Редактор
Должность:Редактор
Группа:Мир учителя
Страна:Россия
Регион:Санкт-Петербург
Развитие эстетического восприятия у детей старшего дошкольного возраста средствами живописи

Россия,Ульяновская область,г.Ульяновск

МБДОУ д/с № 197 «Русалочка»

Воспитатель

Хохлова Татьяня Вячеславовна

Содержание

Введение ………………………………………………………………………………………....2

Глава I. Теоретические основы развития эстетического восприятия у детей

дошкольного возраста……….......................................................................................................5

1.1. Эстетическое восприятие в психолого-педагогической литературе……………..….5

1.2 Эстетическое восприятие детьми произведений живописи…………………………….9

Глава II. Изучение уровня эстетического восприятия произведений живописи детьми шестого года жизни…………………………………………………………………………….12

2.1 Уровни эстетического восприятия живописи детьми шестого года жизни на первоначальном этапе (констатирующий эксперимент)…………………………………….12

2.2. Методика ознакомления старших дошкольников с живописью (формирующий эксперимент)……………………………………………………………………………………20

2.3. Анализ результатов практической деятельности со старшими дошкольниками (контрольный эксперимент)……………………………………………………………………24

Заключение ……………………………………………………………………………………..27

Список используемой литературы ……………………………………………………………29

Приложение…………………………………………………………………………………..…31

Введение

На современном этапе развития дошкольного образования важной задачей является формирование личности ребенка, развитие его творческих способностей. Без воспитания эстетически грамотных людей, умения понимать и ценить искусство, без пробуждения у детей творческого начала невозможно становление цельной, гармонически развитой и творчески активной личности.

Дошкольное детство, с психологической точки зрения, является благоприятным для развития познавательной активности, творческих способностей, так как в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать мир. Известно, что у ребенка будут преобладать те способности, для развития которых имеются стимулы и созданы условия. Если условия благоприятны, то развитие способностей идет легко, достигает наибольшей высоты, ребенок может стать талантливым.

Поощряя любознательность, сообщая знания, вовлекая детей в различные виды деятельности, взрослые способствуют расширению детского опыта, а накопление опыта и знаний — необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Ни кругозор, ни эстетический вкус не являются врожденными качествами человека, они складываются и развиваются в процессе воспитания, под влиянием той среды, в которой растет ребенок, а также целенаправленной работы педагогов и родителей.

Е.Кононко, Э.Белкина считают, что особую роль в становлении эстетического восприятия дошкольников играет ознакомление с произведениями скульптуры, графики, живописи [2].

Проблема эстетического восприятия произведений живописи является актуальной в свете возрастающей роли искусства как важнейшего средства эстетического воспитания подрастающих поколений. Исследования по данной проблеме осуществляли как психологи (Л. С. Выготский, Д. А. Леонтьев, Б. М. Теплов, С. Л. Рубинштейн), так и педагоги (Р.Арнхейм, В.Ф.Асмус, А. А. Бакушинский, В. А. Гуружапов, Э. В. Ильенков, М. С. Каган, А. А. Мелик-Пашаев, П. М. Якобсон) и др.[6]

Различным аспектам эстетического восприятия детьми произведений изобразительного искусства, в частности произведений живописи, посвящены исследования Л.В. Благонадежиной, Н.Л. Кульчинской, М. Н. Семеновой, О.И. Никифоровой др.[6]

В работах В.А. Гуружапова, А.А. Мелик-Пашаева, Ю.А. Полуянова раскрыта специфика эстетического восприятия произведений живописи в детском возрасте. На материалах восприятия живописи в работах вышеперечисленных исследователей раскрыты уровни эстетического развития дошкольников. На первом уровне ребенок 3-4 лет эмоционально радуется изображению знакомых предметов, которые он узнал на картинке, но еще не образу. Мотив оценки носит предметный или житейский характер. На втором уровне ребенок к пяти годам начинает не только видеть, но и осознавать те элементарные эстетические качества в произведении, которые делают для него картину привлекательной. Дети могут получать элементарное эстетическое наслаждение, оценивая в картине как красивое и цвет, и цветовые сочетания изображенных предметов и явлений, реже - форму и композиционные приемы. На третьем, высшем уровне дети 6-7 лет поднимаются до способности воспринимать больше, чем заложено во внешних признаках изображаемого явления. Ребенок улавливает внутреннюю характеристику художественного образа.[19]

Модернизация содержания дошкольного образования способствовала созданию новых методических пособий по ознакомлению дошкольников с живописью, программ художественно-эстетического развития. Данной проблеме посвящены работы таких авторов как: Т.Фокина, Р.Чумичева, Л.Шульга и др. Одним из новых направлений является музейная педагогика, одной из задач которой является формирование зрительской культуры дошкольников (С.Маслова) [15]. Однако, наряду с высокой значимостью вышеперечисленных исследований, остро ощущается потребность в практических разработках, посвященных развитию эстетического восприятия посредством ознакомления с произведениями изобразительного искусства, направленных как на развитие искусствоведческого и образного словаря детей, так и на совершенствование их зрительской культуры. Таким образом, тема нашей курсовой работы «Развитие эстетического восприятия у старших дошкольников на примере живописи» является актуальной.

Объект исследования — процесс эстетического восприятия детьми шестого года жизни произведений живописи.

Предмет исследования: методы развития эстетического восприятия произведений живописи детьми шестого года жизни.

Цель исследования: выявить особенности эстетического восприятия и понимания произведений живописи детьми шестого года жизни.

Гипотеза: использование произведений живописи в педагогическом процессе способствует развитию эстетического восприятия детей старшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

1. Раскрыть особенности эстетического восприятия живописи детьми дошкольного возраста.

2. Определить задачи и требования по ознакомлению с живописью детей шестого года жизни.

3. Охарактеризовать методы ознакомления детей с живописью.

4. Разработать критерии оценивания уровней эстетического восприятия произведений живописи детьми старшего дошкольного возраста.

5. Провести исследование уровней эстетического восприятия произведений живописи детьми старшего дошкольного возраста.

Методы исследования: При рассмотрении состояния исследуемой проблемы использовались такие методы, как:

  • теоретические (анализ психолого-педагогической и методической литературы);
  • практические (определение уровня эстетического восприятия произведений живописи);
  • количественный и качественный анализ полученных данных.

Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, выводов, библиографии, приложения.

Глава I. Теоретические основы развития эстетического восприятия у детей дошкольного возраста

1.1 Эстетическое восприятие в психолого-педагогической литературе

Восприятие — определенная ступень чувственного познавательного процесса — отражение человеком и животными предметов при их непосредственном воздействии на органы чувств, в виде целостных чувственных образов. Генезис восприятия тесно связан с развитием наглядно-образного мышления, совершенствованием системы представлений и способности оперировать ею достаточно свободно [19].

Ожегов в своем толковом словаре определяет понятие «восприятие» как форму чувственного отражения действительности в сознании, способностьобнаруживать, принимать, различать и усваивать явления внешнего мира и формировать их образ [17].

Восприятие — отражение предметов и явлений в целостном виде в результате осознания их отличительных признаков. Восприятие - определенная ступень чувственного познавательного процесса — отражение человеком и животными предметов при их непосредственном воздействии на органы чувств, в виде целостных чувственных образов [6].

Восприятие осуществляется посредством действия, связано с обследованием воспринимаемого объекта, с построением его образа. В понятии восприятия фиксируется непосредственное воздействие на органы чувств, формирование целостных образов, их прочная чувственная основа и протекание процесса в настоящем времени, которому предшествует фаза прошедшего и за которым следует фаза будущего[9].

Правильное, адекватное восприятие является частью эстетического восприятия ребенка. Знакомство с красотой в жизни и искусстве не только воспитывает ум и чувство ребёнка, но и способствует развитию воображения и фантазии. [16].

В исследованиях Н.А. Курочкиной, Н.Б. Халезовой, Г.М. Вишневой показано, что эстетическое восприятие формируется наиболее полно в старшем дошкольном возрасте, когда дети могут самостоятельно передавать живописный образ, давать оценки, высказывать эстетические суждения и нем. Восприятие представляет собой процесс непосредственного контакта с окружающей средой, процесс переживания впечатлений о предметах в рамках социо-эмоционального развития наблюдателя. Это сложный психологический процесс. Он состоит из следующих этапов:

- Афферентный синтез (анализ свойств объекта и предметной среды, зоны отображения)

- Межсенсорное взаимодействие: при восприятии объекта и предметной среды, зоны отображения происходит сравнение зрительного, звукового, обонятельного и других сигналов, взаимодействия анализаторов, тренировка ассоциативных процессов и полушарий головного мозга.

Как показывают психолого-педагогические исследования (П.П. Блонский, А.В. Запорожец, Н.А. Ветлугина, С.Л. Рубинштейн, Е.А. Флерина, П.М. Якобсон и др.), эстетическое, художественное восприятие следует начинать развивать как можно раньше, еще в дошкольном детстве.

Эстетическое восприятие дошкольников произведений искусства, также имеет свои особенности:

- Восприятие образов в искусстве органично сплетено с впечатлениями и наблюдениями в действительности. Чувства радости, удивления, огорчения, переданные в картине через выражения лица и жеста, улавливаются детьми и передаются ими в высказываниях.

- Дети старшего дошкольного возраста способны это выразить в суждениях о произведении в целом.

- Дети легко узнают изображаемое и его классифицируют.

- В высказываниях детей появляются сравнения изображаемого с виденным в жизни.

Психологи (Б.М. Теплов, С.Л. Рубинштейн, А.В. Запорожец и др.) и педагоги (В.А. Гуружапова, А.А. Мелик-Пашаева, Ю.А. Полуянова, П.М. Якобсон и др.) рассматривают эстетическое восприятие живописных картин детьми дошкольного возраста как эмоциональное познание мира, начинающееся с чувства, а в дальнейшем опирающееся на мыслительную деятельность человека. В дошкольном возрасте оно носит специфический характер, обусловленный возрастными особенностями и отличается эмоциональной непосредственностью, повышенным интересом к окружающему миру, живым откликом при встрече с прекрасным и удивительным, которые проявляются в улыбках, жестах, возгласах, мимике, в воспринимаемом явлении, дать ему эстетическую оценку.

А.А. Люблинская считает, что восприятию картины ребенка надо учить, постепенно подводя его к пониманию того, что на ней изображено. Это требует узнавания отдельных предметов (люди, животные); выделяя позы и места положения каждой фигуры в общем плане картины; установления связей между основными персонажами; выделение деталей: освещение, фон, выражения лиц людей.

С.Л Рубинштейн, Г.Т Овсепян, изучавшие вопросы восприятия картины, считают, что характер ответов детей по ее содержанию зависит от ряда факторов. Прежде всего - от содержания картины, близости и доступности ее сюжета, от опыта детей, от их умения рассматривать рисунок.

Художественные картины бывают таких типов:

Предметные картины - на них изображены один или несколько предметов без какого-либо сюжетного взаимодействия между ними (мебель, одежда, посуда, животные и т.д. )

Сюжетные картины, где предметы и персонажи находятся в сюжетном взаимодействии друг с другом. П. А. Федотов «Свежий кавалер», А. А. Рылов «Чайки», Н. С. Самокиш «Материнство»

Пейзажные картины: А. Саврасов «Грачи прилетели»; И. Левитан «Золотая осень», Весна», «Большая вода»; А. Куинджи «Березовая роща»; Шишкин «Утро в сосновом бору»; В. Васнецов «Алёнушка» и т.д.

Натюрморт: К.Петров-Водкин «Черемуха в стакане»; Машков «Рябинка»; Кончаловский «Маки», «Сирень у окна» и т.д. [5]

Сопоставляя жизненные и природные явления с их воспроизведением в картине, дошкольник опирается, прежде всего, на собственный опыт. Он воспринимает картину не только созерцая, но и действенно, оказывая предпочтение одним явлениям и объектам перед другими.

Восприятие художественного образа в картинах способствует уточнению многих специфических понятий для изобразительного искусства. Их значение делает процесс восприятия более осмысленным, интересным, так как ребенок различает выразительные средства каждого вида и жанра изобразительного искусства.

В исследовании Н.М. Зубаревой по эстетическому воспитанию детей средствами изобразительного искусства, поставлены вопросы: каковы возможности картин, в частности, таких жанров, как натюрморт и пейзаж. По данным исследователей, при восприятии живописи разных жанров дети больше предпочитают картину бытового жанра и меньше натюрморт и пейзаж. Сюжетная картина привлекает детей интересным, увлекательным содержанием. При этом они, как правило, не обращают внимания на эстетические стороны картины. Натюрморты и особенно пейзажная живопись вызывают интерес у ребёнка изображением предметов, явлений природы, цветовыми сочетаниями, колоритом. В картинах бытового жанра детей привлекают различные темы: спорт, образы животных. Интерес к тематике неодинаков у девочек и мальчиков. Мальчики проявляют наибольший интерес к спортивной и героической темам, а девочки — к миру животных. У отдельных детей отмечается устойчивый интерес к одной определённой теме. При сопоставлении двух художественных произведений на одну и ту же тему, но решённых художниками по-разному, дети отдают предпочтение картинкам, написанным лаконично, условно, ярко, с использованием декоративных возможностей цвета. Однако условность в изображении принимается детьми лишь до определённых пределов. Изображение, граничащее со схематизмом, вызывает у них протест. Воспринимая натюрморт, дети эмоционально реагируют на цвет, замечают, какие цвета художник использует в картине. Дети 5-6 лет, выбирая «самую красивую» картину, способны руководствоваться эстетическими чувствами, вызываемыми гармонией цвета, яркостью красок, их сочетанием [12].

Пейзажная живопись близка детям по их наблюдениям природы, оказывает эмоциональное и эстетическое воздействие, что проявляется в их речи. Дети находят свои поэтические образы для характеристики воспринимаемого явления, используя метафоры, сравнения и другие средства выразительности. Поэтический текст оказывает положительное влияние на восприятие картины, углубляя её восприятие. Он помогает детям осознанно воспринимать выразительные средства, использованные художником, видеть в них средства характеристики образа.

Для развития эстетического восприятия детьми художественного образа в пейзажной живописи важно использовать поэзию А.С. Пушкина, И.А. Бунина, Ф.И. Тютчева, С. Есенина и др. При восприятии жанровой картины детьми старшего дошкольного возраста понимание социальной значимости содержания картин развивается постепенно от неосознанного, расчленённого, основанного на выделении отдельных деталей без взаимосвязи со средствами выразительности к адекватному пониманию содержания, мотивированному логическими связями содержания картины и средствами выразительности. Необходимым условием понимания социальной значимости содержания жанровой живописи является личностное отношение к выраженным в живописи социальным явлениям. Оно выступает показателем эмоционального восприятия жанровой живописи, а также немаловажным фактором в процессе формирования социализации личности дошкольника. Большое влияние на восприятие детьми произведений изобразительного искусства оказывает стиль художественного изображения. Лаконичная, яркая по колориту картина вызывает стойкие эстетические чувства. Так, в натюрмортах детей больше привлекают произведения, которые по своим художественным особенностям близки к работам мастеров народного творчества. Красочность и декоративность, смелые, часто контрастные цветовые сочетания делают эти произведения необычайно привлекательными для детей. В картине бытового жанра их больше интересуют произведения, написанные реалистично, в пейзаже - картины с использованием декоративных возможностей цвета. В работе с детьми целесообразно использовать произведения с различной трактовкой художественного образа: очень подробной (А. Лактионов, И. Шишкин, И. Хруцкой), более обобщённой (А. Рылов, А. Куинджи, И. Левитан), условно плоскостной, близкой к народному искусству (А. Ведерников, Б. Кустодиев).

Таким образом, анализ педагогической и искусствоведческой литературы позволил охарактеризовать процесс восприятия, его типы, процесс художественного восприятия, этапы восприятия картин, привести примеры типов картин, которые доступны для восприятия детей старшего дошкольного возраста.

1.2 Эстетическое восприятие детьми произведений живописи

Живопись - вид изобразительного искусства, произведения которого (картины, фрески, росписи) отражают действительность, оказывают воздействие на мысли и чувства зрителей.

Живопись как жанр изобразительные искусства обращается к действительности как к источнику формирования внутреннего духовного мира человека. Об этом свидетельствуют исследования следующих педагогов и искусствоведов: В.А. Разумного, М.Ф. Овсянникова, И.Б. Астахова, Н.А. Дмитриева, М.А. Когана [18].

В процессе формирования у детей эстетического отношения к живописи главное - эмоционально-образное восприятие произведений искусства, изобразительно-выразительных средств, формирование интересов, предпочтений. Это доказывается в исследованиях М.Ф. Овсянникова, И.Б. Астахова, Н.А. Дмитриева.

По мнению Е.А. Флериной, Н.П. Сакулиной, В.С. Мухиной, обучая детей восприятию произведений живописи, мы тем самым делаем выразительнее их изобразительную деятельность, хотя совершенно очевидно, что в этом процессе нет механического переноса способов деятельности [19].

Деятельность детей, связанная с живописью, всегда должна быть непринужденной, насыщенной радостным устремлением, творческим воображением, инициативой. Чем эстетически развит ребенок, тем прочнее его художественные умения и навыки, тем полнее его творческая деятельность.

Задачи ознакомления детей с живописью:

1. Развивать у детей устойчивый интерес к живописи. Подвести к пониманию того, что искусство отражает окружающий мир и художник изображает то, что вызвало его интерес, удивление.

2. Знакомить с тем, о чем и как говорит искусство. Учить видеть особенности и отличительные признаки разных видов искусства.

3. Продолжать работу по формированию навыков последовательного целостного художественного восприятия подлинно художественных произведений искусства.

4. Формировать навыки и умения общаться по поводу искусства с товарищами, взрослыми, высказывать суждения и оценки увиденного.

5. Воспитывать умение любоваться произведениями, понимать настроение героя.

В последние годы уделяется все больше внимания вопросам эффективного использования живописи в работе с детьми. Многие педагоги, искусствоведы пишут об активизации педагогического процесса средствами живописи. В работах А.Н. Бурова, П.Н. Якобсона, Б.П. Юсова, Р.М. Чумичевой, Т.И. Хризман и др. доказывается выделяют специальные требования по работе с детьми дошкольного возраста [22]:

- Доступность содержания живописи для детского восприятия. Тематика картин обязательно должна быть созвучна интересу детей, соответствовать их возрасту и опыту.

- Содержание картины должно носить воспитывающий гуманистический характер, способствовать формированию нравственно-эстетических качеств, чувств, отношений.

- Яркая выраженность эмоционального состояния. Чем эмоциональнее, ярче, убедительнее произведение, тем сильнее оно действует на чувства и сознание зрителей, глубже раскрывает само содержание изображения.

- Разнообразие используемых художником средств выразительности: цвет, композиция, ритм.

По мнению Е.А. Флериной, Н.П. Сакулиной, В.С. Мухиной, обучая детей восприятию произведений живописи, мы тем самым делаем выразительнее их изобразительную деятельность, хотя совершенно очевидно, что в этом процессе нет механического переноса способов деятельности [18].

Н.М. Зубарева доказывает доступность восприятия детьми живописи, и в практической педагогической работе использует различные методы и приемы художественного восприятия картин живописи. Педагог использует беседы об искусстве, игровые ситуации, в которых дети сравнивают, узнают разные по художественной выразительности художественные образы. Педагог комплексно использует различные дополнительные средства воздействия на эстетическое восприятие детей. Кроме художественных произведений Н.М. Зубарева рекомендует использовать музыкальное сопровождение восприятия картин, поэзию, прозу [11].

В исследованиях Н.А. Курочкиной, Н.Б. Халезовой, Г.М. Вишневой показано, что восприятие живописи формируется наиболее полно в старшем дошкольном возрасте, когда дети могут самостоятельно передавать живописный образ, давать оценки, высказывать эстетические суждения и нем.

Знакомя детей с живописью, педагог раскрывает перед ними картины окружающего мира: быт, труд людей. При этом не ограничиваются только перечислением изображенных на картине людей, предметов, а, прежде всего, раскрывает значимость труда самого художника, своеобразие его мастерства, раскрывает, что побудило художника написать эту картину. При детальном рассматривании картины, анализе изображенного на ней детей учат устанавливать взаимосвязи содержании произведения: не только отвечать, что видит ребенок на полотне, но и уметь объяснить, почему художник посвятил картину данной теме, какие средства выразительности использован, чтобы раскрыть содержание задуманного. При качественном преподнесении картины у ребенка формируется и развивается интерес к другим видам и жанрам изобразительного искусства, стремление обогатить свои знания за счет новых накоплений [5].

Более полное познание детьми произведения живописи позволяет воспитателю не только развивать интерес к живописи, но и формировать первоначальные основы мировоззрения. Искусство способствует воспитанию различных чувств. Так, при ознакомлении с пейзажной живописью у детей активизируется интерес к общественной жизни, к различным видам человеческой деятельности, отношением его к процессам труда, к ценностям, которые создает народ, к художественному творчеству. Дети обогащают свой нравственный опыт, любовь к Родине. У них формируется нравственное сознание.

Живопись учит видеть красоту человеческих чувств, взаимоотношений, сравнивать изображенное в произведениях изобразительного искусства, сравнивать явления с реальной действительностью. И этим развивают их эстетические чувства, которые проявляются у детей в начале эмоциональных и речевых реакциях, а затем, при дальнейшем ознакомлении их с искусством - в собственной художественной деятельности [5].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что общение с живописью формирует у ребенка не только эстетический и художественный вкус, умение оценить красоту картины, вещей, людей и другие художественные произведения, но и способность дать правильную оценку различным явлениям жизни общества, нравственному поведению человека, политическим событиям, а на этой основе выработать ценностную ориентацию в жизни.

Глава II. Изучение уровня эстетического восприятия произведений живописи детьми шестого года жизни

2.1 Уровни эстетического восприятия живописи детьми шестого года жизни на первоначальном этапе (констатирующий эксперимент)

Старшие дошкольники активно входят в мир художественного творчества. Восприятие живописи - это единство познания и переживания. Ребенок учится не просто фиксировать то, что представлено в картине, но и воспринимать чувства, которые хотел передать его автор [23].

Первым этапом при проведении диагностического исследования является выбор методики. Представим данные методики.

Методика «Изучение восприятия картины» [14].

Подготовка исследования. Подобрать с учетом возраста ребенка незнакомые ему три репродукции картин разных жанров: сюжетную, пейзаж, натюрморт. Они должны быть цветными и не очень мелкими.

Проанализировать репродукции по следующей схеме:

-особенности смыслового центра (дать ей название и кратко передать содержание);

-главные и второстепенные предметы (перечислить все);

-причинные связи между предметами (указать все).

Проведение исследования. Эксперимент проводится с детьми 5-6 лет индивидуально.

Протокол содержит инструкцию и вопросы экспериментатора, время рассматривания репродукций, перечисленные предметы, указания на цвет предметов, на причинно-следственные связи, рассказ по картинке, поведение ребенка (наличие указательных жестов, эмоциональные реакции).

Первая серия. Описание картин. Ребенку поочередно показывают репродукции и просят описать их: «Посмотри внимательно на эту картинку и расскажи о том, что здесь нарисовано». В случае затруднения задают наводящие вопросы. Ребенок может водить по картинке пальцем, указывая на предметы, которые он рассматривает.

Вторая серия. Эстетическая оценка картины. Перед ребенком раскладывают репродукции картин всех жанров и просят выбрать ту, которая ему больше нравиться. Ребенок выбирает картину и объясняет свой выбор.

Третья серия. Эстетическая оценка картины. Показывают несколько репродукций картин одного жанра, выполненных в различной манере, и просят выбрать ту, которая ему нравиться. Последовательно показывают картины всех трех жанров. Выясняют, как стилевые особенности картины влияют на ее эстетическую оценку ребенком. Для этого просят ребенка объяснить причины выбора.

Обработка данных. Детей распределяют по трем группам в зависимости от уровня эстетической оценки.

Первая группа — отсутствие оценки;

Вторая группа — мало осознанная оценка (когда на вопрос о том, нравится или не нравится картина, ребенок затрудняется объяснить, почему).

Третья группа –осознанная оценка, когда ребенок мотивирует свой выбор, отмечая особенности содержания и выразительных средств картины).

Критериями изучения являлись умения:

- перечисления объектов;

- установления связей между объектами;

- понимание смысла сюжета картины;

- использование выразительных средств речи;

- понимание языка изобразительного искусства;

- эмоциональность восприятия картины.

Взяв за основу вышеперечисленные критерии, мы разработали следующие уровни восприятия детьми произведения живописи.

Характеристика уровней

Высокий уровень.

Речь детей. Ребёнок уверенно отвечает на поставленные вопросы, рассматривает объекты целостно; способен к обобщениям, выявлению объективных связей внутри группы предметов. Богатый словарный запас, наличие большого количества прилагательных, образных эпитетов, сравнений. Понимают и используют в своей речи слова, обозначающие многочисленные оттенки цветов, а также чувства и настроения человека. В рассказе по картине дети используют поэтические цитаты. отвечает на вопросы правильно, развернуто, логично. Может самостоятельно определить, что изображено, о чем картина, что хотел показать художник, написав эту картину?

Визуальная грамотность. Умеет объяснить причины выбора данной картины. Дети понимают вымысел художника предъявленной картины. От простого перечисления увиденных объектов переходят к анализу замысла художника; средств, с помощью которых он этот замысел реализовывал. Высказывают свое эмоционально-личностное мнение об этой картине. Дети понимают и используют в своей речи такие искусствоведческие термины как жанр, живопись, портрет, натюрморт, пейзаж, блик, мазок; названия инструментов художника.

Средний уровень

Речь детей. Односложно объясняет причины выбора картины. Ребенок отвечает на вопросы правильно, но не умеет доказать, почему он так думает. Высказывания по картине представляют перечень объектов. Преобладание простых предложений. Не использует использует в речи эпитеты, образные сравнения.

Визуальная грамотность. Пытается высказать свое эмоциональное отношение к картине. Слабо используют в своей речи такие искусствоведческие термины как жанр, живопись, портрет, натюрморт. Не выделяет средства выразительности, которые использовал художник в своем произведении.

Низкий уровень.

Речь детей. Не умеет целостно изложить свое мнение о картине. Однозначно отвечает на поставленные вопросы. Преобладание перечислений объектов картины, простых предложений.

Визуальная грамотность. Не может определить жанр произведения. Не выделяет средства выразительности, которые использовал художник в своем произведении. Эмоционально равнодушен к содержанию картины.

Исследование осуществлялось в МБДОУ № 197.

Количество детей 11.

Стимульный материал. Картины: А. А. Дейнека «Гладиолусы с рябиной», И. Левитан «Осенний день. Сокольники», И. С. Остроухов «В Абрамцевском парке», предъявление картин. Фиксация ответов.

Серия 1. Беседа по картинам.

Результаты представлены в следующих таблицах

А. А. Дейнека «Гладиолусы с рябиной»

1) Тебе нравится картина?

Андрей Д.

Да, мне нравится картина

Лилия С.

Да

Ирина М.

Мне нравится

Кристина Г.

Да, красивая картина

2) А что на ней изображено?

Андрей Д.

На картине нарисованы цветы

Лилия С.

Цветы, мальчик на лошади, барыня

Ирина М.

На картине нарисованы цветы в вазе и листочки

Кристина Г.

На картине нарисованы цветы и игрушки

3) Как называется картина, на которой нарисованы разные предметы?

Андрей Д.

Натюрморт

Лилия С.

Не знаю

Ирина М.

-

Кристина Г.

Натюрморт

4) Какие цвета ты видишь на картине?

Андрей Д.

Я вижу красный, зеленый, розовый, оранжевый, фиолетовый

Лилия С.

Красный, синий, белый

Ирина М.

Красный, розовый, синий, сероватый

Кристина Г.

Я вижу красный, оранжевый, фиолетовый, зеленый, желтый, розовый

5) Как ты думаешь, что главное в картине?

Андрей Д.

Я думаю, главные цветы

Лилия С.

Цветы

Ирина М.

Цветы

Кристина Г.

В картине главные цветы

6) Почему ты так считаешь?

Андрей Д.

Они большие и яркие

Лилия С.

Они красные

Ирина М.

Они большие

Кристина Г.

Потому, что они большие и яркие

7) Как бы ты назвал картину?

Андрей Д.

Колокольчики

Лилия С.

Цветы

Ирина М.

Не знаю

Кристина Г.

Красные цветы

И. Левитан «Осенний день. Сокольники»

1) Какое время года изображено на картине?

Данил З.

Осень

Вика П.

Осень

Соня Р.

На картине нарисована осень

Никита Б.

На картине нарисована золотая осень

2) А почему ты так считаешь?

Данил З.

Листья опадают

Вика П.

Желтые деревья

Соня Р.

Желтые листья на деревьях

Никита Б.

Потому что листья на дорожке лежат на дорожке

3) На что похожи листья?

Данил З.

На золото

Вика П.

На солнышко

Соня Р.

Листья похожи на золото

Никита Б.

Листья похожи на золото

4) Небо ясное или затянуто тучами?

Данил З.

Ясное

Вика П.

Затянуто тучами

Соня Р.

Небо затянуто

Наши услуги



Мир учителя © 2014–. Политика конфиденциальности