Казахстан,Восточно-Казахстанская область,г.Усть-Каменогорск
КГКП «Восточно-Казахстанское училище им. народных артистов братьев Абдуллиных»
Концертмейстер
Ладонина Валентина Сергеевна
На сегодняшний день методика обучения в музыкальной школе основывается на таких принципах обучения, при которых значительное внимание должно быть направлено на художественную сторону воспитания начинающего музыканта. Ведущим принципом деятельности преподавателей ДМШ — является развитие творческой активности учащихся средствами музыкального воспитания и образования. Одно из наиболее эффективных средств — коллективные формы музицирования. Многогранно развивается личность учащегося на уроке ансамбля. Воспитываются такие исполнительские качества как артистизм, развитие музыкального мышления, интонирование. Нередко на уроке специальности ученик не в состоянии раскрыться (плохо интонирует, зажимается, плохо запоминает текст). А на уроке ансамбля вместе с другими детьми, он становится другим. И замечаешь, что прислушиваясь к соседу, ученик начинает чище интонировать, чувствуя коллективную ауру, начинает раскрепощаться. Слыша грамотную фразировку, начинает правильно ориентироваться в тексте, в штрихах, в двухголосии. Он ощущает, что зажатость ему мешает и сам начинает творчески подходить к решению тех или иных задач.
Концертмейстер — пианист-аккомпаниатор, помогающий солисту или коллективу музыкантов в их основной деятельности. Можно с уверенностью сказать, что это самая распространённая профессия среди пианистов. Участие концертмейстера является неотъемлемой частью учебного процесса струнников, народников, вокалистов, хора, хореографов в ДМШ.
Обязательные требования к профессионализму концертмейстера скрипичного класса: наличие музыкальной одаренности, владение навыками игры в ансамбле, артистизм, фантазия, развитые образные слуховые представления, эрудированность в вопросах музыкальных стилей, музыкальной формы, скорость реакции, гибкость, дирижерское начало, знание основ скрипичного искусства, понимание исполнительской специфики струнных инструментов. Концертмейстер должен, помимо музыкальной чуткости, обладать ясным мышлением, крепкими нервами и хорошей интуицией.
Педагог выполняет активную функцию, ведёт урок, концертмейстер вникает в творческий замысел коллеги, параллельно выгрываясь в текст, отмечая важнейшие опорные точки композиции. Одна из важнейших составляющих начального этапа освоения произведения для концертмейстера — помочь учащимся разучить их партии. Поэтому вначале пианисту придётся совмещать подыгрывание партии с собственно партией аккомпанемента. Необходимо помнить, что скрипка — инструмент с нефиксированным интонационным строем, поэтому помощь рояля (по возможности хорошо настроенного) здесь очень велика. Иногда концертмейстеру по ряду причин приходится оставаться с учащимися ансамбля тет-а-тет. Работа пианиста отнюдь не должна сводиться к многократному повторению произведения. Концертмейстер берёт на себя активную, педагогическую, роль в подобной ситуации. Вместе с учащимися проучиваем текст, трудные места, находит общие точки соприкосновения, выстраивает агогику, отождествляет штрихи, выверяет темпы (на более поздних этапах работы). Если это разбор, помогаем выучить партию, делая акцент на ритмическую чёткость и интонационную точность.
В работе с ансамблем также следует учитывать возраст и разноуровневую подготовку. Пианист в силу наличия своих сугубо пианистических знаний не всегда может указать учащемуся на специфические скрипичные ошибки — это работа педагога. Но он вполне в состоянии помочь ученику настроить инструмент в начале занятия, подсказать направление смычка, исправить интонационные и ритмические ошибки, подсказать мелизматику, объяснить её особенности на примере данного произведения, если потребуется, рассказать об эпохе и истории создания данного произведения, дать обзорное представление о композиторе.
В процессе индивидуальной работы концертмейстер с ансамблем может проучить отдельно с каждой группой их партию, подыгрывая ее на рояле отдельно или вместе с аккомпанементом. Роль концертмейстера в большом коллективе — объединяющая, дирижёрская, на пианисте лежит огромная ответственность за темп, движение, агогику, за образ и общую целостность произведения
Ансамбль — это единый организм. Проученная, слаженная игра ансамбля воспринимается слушателем как нечто неразделимое. Хорошо, хотя и не обязательно, если ансамбль (в т.ч. концертмейстер) будет одет в схожую по стилю и цвету одежду. Также очень важны выход на сцену и уход, выстроенность, одновременный поклон до и после выступления. Внешние атрибуты производят хорошее впечатление при условии качественного исполнения. Отработка совместного начала при отсутствии вступления, как показывает практика, в первые два года обучения — камень преткновения для многих детей. Наша, концертмейстерская, задача: давать ауфтакт (кивок головы, короткий вдох, жест, движение корпуса, даже мимика — здесь может работать что угодно, лишь бы ученик понимал вас в буквальном смысле с полувздоха) и научить давать ауфтакт — коротким лёгким поднятием грифа скрипки. В работе с детским коллективом ориентируемся на первую скрипку. По его знаку все одновременно поднимают инструменты, а концертмейстер кладёт руки на клавиатуру.
Необходимо с первых занятий создавать атмосферу взаимного доверия с учащимися. На репетиции к концерту задача концертмейстера совместно с педагогом — отстроить звуковой баланс в том помещении, где состоится мероприятие.
Игра в ансамбле объединяет детей разной степени способностей, интеллекта, возрастных и психофизических особенностей, музыкально-технической подготовки, расширяет кругозор, воспитывает дисциплину. Концертмейстер в классе скрипки и скрипичного ансамбля в современных условиях — важная составляющая процесса реализации личностно-ориентированной модели обучения и системного подхода к формированию базовых основ скрипичного исполнительства. Он играет большую роль в приобщении учащихся ДМШ к академической музыке — вплоть до профессионализации, музицированию, творческому поиску, причём, как в художественном, так и в технологическом плане.