Значение художественного слова во всестороннем развитии детей.
План:
1. Роль детской художественной литературы в формировании личности.
2. Влияние произведений на речевое развитие ребенка.
3. Особенности восприятия детьми литературных произведений.
В.А. Сухомлинский говорил: «Чтобы подготовить человека духовно к самостоятельной жизни, надо ввести его в мир книг». Воспитать у каждого ребёнка интерес к чтению, научить его бережно относиться к книге — одна из задач педагога.
О роли книги, художественного текста в развитии человека говорят с давних пор, но только в Новое время, которое началось приблизительно полтора века назад, эти разговоры стали касаться литературы, адресованной детям дошкольного возраста.
1. Художественная литература — одно из важнейших средств всестороннего развития личности дошкольника. Она будит мысль ребенка, помогает ему ориентироваться в окружающей действительности. Дошкольник начинает видеть в знакомых предметах и явлениях новые, ранее не замечаемые им качества, воспринимает предметы и явления в их внутренней связи.
Интерес к книге у ребенка появляется рано. Вначале ему интересно перелистывать странички, слушать чтение взрослого, рассматривать иллюстрации. С появлением интереса к картинке начинает возникать интерес к тексту. Как показывают исследования, при соответствующей работе уже на третьем году жизни ребенка можно вызвать у него интерес к судьбе героя повествования, заставить малыша следить за ходом события и переживать новые для него чувства.
Содержание художественного произведения расширяет кругозор ребенка, выводит его за рамки личных наблюдений, открывает перед ним социальную действительность: рассказывает о труде и жизни людей, о больших делах и подвигах, о событиях из мира детских игр, забав.
Раскрывая внутренний мир человека, показывая характеры, чувства, мотивы поступков, а также выражая отношение автора к изображаемым явлениям, произведения художественной литературы заставляют дошкольника волноваться, сочувствовать героям или осуждать их. Они помогают формировать у детей нравственные оценки, оказывают влияние на поведение ребят, их взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих их людей. В них начинают просыпаться гуманные чувства — способность проявить участие, доброта, протест против несправедливости. Это основа, на которой воспитывается принципиальность, честность.
Чувства ребенка развиваются в процессе усвоения им языка тех произведений, с которыми знакомит его воспитатель. И эстетические, и особенно нравственные представления дети должны вынести именно из художественных произведений, а не из нравоучительных рассуждений воспитателей по поводу прочитанных произведений, подготовленных выспрашиваний по вопросам. Нужно целиком довериться воспитательным возможностям художественного текста.
Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества — потешек, песен, затем он слушает народные сказки. Глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, живой юмор, образность языка — особенности этих фольклорных произведений-миниатюр. Наконец, малышу читают авторские сказки, стихи, рассказы, доступные ему.
Поэтические произведения оказывают на ребят огромное воздействие: обостряют чувства, способствуют более эмоциональному восприятию содержания произведения; открывают богатство интонации и звукового состава слова; развивают чувство ритма, рифмы, творческое воображение; помогают увидеть и выразить в словах впечатления от многоцветного окружающего мира; учат любить яркое, меткое слово.
Детский поэт Ирина Токмакова называет детскую литературу первоосновой воспитания. По словам В. А. Сухомлинского, «чтение книг — тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».
А.М.Горький писал, что воспитательное значение литературы огромно потому, что она действует одновременно и одинаково на мысль и чувства. Художественное исполнение литературных произведений усиливает это воздействие на слушателя. Поэтому воспитатель должен владеть искусством художественного выразительного чтения. Педагог стремится донести до детей не только сюжет, но и идею произведения, его смысловую сущность, передать художественную природу произведения, творческие приемы автора.
Таким образом, помогая детям овладеть языком данного художественного произведения, педагог выполняет и задачи воспитания.
Главной задачей является привитие детям любви к художественному слову, уважения к книге, развитие стремления общаться с ней, т.е. всего того, что составляет фундамент воспитания будущего «талантливого читателя».
Г.А. Савостина отметила, что активно воздействует на ребенка сам стиль художественной литературы, использующий все средства общенародного языка. Г.А. Савостина выделила следующие групповые критерии эстетического развития посредством художественной литературы:
1. Уровень эмоциональной отзывчивости на литературное произведение;
2. Установление смысловых связей литературного произведения;
3. Понимание некоторых признаков жанра;
4.Тематическое предпочтение жанра воспринимаемого произведения литературы;
5. Реакция на выразительные средства литературного языка и использование их в собственной речи.
Реакция на выразительные средства литературного языка приобщает детей к истинным образцам высокохудожественной литературы, формирует и запас литературно-художественных впечатлений, раскрывает меткость и выразительность языка, развивает речь, способность передавать содержание небольших фрагментов текста, переносить их в коммуникативную деятельность, обеспечивает эстетическое восприятие литературного текста.
Чудодейственные свойства детской поэзии были замечены давно. Если ребенку грустно, если он плачет от боли или обиды, веселый стишок обласкает, рассмешит, высушит слезы. Если ребенок капризничает, балуется, дерется - рифмованные строчки остановят забияку, пристыдят обидчика и драчуна.
Секрет воздействия художественных произведений - в представлениях, которые они вызывают у юных слушателей, заставляя их мыслить, сопоставлять, делать выводы, познавать мудрость и силу вымысла, в эмоциях, ими порождаемых.
Итак, значение детской литературы в формировании личности неоспоримо. Особенности работы с детьми определенной возрастной группы определяются их возрастными возможностями. В связи с этим отдельного рассмотрения требует как подбор произведений, так и методов работы с данной категорией детей.
Вариативность детского чтения способствует воспитанию ребенка-читателя. Но при этом есть ряд произведений, ставших обязательными, без которых полноценное дошкольное детство представить трудно. Это классические произведения, прошедшие взыскательную проверку многими поколениями читателей: народные сказки, произведения Х.К. Андерсена, Ш. Перро, К. Чуковского, Н. Носова, В. Драгунского и т.д. Не прочитанные вовремя, они не станут основой культурного развития личности ребенка.
По словам известного литературоведа Ю.М.Лотмана, художественные тексты обладают свойствами «сгущенной информативности», т.е. содержат столько сведений о мире, сколько не может дать ограниченный временем и пространством реальный опыт. И действительно, художественные тексты — при правильном их подборе — могут охватить если не все, то большую часть образовательных, воспитательных умений, которые необходимо освоить детям. Именно поэтому чтение художественной литературы может быть использовано как одно из средств, создающих смысловой фон и стимул для развертывания других форм совместной деятельности взрослого с детьми (продуктивной, познавательно-исследовательской, игровой), объединяющих их в целостном образовательном процессе.
Используя художественные произведения как готовый культурный материал, воспитатель и родители выступают проводниками детей в миры, создаваемые книгой, и в то же время не остаются безучастными исполнителями, а, как партнеры, вместе с ними удивляются, восхищаются, огорчаются, предвосхищают возможные коллизии — сопереживают персонажам в происходящих с ними событиях.
Иначе говоря, чтение художественной литературы выступает как одна из форм совместной партнерской деятельности взрослого с детьми. В отличие от других форм — продуктивной, познавательно-исследовательской, игровой — она не может быть продолжена дошкольниками самостоятельно и перейти в их свободную деятельность в силу того, что они в большинстве своем не умеют свободно читать и зависят от партнера-взрослого. Это налагает особую ответственность на воспитателя и родителей в плане подбора художественных произведений для чтения, с тем чтобы книга, затронув струны детской души, в наибольшей степени способствовала развитию и образованию ребенка.
Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. А именно, художественная литература формирует нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения, воспитывает эстетическое восприятие. Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка, речь ребенка обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Воспитательная функция литературы осуществляется силой воздействия художественного образа. Умение воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и особенности художественной выразительности не возникает спонтанно, оно формируется постепенно на протяжении всего дошкольного возраста. Все это расширяет кругозор детей, развивает способность понимать речь взрослого, овладевать родным языком.
2. Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребенка. В ходе своего развития речь детей тесно связана с характером их деятельности и общения. Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления.
При решении проблемы формирования образной речи дошкольников необходимо опираться на закономерности усвоения детьми значения слова.
Первоначально ребенок понимает слово только в его основном, прямом значении. Отсюда речевые ошибки дошкольников, названные исследователями «буквализмами» (А.Н.Гвоздев, К.И.Чуковский). Например, в ответ на сообщение, что скоро ударят морозы, ребенок говорит, что на улицу не выйдет, «чтоб меня морозы не ударили». Абстрактна по содержанию метафора, поэтому метафорические выражения, встречающиеся в загадках, стихотворениях, также часто понимаются детьми буквально. Так, отгадывая загадку о лисе («За деревьями, за кустами промелькнуло быстрое пламя. Промелькнуло, пробежало, нет ни дыма, ни пожара»), последние слова дети объясняют так: «Это тушат пожар, поэтому нет дыма».
С возрастом, по мере развития образного мышления дошкольник начинает понимать самые разнообразные значения, смысловые оттенки одного и того же слова. В процессе обучения дети знакомятся с многозначностью слова, учатся понимать образную сущность художественной речи, переносное значение слов и словосочетаний, фразеологизмов, пословиц, поговорок, загадок. Ученые подчеркивают не только возможность, но и необходимость формирования у детей дошкольного возраста элементарного осознания языковых и речевых явлений, в том числе таких, как образность и выразительность речи.
Именно образность и выразительность речи свидетельствуют о высокой степени овладения дошкольниками речевыми навыками.
Произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, загадки, скороговорки) являются благоприятными источниками развития выразительности детской речи. Поэтому развитие речи дошкольников, обучение их родному языку исследователи тесно связывают с решением задач формирования художественно-речевой деятельности. Так, использование пересказа фольклорных и литературных произведений с целью формирования у дошкольников умения строить связное монологическое высказывание включает ознакомление детей с художественно-выразительными средствами литературного текста (сравнениями, синонимами, антонимами, метафорами и др.). Вместе с тем овладение этими речевыми художественно-выразительными средствами служит развитию художественного восприятия литературных произведений, которое сохраняет свой эмоционально-непосредственный характер. Таким образом, у ребенка формируется осознанное отношение к речи, которое проявляется в выборе речевых изобразительно-выразительных средств для создания художественного образа.
Эффективность речевого развития дошкольников зависит от того, какими средствами пользуется педагог.
Развивая речь детей дошкольного возраста, необходимо помнить, что правильность нашей речи, точность языка, умелое использование слов, удачное применение изобразительных и выразительных средств языка, пословиц, поговорок, крылатых слов, фразеологических выражений, богатство индивидуального словаря повышают эффективность общения, усиливают действенность устного слова.
Для развития речи используются разнообразные средства, выбор которых зависит от уровня сформированности у детей речевых навыков и умений; от жизненного опыта детей; от характера языкового материала и его содержания.
Художественная литература используется для формирования звуковой культуры речи, усвоения морфологических закономерностей и синтаксических конструкций. Художественный текст является образцом построения связного высказывания, который закрепляется при пересказе, творческом рассказывании.
Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка. Е. А. Флерина отмечала, что литературное произведение дает готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок. Средствами художественного слова еще до школы, до усвоения грамматических правил маленький ребенок практически осваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой.
Н. С. Карпинская также считала, что художественная книга дает прекрасные образцы литературного языка. В рассказах дети познают лаконизм и точность языка; в стихах — музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; в сказках — меткость, выразительность.
Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.
При ознакомлении с книгой отчетливо выступает связь речевого и эстетического развития, язык усваивается в его эстетической функции. Владение языковыми изобразительно-выразительными средствами служит развитию художественного восприятия литературных произведений.
Воспитательная функция литературы осуществляется особым, присущим лишь искусству способом — силой воздействия художественного образа.
Литературные сюжеты используются в качестве основы при разработке речевых ситуаций в обучении языку, при формировании аналитико-синтетической деятельности, а также для развития воображения, расширение круга представлений об окружающем мире.
Чтобы полностью реализовать воспитательные возможности литературы, необходимо знать психологические особенности восприятия и понимания этого вида искусства дошкольниками.
Речь — инструмент развития высших отделов психики человека. Обучая ребенка родной речи, взрослые способствуют развитию его интеллекта и высших эмоций, подготавливают условия для успешного обучения в школе.
У ребенка старшего дошкольного возраста (5 — 6 лет) речь должна быть чистой внятной, без нарушений звукопроизношения, ведь в этом возрасте заканчивается процесс овладения звуками. Возрастает речевая активность: малыш не только задает вопросы сам и отвечает на поставленные вопросы взрослого, но и охотно и подолгу рассказывает о своих наблюдениях и впечатлениях.
3. Определим возрастные особенности дошкольника как читателя.Первой является наивность восприятия прочитанного. Дошкольники отождествляют литературу с действительностью (поэтому испытывают страх при чтении страшных рассказов).
Второй возрастной особенностью является эмоциональность восприятия прочитанного. Воспринимая сказку, ребенок бурно выражает свои эмоции: плачет, смеется, сочувствует, возмущается и т.д. С одной стороны, это хорошо: он является заинтересованным, сопереживающим читателем. Но, с другой стороны, сильные эмоции не позволяют трезво, критически оценить прочитанное. Поэтому одновременно с эмоциональностью нужно воспитывать и рациональность восприятия.
Еще одна особенность дошкольника-читателя — стремление подражать. Он читает преимущественно те книги, которые нравятся сверстникам, воспитателю, ориентируется на их мнение. Поэтому у детей нужно развивать самостоятельность восприятия.
Воспитание будущего читателя невозможно без опоры на те мысли, переживания, настроения, которые вызывает книга у ребенка. Поэтому педагог должен знать особенности восприятия детьми художественной литературы.
В трудах Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова, А. В. Запорожца, О. И. Никифоровой, Е. А. Флериной, Н. С. Карпинской, Л. М. Гурович и других ученых исследуются особенности восприятия художественной литературы ребенком дошкольного возраста.
Сила впечатления, получаемого детьми при слушании литературного произведения, зависит от уровня развития их эстетического восприятия, т.е. от способности воспринимать художественную литературу в неразрывном единстве ее содержания и формы.
Отечественные психологи А.В.Запорожец, Б.М.Теплов, Л.С.Славина под эстетическим восприятием действительности понимают «сложную психическую деятельность, своеобразно сочетающую в себе как интеллектуальные, так и эмоционально-волевые моменты». По их мнению, «эстетическое отношение к окружающему формируется в процессе жизни детей, в связи с общим ходом их психологического развития, под определяющим влиянием воспитания».
О.И.Никифорова выделяет в развитии восприятия художественного произведения три стадии: непосредственное восприятие, воссоздание и переживание образов (в основе — работа воображения); понимание идейного содержания произведения (в основе лежит мышление); влияние художественной литературы на личность читателя (через чувства и сознание). Глубокие изменения в этом отношении наблюдаются у ребенка дошкольного возраста.
Ограниченный личный опыт, недостаточно глубокое понимание существенных связей и отношений подчас мешают детям понять некоторые моменты сюжета, идейного содержания книги и отдельные образные выражения. Но если при чтении у ребенка возникает эмоциональная заинтересованность, личностное отношение к героям и ситуациям книги, он может более глубоко и правильно воспринять прочитанное.
Повышенная эмоциональность является побудителем внутренней активности ребенка при восприятии литературного художественного образа. Например, как показала в своем исследовании О.М.Концевая, такой художественный прием, как метафора, взятый отдельно, обычно остается непонятным для детей. Если же ребенок увлечен тем, что ему читают, он, как правило, верно воспринимает и понимают метафору.
Дошкольник, как правило, еще не может отделить свои переживания от внешних обстоятельств, изображенных в книге. Его переживания во время слушания, его эмоциональное отношение к героям и событиям часто не соответствуют изображаемому событию. Ребенок не может вырваться из «плена» художественного произведения, что связано с неумением осознавать свои эмоции и управлять ими.
Восприятие литературного произведения невозможно без активной работы воображения. Ребенок младшего дошкольного возраста, слушая рассказ или сказку, «содействует» с героем; ребенок постарше «соучаствует» с героем, и это соучастие проявляется в его внешней деятельности. «Содействие», «соучастие» при восприятии художественного произведения сменяются у них «сопереживанием». Восприятие носит чрезвычайно активный характер. Ребенок ставит себя на место героя, мысленно действует, борется с его врагами. На спектаклях кукольного театра дети иногда вмешиваются в события, пытаются помочь герою, хором подсказывают персонажам, чего делать не надо. Эта способность переживать в воображении и является одной из существенных особенностей маленького читателя.
Общеизвестна способность детей дошкольного возраста к фантазированию, «примысливанию». При чтении книги важно, чтобы воображение не уводило ребенка от текста, а включалось в эстетическое восприятие, направляло и углубляло его. Но ребенок не всегда может подчинить воображение тексту. Чтобы фантазия не уводила ребенка от текста, взрослому достаточно только направить ее, и тогда он всецело включится в восприятие книги.
В процессе слушания у детей возникают ассоциации с явлениями действительности, которые они воспринимали в жизни. По мере того как у дошкольников образуются связи между конкретными явлениями окружающего мира и словами, их обозначающими, те и другие начинают выступать в их сознании как единое целое. У ребят складываются наглядные представления об изображаемых словами жизненных фактах, которые принимают конкретные формы в том случае, если опираются на непосредственный личный опыт детей.
Восприятие литературных произведений зависит от развития отдельных психических функций и свойств личности, но не определяется только ими. Весь психический склад личности ребенка, обусловленный всем комплексом взаимоотношений с окружающей средой, влияет на процесс восприятия произведения искусства. А.В.Запорожец писал: «Ребенок проходит длительный путь развития отношения к художественному произведению: от непосредственного наивного участия в изображаемых событиях до более сложных форм эстетического восприятия, которые для правильной оценки явления требуют умения занять позицию вне их, глядя на них как бы со стороны». Эта способность ребенка определяет особенности его восприятия книги.
На основе особенностей восприятия выдвигаются ведущие задачи ознакомления с книгой на каждом возрастном этапе.
Для детей младшего дошкольного возраста характерны: зависимость понимания текста от личного опыта ребенка; установление легко осознаваемых связей, когда события следуют друг за другом; в центре внимания главный персонаж, дети чаще всего не понимают его переживаний и мотивов поступков; эмоциональное отношение к героям ярко окрашено; наблюдается тяга к ритмически организованному складу речи.
В среднем дошкольном возрасте происходят некоторые изменения в понимании и осмыслении текста, что связано с расширением жизненного и литературного опыта ребенка. Дети устанавливают простые причинные связи в сюжете, в целом правильно оценивают поступки персонажей. На пятом году появляется реакция на слово, интерес к нему, стремление неоднократно воспроизводить его, обыгрывать, осмысливать.
По словам К. И. Чуковского, начинается новая стадия литературного развития ребенка, возникает пристальный интерес к содержанию произведения, к постижению его внутреннего смысла.
Литература для дошкольников, в частности для старшего дошкольного возраста, существенно отличается от ранней детской литературы. Тому есть весомые объяснения. Дети в 6 лет уже способны осмысленно воспринимать сюжет, анализировать его. Часто у них возникает стремление во всем подражать героям покорившей их книги. Это связано с тем, что дети начинают учиться у литературных персонажей, пытаться поставить себя на их место, противопоставить себя им. Детям становится интересен социум с его взаимоотношениями. Поэтому закономерно, что и в качестве героев книг они предпочитают теперь не вымышленных персонажей, а людей.Их интересуют не только поступки героя, но и мотивы поступков, переживания, чувства. Они способны иногда улавливать подтекст. Эмоциональное отношение к героям возникает на основе осмысления ребенком всей коллизии произведения и учета всех характеристик героя. У детей формируется умение воспринимать текст в единстве содержания и формы. Усложняется понимание литературного героя, осознаются некоторые особенности формы произведения (устойчивые обороты в сказке, ритм, рифма).
У ребенка 4 — 5 лет начинает в полной мере функционировать механизм формирования целостного образа смыслового содержания воспринятого текста. В возрасте 6 — 7 лет механизм понимания содержательной стороны связного текста, отличающегося наглядностью, уже вполне сформирован.
Умение воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и особенности художественной выразительности не возникает спонтанно, оно формируется постепенно на протяжении всего дошкольного возраста.
Дети по-разному воспринимают и поэтические произведения и по-разному относятся к ним.
Одни дошкольники довольно длительное время, не отвлекаясь, могут слушать чтение поэтических произведений. Они легко воспринимают содержание и форму, с полной ясностью определяют, о чем говорится в произведении, поэтому охотно вступают в разговор по поводу прочитанного, высказывают свои суждения о средствах выразительности, определяют характер поэтического произведения. Эти дети знают наизусть стихотворения и охотно читают их в группе, на праздниках, дома, проявляют интерес к тому, кто и как пишет стихи.
Другие дошкольники при положительном в целом отношении к поэзии не дифференцируют понятие содержания и формы, проявляют интерес лишь к некоторым, наиболее понравившимся им стихам. Они не могут выделить в стихотворениях главное и второстепенное, им все нравится. Представления таких детей схематичны. Они без особого желания вступают в беседу о прочитанном, легко запоминают стихи, но и очень быстро их забывают, поэтому самостоятельно прочесть стихотворение затрудняются.
И есть дети, которые не понимают содержания поэтических произведений, тем более их подтекста, не воспринимают их специфических особенностей. Такие дошкольники слушают стихотворения с частыми и долгими отвлечениями, поэтому они не знают наизусть ни одного из них.
Для правильного восприятия поэтических произведений необходимо, чтобы дети понимали то, что им читают. Понимание обусловлено наличием у слушающих определенных знаний, определенного опыта. По мнению И.П.Павлова, пользование знаниями, приобретенными связями — есть понимание. Поэтому педагог должен считаться с опытом детей, их возрастом и развитием.
При заучивании стихотворений важно добиваться, чтобы все дети их хорошо запоминали. Психологи различают два основных вида запоминания: непроизвольное, происходящее без волевых усилий со стороны человека, и произвольное, являющееся результатом сознательного намерения запомнить. Произвольному запоминанию дошкольников необходимо учить. Для этого нужно, чтобы дети умели ставить перед собой цель — запомнить текст, и чтобы эта цель была понятна и конкретна. Произвольное запоминание — это внутренняя, интеллектуальная работа, необходимая детям в трех отношениях: она помогает более быстрому обогащению речи, способствует интенсивному развитию эстетических чувств, укрепляет память.
У каждого ребенка можно развить интерес к поэзии. На запоминание воспроизведение стихотворений оказывают влияние следующие факторы: