким образом, проблема творчества рассматривалась многими философами, психологами. Каждый выдвигал свою теорию творчества. Кант считал, что развивать творчество невозможно, творческое начало должно быть врожденным. Фрейд считает, что процесс творчества не может быть сознательным, т. е. источник фантазии находиться в бессознательном, а следовательно, развивать бессознательное тоже невозможно.

Уже в теории творчества экзистенциалистской философии уделяется внимание личности самого творца, его творению. Вопрос же о том, как надо развивать творческое начало в человеке, не затрагивается. На протяжении многих исторических эпох рассматривалась проблема творчества, а не проблема развития творчества. Говорилось о том, что является основой творчества, но речь не шла о том, что необходимо сделать, чтобы стать творцо

2.3. Современные концепции творчества

Лилов, рассматривая природу художественного творчества, считает, что творчество — это общественное явление. Его глубокая специальная сущность заключается в том, что оно создает общественно — необходимые и общественно — полезные ценности, удовлетворяет общественные потребности, и особенно в том, что оно является высшей концентрацией преобразующей роли сознательного субъекта при его взаимодействии с объективной действительностью.

Творчество есть создание новых, общественно значимых материальных, научных, художественных и других ценностей. Творчество — целенаправленная человеческая деятельность. Конечный продукт творчества может быть как материальным, так и идеальным, завершенным или незавершенным, но творческий процесс не может быть бесплодным.

Творчество ни в одной области человеческой деятельности невозможно без отражения — это есть преобразование природной и социальной действительности. Сотворение нового — это не мистическая операция, а изменение существующего на основе познанных его свойств и закономерностей.

На рубеже XIX и XX столетий как специальная область исследования начала складываться та наука о творчестве, которая именовалась психологией творчества. В ней центральное и исходное место занимает понятие творчества как процесса. Именно в этом заключается отличие этой дисциплины от других, изучающих лишь результаты, продукты творческого труда. Предметом психологии творчества является исследования в динамике процессов создания произведений творчества.

Процесс творчества расчленяется на стадии труда, бессознательной работы и вдохновения, труд необходим для пополнения сферы сознания содержанием, которое затем должно перерабатываться бессознательной сферой. Он необходим также для стимуляции бессознательной работы и вдохновения. Бессознательная работа сводится к отбору.

Важнейшая способность творца — это его гениальность. Она выражается необыкновенной концентрацией, напряженностью внимания и огромной восприимчивостью, впечатлительностью, умением видеть вещи в их сущности, даром интуиции, предчувствия, предугадывания.

Путем анализа и обобщения суждений о качествах творческой личности были выделены наиболее бросающиеся в глаза признаки гениальности, выражающиеся в особенностях перцепции, интеллекта, характера, мотивации деятельности. К числу перцептивных особенностей относились: необыкновенная напряженность внимания, огромная впечатлительность, восприимчивость.

К числу интеллектуальных — интуиция, могучая фантазия, выдумка, дар провидения, обширность знаний.

Среди характерологических особенностей подчеркивалось уклонение от шаблона, оригинальность, инициативность, упорство, высокая самоорганизация и колоссальная работоспособность.

Особенности мотивации усматривались в том, что гениальная личность находит удовлетворение не столько в достижении цели творчества, сколько в самом процессе.

Не так давно широко было распространено мнение, а многие западные психологи и педагоги и сейчас так считают, что творчество изначально присуще ребенку, что надо только не мешать ему свободно самовыражаться. Но практика показывает, что такого невмешательства мало: не все дети могут сами открыть дорогу к созиданию, и, конечно, не могут сохранить творческие способности надолго. Поэтому творчеству надо обучать.

Стало понятно, что ребенку необходимо дать средства той деятельности, которой он начинает заниматься. Сам ребенок не сможет найти этого средства, выработанные на долгом пути развития человечества. Он сможет открыть только самые примитивные из них. И творчество его обречено остаться на самой низкой ступени. Но, оказывается, просто дать технические навыки недостаточно. Даже при хорошем овладении ими ребенок, остается на уровне ремесла, а не творчества. Нужно вложить ещё в свое произведение эмоции, чувства, переживания, жизненный опыт.

Выяснилось, что и этому можно научить детей, научить их представлять себе и описывать не только некоторые события, но и внутренний мир знакомых и прозаичных предметов.

Но есть и ещё один компонент творчества, без которого немыслимо создание нового. Это творческое воображение, т. е. создание новых образов, представлений, которые воплощаются затем в произведении.

Воображение — основа любого творчества и существуют общие законы, по которым оно развивается и проявляется, законы, общие для всех видов творческой деятельности. Воображение отличает человека от всех остальных существ. Именно поэтому нас так привлекает творчество, творческие люди. Творчество — это вершина развития человеческих способностей.

Чтобы создать новое творение необходимо иметь определенную базу знаний, т. к. любое новое появляется на основе старого. Значит, в основе творческой деятельности лежит трудовая деятельность, необходимая для наполнения сферы сознания содержанием, которая затем должна перерабатываться бессознательной сферой. Труд необходим также для стимуляции бессознательной работы и вдохновенья; трудовая деятельность является одной из стадий творчества: труд, бессознательная работа и вдохновение.

Если бы человек не трудился, то не появлялись бы новые творения, как духовные, так и материальные. Труд является основой, исторически первичным видом человеческой деятельности.

Глава 3. Технология опыта

3.1. Диагностика уровня развития творческих способностей учащихся.

Творчество — явление сложное, комплексно-обусловленное многими социальными педагогическими и психофизиологическими предпосылками.

Учить творчеству — это, прежде всего, учить творческому отношению к труду. Труд — самый главный источник формирования познавательной деятельности, без чего нет и творческой личности. Развитию творческих способностей содействует и стиль проведения уроков: творческий, доброжелательный микроклимат, обстановка уважения и сотрудничество учителя и учеников, внимание к каждому ребенку, поощрение даже малейшего успеха. На уроке дети должны получать не только знания и умения, но и общее развитие. Учитель должен создать условия для проявления творческих способностей учащихся, владеть тактикой, технологией, т.е. с конкретной программой творческих упражнений, которая включала бы активизацию основных компонентов творчества: эмоции, воображение, образного мышления. Для творческих уроков необходимо ощущение уверенности в том, что твои нестандартные находки будут замечены, приняты и правильно оценены. Многие учащиеся, показывая свои работы, смущаются. «У меня плохо получилось» - иногда такие оценки соответствуют действительности, истинному положению, но часто за ними скрывается иное содержание: ребенок уверен, что работа сделана хорошо, но он снижает свое впечатление от нее, надеясь, что учитель все равно заметит и удивится тому, как удачно выполнено задание.

Отношение учителя к результатам детского творчества — тема очень обширная. Нужно бережное отношение к тому, что создается детьми, отказаться от критики выбрать позицию принятия, ценностного отношения к творчеству учащихся. Когда отношения доверия и открытости между учителями и учеником закрепятся, можно и нужно сравнивать выполненное задание с поставленной творческой задачей.

На первоначальном этапе работы я провела с детьми следующие диагностики:

1) “Воображение”, целью которой стало определение уровня воображения учащихся;

2) «Придумай игру» Цель данной методики — определение уровня развития фантазии ребенка;

3) «Творческий потенциал» на определения развития уровня творческого потенциала.

Для определения уровня развития фантазии учащихся я использовала методику «Придумай игру» (см. Приложение), где ребенок получает задание за 5 мин придумать какую-либо игру и подробно рассказать о ней, отвечая на следующие вопросы экс­периментатора. В ответах ребенка должна оцениваться не речь, а содержание придуманной игры. В этой связи, спрашивая ребенка, необходи­мо помогать ему — постоянно задавать наводящие вопросы, ко­торые, однако, не должны подсказывать ответ.

Придуманная ребен­ком игра по определенным критериям в сумме может получить от 0 до 10 баллов. И на основе общего числа полученных баллов делается вывод об уровне раз­вития фантазии:

10 баллов — очень высокий уровень;

8-9 баллов — высокий уровень;

6-7 баллов — средний уровень;

4-5 баллов — низкий уровень;

0-3 балла — очень низкий уровень.

Проверка показала результаты:

Диаграмма 1

Фантазия учащихся

Данные проведенной диагностики в процентном отношении показали:

  • очень высокий уровень — 10%;
  • высокий уровень — 15%;
  • средний уровень — 43%;
  • низкий уровень — 20%;
  • очень низкий — 12%.

Чтобы оценить уровень творческого потенциала, умения принимать нестандартные решения, проведена диагностика «Творческий потенциал» (см. Приложение). Учащимся нужно выбрать один из предложенных вариантов поведения в данных ситуациях. Общая сумма набранных очков показала уровень творческого потенциала:

49 и более очков. В вас заложен значительный творческий потенциал, который представляет вам богатый выбор творческих возможностей. Если вы на деле сможете применить ваши способности, то вам доступны самые разнообразные формы творчества — высокий уровень.

От 24 до 48 очков. У вас вполне нормальный творческий потенциал. Вы обладаете теми качествами, которые позволяют вам творить, но у вас есть и проблемы, которые тормозят процесс творчества. Во всяком случае, ваш потенциал позволит вам творчески проявить себя, если вы, конечно, этого пожелаете — средний уровень.

23 и менее очков. Ваш творческий потенциал, увы, невелик. Но, быть может, вы просто недооценили себя, свои способности? Отсутствие веры в свои силы может привести вас к мысли, что вы вообще не способны к творчеству. Избавьтесь от этого и таким образом решите проблему — низкий уровень.

Проверка показала результаты:

Диаграмма 2

Творческий потенциал

Данные проведенной диагностики в процентном отношении показали:

  • высокий уровень — 22%;
  • средний уровень — 41%;
  • низкий уровень — 37%.

Данные проведенных диагностик показали, что развито слабо воображение учащихся, дети практически не умеют фантазировать или боятся этого, хотя, по моему мнению, заложенного творческого потенциала достаточно в каждом ребенке. Нужно только немного помочь им раскрыться.

Из этого я сделала вывод: необходимо свои уроки технологии выстроить так, чтобы каждый ребенок почувствовал себя гением, смог реализоваться как творческая личность.

Цель моей работы: Раскрытие творческого потенциала ребенка, развитие его творческих способностей путем вовлечения в творческую деятельность на уроках технологии.

Задачи:

- подобрать комплекс упражнений и заданий для вовлечения детей в творческую деятельность;

- разработать и апробировать конспекты уроков технологии, используя различные приемы и методы для развития творческих способностей учащихся;

- использовать данные виды заданий на разных этапах урока;

- способствовать повышению интереса к урокам технологии.

3.2. Творчество на уроках технологии

При формировании способностей важную роль играют как наследственность и среда, так и воспитание. Причем воспитание оказывает большее влияние на формирование личности ребенка. И воспитание в трудовой деятельности занимает особое место. Моя задача, как педагога, заключается в том, чтобы помочь ребенку стать творческой личностью. Развивать творческие способности можно и нужно на уроках технологии.

На моих уроках у детей есть большие возможности проявить творчество. Кроме того учащиеся проявляют творчество в тех видах деятельности, которые для них приемлемее, предпочтительнее.

В своей деятельности я выбираю различные пути для развития творчества: это может быть коллективное создание работы, учащиеся высказывают свои идеи, каждый старается предложить свой вариант. С другой стороны это может быть серия уроков: на первых уроках — это мое творчество, т. е. я учу, что и как делать по принципу «делай как я»; на втором уроке может быть выполнена та же работа, но с изменениями, где учащиеся проявляют свою самодеятельность.

Путь развития творческих способностей я выбираю индивидуально для каждого класса, варьирую способы развития творческих способностей, комбинирую.

&nbs

Наши услуги



Мир учителя © 2014–. Политика конфиденциальности